Значение слова гармония. Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности

Основы гармонии в музыке

Значение слова гармония. Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности

>

1. Трезвучия. Обращения трезвучий.
2. Последовательность аккордов. Гармонический оборот.
3. Соединяем аккорды с мелодией.
4. Кварто-квинтовый круг.
5. Нетерцовые созвучия (нетерцовые аккорды).

Вспомните определения понятий «трезвучие» и «аккорд» из прошлой статьи.

Трезвучие – аккорд из трех нот, расположенных по терциям.

Аккорд – сочетание трех или более нот, взятых одновременно.

Сейчас часто аккордом вполне могут называть сочетания звуков с любыми интервалами, тогда как раньше под аккордом подразумевали созвучие нот, расположенных с интервалами в терцию, либо способные к такому размещению с помощью октавных перемещений.

Теперь дадим само определение гармонии. Процитирую старый советский учебник:

Гармония – объединение звуков в созвучия и связная последовательность таких созвучий.

Гармония подчеркивает атмосферу мелодии, задает контекст. Например – послушайте одну и ту же мелодию, сыгранную под аккорды ЛЯ-минор и ДО-мажор:

harmony_1.mp3

Мелодия написана в натуральном ЛЯ-миноре, и настроение ее подчеркивается аккордом ЛЯ-минор. Однако во второй части та же мелодия звучит иначе – появляется позитивное настроение, она будто обнадеживает: «все не так уж плохо!».Видите, как по-разному воспринимается одна и та же мелодия под разным контекстом.

Трезвучия. Обращения трезвучий.

В примере выше аккорды представляли собой трезвучия, о которых я также говорил в прошлой статье.
Трезвучия можно преобразовывать, или, как говорят, обращать, перемещая их звуки на октаву выше или ниже. Послушаем, как звучит ДО-мажорное трезвучие без обращений:

b3-m3.mp3

Называется оно терцквинтаккорд, поскольку между первым и вторым звуком расстояние в терцию, а между первым и третьим – в квинту. Обозначается оно C3-5, где C – тоника аккорда, а цифрами 3 и 5 обозначены интервалы: терция и квинта.Хорошо, переместим тонику (ноту ДО) на октаву выше.

C6.mp3

Получится секстаккорд, поскольку между самым нижним звуком, который теперь оказался нотой МИ, и тоникой, получился интервал в сексту. Обозначается он С6.

А что получится, если переместить второй звук (ноту МИ) на октаву выше? Получим квартсекстаккорд:

C4-6.mp3

Называется он так, потому что между нижним звуком, нотой СОЛЬ в нашем случае, и остальными звуками интервалы в кварту и сексту. Обозначается этот аккорд как C4-6.

Что будет, если и его нижний звук переместить на октаву выше? Получится обычное трезвучие C3-5, только октавой выше. Поэтому, говорят, у трезвучия два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Последовательность аккордов

Связная последовательность аккордов называется гармоническим оборотом.Как же сделать последовательность аккордов связной? Вспомните об устойчивых и неустойчивых ступенях и тяготении между ними – все это работает и с аккордами.Если мы рассматриваем трезвучия в контексте определенной тональности, называться они будут по названию ступеней, от которой построены. Если построим его от тоники (1-й ступени), оно будет тоническим. От четвертой ступени субдоминантовым, а от пятой – доминантовым.

Трезвучия, построенные от тоники, доминанты и субдоминанты называют главными, поскольку они наиболее полно выражают всю суть лада.

Для того, чтобы сделать простейший гармонический оборот, нам нужно взять тонику, затем какую-либо неустойчивую ступень (например, субдоминанту), а затем снова тонику:

T-S-T.mp3

Итак, что произошло в данном примере?

1. Взяв тоническое трезвучие мы дали слуху понять, что в данный момент «по умолчанию» мы находимся в тональности ДО-мажор.

2. Взяв трезвучие от неустойчивой ступени, субдоминанты (от ноты ФА в данном случае), мы создали для нашего слуха напряжение.

3. И снова взяв тонику, мы разрешили созданное напряжение.

Этот гармонические оборот можно записать как «T-S-T», где:

* T – тоника

* S – субдоминанта

Обычно очень популярны обороты «T-S-D-T» (где D – доминанта):

T-S-D-T.mp3

Тут субдоминанта разрешается в доминанту, которая наиболее сильно стремится разрешиться в тонику:Как видите, третья и пятая ступень доминантового трезвучия – вводные ступени гаммы «ДО мажор». Отсюда такое стремление разрешиться в тоническое трезвучие.Таким образом, в гармоническом обороте T-S-D-T напряжение держится дольше, чем в T-S-T, или T-D-T.

А если копнуть еще глубже…

Можете вместо доминанты взять трезвучие от 7-й ступени лада – получится уменьшенное трезвучие, которое отлично разрешится в тонику.
T-S-7-T.

mp3Но если приглядеться, окажется, что это уменьшенное трезвучие – 3, 5 и 7 ступень доминантсептаккорда!
Тут возникнут вопросы: доминантсептаккорд – что это за зверь такой? Это септаккорд, построенный от доминанты натурального мажора.

Хорошо, а что такое септаккорд? Этот аккорд получается, если мы к обычному трезвучию добавляем еще одну ноту – 7-ю ступень. Послушайте теперь, как звучит оборот T-S-D7-T:

T-S-D7-T.mp3

Да, что-то нас совсем уж занесло…

Как теперь это все соединить с мелодией?

Например, попробуйте наиграть на каждый аккорд одну и ту же мелодию в вашей тональности:

ex1.mp3

Если хотите сделать мелодию разнообразней, обыграйте каждый аккорд:

ex2.mp3

Таким образом, получится, что с каждым аккордом ваша мелодия будет нести оттенки того лада, которому он будет соответствовать.

Поэтому вместе с эмоциональным окрасом натурального мажора в данной мелодии есть оттенки лидийского (4-я ступень) и миксолидийского (5-я ступень) лада.Также можете просто обыграть каждый аккорд его звуками. Т.е.

построить мелодию так, чтобы она состояла только из звуков звучащего в данный момент аккорда:

ex3.mp3

В общем – издевайтесь, как хотите.

Кварто-квинтовый круг (или как еще удобно подбирать аккорды)

Взгляните на изображение:Мы видим 2 круга – внутренний и внешний. Во внешнем с интервалом в квинту последовательно расположены тональности в натуральном мажоре, во внутреннем – параллельные им тональности в натуральном миноре.

Хорошо, как подобрать с помощью этого всего аккорды? Взглянем на следующее изображение:
Допустим, у нас тональность «ДО мажор». Ищем ноту ДО на кварто-квинтовом круге и смотрим, что возле нее находится. Слева будет расположена субдоминанта, справа – доминанта.

Ниже – все то же самое, только для параллельного ЛЯ-минора – МИ-минор справа будет доминантой, а РЭ-минор субдоминантой.Все эти 6 аккордов можно использовать в тональности «ДО-мажор».

***

Теперь определите сами, какие аккорды войдут в тональность РЭ-мажор (если что, под спойлером ответ).

* РЭ-мажор – тоника.
* СОЛЬ-мажор – субдоминанта
* ЛЯ-мажор – доминанта
* СИ-минор – тоника параллельного минора
* МИ-минор – субдоминанта параллельного минора
* ФА-диез-минор – доминанта параллельного минора

***На просторах сети также слышал о том, что, если в натуральном миноре доминанта разрешается в тонику, доминанту лучше брать не минорную, а мажорную. Т.е. если МИ-минор у нас доминанта, лучше заменить ее на МИ-мажор.В принципе, логика в этом есть – если доминанта у нас минорная, между 3-й и 5-й ее ступенями и первым звуком тонического трезвучия будут расстояния в 1 тон. В случае, если она мажорная, между ее 3-й ступенью и первой ступенью тонического трезвучия будет расстояние в 1 полутон. Поэтому тяготение доминанты к тонике будет сильнее.Я не думаю, что минорную доминанту можно всегда заменять на мажорную – и так оно тоже интересно звучит. Но можно использовать это как некую «фишку». Например, как в припеве песни группы Metallica – Unforgiven. Сначала там звучит обычная последовательность аккордов в ЛЯ-миноре:

Am-C-G-Em-Am

Однако в конце припева вместо минорной доминанты (МИ-минор) берется мажорная (МИ-мажор):

Am-C-G-E-Am

В результате чего припев притягивает больше внимания к себе – кажется… эм… более «логически завершенным», что ли.

Нетерцовые созвучия (нетерцовые аккорды)

Данные аккорды строятся на любых интервалах, кроме терций, и обладают интересным свойством – они не мажорные, и не минорные. Что, в принципе, логично.

Ведь мы убрали терцию, которая и давала понять, какой наклоненности аккорд.

И это не означает, что они не мажорные, не минорные, но какие-то там еще, нет.

Это значит, что под ними можно подразумевать как мажорный аккорд, так и минорный в зависимости от контекста.

Возьмем, к примеру, обычное ДО-мажорное трезвучие:

b3-m3.mp3

Хорошо, понизим вторую его ноту на одну ступень, и получим трезвучие, состоящие из большой секунды и кварты:

2-4.mp3

Теперь послушайте пример – в первой части будет играть мажорное трезвучие, после чего данный аккорд, а во второй то же самое, но с минорным трезвучием вначале:

ex4.mp3

Как видите, в первой части он подчеркивает твердость и позитив мажорного лада, а во втором – добавляет трагичности минорному. Хотя это – один и тот же аккорд!Можно сделать еще так – сначала взять кварту, а после большую секунду:

4-2.mp3

Можно сделать аккорд из квинты и кварты:

5-4.mp3

Можно из кварты и квинты:

4-5.mp3

Или из двух квинт (в аккорде из большой секунды и кварты второй звук переносим на октаву выше):

5-5.mp3

Звучит он красиво, если обыграть (как в миноре, так и в мажоре):

ex6.mp3

Этими аккордами можно заменить обычные трезвучия. Давайте сделаем это с примером из предыдущего раздела:

ex5.mp3

Эпилог

На этом заканчиваю тему ) Хотел рассказать больше, но получилось уже и так слишком много контента – не влезает в предел 20 файлов на статью.Мы и так сегодня узнали достаточно:

* Какие бывают обращения трезвучия. Кстати, мы рассматривали только обращения мажорного трезвучия – попробуйте пообращать минорное!

* Что такое гармонический оборот и как он строится.
* Научились пользоваться кварто-квинтовым кругом для подбора аккордов.
* Узнали о нетерцовых созвучиях (или аккордах, как угодно называйте) и что с ними можно делать.
* И, самое главное – узнали, как гармония влияет на восприятие мелодии.Думал я этой статьей завершить серию о создании музыки… И, наверное, так и сделаю, хотя – хорошим завершением была бы статья об основах аранжировки. Пока у не выходит у меня ее сделать. Но, возможно, через какое-то время займусь ей )

Создаем музыку. Основы аранжировки >>

серии:
>> Ритм в музыке
>> Создаем мелодию. Часть 1.
>> Создаем мелодию. Часть 2.
>> Создаем мелодию. Часть 3 – диатонические лады.
>> Основы гармонии в музыке

+5   5   0
9981

Работа со звуком
Категории

Источник: //annimon.com/article/3170

Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности

Значение слова гармония. Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности

Одним из самых значимых средств музыкальной выразительности в музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, “договаривает”, дополняет мысли, заложенные в ней.

Вместе с тем, гармония в музыке – это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Что такое гармония в музыке? Определение – это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

Определение

Гармония – многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий “благозвучие”, и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.

Гармония – неотъемлемая часть художественного мышленияГармония – приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что “благозвучие”Гармония – слово греческого происхождения, которое означает стройность, соразмерность, пропорциональность, созвучность.Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.

Гармония – одно или группа созвучийГармония – учение о последовательности созвучийГармония в узком значении – это системные принципы организации звуковысотных соотношенийГармония в широком значении – любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});Гармония – объединение звуков в созвучия и их связное последованиеГармония – научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из важнейших сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связей между ними

Действительно, определения гармонии разнообразны. Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов. Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все…). Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она – одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.

В современном значении термин “гармония” начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.

Особенности гармонии

Как видно из определений, гармония – наука непростая. Главное, что изучается в гармонии – аккорд. Как и гармония в музыке, аккорд имеет несколько значений, различные авторы учебников трактуют его по-разному.

Аккорд – созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям

Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.

Аккорд – созвучие из трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.

Каждый аккорд обладает рядом характеристик: строение, его функция в ладу.

В курсе обучения классической гармонии много места отводится изучению функций аккордов, последовательности их применения, особенностям разрешения аккордов той или иной функции, правильности едения при соединении аккордов (переходе одного аккорда в другой).

Виды гармонии в музыке

Разновидности гармонии в основном связаны с историческими периодами и музыкальными стилями, в которых гармония видоизменялась.

Появление гармонии связано с многоголосной музыкой. К XI веку в григорианском хорале появилось деление на голоса, и запоминать все хоралы наизусть стало практически невозможно. С этим фактом связано и появление нотной грамоты, и развитие всех музыкально-теоретических дисциплин. В XVI веке появились серьезные труды по гармонии, автором одного из которых стал Царлино.

В итоге, можно выделить 4 основных вида гармонии:

  • В эпоху венского классицизма сформировались основные правила классической гармонии. На этих правилах так или иначе базируются все остальные виды.
  • Романтическая гармония свойственна для XIX века и связана с эпохой романтизма.
  • Джазовая гармония появилась в XX веке вместе с соответствующим музыкальным направлением.
  • Современная гармония также сформировалась в XX веке.

Классическая гармония

Классическая гармония с ее правилами, законами окончательно сформировалась в творчестве венских классиков: Йозефа Гайдна, Кристофа Клюка, Вольфганга Моцарта, Людвига ван Бетховена.

В классической гармонии существуют 3 основных функции: тоника – Т, субдоминанта – S, доминанта – D. Главный функциональный оборот – Т-S-D-Т. Именно в таком порядке по своему разрешению следуют функции.

И, например, если варианты сочетаний T-S-T, T-D-T, S-D возможны, то переход D в S в классической гармонии не допускается. Не допускаются, например, соединения аккордов с образованием параллельных квинт или октав. Важным показателем является устойчивость аккордов, ясность тональности и функций.

Преобладают консонирующие аккорды – мажорные и минорные трезвучия. Ведущая роль – у мелодии, гармония в основном поддерживает ее.

Довольно яркий пример – сонатина Соль мажор Диабелли.

Если посмотреть на первые 4 такта, то можно увидеть следующую последовательность аккордов T53-II6-D7-T53. Вторая ступень принадлежит к субдоминантовой функции, поэтому классическая последовательность функций полностью сохраняется.

В целом, главным показателем классической гармонии является строгое соблюдение правил.

Романтическая гармония

Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в едении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой – сами созвучия, аккорды становятся более сложными.

Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков.

Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как “расширенная тональность”, в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии.

Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления “именных аккордов”, применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта – VI минорная.

В опере Р. Вагнера “Тристан и Изольда” появляется так называемый “Тристанаккорд”, с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.

Увертюра к опере “Тристан и Изольда” особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия – все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!

Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.

Джазовая гармония

Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония – один из самых демократичных типов.

Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.

Вместо привычных функций – T-S-D-T – используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:

  • C – до;
  • D – ре;
  • E – ми;
  • F – фа;
  • G – соль;
  • A – ля.

Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В – не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.

Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m.

Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C6 – это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля.

Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E – до мажор с басом ми.

M, maj, maj7, Δ – большая септима (относится только к септиме в аккорде) m, mi, min – минорный (относится всегда только к терции в аккорде) °, dim, verm – уменьшенный (уменьшенный септаккорд) Ø – малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд) aug – увеличенный 7, х – малый мажорный (доминантовый) add – добавленная ступень sus – задержание (замена ступени, как правило терции например: Csus4 – получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 – большая секунда) omit – пропуск ступени – , ♭- понижение ступени аккорда +, ♯ – повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского – “Гамма-джаз”.

В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.

Современная гармония – область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.

Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга – “Лунный пьеро”.

Основным учебником, который изучают почти все музыканты в среднеспециальных учебных заведениях, является бригадный учебник гармонии. Его составили 4 автора: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин и В. Соколов.

В данном учебнике подробно, с примерами, последовательно изложены все необходимые правила в порядке возрастания сложности и значимости функций аккорда.

Сперва проходятся главные трезвучия лада (а также наиболее используемые септаккорды), затем добавляются побочные трезвучия. Затем начинаются более масштабные темы.

Альтернативой является учебник А. Мясоедова. Логика изложения в данном учебнике иная. Если изучаются трезвучия, то сразу и все (главные и побочные). Аналогично – септаккорды. В целом логика интересная, правда, следует очень внимательно относиться к тексту – иногда встречаются неточности.

Существуют также труды Е. Абызовой, Т. Мюллера.

Грандиозный, основательный труд по гармонии создан В. Берковым. Многие темы освещены в учебнике гораздо более подробно, чем в двух предыдущих. Но, все же, лучше сначала изучить бригадный учебник, а затем приступать к более сложным пособиям.

Для самых отважных, смелых людей, изучающих гармонию, существуют труды Ю. Холопова. Без базовых знаний гармонии эту книгу лучше не открывать. Как не стоит открывать ее, если вы боитесь множества страшных слов.

Существуют 2 учебника этого автора: теоретический курс, где теория Юрия Николаевича изложена тематическими блоками, и практический, где можно на практических заданиях познакомиться с гармонией различных эпох.

Довольно сложным для восприятия и, в то же время, очень интересным является учебник Л. Дьячковой. Чтобы полностью понимать, о чем идет речь, придется основательно изучить учебник Ю. Холопова. Наиболее любопытными являются 2 книги: Гармония в западноевропейской музыке IX – начало XX века и Гармония XX века.

Гармония – одна из самых удивительных областей музыкального искусства, которую интересно изучать несмотря на всю ее сложность.

Источник: //www.nastroy.net/post/chto-takoe-garmoniya-v-muzyike-opredelenie-ponyatie-i-osobennosti

Выразительные средства музыки: Что такое гармония в музыке

Значение слова гармония. Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Гармония: Что такое гармония в музыке

Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?   Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,   Узнать ее происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная…  

Птолемей

«Гармония» – одно из самых главных понятий музыкального искусства.

Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре.

Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. И это же слово – такое богатое смыслами, такое многозначное – из множества других было избрано для выражения глубинного смысла музыки, того главнейшего, что отличает ее от других видов искусства.

Однако в человеке – творце языка – всегда присутствовало стремление опоэтизировать мир вещей, особенно вещей прекрасных и возвышенных. В некоторых понятиях заключена целая сказка, огромный мир образов, связующих между собой самые разные явления: стройность, порядок, небосвод, космос …

Поэтому не случайно слово «гармония» (греческое слово harmonia переводится как созвучие, стройность, соразмерность), включающее в себя все эти значения, в музыке относится к выражению ее коренного и основного свойства – благозвучия.

Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований – это и есть музыкальная гармония: не универсальная «гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты.

Подобно всякому искусству, музыка имеет свой собственный «материал»: то, из чего состоит и на чем строится ее звучание. Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре – так звук в музыке есть ее ядро, «первоэлемент», из которого рождается музыкальное про изведение.

Однако наличие первоэлементов еще не есть красота, точно так же как не является красотой любой произвольный порядок звуков. Музыка начинается лишь тогда, когда ее звуки организуются по законам гармонии – естественным природным законам, которым неизбежно подчиняется музыкальное произведение.

Эти законы обязательны не только для музыки: ведь и в других искусствах художник непременно учитывает природные свойства каждого материала.

«Лишь то ваятель создавать способен, что мрамор сам в себе уже таил» – эти слова великого скульптора Микеланджело в равной степени относятся и к музыке, сила воздействия которой в немалой степени зависит от ее подчинения законам природы и особенностям человеческого восприятия.

Когда мы говорили о мелодии, мы неоднократно сравнивали ее с интонациями человеческого голоса. Красота голоса, выразительность голоса – эти свойства, воспринятые и многократно усиленные мелодией, во многом составляют секрет ее очарования.

Но ведь мелодия – часть гармонии! В том, как она рождается и из чего состоит, можно увидеть не только воздействие речи или пения, но подчинение ее тем же законам благозвучия, которые идут из глубин самой музыки, проистекают из свойств звуков и только благодаря этому воздействуют на человеческую душу.

Мелодия — это только один из множества элементов музыкального языка, только один музыкальный голос. Часто этот голос бывает самым слышным, самым заметным. Но иногда он открывает дорогу другим средствам музыкальной выразительности.

Вот перед вами фрагмент мелодии. В ней как бы «повис» один мотив, который почти не развивается. (Звучит фрагмент из Прелюдии  No.4 in e-moll, Op.28 Шопена, мелодия).

Мотив красивый. Но для полноценной мелодии этого мало. Здесь почти нет музыкальных событий. А между тем это одно из гениальнейших произведений Фридерика Шопена, его Прелюдия ми минор. И событий здесь очень много. Но не в мелодии.

Вот как звучит мелодия вместе с аккомпанементом.

Вслушайтесь в аккорды в левой руке. Какие тончайшие оттенки настроения переданы в постоянных сменах гармонии. И послушайте, как на фоне этой гармонии вдруг заиграл всеми красками единственный мелодический мотив — каждый раз по-разному.

Великий пианист-виртуоз, Шопен не делает здесь никаких головоломных пассажей, чтобы не отвлекать внимание от красоты переливающихся гармонических созвучий.

Но, смотрите, когда в предпоследнем такте нашего примера в мелодии наступает маленькое ритмическое оживление, гармония, наоборот, целый такт стоит на одном аккорде, чтобы не отвлекать от мелодии. В гениальных произведениях разные средства выразительности умеют вовремя уступать друг другу место.

Мы познакомились с новым средством музыкальной выразительности – гармонией.

Гармония – это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды.

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир сказки.

Мир сказочных эльфов изображён в оркестровой увертюре Феликса Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Вот так он услышал образ смешного, угловатого весёлого эльфа Пака. (Звучит фрагмент).

А вот ещё две музыкальных сказки — пьесы «Нянина сказка» и «Баба Яга» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Как вы думаете, какой из этих двух примеров про Бабу Ягу? (Звучат фрагменты).

Николай Андреевич Римский-Корсаков — великий мастер музыкальной сказки. «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный» — все эти сказочные оперы написал Римский-Корсаков. Вот как звучит оркестровое вступление ко второй, волшебной картине его оперы-былины «Садко». Послушайте таинственные, необычные сочетания аккордов: (звучит фрагмент).

В музыкальных сказках гармония часто становится важнее мелодии. Но не только сказочные образы доступны гармонии. Вспомните, как в прелюдии Шопена гармония выражает тончайшие смены настроения.

Гармония может быть задумчивой, а может быть озорной. Интересно, неожиданно и разнообразно использует гармонию Прокофьев в цикле фортепианных пьес с необычным названием «Мимолётности».

Вот фрагменты двух пьес этого цикла — первой и пятнадцатой.

Музыка первой «Мимолётности» похожа на проплывающие в небе облака с их неуловимо меняющимися формами. Так же неуловимо и причудливо скользит гармония от аккорда к аккорду.

А пятнадцатая пьеса — забавная «страшилка». Острые аккордовые «колючки» — диссонансы — слегка пугают, но больше смешат.

Прокофьев — композитор ХХ века. В начале ХХ века произошла «революция» выразительных средств в музыке. И Прокофьев был одним из первых «музыкальных революционеров». Вы, наверно, заметили, что его музыка очень отличается от наших предыдущих примеров из музыки XVIII и XIX веков.

Композиторы ХХ века стали смелее использовать диссонансы и другие необычные средства музыкальной выразительности — например, кластеры (от английского «cluster» — «гроздь»). Опустите ладонь на клавиатуру и послушайте гармоническое пятно, звучащее под ладонью. Это и есть кластер.

Он немножко похож на шумовой звук ударного инструмента. Но это тоже гармония!

Диссонанс — «колючее», неприятное на слух созвучие, обладающее, тем не менее, своеобразной яркой выразительностью. Основу диссонансов составляют секунды, септимы и тритоны.

Консонанс — спокойное, приятное на слух созвучие, основанное на терциях, квинтах, октавах. Консонансы хороши в тихой, спокойной музыке, но в драматических или комических образах одними консонансами не обойтись.

Кластер — гармоническое «шумовое пятно», образованное одновременным звучанием нескольких соседних звуков.

Присутствие гармонии ощутимо в любом произведении. В самых высших, самых гармоничных своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором, несомненно, присутствует отблеск неземной, божественной гармонии.

Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии, есть у многих композиторов – у Баха и Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несет печать возвышенного покоя и равновесия.

Это не означает, конечно, что в них отсутствует драматическое развитие, не ощущается горячий пульс жизни.

В музыке вообще редко возникают абсолютно безмятежные состояния. Выдающийся пианист В. Софроницкий верно заметил: «Настоящее великое искусство – это раскаленная, кипящая лава, а сверху – семь броней». В его словах заключена мысль о том, что в подлинном искусстве покой и равновесие свидетельствуют скорее о присутствии духа, о могучей сдерживающей воле, чем о неомраченной безмятежности.

И все же музыке известны гармоничные просветленные состояния, далекие от конфликтности, пронизанные светом и покоем. Одно из таких произведений Прелюдия до мажор И. С. Баха, открывающая его фортепианный цикл «Хорошо темперированный клавир».

Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор. Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? Наверное, прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей.

Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения – ни ритм, равномерно пульсирующий от начала до конца произведения, ни фактура, столь же неуклонно «распевающая» каждый аккорд по звукам …

И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами, то вновь умиротворяясь.

В этих чуть уловимых мерцаниях, в этой игре созвучий со всей очевидностью обнаруживает себя движущая сила гармонии, построенная на противоположности светлого и затемненного, зыбкого и твердого, печального и радостного.

Вопросы и задания:  1. Что такое гармония, какую роль она играет в музыке?  2. В каких музыкальных образах гармония бывает важнее мелодии, почему?  3. Что такое консонанс и диссонанс? Какова их выразительная роль в музыке?  4.

Какие новые особенности появились у гармонии в ХХ веке? Что такое кластер?

  5. К каким явлениям жизни или искусства ты применил бы слово «гармония»? Назови гармоничные и дисгармоничные здания, улицы, предметы, которые окружают твою жизнь.

Презентация

В комплекте:1. Презентация – 16 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Садко», mp3;    Чайковский. «Баба Яга» из «Детского альбома», mp3;    Чайковский. «Нянина сказка» из «Детского альбома», mp3;    Шопен. Прелюдия №4 ми минор, op.

28 мелодия (фрагмент), mp3;    Шопен. Прелюдия №4 ми минор, op.28, mp3;    Бах. Прелюдия. До мажор. ХТК, mp3;    Мендельсон. Фрагмент из увертюры «Сон в летнюю ночь», mp3;    Прокофьев. Мимолетности, op.22 № 1, mp3;    Прокофьев. Мимолетности, op.22 № 15, mp3;

3.

Сопроводительная статья, docx.

Источник: //music-fantasy.ru/materials/vyrazitelnye-sredstva-muzyki-chto-takoe-garmoniya-v-muzyke

Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности |

Значение слова гармония. Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности

Одним из самых значимых средств музыкальной выразительности в музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, “договаривает”, дополняет мысли, заложенные в ней.

Вместе с тем, гармония в музыке – это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Что такое гармония в музыке? Определение – это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

Современная гармония

Современная гармония – область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.

Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга – “Лунный пьеро”.

Учебные пособия по гармонии

Основным учебником, который изучают почти все музыканты в среднеспециальных учебных заведениях, является бригадный учебник гармонии. Его составили 4 автора: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин и В. Соколов.

В данном учебнике подробно, с примерами, последовательно изложены все необходимые правила в порядке возрастания сложности и значимости функций аккорда.

Сперва проходятся главные трезвучия лада (а также наиболее используемые септаккорды), затем добавляются побочные трезвучия. Затем начинаются более масштабные темы.

Альтернативой является учебник А. Мясоедова. Логика изложения в данном учебнике иная. Если изучаются трезвучия, то сразу и все (главные и побочные). Аналогично – септаккорды. В целом логика интересная, правда, следует очень внимательно относиться к тексту – иногда встречаются неточности.

Существуют также труды Е. Абызовой, Т. Мюллера.

Грандиозный, основательный труд по гармонии создан В. Берковым. Многие темы освещены в учебнике гораздо более подробно, чем в двух предыдущих. Но, все же, лучше сначала изучить бригадный учебник, а затем приступать к более сложным пособиям.

Для самых отважных, смелых людей, изучающих гармонию, существуют труды Ю. Холопова. Без базовых знаний гармонии эту книгу лучше не открывать. Как не стоит открывать ее, если вы боитесь множества страшных слов.

Существуют 2 учебника этого автора: теоретический курс, где теория Юрия Николаевича изложена тематическими блоками, и практический, где можно на практических заданиях познакомиться с гармонией различных эпох.

Довольно сложным для восприятия и, в то же время, очень интересным является учебник Л. Дьячковой. Чтобы полностью понимать, о чем идет речь, придется основательно изучить учебник Ю. Холопова. Наиболее любопытными являются 2 книги: Гармония в западноевропейской музыке IX – начало XX века и Гармония XX века.

Гармония – одна из самых удивительных областей музыкального искусства, которую интересно изучать несмотря на всю ее сложность.

Источник: //www.cubum.ru/chto-takoe-garmoniya-v-muzyke-opredelenie-ponyatie-i-osobennosti/

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий