Завершение публичного выступления. Как заканчивать выступление

Тема 13 завершение публичного выступления

Завершение публичного выступления. Как заканчивать выступление

Функции концовкипубличного выступления

«Конец— делу венец», — гласит поговорка.Эффективное завершение устноговыступления — половина дела. Вспомнимзакон края — последнее запоминаетсялучше, остается в памяти прочнее. Отсюдаи то огромное значение, которое имеетзавершающая стадия выступления оратора.

О.Эрнстписал: «Слушатели ожидают от ораторазаключения». Ф.Снелл справедливо считает,что «удавшимся можно считать то публичноевыступление, после которого аудиториятвердо знает, что нужно делать с полученнойинформацией. Аудитория должна хорошопредставлять, что и как делать дальше.Должен быть результат вашего выступления.

Обязательнов заключение объясните, зачем нужнаслушателям полученная информация».

Заключение имеетдве основные функции: напомнить главнуюмысль и объяснить, что с ней надо делать.

Оратору необходимопомнить об обеих функциях заключения.

Варианты концовок

Заключительнаячасть публичного выступления должналогично вытекать из предыдущегоизложения. Лучшене говорить: А теперь я сделаю заключениеили Теперь я перехожу к завершающейчасти своей лекции,концовка должна быть и так очевиднойдля слушателя, без специальных вводныхслов.

Можно предложитьследующие варианты концовок.

Цитата,крылатое изречение, поговорка, народнаямудрость.

Даннаяконцовка особенно хорошо запоминаетсяв аудитории среднего и ниже среднегоуровня подготовленности. Например:Правильно говорит русская поговорка«Терпение и труд все перетрут». Такимобразом, все зависит от нас.

Обобщающий вывод.

Обобщающийвывод надо словесно оформить как вывод,чтобы он был воспринят аудиторией именнов этом качестве, как основная мысльвыступления: Итак… Основной выводформулируется кратко, но исчерпывающе.Он должен быть выражен простыми словами;после вывода не надо ничего добавлятьи ничего комментировать.

Обращение кслушателям.

Можнозавершить выступление пожеланиемслушателям приятно провести выходныеили летний отпуск, хорошо провестисегодняшний вечер и т.д., поздравить ихс наступающими праздниками и др.

Подытоживающееповторение.

Основнаямысль повторяется в развернутой словеснойформе в виде тезиса или перечисления:во-первых, во-вторых и в-третьих. Какслушатели мы большей частью ленивы, унас короткая память, поэтому слушателивсегда благодарны за краткое повторение,сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идеяпоясняется примером, аналогией, притчей,аллегорией.

Кульминация.

мысль высказывается в конце выступленияна высокой эмоциональной ноте, например:«И история яркими буквами напишет имяэтого человека над именами всех тех,кто пытался ему помешать!». Специалистыотмечают, что кульминация как эффектнаяконцовка подходит не для всех типовпубличных выступлений, но обычнопроизводит сильное впечатление наслушателей.

Комплиментаудитории.

Д.Карнегиприводит такой пример подобной концовки:«Великий штат Пенсильвания долженвозглавить движение за то, чтобы ускоритьприход нового времени!».

Юмористическаяконцовка.

Этоможет быть шутка, анекдот, смешнаяистория. «Если сможете, оставьте аудиториюсмеющейся», — советовал Д.Карнеги.

Благодарностьза внимание.

Этотрадиционная концовка. Несколько менеетрадиционной ее может сделать небольшоерасширение, если оратор не толькопроизнесет дежурную фразу Благодарюза внимание, но и скажет несколько слов,положительно характеризующих аудиторию,ее уровень, интересные вопросы, которыебыли заданы, и др., т.е. сделает комплиментаудитории.

Например:Итак, я заканчиваю. В завершение я хотелбы поблагодарить вас за то, что таквнимательно меня слушали и задавалиинтересные вопросы. В вашей аудиториимне было очень приятно выступать.

Или:Благодарю вас за внимание. Мне былоочень приятно выступать в вашейвнимательной и доброжелательнойаудитории. Или: Благодарю за внимание.

И хочу отдельно поблагодарить вас заочень интересные вопросы, которые вымне задавали.

Как не надозаканчивать выступление

Нерекомендуется заканчивать шуткой,не относящейся к делу.Это вызывает у аудитории недоумение, иэффект от всего выступления исчезнет.

Неследует извиняться:Я понимаю, мне не удалось все охватить,Я вижу, несколько утомил вас… и др.

Ненадо ничего вспоминать дополнительнопосле того, как вы сформулировали вывод— все впечатление от него будет смазано.

Нельзяобрывать речь без заключения и уходить.

Ни вкоем случае нельзя оставлять аудиториюв настроении безнадежности и беспросветностив связи с нарисованными вами мрачнымикартинами. Обязательно надо датьслушателям некоторую перспективу,наметить выход из положения и выразитьуверенность в том, что худшее непроизойдет. Завершать выступление надотолько на оптимистической ноте.

Нерекомендуется завершать выступлениефразой типа Воти все, что я хотел сказать.Лучше заканчивать фразой, относящейся выступления или благодарностьюза внимание.

Ответы на вопросыаудитории

Начинающие,неопытные ораторы боятся вопросов, аиногда даже считают удачным такое своевыступление, которое не вызвало вопросовслушателей. Это ошибка. Вопросов нестоит бояться, а в целях усилениявоздействующей силы вашего выступлениявопросы аудитории даже следуетстимулировать и даже и провоцировать.Каковы же основные принципы ответаоратора на вопросы?

Отвечать надона все вопросы.

Отметимпри этом, что не обязательно на всевопросы отвечать немедленно. Ответможно отложить словами: Я понял вас, явам отвечу несколько позже. Это не совсемотносится к нашей теме, но я постараюсьвам в конце нашей беседы ответить…

Можно сказать и так: Это частный вопрос,подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве(после моего выступления), мы обсудимэто с вами. Нельзя показывать своепренебрежительное отношение к вопросу,демонстрировать несерьезность илиглупость вопроса — любой вопрос законени требует ответа.

Даже на не оченьсерьезный вопрос лучше ответить серьезно,найдя в нем некоторое рациональноезерно.

Отвечать одинаковоуважительно всем.

Этоозначает, что оратор должен проявитьвнимание, уважение к любому, задающемувопрос, признать вопрос любого слушателязаконным, правомерным, заслуживающимвнимания.

Подчеркнуто внимательноследует выслушать каждый вопрос, дажеесли видно, что слушатель задает его,чтобы показать себя или просто не понялэлементарного.

Кстати, отвечая на вопрос,никогдане следует говорить спрашивающему: Выменя не так поняли, нужно сказать: Видно,я неудачно выразился или Видимо, я несмог хорошо объяснить свою мысльи др.

Отвечать кратко.

Не превращатьответ в лекцию! Минута-полторы — пределдля ответа на любой вопрос.

Можнодать некоторые рекомендации, как отвечатьна трудные вопросы — те, которые, какправило, самой своей формой нередкоставят оратора в трудное положение.Разумеется, все зависит от содержаниявопроса, но некоторые технические приемымогут быть рекомендованы начинающимораторам. А. В.Стешов дает следующиерекомендации.

Вопрос-капкан.

Вопросзадается с уверенностью, что оратор нанего ответить не сможет. Лучший ответна такой вопрос — ирония.К примеру, С.Михалкова в Италии спросили:«Почему Вы, известный при Сталинечеловек, уцелели? Д.

Кугультинов былрепрессирован, а Вы нет?» — «Даже самыезлостные браконьеры не могут отстрелятьвсех птиц», — ответил С. Михалков.

Этоклассический прием возвратного удара,не позволяющего противнику втянуть васв дискуссию, в которой он навернякавыиграет.

Контрвопрос.

Этовопрос, который собеседник задаеторатору в ответ на его вопрос. В такомслучае рекомендуется сказать так: Яохотно отвечу вам, но после того, как выответите на мой вопрос, который,согласитесь, был задан раньше.

Блокирующийвопрос.

Этовопрос, который ставит целью подтолкнутьмысль оратора только в одном направлении,исключить альтернативу. Фактически эториторический вопрос, вопрос-мнение.Например: Можем ли мы надеяться, чтокто-либо добровольно откажется отпривилегий и льгот?; Будем ли мы независимы,если примем финансовую помощь Запада?

На такиевопросы можно реагировать двояко.Во-первых, ответить на него как насмысловой, а не риторический, т. е.отнестись к нему серьезно, как к вопросупо существу: Очень интересный вопрос.Я понял ваш вопрос.

Это сложный вопрос,но можно было бы ответить так… и т.д.Во-вторых, показать, что идея, содержащаясяв вопросе, верна {вы правы), но лишь дляопределенных условий, а в вашем случаеимеются в виду другие условия.

Каверзный вопрос.

Это попыткаразоблачить в чем-то оратора, показатьвсем его слабость: Вы читаете нам лекцииоб искусстве общения, а у вас у самогоразве не бывает конфликтов в общении?

Накаверзные вопросы тоже можно отвечатьдвояко: либо пойтина полную откровенность, доверительность(это очень хорошо нейтрализует такиевопросы), либо прибегнуть к иронии: Японимаю ваш вопрос… Видители, изобретатель гоночной машины невсегда самый лучший гонщик…и т.д.

Вымогающийвопрос.

Такойвопрос представляет собой попытку«нажать» на оратора, уговорить егопринять точку зрения задающего вопрос.Вымогающие вопросы обычно начинаютсяс фраз типа: Вы же не станете отрицать,что… Кто же может отрицать, что… Вы жене можете не признать тот факт, что… идр. Лучший вариант ответа в данном случае— Да, но… или Это не совсем так…

Вопрос-несогласие.

Этовопрос типа: Почему вы говорите… в товремя как?.. На подобные вопросы лучшеотвечать, признавая правомочностьвысказанной точки зрения: Да, есть итакая точка зрения.

Мне неоднократноприходилось слышать такое мнение, онодовольно распространено. Но дальшеследует представить эту точку зрениялишь как одну из существующих: Но у менядругая точка зрения. Моя позиция мнекажется более обоснованной.

Не хотелосьбы повторять приведенные мной аргументы.

Еслиоратор получил письменные записки, аответить на них не успел из-за дефицитавремени, лучше сказать: Товарищи, задавшиеписьменные вопросы, будьте добры,подойдите ко мне сейчас, после того какя закончу, я отвечу на ваши вопросы.

Ипоследнее: как быть, если вы получилиоскорбительную, грубую записку —отвечать на нее или нет? Принцип остаетсяединым: на все вопросы надо ответить.

Либо вы превратите этот вопрос всерьезный, содержательный (в такомслучае передайте его содержание своимисловами) и ответите на него всерьез,либо зачитайте вслух начало вопроса, азатем скажите: Я что-то не совсем понялодин вопрос.

Есть здесь автор вопроса?Будьтедобры, повторите вслух свой вопрос, и яс удовольствием отвечу. Вы можете бытьполностью уверены в том, что вопросвслух повторен не будет.

Источник: https://studfile.net/preview/7335549/page:5/

Как правильно закончить публичное выступление. Как закончить выступление

Завершение публичного выступления. Как заканчивать выступление

«Конец – делу венец», гласит поговорка. Эффективное завершение устного выступления – половина дела. Вспомним закон края – последнее запоминается лучше, остается

и памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора.

О. Эрнст писал: «Слушатели ожидают от оратора заключения». Ф.

Снелл справедливо считает, что «удавшимся можно считать то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией.

Аудитория должна хорошо представлять, что и как делать дальше. Должен быть результат вашего выступления. Обязательно в заключение объясните, зачем нужна слушателям полученная информация».

Таким образом, заключение имеет две основные функции – напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать». Оратору необходимо помнить об обеих сторонах заключения.

Как же завершить выступление?

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Не надо говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть очевидной для слушателя без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Подытоживающее повторение.Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления – во-первых, во-вторых, в-третьих. «Как слушатели, мы большей частью ленивы. У нас короткая память. Мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме» (П. Сопер, с 255).

Иллюстрация.Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня.

Кульминация. мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!». Специалисты отмечают, что кульминация как концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она неизменно производит сильное впечатление на слушателей.

Обобщающий вывод:«Итак, …». Основной вывод при этом формулируется кратко и в полной словесной форме.

Комплимент аудитории.Д. Карнеги приводит такой при-

мер подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Обращение к слушателям.Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. д., поздравить их с праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Юмористическая концовка– шутка, анекдот, смешная: история. «Если сможете – оставьте аудиторию смеющейся», – советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание.Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать некоторое расширение – если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др.

Чего не следует делать в конце выступления?

Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить…», «я вижу, несколько утомил вас…» и др.

Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали уже вывод – все впечатление от вывода будет смазано.

Нельзя обрывать речь без заключения.

Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами – обязательно надо дать аудитории некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.

Завершение выступления

Это последний этап в публичном выступлении, так же требующий предварительной подготовки. Здесь важно помнить пословицу: «конец – делу венец». Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.

В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.

Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших сторонников. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.[ 9]

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Заключение

Источник: https://stump.ru/zaschita/kak-pravilno-zakonchit-publichnoe-vystuplenie-kak-zakonchit/

Как закончить выступление: 12 примеров ярких концовок

Завершение публичного выступления. Как заканчивать выступление

Это завершение напоминает концовку в стиле американского журналиста Гарри Шваба (Garry Schwab), который завершал свои статьи самым неожиданным образом.

Например, заметку о погибшем в авиакатастрофе молодом рыбаке он закончил сценой с его родителями, которые сидят перед телевизором и смотрят домашнее видео о том, как их сын участвует в своей первой рыбалке.

Этот прием помогает вернуть внимание публики, которое к концу любого выступления обычно рассеивается.

2. Задать вопрос

Если вы закончите выступление провокационным или риторическим вопросом, это также отложится в памяти аудитории. То, что заставляет нас задуматься, стимулирует мыслительную работу. Даже если это вопрос, не требующий ответа, он все равно заставит аудиторию задуматься.

3. Завершить слоганом

Так поступил писатель Стивен Джонсон закончил в своем выступление на тему «Откуда берутся хорошие идеи». В конце он заявил: «Удача любит тех, кто мыслит в нужном направлении».

Придумайте, как превратить свое выступление в короткое, цепляющее за душу сообщение. Когда вы его сформулируете, подумайте, подойдёт ли оно для , отражает ли то, что вы думаете на самом деле. Соответствует ли тому, что вы сказали в основной части выступления? Слушатели, особенно бизнесмены, очень чутко реагируют на фальшь, поэтому если последняя фраза будет удачной, они ее запомнят.

4. Сказать всего три слова

«Правило трех» – одна из самых важных моделей финала выступления. Продумайте фразу из трех слов («Свобода, равенство, братство») и произнесите ее под занавес выступления.

5. Привести цитату

Цитаты хороши не только для того, чтобы начать выступление, но и для того, чтобы его завершить. Правда, для этого они должны быть не из тех фраз, которые употребляются направо и налево, превращаясь в клише.

Чтобы использовать небанальные цитаты, поищите высказывания современных деятелей, а не исторических персонажей. Почитайте деловые издания и книги современных бизнесменов. Вы можете целенаправленно подбирать цитаты из той сферы, которая наиболее интересна вашей аудитории.

6. Добавить звуковые эффекты

Специалист по маркетингу и рекламе Дитмар Дамен последние слова своего выступления «Измени сам» произносил в сопровождении звука тикающих часов.

«Потребители играют ведущую роль, – сообщил он, – поэтому хватит ждать – начинайте действовать». Если вы хотите закончить выступление фразой, которая должна побудить аудиторию действовать, ее можно говорить под звук часов.

Если вы призываете остановиться и задуматься о вечном, включите шум прибоя.

7. Усилить визуальный ряд

Сделайте финал вашего выступления более впечатляющим при помощи эффектного визуального ряда. Например, оставьте на последние секунды выступления тизерный ролик.

8. Вернуться к началу

Используйте наиболее сильную фразу или идею, с которой вы начали свое выступление. Это может быть продолжение истории, которую вы рассказали, или ответ на вопрос, которым вы предварили речь.

Благодаря новой информации, полученной за время презентации, даже повтор уже, казалось бы, знакомых сведений воспринимается совершенно по-иному и позволяет слушателям увидеть ситуацию в новом свете.

Фактически данная концовка представляет собой завуалированный вывод – умозаключение на основе аргументов, изложенных в ходе выступления.

Еще один вариант такого завершения – это концовка-разгадка. Она раскрывает секрет, дает ответ на загадку, предложенную в начале речи. Разгадка может быть дана с помощью фотографии, видеовставки или короткого рассказа, которые пояснят, что на самом деле имел в виду автор.

9. Вернуться к середине

Этот прием привязывает окончание выступления не к его началу, а к какому-то элементу внутри него (обычно к наиболее оригинальной детали, к самому сложному вопросу).

10. Поблагодарить

Иногда в конце выступления бывает уместно выразить благодарность тем, кто помогал вам его подготовить. Удачный ход – в конце компьютерной презентации сделать слайд с указанием имен и фамилий тех, кому вы хотели бы сказать «Спасибо». Можно также сделать это при помощи видеофайла. Это не самый избитый прием, так что публика его запомнит.

11. Призвать к действию

Самый логичный вид завершения для убеждающих речей – это призыв к конкретному действию в конкретное время (пойти на митинг, прочитать книгу, сдать кровь и так далее).

12. Заглянуть в будущее

Футуристическая концовка предполагает взгляд в будущее, когда выступающий предсказывает, что произойдет дальше в рамках интересующей его темы. Разновидностью футуристической концовки является эпилог, когда спикер сообщает собравшимся о дальнейшей судьбе персонажей и проектов, описанных в ходе выступления.

Источник: http://www.prjournal.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-12-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D1%8F/

Как закончить публичное выступление

Завершение публичного выступления. Как заканчивать выступление

Если первые слова оратора должны привлечь внимание публики, то последние призваны усилить эффект выступления. Сказанные под занавес слова должны звучать в ушах слушателей и после окончания выступления.

По сути, заключение состоит из двух частей.

1.Сделать обзор того, что Вы сказали

Речь не можем оборваться на полуслове – это не сцена «из мыльного сериала». Речь должна закругляться, то есть возвращаться мыслью к началу, как бы напоминания слушателям, о чем хотели говорить, о чем говорили и к каким выводам пришли.

Эта техника появилась не сегодня и не вчера, ее пример можно увидеть даже в Библии: «И пришел я к Вам, чтобы сказать: любите ближнего, как самого себя. И говорю я Вам: любите ближнего, как самого себя. И сказал я Вам: любите ближнего, как самого себя».

Необходимость именно такого заключения продиктована тем, что ораторская речь воспринимается на слух, и слушатели не могут, как читатели книги, заглянуть в начало, где бы им объяснили значение предстоящего разговора. Напоминание после прослушанного обоснования и разбора разнообразных аргументов помогает слушателю связать все воедино.

Поэтому очень важно в конце каждой части речи и всего выступления в целом подводить итоги и расставлять акценты, которые позволяют усилить эффект от выступления и призвать аудиторию к действиям.

Но особенно важна вторая часть заключения. Хотелось бы, чтобы у слушателей не только возникло ощущение, что информация классная, чтобы они не только получили удовольствие, но и стали следовать полученной информации. Поэтому в заключении речи необходимо призвать людей к действиям.

2.Призыв к действиям

Этим Вы завершаете выступление. Говорите о том, что людям надо сделать, не оставляйте место для досмысливания, люди после вашего выступления должны четко знать, куда идти и что делать.

Последняя фраза является таким же важным элементом мотивационной речи, как и первая. Ее главная задача – призвать людей к активным действиям, связанным с темой выступления. Поэтому ключевыми словами в этой фразе должны быть глаголы.

Моя тема по ораторскому искусству обычно завершается такими словами: «Для того чтобы научиться ходить, что нужно делать? Ходить. Для того, чтобы научиться писать, что нужно делать? Писать. Для того, чтобы научиться выступать, что нужно делать? Выступать.

Правильно! Если хотите стать высокооплачиваемым спикером, вам нужно выступать, выступать и еще раз выступать! Выступайте как можно чаще и используйте любую возможность для выступления!»

Какими способами можно еще завершить свое выступлений? Например, так:

Повторить основные этапы развития темы

С тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям. Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком, студентом, исследователем, академиком. В чем причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя…

Показать пути выхода из проблемы

Показать пути выхода из проблемы и наметить ее возможное развитие. Сегодня в обществе существует значительная напряженность, которая выплескивается в дискуссиях, в разговорах, беседах. Но я уверена, что выход есть, и он – в уважительном диалоге, в совместном поиске решений, в стремлении не только высказать претензии, но и слушать друг друга, в объединении всех наших сил.

Высказать пожелание аудитории или обратиться к ней с прямым призывом

Теперь, когда тяжелая полоса позади и в бизнесе наметилось оживление, мы обращаемся к вам с краткой просьбой: «Дайте больше активности! Действуйте!»

Указание перспектив

Если Вы добросовестно освоите материал на сегодняшнем занятии, то сможете быстрее научиться…

Иллюстрированная концовка

Выглядит очень эффектно. Для этого могут быть использованы стихи, афоризмы, цитаты. Это позволяет усилить эмоциональность и емкость концовки, сделать ее более броской, запоминающейся.

Юмористический финал

Анекдот или шутка. Например, оратор, читая лекцию о постановке целей, говорит, что их надо ставить не завтра, а сегодня. А в заключении спрашивает: «Скажите, пожалуйста, когда нужно ставить цели: в понедельник или во вторник? Слушатели с улыбкой на лице отвечают: «Сегодня!»

Чего избегать в заключении

Люди не застрахованы от ошибок, тем более их легко совершить, когда, как Вам кажется, Ваше выступление уже позади. И все постарайтесь избегать следующих вещей:

— Заканчивать свое выступление словами: «Вот приблизительно и все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу»;

— Никогда не завершайте речь вымученной улыбкой, разведением рук или словами: «Я полагаю, это все, о чем я хотел сказать», «Вот и все, ребята!»;

— Не извиняйтесь перед слушателями за то, что у Вас не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому Вам не удалось хорошо выступить; что Вы, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели напрасно потратили время;

— Не вводите в заключение новые разделы. Убедитесь, что оно связано со вступлением;

— Избегайте длинных заключений, которые утекают в неопределенность;

— Шутки, не относящиеся к теме выступления, будут неуместны.

Резюме

Таким образом, заключение должно быть, во-первых, связано с предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованного тезиса, предпринятого в основной части, во-вторых, усиливать впечатление, «зацеплять страсти», рождать желание идти навстречу устремлениям оратора. Оно – разрешение всей речи. Поэтому над заключением надо тщательно потрудиться, выбрав оптимальный вариант, краткий по форме и емкий по содержанию.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abcba86a815f108ec5c7b27/5abcbfe8fd96b1dc51ccee85

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий