Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин. Солнце русской поэзии закатилось

Александр Сергеевич Пушкин – солнце русской поэзии. Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин

Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин. Солнце русской поэзии закатилось

В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист.

Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не были известны его современникам.

Тем не менее объективное значение суждений Пушкина о состоянии русской литературы, ее задачах, об истории русской и зарубежных литератур отличается остротой мысли и верностью оценок.

Деятельность Пушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью борьбы против продажной и реакционной литературы и критики. В 1830 г.

он вместе со своим другом Дельвигом принимал самое активное участие в издании «Литературной газеты». В последний год жизни (1836) Пушкин издавал журнал «Современник», к участию в котором он хотел привлечь Белинского.

Наметившиеся переговоры не были доведены до конца. В январе 1837 г. Пушкин был убит па дуэли.

Сразу же после гибели Пушкина в одной из газет («Литературные прибавления к Русскому инвалиду») была напечатана статья, вызвавшая гнев у царских прислужников: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратной потери, и всякое русское сердце будет растерзано».

Солнце русской поэзии… И действительно, пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников и для далеких потомков. С поэзией Пушкина навсегда связываются понятия разума, света, весны, молодости, счастья, солнца. Даже в тяжелый для него 1825 г. он восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» («Вакхическая песня»).

Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте.

В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным: это право решительно принадлежит ему…

В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Есть что-то знаменательное в том, что Пушкин родился в последний год XVIII в. Он подвел итоги всем достижениям предшествующсго этапа развития русской культуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в се истории. Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и в области русского литературного языка.

С его именем связано начало величия русской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейших литератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь он писателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себе благотворного влияния пушкинского гения.

Он проложил дорогу к художественной правде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбе за высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своих многочисленных произведениях Пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшее значение, утверждая тем самым великую общественную роль литературы в политической жизни своего времени.

Остро и проницательно писал Пушкин об отношениях народа и самодержавия, личности и государства, о крестьянстве и судьбах крестьянской революции.

Созданные им характеры Онегина и Германца, Самсона Вырина и Пугачева, Татьяны Лариной и Маши Мироновой надолго приковали К себе внимание русских писателей, продолжавших художественное исследование действительности в традициях, завещанных великим поэтом число этих традиций входило пушкинское требование высокой простоты и демократичности литературы, ее творческой свободы и эстетического совершенства.

Гениальность Пушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создал бессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы – и романтические, и реалистические – были новым словом в истории литературы. Пушкин создал уникальный роман в стихах, подобного которому, но существу, нот до сих пор.

Он был зачинателем почти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок, очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыграла важную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины и сценического реализма в истории русского театра. Новую страницу открыл Пушкин и в истории русского фольклоризма.

Созданные им «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834) раскрыли повью возможности обогащения литературы.

Обращение Пушкина к миру народного творчества находится в прямом соответствии с его глубокими раздумьями о народе, его судьбах, его духовной культуре в последний период жизни.

Уроки Пушкина – это уроки патриотизма, высокой нравственности и, как говорил Белинский, «лелеющей душу гуманности». В его творчестве заключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Патриотизм Пушкина неразрывно связан с чувством интернационализма, с той «всемирной отзывчивостью».

которая оказала огромное воздействие на всю последующую русскую литературу и о которой с такой благодарностью вспоминал Достоевский в «Речи о Пушкине».
Прав был Белинский, сказав, что Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые продолжают постоянно развиваться «в сознании общества.

Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы пи верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное»

Солнце русской поэзии
Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» – приложении к газете «Русский инвалид».

Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским (1804-1869), состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..

Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце-будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».

Этот некролог разгневал министра народного просвещения С. С. Уварова. Редактор «Литературных прибавлений» журналист А. А. Краевскпй был вызван к председателю Цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но чго за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь?..

» (Русская старина. 1880. № 7).Возможно, что выражение «солнце нашей поэзии закатилось» было навеяно В. Ф. Одоевскому другим, весьма схожим, из «Истории государства Российского» (т. 4, гл. 2) Н. М. Карамзина. Там историк повествует, как на Руси восприняли весть о смерти Александра Невского в 1263 г.

Митрополит Киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя… в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось». Никто не понял сей речи.

Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время».

Для самого же Карамзина первоисточником послужил памятник русской литературы второй пол. XVI в. «Степенная книга», в котором впервые на Руси была сделана попытка собрать воедино исторические сведения, содержащиеся в разных русских летописях. Фраза из «Степенной книги» звучит так: «Уже заиде солнце земьля Русьмя».

  • – ФАНТАЗИЯ В ПОЭЗИИ есть та основная способность, которая создает художественность какого бы то ни было рода… Литературная энциклопедия
  • – Ж́́АНРЫ поэзии Лермонтова… Лермонтовская энциклопедия
  • – МОТ́́ИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив – устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и лит.-худож… Лермонтовская энциклопедия
  • – РЕЛИГИ́́ОЗНЫЕ МОТ́́ИВЫ поэзии Л. возникают на общем фоне богоборческих настроений. Р. м. важно отличать от обычной для романтич… Лермонтовская энциклопедия
  • – в скандинавской мифологии священный напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение… Энциклопедия мифологии
  • – ежемесячный журнал, издававшийся Павлом Никольским в 1814 г., в СПб. Вышло 12 книжек в 6 частях…
  • – кодекс правил, по которым должны были сочиняться песни мейстерзингеров. Т. указывала тридцать две погрешности, за которые полагалось наказание… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • – Т. принадлежит к числу животных, излюбленных русской народной поэзией… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • – Ода, жанр лирической поэзии и музыки… Большая Советская энциклопедия
  • – в скандинавской мифологии священный напиток, дающий мудрость, вдохновение и приобщающий к скальдическому искусству. История о том, как Один добыл богам Мед Поэзии, изложена в “Младшей Эдде”… Большой энциклопедический словарь
  • – Митрополит Кирилл о смерти в. к. Александра Невского 1263 г. Ср. Карамзин… Толково-фразеологический словарь Михельсона
  • – следует признать, что при переводе поэзии возникают совершенно специфические проблемы, ибо форма выражения являются существенным фактором при передаче аудитории духа сообщения…
  • – см. прозаический перевод… Толковый переводоведческий словарь
  • – Митрополитъ Кириллъ о смерти В. К. Александра Невскаго 1263 г. Ср. Карамзинъ… Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  • – См…. Словарь синонимов
  • – сущ., кол-во синонимов: 3 гений русской литературы наше все пушкин… Словарь синонимов

«Гамлет» и традиции русской поэзииВ заметке о «Гамлете» Пастернак подчеркивает значение ритма для содержания драмы: «Ритм Шекспира – первооснова его поэзии. Размер подсказал Шекспиру часть его мыслей, слова его изречений. Ритм лежит в основании шекспировских текстов,

автора Андроников Ираклий Луарсабович

СОБРАНИЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ1Жизнь и труды Ивана Никаноровича Розанова – маститого профессора Московского университета, талантливого исследователя русской литературы, выдающегося знатока русской поэзии – неотделимы от его библиотеки, которую он собирал в продолжение

B чем сущность русской поэзии

Из книги Куда несешься, Русь? [Мысли у дороги] автора Гоголь Николай Васильевич

B чем сущность русской поэзииНесмотря на внешние признаки подражания, в нашей поэзии есть очень много своего. Самородный ключ ее уже бил в груди народа тогда, как самое имя еще не было ни на чьих устах. Струи его пробиваются в наших песнях, в которых мало привязанности к

Балы в русской поэзии и прозе XIX–XX вв

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Балы в русской поэзии и прозе XIX–XX вв.ХрестоматияТема русских балов нашла свое глубокое и многостороннее отражение в художественной литературе. Поэты и писатели XIX–XX вв. не случайно останавливались на описаниях бальных сцен: они содержали точные детали, помогающие

Источник: https://welom.ru/aleksandr-sergeevich-pushkin---solnce-russkoi-poezii-vselennaya/

Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин. Солнце русской поэзии закатилось

Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин. Солнце русской поэзии закатилось

” Закатилось солнце русской поэзии…”В.Жуковский

Какое счастье, что Пушкин убитрукой иностранца! Своей руки

не нашлось

.
М.Цветаева

Он был красив, как сто чертей,Любил животных и детей,Имел любовниц всех мастейИ был со всеми мил…Да полно! Так ли уж праваЖестокая молва,Швырнув в ответ ему слова:

«Он Пушкина убил!..»

Он навсегда покинул свет,И табаком засыпал следИ даже плащ сменил на плед,Чтоб мир о нём забыл.Но где б он ни был тут и там -При нём стихал ребячий гам,и дети спрашивали мам:

«Он Пушкина убил?»

Как говорится, все течёт,любая память есть почёт,и потому на кой нам чёртГадать, каким он был?..Да нам плевать, каким он был,Какую музыку любил,Какого сорта кофий пил…Он Пушкина убил!

Леонид Филатов

О том давнишнем поединке, который состоялся между Александром Сергеевичем Пушкиным и Георгом Дантесом, известно, пожалуй, всё: кто где стоял, как были одеты, как стреляли, какие были пистолеты, что было сказано участниками… Разумеется, известны и формальные причины дуэли: дескать, в обществе уже давно распространялись слухи о неприличных отношениях между женой Пушкина и Дантесом, вот и прозвучало: «Пожалуйте к барьеру!»

«Причины к дуэли порядочной не было, и вызов Пушкина показывает, что его бедное сердце давно измучилось и что ему хотелось рискнуть жизнью, чтобы разом от неё отделаться или её возобновить», – пишет его современник Алексей Хомяков. А близкий приятель поэта граф Владимир Соллогуб утверждает: «В последний год своей жизни Пушкин решительно искал смерти».

Пушкин действительно искал. Другое дело, что не смерти – скорее своей судьбы. Того, что предначертано или предсказано.

«О! Это голова важная, вы человек не простой! – так сказала «угадчица на кофе немка Кирхгоф», когда совсем молодой Пушкин явился к ней узнать своё будущее.

– Вы прославитесь и будете кумиром своих соотечественников, дважды подвергнетесь ссылке и проживёте долго, если на тридцать седьмом году возраста не случится с вами беды от белой лошади либо белой головы».

О том, что «на тридцать седьмом году возраста» в него станет стрелять платиновый блондин Дантес, Пушкин, конечно, знать не мог, но отнёсся к предсказанию вполне серьёзно.

И, тем не менее, перед последней дуэлью Пушкин как будто бросает судьбе дерзкий вызов. Закладывает фамильное серебро и на эти деньги покупает пистолеты в «Магазине военных вещей» по адресу: Невский проспект,13.

Выйдя из дома, вспоминает, что забыл шубу, и возвращается за нею, хотя до этого всегда «велел распрягать и никуда не ехал, ежели забыл какую вещь, полагая, что не будет ему пути и удачи».

В этот же день случилось так, как случилось…И ещё одно стихотворене Леонида Филатова, так созвучное моменту:

Тает желтый воск свечи,Стынет крепкий чай в стакане,Где-то там, в седой ночи,

Едут пьяные цыгане.

Полно, слышишь этот смех?Полно, что ты, в самом деле?!Самый белый в мире снег

Выпал в день твоей дуэли.

Знаешь, где-то там вдали,В светлом серпантинном залеМолча встала Натали

С удивленными глазами.

В этой пляшущей толпе,В центре праздничного зала,Будто свечка по тебе,

Эта женщина стояла.

Встала, и белым-белаРазом руки уронила,Значит, все-таки, была,

Значит, все-таки, любила!

Друг мой, вот вам старый плед!Друг мой, вот вам чаша с пуншем!Пушкин, Вам за тридцать лет,

Вы совсем мальчишка, Пушкин!

Тает желтый воск свечи,Стынет крепкий чай в стакане,Где-то там, в седой ночи,

Едут пьяные цыгане…

Образное определение значения великого русского поэта А. С. Пушкина. Выражение это – из краткого извещения о смерти поэта, напечатанного 30 января 1837 г. в № 5 «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду»: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..

Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч, 45 м. пополудни». Автором этого извещения считался журналист А. А.

Краевский, редактор «Литературных прибавлений». Однако из письма С. Н. Карамзиной к брату, опубликованного в 1956 г., видно, что в действительности автором этого извещения является В. Ф. Одоевский (1804-1869) (И. Андроников, Тагильская находка, «Новый мир, 1956, № 1). Это краткое извещение вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова.

Краевский был вызван к председателю цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь?..» («Русская старина», 1880, № 7, с. 536 – 537).

Выражение, испугавшее сановников николаевской России, прочно удержалось в нашей речи в форме: «Солнце русской поэзии». Интересно отметить, что сходное по мысли выражение приведено Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского» (т. IV, гл. 2). Когда в 1263 г.

умер Александр Невский, митрополит киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя… в собрании духовенства воскрикнул: «Солнце отечества закатилось». Никто не понял сей речи.

Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время». Источником Карамзина была «Степенная книга», памятник второй половины XVI в., первый опыт сводки исторических сведений, сообщаемых летописями и хронографами. В «Степенной книге» эта фраза читается так: «Уже заиде солнце земьля Русьыя» (Полн. собр. русских летописей, СПб. 1908, т. XXI, 1, с. 293).

Родоначальник нашей литературы, солнце русской поэзии, бессмертный Пушкин мечтал об издании такой газеты, в которой он мог бы говорить с народом («День большевистской печати», «Лит. газ.», 4 мая 1949 г.).

Пушкин – любимейший писатель современности. Весь прогрессивный мир вместе с нами отмечает сегодня 160 лет с того дня, когда взошло «солнце русской поэзии» (О. Песков, Края Москвы, края родные. – «Веч. Москва», 6 июня 1959 г.).

Солнце не может проникнуть в закат, от напряжения вспыхнуло ярко и разбросало лучи, невпопад,

словно костёр, разгоревшийся жарко.

Тени, как ленты, легли по лугам, переломались на ветхих избушках. Солнце, попав на большие стога,

ярко блестело на лысых макушках.

И, наконец-то, прожгло себе путь, брызгаясь искрами по небосводу, тихо ушло отдохнуть, хоть чуть-чуть.

Мало осталось ему до восхода.

Мандариново-лимонным солнце катится к закату На востоке ночь вливает в небеса ультрамарин, Звезды ранние на небе соревнуются в каратах, А луна нам из-за горки показала бок один.

По отрогам и по балкам разливаются туманы Облаками, как бы небо опустилось на луга, Я по травке, по росистой, за деревню вышел пьяный, И хожу дежурным поля, заблудившийся в стогах.

Затерявшийся по жизни, закопавший своё счастье, Мазохист в любви, и только, я ищу тебя всегда,

И шепчу, как заклинанье, подходя к…

Закатилось солнце красное, Меркнет свет в моих глазах. Хотел песню спеть о счастье я,

Но запутался в словах.

Смотрит мглою ночь в окошко, Туча спрятала луну. На душе скребутся кошки,

И никак я не усну.

И звезду на небе тёмном, Не могу свою сыскать. Где-то в мире этом сонном,

Смог её я потерять.

Спит весь мир, а мне не спится, Думы сон прогнали мой. Не поют зимою птицы,

Воет ветер ледяной.

Ты вернись к нам солнце красное, Подари нам свет с теплом.

Вспомню песню всю о…

Я не вижу то, что ближе Ни со мною, ни с тобою. Будь поближе, лишь поближе С синеглазой тишиною Я прошу, поверь, любимый, Ты со мною, лишь со мною На ресницах синий иней Над водою, под луною… Пляшет воздух предвесенний Напевая песню рая Пишет горизонт видение Свет от края и до края… Я молю послать решение Или может, солнце мая, А закат рисует тени

Алой розой расцветая…

Не жалуйся, что плохо всё теперь, Что, мол, терпеть нет сил уже. Прошли года все кануло, поверь,

Бывали годы и намного хуже.

Ведь жива ещё Руси старушка, Живы мы славяне, скифов племена, Выпьем всем на радость, где же кружка,

Пей с горла мой юный друг горькую до дна.

После первой можно без закуски, И вторую с третьей опрокинуть много, Рукавом занюхать всё по русски,

Где не пропадало наше с вами благо.

И пускай враги нам строят козни, Заговор плетут и очень много лгут,

Нас…

Солнце всходит и заходит По пятам идёт Луна Неотступным шагом вторит След погони до утра Ночь уходит свет отключит Электричество свеча Догорает в дымке включит Новый день бокал вина Выпьем вечером на ужин Отбивная с молотка В торге продан вход снаружи

Солнце в холле лунь пора…

Солнце русской поэзии
Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» – приложении к газете «Русский инвалид».

Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским (1804-1869), состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..

Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце-будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».

Этот некролог разгневал министра народного просвещения С. С. Уварова. Редактор «Литературных прибавлений» журналист А. А. Краевскпй был вызван к председателю Цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но чго за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь?..

» (Русская старина. 1880. № 7).Возможно, что выражение «солнце нашей поэзии закатилось» было навеяно В. Ф. Одоевскому другим, весьма схожим, из «Истории государства Российского» (т. 4, гл. 2) Н. М. Карамзина. Там историк повествует, как на Руси восприняли весть о смерти Александра Невского в 1263 г.

Митрополит Киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя… в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось». Никто не понял сей речи.

Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время».

Для самого же Карамзина первоисточником послужил памятник русской литературы второй пол. XVI в. «Степенная книга», в котором впервые на Руси была сделана попытка собрать воедино исторические сведения, содержащиеся в разных русских летописях. Фраза из «Степенной книги» звучит так: «Уже заиде солнце земьля Русьмя».

  • – ФАНТАЗИЯ В ПОЭЗИИ есть та основная способность, которая создает художественность какого бы то ни было рода… Литературная энциклопедия
  • – Ж́́АНРЫ поэзии Лермонтова… Лермонтовская энциклопедия
  • – МОТ́́ИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив – устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и лит.-худож… Лермонтовская энциклопедия
  • – РЕЛИГИ́́ОЗНЫЕ МОТ́́ИВЫ поэзии Л. возникают на общем фоне богоборческих настроений. Р. м. важно отличать от обычной для романтич… Лермонтовская энциклопедия
  • – в скандинавской мифологии священный напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение… Энциклопедия мифологии
  • – ежемесячный журнал, издававшийся Павлом Никольским в 1814 г., в СПб. Вышло 12 книжек в 6 частях…
  • – кодекс правил, по которым должны были сочиняться песни мейстерзингеров. Т. указывала тридцать две погрешности, за которые полагалось наказание… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • – Т. принадлежит к числу животных, излюбленных русской народной поэзией… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • – Ода, жанр лирической поэзии и музыки… Большая Советская энциклопедия
  • – в скандинавской мифологии священный напиток, дающий мудрость, вдохновение и приобщающий к скальдическому искусству. История о том, как Один добыл богам Мед Поэзии, изложена в “Младшей Эдде”… Большой энциклопедический словарь
  • – Митрополит Кирилл о смерти в. к. Александра Невского 1263 г. Ср. Карамзин… Толково-фразеологический словарь Михельсона
  • – следует признать, что при переводе поэзии возникают совершенно специфические проблемы, ибо форма выражения являются существенным фактором при передаче аудитории духа сообщения…
  • – см. прозаический перевод… Толковый переводоведческий словарь
  • – Митрополитъ Кириллъ о смерти В. К. Александра Невскаго 1263 г. Ср. Карамзинъ… Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  • – См…. Словарь синонимов
  • – сущ., кол-во синонимов: 3 гений русской литературы наше все пушкин… Словарь синонимов

«Гамлет» и традиции русской поэзии

Из книги автора

«Гамлет» и традиции русской поэзииВ заметке о «Гамлете» Пастернак подчеркивает значение ритма для содержания драмы: «Ритм Шекспира – первооснова его поэзии. Размер подсказал Шекспиру часть его мыслей, слова его изречений. Ритм лежит в основании шекспировских текстов,

СОБРАНИЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги А теперь об этом автора Андроников Ираклий Луарсабович

СОБРАНИЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ1Жизнь и труды Ивана Никаноровича Розанова – маститого профессора Московского университета, талантливого исследователя русской литературы, выдающегося знатока русской поэзии – неотделимы от его библиотеки, которую он собирал в продолжение

Пушкин:

Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин. Солнце русской поэзии закатилось
sh: 1: full: not found

Он – первый национальный автор, которого можно читать, не спотыкаясь об архаизмы, создатель литературного русского языка, великого и могучего, несмотря на все наши попытки его испортить.

6 июня исполняется 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Юбилей отмечается не столь широко, как “круглая” 200-летняя дата в 1999 году, но событие все равно заметное.

Пушкин – главный поэт России и вообще “наше все”. Мнение, которое не оспаривается, хотя порой и вызывает подтрунивание.

В ходе проводившегося в 2008 году интернет-опроса он занял четвертое место среди величайших россиян всех эпох, а из деятелей культуры – первое.

От Писарева до Сталина

Отношение к Пушкину переживало метаморфозы. Современники считали его талантливым поэтом, но никак не гением. Ивана Крылова и Василия Жуковского ценили больше, а Баратынского и Вяземского полагали равными.

В александровскую эпоху нигилисты во главе с литературным критиком Дмитрием Писаревым клеймили Пушкина как аполитичного певца “искусства для искусства”.

Когда Федор Достоевский на похоронах Некрасова сказал, что покойный талантом встал рядом с Пушкиным, из толпы студентов раздались крики: “Не рядом, а выше, выше!”.

Маяковский и футурист Алексей Крученых в 1915 году призвали “бросить Пушкина с парохода современности”.

Большевики, напротив, “приватизировали” великое имя, объявив Пушкина революционером, убитым по прямому приказу царя.

“Я мстил за Пушкина под Перекопом [… ] Я с Пушкиным шатался по окопам, покрытый вшами, голоден и бос”, – утверждал комсомольский поэт Эдуард Багрицкий. Вот интересно – обрадовался бы Александр Сергеевич такому времяпрепровождению и такой компании?

В 1937 году, когда отмечалось 100-летие смерти поэта, по воле Сталина утвердился его официальный культ.

Что в советскую эпоху в честь Пушкина переименовали Царское Село, где он  учился в лицее – это понятно.

Но какое отношение к Пушкину имеет  московский музей западной живописи, основанный через 75 лет после его смерти меценатом Юрием Нечаевым-Мальцевым и искусствоведом Иваном Цветаевым?

Имя России

Впрочем, ничего удивительного или предосудительного здесь нет. Каждая нация нуждается в именах-символах и общепризнанных авторитетах. У древних римлян Гораций, у англичан Шекспир, у немцев Гете, у итальянцев Данте, у поляков Мицкевич, у русских Пушкин. Другие впоследствии были, возможно, не слабее, но место на пьедестале уже занято.

Причем национальный кумир должен быть обязательно, независимо от его признания в мире. На надгробии “эстонского Пушкина”, творившей во второй половине позапрошлого века поэтессы Лидии Койдулы, написано просто: “Койдула”, и каждый эстонец обязан знать, кто это. За пределами маленькой страны ее произведениями, мягко говоря, не увлекаются, но смеяться над этим грех.

По вопросу о Пушкине между россиянами и иностранцами существует определенное недопонимание. Из русских авторов на Западе знают Толстого и Достоевского, кто образованнее – Чехова и Булгакова. А Пушкина, которого на родине ставят выше всех,  читают и почитают меньше.

Опять же, не удивительно.

Толстой и Достоевский глубоко заглянули в тайны души, сказали человечеству что-то новое и важное о своей стране и вообще о жизни.

Есть мнение, что они сформировали ложное и вредное представление о русских как о нации непонятных и непрактичных Карамазовых и Каратаевых, вместо дела предающихся сомнительной философии. Но факт остается фактом: мировую славу получили люди, сделавшие то, чего до них никто не делал.

Пушкин же был первым только дома. “Дубровский” и “Капитанская дочка” – кальки с английских и французских историко-авантюрных романов, “Евгений Онегин” – тривиальная любовная история с примесью модного байронизма.

Великая и непреходящая заслуга Пушкина в другом. Он – первый национальный автор, которого можно читать, не спотыкаясь об архаизмы, создатель литературного русского языка, великого и могучего, несмотря на все наши попытки его испортить.

Он был непревзойденным мастером слова и стихотворной формы. Несколько лет назад литературоведы с помощью специальной компьютерной программы проанализировали тексты русских классиков с целью определить процент слов, которые можно выбросить без ущерба для смысла. Оказалось, что именно в языке Пушкина практически нет лишнего, он весь литой.

Но это важно, главным образом, для соотечественников.

Непростой характер

“Пушкин – это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет”, – писал Николай Гоголь.

Двести лет прошли. Является ли Пушкин идеалом личности и образцом для подражания во всем – честно говоря, сомнительно.

В школе об этом не рассказывают, но те, кто интересуется, отлично знают, что Пушкин брюхатил крепостных девок и впоследствии не проявлял никакого интереса к своему потомству.

Сделал рогатыми многих мужей и находил это весьма забавным, а сам впал в ярость при малейшем подозрении касательно своей супружеской чести.

В дневнике цинично-физиологически отозвался о той самой Анне Керн, которой посвятил знаменитые стихи: “Я помню чудное мгновенье”.

Был азартным игроком и оставил после себя сто тысяч рублей долга (около двух миллионов долларов на современные деньги), которые заплатил “нехороший” Николай I.

Общеизвестно, что Пушкин, мягко говоря, не отличался деликатностью и уважением к окружающим, и общение с ним доставляло удовольствие не всем.

Чего стоит история с его пребыванием в Одессе? Модный столичный поэт дневал и ночевал в доме генерал-губернатора Михаила Воронцова, вместо благодарности за гостеприимство завел роман с его женой, да еще и припечатал хозяина эпиграммой: “Полу-милорд, полу-купец, полу-мудрец, полу-невежда, полу-подлец, но есть надежда, что будет полным, наконец”. При том, что никто из современников, кроме Пушкина, подлецом и невеждой Воронцова не считал.

Когда губернатор единственный раз попытался заставить прикомандированного чиновника сделать что-нибудь полезное и отправил его проконтролировать ход борьбы с саранчой, Пушкин вместо отчета о проделанной работе прислал издевательскую записку: “Саранча летела-летела, и села. Cидела-сидела, все съела и вновь улетела”.

Когда Пушкин находился в Кишиневе, в Греции началось восстание против Османской империи. Естественно, местные греки пришли в возбуждение. Пушкин описал происходящее так: “Раззевавшись от обедни, к Катакази еду в дом. Что за греческие бредни, что за греческий содом! Подогнув под ж…у ноги, за вареньем, средь прохлад, как египетские боги, дамы преют и молчат”.

Хороши комплименты! И почему мечты о независимости своей родины – “бредни”? Раз у греков не было империи и могучей армии, то их дело – не рассуждать о политике, а ждать, что решит русский царь?

Постоянно пикировавшийся с Пушкиным Фаддей Булгарин как-то проехался по поводу неназванного поэта, гордящегося происхождением от африканского принца, который якобы был куплен у шкипера за бутылку рома. Тот отпарировал стихотворением “Моя родословная”:

“Не торговал мой дед блинами, не ваксил царских сапогов, не пел на клиросе с дьячками, в князья не прыгал из хохлов, и не был беглым он солдатом австрийских пудреных дружин. С чего мне быть аристократом? Я, слава Богу, мещанин!”.

Походя, ради хлесткого ответа Булгарину, Пушкин в восьми строках оскорбил пятерых известных и высокопоставленных людей, не делавших ему ничего плохого: морского министра Александра Меншикова, сенатора Павла Кутайсова, покойных графа Алексея Разумовского и канцлера Андрея Безбородко, и министра путей сообщения Петра Клейнмихеля.

Николай I наложил резолюцию: “В стихах много остроумия, но для чести его пера и особенно его ума будет лучше, если он не станет распространять их”.

Даже лицейского друга Кюхельбекера Пушкин не пощадил для красного словца (“и кюхельбекерно, и тошно”), что едва не кончилось дуэлью.

Часть россиян считают это обывательским копанием в грязном белье и говорят, что к гению надо подходить с иными мерками, нежели к простым смертным. Другие призывают знать прошлое во всей полноте и вопрошают: а что, знаменитостям все позволено?

Стали ли стихи Пушкина хуже оттого, что их автор был донжуаном, картежником, и имел трудный характер? Нет. Но, как заметил судья в “Приключениях Тома Сойера”, истина всегда почтенна.

Либерал, но не демократ

Политические взгляды Пушкина, на первый взгляд – клубок противоречий.

“Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!”, и: “Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков”. Эти фразы были сказаны с интервалом примерно в две недели.

“Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, твою погибель, смерть детей с жестокой радостию вижу”; “Мы добрых граждан позабавим, и у позорного столпа кишкой последнего попа последнего царя удавим!” – и: “Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений”.

Восхищение Наполеоном, который “русскому народу высокий жребий указал, и миру вечную свободу из мрака ссылки завещал” – и ура-патриотическое стихотворение “Клеветникам России”.

Сделанный в Михайловском рисунок, изображавший пятерых повешенных декабристов с подписью: “И я бы мог” – и, по словам самого Пушкина, “слезы радости на глазах” в ответ на заявление императора: “Отныне я сам буду твоим цензором”.

Откуда такие перепады настроения?

Вероятно, разгадка кроется еще в одной фразе: “Правительство – единственный европеец в России”.

Пушкин ощущал ценность личной свободы и достоинства, как мало кто не только в России, но и на Западе, не только двести лет назад, но и в наши дни, но не отличался наивным народолюбием и был невысокого мнения об умственных и нравственных достоинствах толпы.

Не любил самодержавие, цензуру, властный произвол, когда дело касалось его самого и его просвещенных друзей, но готов был, скрепя сердце, мириться во имя стабильности с отсутствием политических прав (“Я не ропщу, что отказали боги мне в сладкой участи оспоривать налоги, или мешать царям друг с другом воевать”).

Верил в прогресс, но сомневался в возможности быстро переделать мир сей.

В душе считал себя равным царю, но предпочитал просвещенный абсолютизм ужасам пугачевщины и французской революции. Сначала цивилизация, культура и гуманность, а демократия потом.

В одном из писем жене Пушкин заметил, что способен жить без парламента и свободной прессы, но не может оставаться спокойным, когда чужие заглядывают в его личную корреспонденцию.

А наиболее полно изложил свою политическую платформу в стихотворении “Из Пиндемонти”: “Зависеть от царя, зависеть от народа – не все ль равно? Бог с ними. Никому отчета не давать, себе лишь самому служить и угождать. Вот счастье! Вот права!”.

По отношению к Западу Пушкин не испытывал ни пиетета, ни отторжения. Он был органичный русский европеец. Гордясь величием и победами России, ощущал европейскую культуру и ценности своими по праву, и не имел потребности все время себя с кем-то сравнивать.

Можно сказать, что любое общество окажется созревшим для демократии, когда будет состоять из Пушкиных – не по таланту, но по отношению к жизни.

Источник

Источник: https://AfterShock.news/?q=node/235109&full

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий