Учебное пособие: Патологическая анатомия: введение в предмет, общие аспекты, методы исследования в патологии

Введение в патологическую анатомию. Профессор е. Д. Черствый

Учебное пособие: Патологическая анатомия: введение в предмет, общие аспекты, методы исследования в патологии

Патологическаяанатомия –наука, изучающая структурные(морфологические) основы патологическихпроцессов и заболеваний, в том числе,ятрогенных. Она также уделяет большоевнимание изучению патоморфоза итанатогенеза.

Патоморфоз– это изменения, которые возникают вклинико-анатомической картине различныхзаболеваний под влиянием фактороввнешней среды и уровня медицинскогообслуживания населения.

Ятрогении– это заболевания или осложнениязаболеваний, возникающие в результатеконтакта больного с медицинскимперсоналом. Они включают не толькопоследствия медицинских манипуляцийи лечения, но и последствия неправильногоповедения медицинского персонала, т.е.результаты нарушения принциповдеонтологии.

Танатогенез– это механизмы умирания организма.

Курс патологическойанатомии состоит из двух разделов: общаяи частная патологическая анатомия.

Общая патологическаяанатомия –это учение о наиболее общих закономерностяхпатологических процессов, которые лежатв основе любого синдрома и любой болезнинезависимо от вызывающей их причины,индивидуальных особенностей организма,условий окружающей среды. К общепатологическимпроцессам относятся повреждение,воспаление, расстройства кровообращения,регенерация, опухоли, иммунопатологическиепроцессы. Повреждение представленопатологией клетки, тканевыми дистрофиямии некрозом.

Частнаяпатологическая анатомияизучает материальный субстрат (морфологию)отдельных болезней человека.

Уровни изученияпатологической анатомии.Структурные изменения изучают наорганизменном, органном, тканевом,клеточном и ультраструкторном уровнях.Первые два уровня исследуют невооруженнымвзглядом (макроскопически), тканевой иклеточный – при помощи световогомикроскопа, ультраструктурный – припомощи электронного микроскопа.

Методы патологической анатомии

Основным методомпатологической анатомии являетсявскрытие умершего человека – аутопсия.Цель аутопсии – установить диагнозболезни, выявить осложнения, приведшиебольного к смерти, особенности патогенеза,патоморфоза и этиологии заболевания.На основе аутопсийного материалаописывают и изучают новые нозологическиеформы болезней.

Аутопсию проводитврач-патологоанатом в присутствиилечащих врачей, руководствуясь при этомположениями соответствующих приказовМинистерства здравоохранения РБ.

Вовремя аутопсии врач-патологоанатомпроизводит забор кусочков различныхорганов для гистологического исследования,а, при необходимости, для бактериологическогои бактериоскопического исследований.

По окончании вскрытия патологоанатомвыписывает врачебное свидетельство осмерти и оформляет протокол вскрытия.

Из кусочков органов,зафиксированных в 10 % растворе нейтральногоформалина, лаборанты патологоанатомическогоотделения готовят гистологическиепрепараты.

После микроскопическогоизучения таких препаратов врач-патологоанатомоформляет заключительный патологоанатомическийдиагноз и сопоставляет клинический ипатологоанатомический диагнозы. Наиболееинтересные случаи и случаи расхождениядиагнозов разбираются на клинико-анатомическихконференциях.

С порядком проведенияклинико-анатомических конференцийстуденты знакомятся во время прохождениязанятий на биопсийно-секционном циклена старших курсах.

К основному методупатологической анатомии следует такжеотнести биопсийный метод исследования.Биопсия– от греческих слов bios–жизнь и opsis–зрительное восприятие. Под биопсиейпонимают гистологическое изучениекусочков тканей, взятых у живого человекав диагностических целях.

Различают биопсиидиагностические,т.е. взятые специально для установлениядиагноза, и операционные,когда на гистологическое исследованиепосылают удаленные во время операцииорганы и ткани.

Довольно часто в лечебныхучреждениях используют методэкспресс-биопсий,когда гистологическое исследованиепроводится непосредственно во времяоперативного вмешательства для решениявопроса об объеме оперативноговмешательства. В настоящее время широкоераспространение получил метод пункционныхбиопсий (аспирационные биопсии).

Такие биопсии проводятся с помощьюсоответствующих игл и шприцев путемпункции внутренних органов и засасыванияв шприц материала из органа (почки,печень, щитовидная железа, кроветворныеорганы и др.).

Современныеметоды патологической анатомии.Среди них основное значение имеют методиммуногистохимии и гибридизации наместе. Эти методы дали основной импульсразвитию современной патологическойанатомии, они сочетают в себе элементыклассической и молекулярной патологии.

Иммуногистохимическиеметоды (ИГХ).В их основе лежит специфическоевзаимодействие тканевых и клеточныхантигенов человека со специальнополученными антителами, несущими насебе разнообразные метки. Сегодня несоставляет особого труда получитьантитела практически к любому антигену.

ИГХ-методами можно изучать самыеразличные молекулы, рецепторный аппаратклетки, гормоны, ферменты, иммуноглобулиныи др.

Изучая конкретные молекулы, ИГХпозволяет получить информацию офункциональном состоянии клетки, еевзаимодействии с микроокружением,определить фенотип клетки, установитьпринадлежность клетки к определеннойткани, что имеет решающее значение вдиагностике опухолей, оценке дифференцировкиклеток, гистогенез. Фенотипированиеклеток можно проводить с помощью световойи электронной микроскопии.

Для визуализациирезультатов реакции антиген-антителоиспользуются метки. Для Светой микроскопииметками служат ферменты и флюорохромы,для электронной – электронно-плотныемаркеры. ИГХ служит также для оценкиэкспрессии клеточных генов посоответствующим белковым продуктам втканях и клетках, кодируемых даннымигенами.

Гибридизация наместе(ГИС)– это метод прямого выявления нуклеиновыхкислот непосредственно в клетках илигистологических препаратах. Преимуществомданного метода является возможностьне только идентификации нуклеиновыхкислот, но и корреляции с морфологическимиданными.

Накопление сведений о молекулярнойструктуре вирусов с применением этогометода позволило выявить чужеродныйгенетический материал в гистологическихпрепаратах, а также понять то, что многиегоды называлось морфологами вируснымивключениями.

ГИС, как высокочувствительныйметод, необходим для диагностики скрытыхили латентных инфекций, таких какцитомегаловирусная, герпетическаяинфекции, вирусы гепатита.

ПримененияГИС может способствовать диагностированиювирусной инфекции у серонегативныхбольных при СПИДе, вирусных гепатитах;с ее помощью можно изучать роль вирусовв канцерогенезе (таким образом установленасвязь вируса Эпштейна-Барр сназофарингиальной карциномой и лимфомойБеркитта и др.).

Электроннаямикроскопия.

Для диагностики патологических процессовна материале, взятом при жизни больного,в необходимых случаях используетсяэлектронная микроскопия (трансмиссионная– в проходящем пучке света подобносветооптической микроскопии и сканирующая– снимающая рельеф поверхности).

Трансмиссионная ЭМ используется чащеобычно для изучения материала вультратонких срезах ткани, для исследованиядеталей строения клеток, выявлениявирусов, микробов, иммунных комплексови др.

Основные этапы обработки материаласледующие: небольшой кусочек свежейткани (диаметр 1,0-1,5 мм) немедленнофиксируют в глутаральдегите, реже –другом фиксаторе, а затем – в четырехокисиосмия. После проводки материал заливаютв специальные смолы (эпоксидные), готовятультратонкие срезы с помощьюультрамикротомов, окрашивают(контрастируют), помещают на специальныесетки и исследуют.

ЭМ – трудоемкийи дорогостоящий метод, его следуетприменять только в тех случаях, когдадругие методы исчерпали себя. Чаще всеготакая необходимость возникает вонкоморфологии и вирусологии.

Длядиагностики определенных видовгистиоцитозов, например, гистиоцитоза-Х,опухоли из отростчатых эпидермальныхмакрофагов, маркером которых являютсягранулы Бирбека.

Другой пример,рабдомиосаркома, маркером ее являютсяZ-дискив опухолевых клетках.

Источник: https://studfile.net/preview/1473732/

Предмет, задачи и методы патологии

Учебное пособие: Патологическая анатомия: введение в предмет, общие аспекты, методы исследования в патологии

Патология — фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Предметом ее исследования является больной организм.

Как учебная дисциплина патология основывается на синтезе двух наук: патологической физиологии и патологической анатомии.

Методы, используемые в патологии. Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные:

  • клинического обследования больных;
  • морфологического изучения прижизненно взятых участков тканей больного организма;
  • результаты исследования трупов;
  • моделирование болезней.

Патология включает два раздела — общую и частную патологию.

Общая патология изучает типовые (стереотипные) патологические процессы, лежащие в основе болезней, — дистрофию, некроз, атрофию, нарушения крово- и лимфообращения, воспаление, аллергию, лихорадку, гипоксию, а также приспособительные и компенсаторные реакции, шок. стресс и опухоли.

Частная патология изучает конкретные болезни, причины и механизмы их развития, проявления, осложнения и исход отдельных заболеваний.

Патология является теорией медицины, так как именно она позволяет раскрыть сущность болезни, выявить ее функциональные и структурные проявления, указать направление поиска принципов профилактики и лечения болезней.

Для решения стоящих перед ней задач патология использует два подхода:

  • патофизиологический, который позволяет изучить расстройства в организме на разных этапах развития отдельных патологических процессов и болезней в целом:
  • патоморфологический, который, с помощью разнообразных современных морфологических методов, дает возможность исследовать нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма.

Вместе с тем единство и взаимообусловленность фикции и структуры в норме и при патологии стирают грань между этими двумя подходами, и они по существу лишь дополняют друг друга.

Так, патофизиология в настоящее время широко использует для анализа патологических процессов морфологические методы.

Патологическая анатомия в свою очередь располагает методами, позволяющими оценивать функцию поврежденных структур.

Патологическая анатомия использует несколько методов. К ним относятся биопсия, вскрытие трупов и эксперименты на животных.

Биопсия — прижизненное исследование кусочков тканей и opганов больного. Высокое техническое оснащение современной клинической медицины позволяет получить фрагмент ткани (биоптат) практически любого органа человека.

Анализируя с пoмощью микроскопа и других методов изменения, обнаруженные в биоптате, патологоанатом устанавливает прижизненный клинический диагноз заболевания.

Результаты исследования биопсийного материала позволяют выявить болезнь на самых ранних этапах ее развития, когда еще отсутствуют четкие клинические симптомы заболевания. Это дает возможность рано начать лечение и служит залогом благоприятного исхода болезни.

В ряде случаев только патологоанатом может установить правильный диагноз (например, точно определить характер опухоли).

Вскрытие (аутопсия) трупов умерших больных проводится для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причины смерти; по результатам вскрытия составляется патологоанатомический диагноз.

Эксперименты на животных широко используются для изучения морфологических изменений в органах и тканях в процессе болезни, от самых ранних ее проявлений до завершения, а также с целью оценки эффективности различных методов лечения.

Патофизиология — фундаментальная дисциплина, и поэтому моделирование (в том числе на животных) болезней, близких к заболеваниям человека, является ее ведущим методом.

Эксперимент позволяет вскрыть сущность предболезненных состояний и самых ранних стадий заболевания, что не всегда удается в клинике.

С помощью экспериментальных моделей исследуют механизм мы развития болезней, оценивают разные способы их лечения, находят пути управления течением заболевания (экспериментальная терапия), разрабатывают проблемы диагностики и профилактики болезней.

Любое лекарственное или нелекарственное средство, прежде чем оно будет использовано в клинике, проходит испытание на животных.

История патологии

Возникновение патологии и выделение ее в качестве самостоятельной науки относятся к первой половине XIX в., когда благодаря развитию химии, биологии, физиологии, хирургии, терапии и морфологии для нее была подготовлена coответствующая основа.

Первая в России кафедра патологической анатомии и патологической физиологии была организована в 1849 г. в Московском университете известным терапевтом А. И. Полуниным.

Он пepвым понял необходимость сопоставления проявлений болезни, имевшихся при жизни больного, с изменениями, которые выявлялись при вскрытии трупов. А. И. Полунин — основоположник клинико-анатомического направления, которое стало характерной чертой отечественной медицины. Идеи А. И.

Полунина продолжали и развивали его многочисленные ученики и последователи. Среди них и создатель Московской школы патологоанатомов, автор первого в России учебника по патологической анатомии проф. М. Н. Никифоров. Учениками М. Н. Никифорова были академики А. И. Абрикосов и И. В. Давыдовский.

Развивая идеи, заложенные А. И. Полуниным и М. Н. Никифоровым, А. И. Абрикосов создал принципы отечественной патологической анатомии и внес большой вклад в разработку многих проблем общей и частной патологии. И. В.

Давыдовский доказал закономерности развития патологических процессов и болезней; ему принадлежат крупные исследования в области общей патологии, патологии военного времени. Учеником М. Н. Никифорова был профессор М. А. Скворцов — признанный основоположник детской патологической анатомии.

Преемником идей Московской школы патологоанатомов стал ученик А. И. Абрикосова — академик А. И. Струков.

С его именем связаны разработки патоморфологии туберкулеза, ревматических болезней, патологии микроциркуляции, воспаления, а также введение в патологическую анатомию новых методов исследования — гистохимии, гистоферментохимии, электронной микроскопии, придавших ей функциональную направленность.

Современный этап развития патологической анатомии характеризуется появлением молекулярной патологии, изучающей болезни на молекулярном уровне, обеспечивающим межклеточные отношения. Это направление в нашей стране возглавляет академик М. А. Пальцев.

Параллельно с патологической анатомией развивалась и патологическая «физиология. В 1849 г. тот же профессор А. И. Полунин стал основателем кафедры патологической физиологии в Московском университете.

В этот период эксперимент на животных уже прочно вошел в арсенал методов научного исследования. Фундаментом для развития патологической физиологии явились исследования физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е.

Введенского, терапевта С.П. Боткина.

В создании кафедр общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии) в России большая заслуга принадлежит выдающемуся физиологу, ученику И. М. Сеченова — проф. В. В. Пашутину. Его научные исследования были сосредоточены на механизмах нарушения обмена веществ, голодании и патологии эндокринной системы.

Крупный вклад в развитие общей патологии внесли отечественные патофизиологи профессора А.Б. Фохт, А.А. Богомолец, Н.Н. Аничков, С.С. Халатов, А.Д. Сперанский, Н.Н. Сиротинин. которые разрабатывали различные аспекты проблем реактивности, старения, патологии эндокринной системы. Н. Н. Аничков и С. С.

Халатов создали первую экспериментальную модель атеросклероза и многое сделали для понимания механизмов его развития.

Большой вклад в развитие патологии внесли крупные зарубежные физиологи и морфологи — К. Бернар. В. Кеннон. К. Рокитанский, Р. Вирхов, Г. Селье. Так, известный физиолог XIX века К.

Бернар является основоположником экспериментально-физиологического направления в патологии и учения о постоянстве внутренней среды организма — гомеостазе. Крупнейший немецкий патолог Р. Вирхов — основатель учения о клеточной патологии.

Клеточная теория патологии стала мощным стимулом для изучения и систематизации клеточных, а позднее субклеточных механизмов развития болезни. Широкую известность и pacпpoстранение получили исследования Г.

Селье, показавшего важную роль нейроэндокринной системы в формировании приспособив тельных реакций и расстройств жизнедеятельности. Он является основоположником учения о стрессе.

В настоящее время патология имеет в своем арсенале большой комплекс современных физиологических и морфологических методов исследования. Изучение патологических процессов и болезней проводится на организменном, органном, клеточном, cyбклеточном и молекулярном уровнях.

Использование современных методических подходов позволило вскрыть ряд важных для медицины общебиологических закономерностей.

Основополагающие ми среди них являются представление о типовых, или стереотипных, реакциях; учение о гомеостазе; представление о том, что в основе всех патологических процессов лежат физиологические реакции; гетерогенность.

Представление о типовых, или стереотипных, реакциях, т. е. об относительно небольшом наборе ответов организма на изменения окружающего мира и внутренней среды, распространяется на все и физиологические, и патологические процессы.

Стереотипные реакции проявляются на всех уровнях организации живой материи.

На молекулярном уровне набор стереотипных реакций относительно невелик, на уровне внутриклеточных структур их несколько больше (например, в митохондриях могут происходить набухание, потеря матрикса, разрушение крист, разрыв наружной мембраны); на уровне клетки — секвестрация (отделение части клетки), дифференцировка, деление, созревание. Различные сочетания стереотипных реакций на уровне внутриклеточных структур, клеток, тканей и органов в условиях патологии составляют специфику общепатологических процессов, а на уровне систем и всего организма — картину болезни.

Учение о гомеостазе — совокупности типовых реакций, составляющих относительное постоянство состава крови, метаболизма, температуры тела, артериального давления, иными словами — постоянства внутренней среды. Эти же реакции определяют ответы организма на патогенные воздействия.

В основе всех патологических процессов лежат физиологические реакции, и никаких других, особых реакций, появляющихся только при развитии патологии, не существует.Ответные реакции организма на действие раздражителя в пределах параметров гомеостаза являются нормальными, физиологическими.

Но если в ответ на действие раздражителя нарушаются структурно-функциональные основы гомеостаза, те же самые реакции становятся патологическими. Они могут вызвать гибель не только отдельных частей организма, но и его смерть.

Так, способность крови свертываться в норме — действительно защитная физиологическая реакция, предупреждающая смерть от кровотечения при повреждениях. Но та же реакция в определенных неблагоприятных условиях приводит к образованию тромба, закрывающего просвет coсуда, что вызывает повреждение тканей организма (например, инфаркт миокарда).

Воспалительный процесс в норме направлен на защиту организма от патогенных раздражителей, но при oпpeделенных условиях он может вызвать летальный (смертельный) исход.

Гетерогенность — еще одна важная биологическая закономерность. Органы функционируют на протяжении многих десятков лет потому, что в каждый данный момент функционально активна не вся ткань органа, а только ее определенная часть.

Функционирующие структуры разрушаются, для их восстановления требуются время, энергетические и пластические затраты. Пока идет процесс восстановления разрушившихся структур, функция органа осуществляется другими структурами, которые в свою очередь тоже разрушаются.

Все это в норме создает структурнофункциональную мозаичность органов и тканей, которая называется гетерогенностью. Она выявляется на всех уровнях жизнедеятельности: даже отдельная митохондрия не функционирует в клетке одновременно всей своей структурой.

Явление гетерогенности создает функциональный (жизненный) резерв организма. Исчезновение гетерогенности структур клеток и тканей является плохим прогностическим признаком, указывающим на истощение резервных возможностей организма.

Знание указанных биологических закономерностей позволяет правильно понять болезнь, оценить состояние больного и проводить целенаправленное лечение.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://auno.kz/patologiya/254-predmet-zadachi-i-metody-patologii.html

Лекция 1 Введение в патологию Патология

Учебное пособие: Патологическая анатомия: введение в предмет, общие аспекты, методы исследования в патологии

Лекция 1 Введение в патологию

Патология – наука о болезнях (logos – учение, pathos – страдание, боль. болезни, несчастье, смерть, пыл, любовь, чувство, пафос). Дисциплина, являющаяся мостом между базисными науками и клинической практикой. Она изучает структурные и функциональные изменения в клетках, тканях, органах и организме, которые вызывают болезнь.

Патология • Общая – изучает основные реакции клеток и тканей (процессы) на факторы, вызывающие болезнь. • Частная – исследует специфические реакции (болезни) специализированных органов (сердечно-сосудистая система, органы дыхания и т. д. ) на более или менее определенные причины.

Патология • Патологическая анатомия (анатомическая патология) – изучает структурные изменения. • Патологическая физиология – изучает функциональные изменения. • «Функция без структуры немыслима, Структура без функции бессмысленна» Акад. АМН Василенко В. Х.

Задачи патологической анатомии (знать) • а) изучение структурных изменений на уровне организма, органов, тканей, клеток, ультраструктур, молекул, генов при болезнях, а также процессах восстановления и компенсаторно-приспособительных;

• б) выяснение причин (этиология), механизмов развития (патогенез) и динамики этих изменений (морфогенез, патоморфоз); • в) сопоставление морфологических изменений с результатами клинических, биохимических, патофизиологических, микробиологических, иммунологических, цитогенетических исследований.

Этиология (учение о причинах заболеваний) • Большинство болезней многофакторные, имеют много причин – внешние (инфекции, нарушение питания, физические и химические факторы) и внутренние (генетические), предрасполагающие к развитию их.

Патогенез • Последовательность и механизм развития изменений в ответ на воздействие повреждающих факторов. • От молекулярных изменений до повреждения целых органов и всего организма (морфогенез). • Знание его необходимо для понимания болезни и создания адекватных методов лечения больных.

Морфологические изменения Часто определяют диагноз – точное представление о конкретной болезни у данного больного и объясняют функциональные и клинические проявления ее (симптомы и синдромы), таким образом, обосновывается выбор тех или иных методов лечения, прогноз заболевания.

Задачи патологической анатомии (уметь) • To look – смотреть • To see – видеть (описать) • To recognize – распознавать (определить, что это такое? ) • To understand – понимать (почему, как, функциональное и клиническое значение)

Методы исследования • Морфологические – анализ изображения; • Невооруженным глазом и при помощи оптических приборов – лупа, микроскопы – • Светооптический – изучение гистологических изменений • Электронно-микроскопический (изучение ультраструктуры) • Люминесцентный (в ультрафиолетовом свете, с использованием флюорохромов , меченых флюоресцирующих антител и пр. ) • Атомный

Объекты исследования • Живой и умерший человек (труп) • Операционный материал – удаленные хирургами органы и ткани или их части • биопсийный материал – кусочки ткани или органов • Цитологический материал – клетки, полученные различными способами • последы • Животные (ветеринарная патология, экспериментальные)

• Какие цели и задачи преследует вскрытие? • Это научно-практическая экспертиза, которая имеет как теоретические цели – выяснение особенностей течения патологических процессов и является одним из главных методов научного познания, так и практические – проверить правильность диагноза и лечения, определить причину смерти

• Вскрытие (аутопсия) как завершающий этап диагностики необходимо клиницисту, патологоанатому, медицинскому статистику и организатору здравоохранения; • на аутопсии нередко впервые выявляются генетические и инфекционные болезни. • Аутопсия является базой научных исследований, а также преподавания фундаментальных и прикладных медицинских дисциплин, школа врача любой специальности и любого ранга.

• Только на вскрытии могут быть выявлены и подтверждены морфологически новые болезни. Так, за последние годы благодаря данным аутопсий значительно расширились наши представления о • системных васкулитах, • многих вирусных инфекциях, • последствиях экологических катастроф, осложнениях новых хирургических вмешательств и • трансплантации органов

Макроскопическое исследование на уровне организма Пролежни

Макроскопическое исследование на уровне органа Влажнаяч гангрена Истинный разрыв сердца

История патологоанатомического вскрытия • Джованни Батиста Морганьи – 1682 -1771 • «О локализации и причинах болезни, выявленных анатомами» • Карл Рокитанский (1804 -1878) – описал морфологические изменения при наиболее частых заболеваниях. Создал гуморальную теорию патологии. Был инициатором изучения патологической анатомии на медицинском факультете.

• Рудольф Вирхов (1821 – 1902) – широко использовал световой микроскоп для изучения патологии.

• «Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии» • «Патологоанатом в своем материале вместо смерти должен видеть жизнь» • «Мертвые обучают живых» .

• Пропагандист использования гистологического метода для диагностики заболеваний у живых лиц (на материале биопсий).

• Более 100 лет назад была предложена «операция для диагноза» – биопсия – взятие кусочка тканей с целью гистологической диагностики.

• Биопсия прежде всего служит практике, • она позволяет: • диагностировать заболевания, в том числе в начальных стадиях развития; • проследить динамику развития заболевания, • судить о целесообразности и эффективности терапии, • Применить современные методы исследования • (электронную микроскопию, ГХ, ИГХ, методы молекулярной биологии, цитогенетики).

Гистологическая техника Автоматический процессор тканей Ротарный микротом для изготовления Парафиновых срезов Центр для заливки тканей в парафин Криостат для изготовления замороженных срезов

Гистологическое исследование Плоскоклеточный рак Нейроэндокринный мелколеточный рак

Виды биопсий • В зависимости от времени Плановые (дооперационные) Срочные (интраоперационные) – Конгейм-1891 г. • В зависимости от органа Гастробиопсии, дуоденобиопсии, колонобиопсии • печени, почек, опухолей, лимфатических узлов, кожи, молочной железы, предстательной железы • Мочевого пузыря, шейки матки, гортани, бронхов • Трепанобиопсии.

Виды биопсий в зависимости от метода забора материала • • • Инцизионные Эксцизионные Пункционные Аспирационные Эндоскопические Трепанобиопсии Открытые Закрытые Полуоткрытые

Цитологический метод (Papanicolaou) • Мазки- отпечатки, соскобы с поверхности органа • Смывы с поверхности слизистых оболочек • Пунктаты • Аспираты • Центрифугаты жидкостей

• Преимущества: быстрота исследования, дешевизна, нет необходимости в сложном оборудовании, малая безболезненность, возможность исследования дряблых или очень плотных тканей, жира, слизи, всего объекта. • Недостатки: трудности интерпретации, отсутствие связей между клетками, паренхимой и стромой, ограниченность исследования.

Цитологическое исследование Астроцитома Анапластическая астроцитома

Рак молочной железы Мамограмма Удаленный узел Core-биопсия Инфильтративная карцинома – Гистологическое исследование

Новые методы исследования • • • Специальные гистологические окраски Энзимная гистохимия. Электронная микроскопия. Иммунофлюоресценция.

Иммунногистохимия (ИГХ) – выявляет состояние и локализацию особых антигенов в клетках с помощью специфических антител. • Молекулярная патология – выявляет изменения в ДНК и РНК клеток (ПЦР, гибридизация in situ).

• Цитогенетика ( изучение кариотипа, FISH). • Использование компьютеров.

Рак молочной железы ИГХ – рецепторы к эстрогенам ИГХ –выявление микрососудов с фактором Виллибранда ИГХ – р-ция на рецепторы ЭФР – НER 2/neu Fish-метод – выявление амплификации гена ЭФР. (слева)

Ветви патологической анатомии • • Аутопсийная патология Хирургическая патология Цитопатология Электронно-микроскопическая патология Иммунногистохимическая лаборатория Медицинская генетика Молекулярная патология

Связь с другими дисциплинами • • Анатомия Гистология Биохимия Микробиология Физиология Патфизиология • Хирургия • Внутренние болезни • Акушерствогинекология • Рентгенология • Компьютерная томография • УЗИ • Эндоскопия • Гематология • Онкология, урология и пр.

Экспертная работа патологоанатома • Участие в консилиумах у постели больного • Анализ ошибок диагностики • Работа в КИЛИ • Клинико-анатомические конференции. • Анализ секционного и операционнобиопсийного материала (ежегодный отчет) • .

Источник: https://present5.com/lekciya-1-vvedenie-v-patologiyu-patologiya/

Патологическая анатомия: введение в предмет, общие аспекты, методы исследования в патологии (стр. 1 из 7)

Учебное пособие: Патологическая анатомия: введение в предмет, общие аспекты, методы исследования в патологии

.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ЕЕ МЕСТО СРЕДИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Патологическая анатомия является составной частью патологии — науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

В истории развития патологической анатомии выделяют четыре основных периода: анатомический (с древности до начала XIX века), микроскопический (с первой трети XIX века до 50-х годов XX века), ультрамикроскопический (после 50-х годов XIX века); современный, четвертый период развития патологической анатомии можно охарактеризовать как период патологической анатомии живого человека.

Для современной медицины характерен постоянный поиск наиболее объективных материальных критериев диагностики и познания сущности болезни. Среди этих критериев морфологический приобретает исключительное значение как наиболее достоверный.

Современная патологическая анатомия широко использует достижения других медико-биологических дисциплин, обобщая фактические данные биохимических, морфологических, генетических, патофизиологических и других исследований с целью установления закономерностей, касающихся работы того или иного органа, системы при различных заболеваниях.

Благодаря задачам, которые решает в настоящее время патологическая анатомия, она занимает особое место среди медицинских дисциплин.

С одной стороны, патологическая анатомия — это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, с другой — это клиническая морфология для диагноза, дающая материальный субстрат теории медицины — общей и частной патологии человека [Серов В.В., 1982].

Под общей патологией понимают наиболее общие, т.е. свойственные всем болезням, закономерности их возникновения, развития и исходов. Уходя своими корнями в частные проявления различных болезней и основываясь на этих частностях, общая патология одновременно синтезирует их, дает представление о типовых процессах, характерных для той или иной болезни.

В результате прогресса медико-биологических дисциплин (физиология, биохимия, генетика, иммунология) и сближения с ними классической морфологии стало очевидным существование единого материального субстрата проявлений жизнедеятельности, включающего весь диапазон уровней организации — от молекулярного до организменного, и никакие, даже ничтожные функциональные нарушения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на молекулярном или ультраструктурном уровне. Таким образом, дальнейший прогресс общей патологии не может быть поставлен в зависимость от развития какой-либо одной дисциплины или их группы, так как общая патология сегодня представляет собой концентрированный опыт всех отраслей медицины, оцененный с широких биологических позиций.

Каждая из современных медицинских и медико-биологических дисциплин вносит свою лепту в построение теории медицины.

Биохимия, эндокринология и фармакология раскрывают тонкие механизмы процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне; в патологоанатомических исследованиях законы общей патологии получают морфологическую интерпретацию; патологическая физиология дает их функциональную характеристику; микробиология и вирусология являются важнейшими источниками разработки этиологического и иммунологического аспектов общей патологии; генетика раскрывает секреты индивидуальности реакций организма и принципы их внутриклеточного регулирования; клиническая медицина завершает оформление законов общей патологии человека на основе собственного богатейшего опыта и окончательной оценки получаемых экспериментальных данных под углом зрения психологических, социальных и других факторов. Итак, общая патология подразумевает такой подход к оценке наблюдаемых явлений, который характеризуется их широким медико-биологическим анализом. Для современного этапа развития медицины характерно то, что дисциплины, ранее бывшие преимущественно или даже исключительно экспериментальными (генетика, иммунология, биохимия, эндокринология, патологическая физиология и др.), становятся в равной мере и клиническими.

Таким образом, современная общая патология включает:

– обобщение фактических данных, полученных с помощью методов исследования, используемых в различных медико-биологических дисциплинах;

– изучение типовых патологических процессов;

– разработку проблем этиологии, патогенеза, морфогенеза болезней человека;

– развитие философско-методологических аспектов биологии и медицины (проблемы целесообразности, соотношения структуры и функции, части и целого, внутреннего и внешнего, социального и биологического, детерминизма, целостности организма, нервизма и др.) на основе осмысления всей совокупности фактов, полученных в различных областях медицины;

– формирование теории медицины вообще и учения о болезни в частности.

Быстрое развитие клинической физиологии, клинической морфологии, клинической иммунологии, клинической биохимии и фармакологии, медицинской генетики, принципиально новых методов рентгенологического исследования, эндоскопии, эхографии и чрезвычайно обогатило наши знания о фактических деталях и общих закономерностях развития болезней человека.

Все более широкое использование неинвазивных методов исследования (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика, эндоскопические методы и др.

) позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже в известной степени характер патологического процесса, что по существу открывает пути развития прижизненной патологической анатомии — клинической морфологии, которой посвящен курс частной патологической анатомии.

Сфера применения морфологического анализа в клинике постоянно расширяется благодаря все возрастающей хирургической активности и успехам медицинской техники, а также в связи с совершенствованием методических возможностей морфологии.

Совершенствование медицинских инструментов привело к тому, что практически не осталось таких областей организма человека, которые были бы недоступны для врача. При этом особое значение для совершенствования клинической морфологии приобретает эндоскопия, позволяющая клиницисту заниматься морфологическим изучением болезни на макроскопическом (органном) уровне.

Эндоскопические исследования служат и целям биопсии, с помощью которой патологоанатом получает материал для морфологического исследования и становится полноценным участником решения вопросов диагностики, терапевтической или хирургической тактики и прогноза заболевания. Используя материал биопсии, патологоанатом решает и многие теоретические вопросы патологии.

Поэтому биоптат становится основным объектом исследования при решении практических и теоретических вопросов патологической анатомии.

Методические возможности современной морфологии удовлетворяют стремления патологоанатома ко все возрастающей точности морфологического анализа нарушенных процессов жизнедеятельности и все более полной и точной функциональной оценке структурных изменений. Современные методические возможности морфологии огромны.

Они позволяют изучать патологические процессы и болезни на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы и макромолекулы. Это макроскопические и светооптические (микроскопические), электронно-микроскопические, цито- и гистохимические, иммуногистохимические и авторадиографические методы.

Наблюдается тенденция к комплексированию ряда традиционных методов морфологического исследования, в результате чего возникли электронно-микроскопическая гистохимия, электронно-микроскопическая иммуноцитохимия, электронно-микроскопическая авторадиография, существенно расширившие возможности патологоанатома в диагностике и познании сущности болезней.

Наряду с качественной оценкой наблюдаемых процессов и явлений появилась возможность количественной оценки и при использовании новейших методов морфологического анализа.

Морфометрия дала в руки исследователей возможности применения электронной техники и математики для суждения о достоверности результатов и правомочности трактовки выявленных закономерностей.

С помощью современных методов исследования патологоанатом может обнаружить не только морфологические изменения, свойственные развернутой картине того или иного заболевания, но и начальные изменения при болезнях, клинические проявления которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенсаторно-приспособительных процессов [Саркисов Д.С., 1988]. Следовательно, начальные изменения (доклинический период болезни) опережают их ранние клинические проявления (клинический период болезни). Поэтому главным ориентиром в диагностике начальных стадий развития заболевания служат морфологические изменения клеток и тканей. Патологическая анатомия, располагая современными техническими и методическими возможностями, призвана решать задачи как клинико-диагностического, так и научно-исследовательского характера. Вырастает значение экспериментального направления, когда ответы на сложные вопросы этиологии и патогенеза заболеваний ищут и клиницист, и патолог. Эксперимент используется прежде всего для моделирования патологических процессов и болезней, с его помощью разрабатываются и испытываются новые методы лечения. Однако морфологические данные, полученные в экспериментальной модели болезни, должны быть соотнесены с подобными данными при той же болезни у человека.

Несмотря на то, что в последние годы во всех странах число вскрытий неуклонно снижается, патологоанатомическое исследование остается одним из главных методов научного познания болезни. С его помощью осуществляется экспертиза правильности диагноза и лечения, устанавливаются причины смерти.

В связи с этим вскрытие трупа как завершающий этап диагностики необходимо не только клиницисту и патологоанатому, но и медицинскому статистику и организатору здравоохранения.

Этот метод является базой научных исследований, преподавания фундаментальных и прикладных медицинских дисциплин, школой врача любой специальности. Анализ результатов вскрытия играет важную роль в решении ряда крупных научно-практических проблем, например проблемы изменчивости, или патоморфоза, болезней.

Значение этой проблемы постоянно возрастает, так как все чаще и чаще перед клиницистом и патологоанатомом встает вопрос: где кончается патоморфоз и где начинается патология терапии?

Источник: https://mirznanii.com/a/151444/patologicheskaya-anatomiya-vvedenie-v-predmet-obshchie-aspekty-metody-issledovaniya-v-patologii

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий