Смерть федора иоанновича прерывание династии рюриковичей. Царь федор иванович (1557–1598)

Скончался Царь Феодор Иоаннович. Пресечение царствовавшей линии Рюриковичей :: Издательство Русская Идея

Смерть федора иоанновича прерывание династии рюриковичей. Царь федор иванович (1557–1598)

7.01.1598 (20.01). – Скончался Царь Феодор Иоаннович. Пресечение царствовавшей линии Рюриковичей (с 862 по 1598 гг.)

Кончина Царя Феодора Иоанновича

Царь Феодор Иоаннович (изображение на Царь-пушке)”

Царь Феодор Иоаннович родился в Москве 11 мая 1557 года. Он был младшим сыном Иоанна IV Грозного от первой его супруги Анастасии Романовны и последним Царем из непрерывно царствовавшей ветви дома Рюрика, давшего столько великих Государей Русской земле.

Царь Феодор сохранил многие качества, отличавшие Рюриковичей: благочестие, сердечную доброту и большое душевное благородство.

Однако не унаследовал исключительной способности предков к занятию государственными делами, тем не менее оставался все-таки с головы до ног Царем, любимым русскими людьми.

В продолжение традиции, введенной его отцом, 31 мая 1584 г. (через шесть недель после смерти Иоанна Грозного) состоялось венчание на царство Феодора Иоанновича.

Это было второе на Руси царское коронование, если не считать коронования князя Димитрия при Иоанне III, и оно отличалось большею торжественностью, чем то, какое видела Москва в 1547 г., как это явствует из подробного описания этого торжества в особом чине, напечатанном в “Собрании грамот и договоров. Т. II”.

Царский выход из дворца в Успенский собор отличался выдающимся многолюдством и блеском. Во время шествия царский шурин (брат царицы Ирины) Борис Годунов нес скипетр Государев. В соборе устроено было высокое чертожное место.

Всероссийский митрополит Дионисий возложил на царя животворящий крест и венец Мономаха и надел святые бармы. После венчания на царство Государь слушал литургию в короне и со скипетром, – “хоругвями правления”, как сказано в коронационном чине.

В конце литургии митрополит совершил над Государем священное миропомазание из особого сосуда или крабицы, которая принадлежала римскому императору Августу II и была принесена Владиміру Мономаху из Византии вместе с царскими регалиями, и причастил его святых тайн; в это время Борис держал скипетр, а Димитрий Годунов и боярин Юрьев держали венец царский на золотом блюде.

Еще с начала 1580-х годов по инициативе Царя Феодора и при активнейшем участии боярина Бориса Годунова велись переговоры с Константинопольской Церковью об установлении на Руси патриаршества.

Могущественное Русское царство имело свою Русскую Церковь, которой не к лицу было составлять часть Константинопольского Патриархата, находившегося в упадке под властью турок и еще недавно заключившего унию с папистами. Прибывший в Москву за милостыней Цареградский Патриарх Иеремия в 1589 г.

посвятил в Патриархи Всероссийские митрополита Иова. При этом Иеремия поднес Феодору Иоанновичу частицы животворящего креста, крови и ризы Христовой и части от тернового венца Спасителя, частицы мощей Константина Равноапостольного.

Вследствие этого значение Третьего Рима как преемника вселенского удерживающего Царства стало очевидным и безспорным, как и значение титула Русского Царя для всего православного міра.

Царь Феодор Иоаннович был очень благочестив. Историк С. М. Соловьев в “Истории России с древнейших времен” описывает обычный распорядок дня Государя так: «Обыкновенно встает он около четырех часов утра.

Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа.

Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа.

После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

В царствование Царя Феодора Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590-1595 гг. По Тявзинскому мирному договору 1595 г. Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям.

В первые годы царствования Феодора Иоанновича продолжилось широкое освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Березов, Сургут, острог Нарым и Тара на реке Иртыш. В 1586 г. основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 г. В 1587 г.

отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. В 1586 г. у южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 г. на Волге был основан острог Царицын. В июле 1591 г.

была отбита последняя в русской истории атака ордынского войска (крымского хана Казы-Гирея) на Москву. В 1586 г. грузинский царь Александр обратился к царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство.

Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.

В Москве в это царствование были выстроены каменные стены вокруг Белого или Царева города (в этой центральной части Москвы близ Кремля жили, главным образом, бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, потому земля, занятая их дворами, называлась “белой”, то есть освобожденной от земельных налогов, которыми облагались “черные” земли ремесленников, торговцев и землепашцев). Работой в Белом городе заведовал русский зодчий Феодор Конь. Работы начались в 1587 г. и закончены в два года с небольшим. Стена и вал начаты от нынешнего Яузского моста, неправильною дугою, через Покровку, Мясницкую, Сретенку, Петровку, Тверскую, Никитскую, Арбат и Пречистенку, где у нынешнего храма Спасителя упирались в Москву-реку. Стена Белого города имела 28 башен и 9 ворот, сходных с воротами Китай-города. У ворот стояли воротники и запирали их на ночь. Обветшавшие стены Белого города были разобраны при Императрице Елизавете Петровне, а при Екатерине II заменены бульварами.

В период правления Царя Феодора Иоанновича хозяйственная жизнь страны пошла на подъём, удалось преодолеть тяжелые последствия неудачной Ливонской войны (1558–1583).

Совершенствовалось вооружение армии, особенно артиллерия. Была отлита в Москве царь-пушка, или дробовик. Вес ее 2400 пудов; каждое ядро для заряда весит 120 пудов, а заряд пороху 30 пудов.

Она была отлита русским мастером, как гласит надпись, Андреем Чоховым.

Однако последние годы царствования были омрачены трагедией: 15 мая 1591 г. в Угличе подосланными убийцами был зарезан младший брат Государя, св. царевич Димитрий, единственный наследник русского трона после бездетного Феодора.

Было назначено следствие, представившее официальную версию происшедшего: во время игры ножичком с царевичем случился припадок падучей болезни, и он упал на нож. Царственный страдалец-отрок в 1606 г. был причислен Церковью к лику страстотерпцев.

(Народная молва обвиняла в подготовке убийства царского шурина Бориса Годунова, ходили слухи, что сам царевич спасся, а вместо него погиб другой ребенок.

Все эти последствия угличской трагедии, наложившиеся на тяжелые экономические условия, в которых оказалась страна к концу правления следующего Царя Бориса Годунова, привели в начале XVII века к многолетней Смуте в России.)

Царь Феодор Иоаннович умер 7 января 1598 года. Народ, услышав весть о смерти Государя, толпами шел в Кремль; все выражали свою глубокую скорбь, и многие горько рыдали. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Поскольку Царь не имел детей, после его смерти встал вопрос о наследовании престола.

Неверно пишут иногда, что якобы при этом “пресеклась династия Рюриковичей” – их потомков еще оставалось много в других княжеских ветвях, в знатных боярских родах, и в этом была главная проблема: их было много с отдаленным родством и более-менее одинаковыми правами, но не было безспорного прямого наследника.

Разбираться в том, у кого больше прав, не хотелось: смотрели на членов семьи, наиболее близких к последнецарствовавшему. Дошедшие до нас сведения о наследовании престола сбивчивы.

По некоторым сказаниям, когда бояре приступили к умирающему Феодору с вопросом, кому царствовать после него, то он передал скипетр своему двоюродному брату Феодору Никитичу Романову,  но тот отказался  и вручил  скипетр  следующему брату Александру; тот, в свою очередь, передал его третьему брату Ивану, а от Ивана он был передан и четвертому – Михаилу; Михаил тоже отказался и передал дальше; в конце концов скипетр вернулся в руки Царя. Тогда умирающий сказал: «Возьми же его, кто хочет; я не в силах более держать»; в этот миг Борис Годунов протянул свою руку и взял его (он и раньше активно помогал сестре и зятю в делах правления, порою оттесняя их на задний план).

По  другим сведениям, на вопрос Патриарха и бояр: “Кому царство,  нас  сирот и свою  Царицу  приказываешь?”, – Феодор отвечал тихим голосом: «Во всем царстве и в вас волен Бог: как Ему угодно, так и будет; и в Царице моей Бог волен, как ей жить, и об этом у нас уложено».

Наконец, есть также свидетельство, что «после себя великий Государь оставил свою благоверную великую Государыню Ирину Феодоровну на всех своих великих государствах».

Как бы то ни было, вслед за кончиной Царя Феодора власть тотчас же перешла к Царице, и ей безпрекословно присягнули – и это было вполне легитимное решение.

Но на девятый день после смерти мужа Ирина удалилась в Новодевичий монастырь, решительно отказавшись от царства, несмотря на просьбы Патриарха и бояр, и вскоре постриглась с именем Александры.

Наступило небывалое время в Московском государстве – оно осталось без Царя. Во главе правления стал Патриарх, хотя указы и продолжали писаться от имени Царицы.

Вопрос о новом Царе оставался открытым до истечения сорокового дня после кончины Феодора. Созванный затем Земский Собор избрал Царем Бориса Годунова, брата ушедшей в монастырь Царицы Ирины.

Сыграло роль и это родство, и близость к правлению уже при почившем Царе.

Вскоре после кончины Царь Феодор был занесен в святцы местночтимых московских святых. Св. Патриарх Иов (†1607) составил “Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича”, с начала XVII века известны его иконные изображения в нимбе.

Использованы материалы сайтов:

Источник: https://rusidea.org/25012001

Фёдор Иванович

Смерть федора иоанновича прерывание династии рюриковичей. Царь федор иванович (1557–1598)

Фёдор Иванович – сын Ивана Грозного, последний царь из династии Рюриковичей.

Фёдор Иванович (1557-1598), последний царь (с 1584 г.) из династии Рюриковичей. Сын Ивана IV. Правление Фёдора Ивановича было номинальным. С 1587 г. страной фактически правил его шурин – Борис Годунов, сестра которого Ирина была супругой Фёдора Ивановича.

Период царствования Фёдора Ивановича характеризовался подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением последствий опричнины и Ливонской войны 1558-83 гг. В результате русско-шведской войны 1590-93 гг. были возвращены (по Тявзинскому договору 1595 г.) города Новгородской земли, захваченные Швецией во время Ливонской войны.

Окончательно присоединена Западная Сибирь, успешно шло освоение Поволжья.

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

***

Феодор Иоаннович – царь московский (1584 – 1598). Родился 11 мая 1557 г. и был младшим сыном Иоанна Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Иоанна, 19 ноября 1582 г., старший брат Феодора, Иоанн, был убит своим отцом, и с этого времени Феодор стал считаться наследником царского престола. По смерти Грозного (18 марта 1584 г.

) Феодор сделался царем, после смуты, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного (от Марии Нагой), Дмитрия. Смута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова, на сестре которого, Ирине Феодоровне, в 1580 г. женился Феодор, по воле отца.

Феодор был человек недеятельный и слабоумный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами. Все управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова, который и был, в сущности, настоящим царем русским. Все события царствования Феодора связаны непосредственно с именем Бориса Годунова.

Умер Феодор 7 января 1598 г., не оставив потомства. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве.

Источник: http://rulex.ru/01050424.htm

***

Фёдор Иванович [31.5.1557, Москва, – 7(17).1.1598, там же], русский царь с 19 марта 1584 г., последний представитель Рюриковичей, 2-й сын (из неумерших в младенчестве) Ивана IV Васильевича и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Роль Фёдора Ивановича как царя-правителя была ничтожной.

Большое внимание Фёдор Иванович уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев и т. п. Потомства Фёдор Иванович не оставил. Его кандидатура дважды (в 1573-74 и 1587 гг.) выдвигалась на престол Речи Посполитой. Первые годы правления Фёдора Ивановича сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался т. н. Регентский совет из 5 чел.

(князь Ф. И. Мстиславский, князь И. П. Шуйский, Н. Р. Юрьев-Романов, Б. Ф. Годунов, Б. Я. Бельский), учрежденный Иваном IV незадолго до смерти для управления Россией. Младший брат Фёдора Ивановича Дмитрий (сын Ивана Грозного и Марии Нагой) был выслан в Углич (24 мая 1584 г.), а в 1587 г. к власти пришёл шурин Фёдора Ивановича Борис Годунов.

Период правления Фёдора Ивановича характеризовался постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий т. н. кризиса 70-80-х гг. и неудачной Ливонской войны 1558-83 гг. В это время произошло резкое усиление крепостничества (указы 1586, 1592-93 и 1597 гг.). Повысились государственные налоги на податное городское население.

Всё это привело к обострению классовых противоречий. При Фёдоре Ивановиче несколько улучшилось международное положение России: в результате русско-шведской войны 1590-93 гг. были возвращены (по Тявзинскому мирному договору 1595 г.) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией во время Ливонской войны.

В правление Фёдора Ивановича была окончательно присоединена Западная Сибирь, успешно осваивались южные пограничные районы в Поволжье, усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье. В дальнейшем постепенно нарастали противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией. Т. о.

, в годы царствования Фёдора Ивановича образовался сложный узел классовых и международных противоречий, приведших в начале XVII в. к Крестьянской войне и польско-шведской интервенции в России.

В. Д. Назаров.

Большая советская энциклопедия

***

Фёдор Иванович (1557, Москва – 1598, там же), последний царь (с 1584 г.) из династии Рюриковичей. Сын Ивана IV Грозного. Детские и молодые годы провёл в Александровской слободе. Венчан на царство 31 мая 1584 г.

Слабый по природе, внутренне надломленный ужасами опричнины и смертью старшего брата, Фёдор Иванович большую часть времени посвящал постам и поездкам по монастырям. Неспособный к государственной деятельности, Фёдор Иванович предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.

Фёдор Иванович уделял большое внимание дворцовому хозяйству, в том числе Оружейной палате; был восстановлен дворец в Кремле, построена Золотая палата для царицы Ирины. В 1586 г. мастером А. Чоховым отлита из бронзы Царь-пушка. В 1588 г. к Покровскому собору построен придел Святого Василия Блаженного.

Были выстроены каменные стены Белого города. В связи с нападением на Москву крымского хана Казы-Гирея предместья Москвы были укреплены деревянными стенами с бойницами. В 1591 г. основан Донской монастырь (в память избавления Москвы от набега крымского хана).

В правление Фёдора Ивановича был избран первый патриарх Русской православной церкви (1589 г.); им стал митрополит Иов. Фёдор Иванович похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Энциклопедия «Москва»

***

Фёдор Иванович (1557-1598) (Федор I), русский царь (1584-1598), последний представитель династии Рюриковичей. Родился 31 мая 1557 г., второй сын царя Ивана IV Грозного и его первой жены – Анастасии Романовой. Физически слабый, отличался глубокой религиозностью, любил длительные церковные службы и даже пел на клиросе.

В 1580 г. по выбору Ивана женился на Ирине Годуновой. В 1582 г., после убийства отцом его старшего брата, Федор официально провозглашен наследником престола. Перед смертью Иван поручил попечительство над Федором т.н.

Регентскому совету из 5 человек, куда входили в частности дядя Федора Никита Романович и его шурин Борис Годунов.

19 (29) марта 1584 г., после смерти Ивана, Федор стал царем. Во время царствования Федора фактическим правителем Московского царства был Борис Годунов (Никита Романович умер в 1586 г.).

Важным событием царствования Федора стало возвышение в 1589 г. Московской митрополии до уровня патриархата, в результате чего Русская православная церковь в каноническом и юридическом отношениях стала независимой от Греческой православной церкви. После русско-шведской войны 1590-1593 гг.

по Тявзинскому миру 1595 г. Россия получила города и районы Новгородской области, захваченные во время Ливонской войны Швецией; была присоединена Западная Сибирь и другие земли. При Федоре поощрялись торговые связи с англичанами, которым в 1587 г. было предоставлено право беспошлинной торговли в России.

Умер Федор 7 (17) января 1598 г.

Литература: Карамзин Н. М. Царствование Феодора Иоанновича. СПб, 1884; Морозова Л. Е. Федор Иванович. — Вопросы истории, 1994, № 2; Толстой А. К. Царь Федор Иоаннович. Трагедия в 5-ти действиях. М., 1953.

Энциклопедия «Кругосвет»

Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c333573-f53b-463e-9eee-55b61d1fa5d8/1_86_1.htm

Смерть царевича Дмитрия и другие тайны рода Рюриковичей

Смерть федора иоанновича прерывание династии рюриковичей. Царь федор иванович (1557–1598)

Более семи веков на Руси правила династия Рюриковичей. При ней образовалось Русское государство, была преодолена раздробленность, на трон взошли первые монархи. Древний варяжский род канул в лету, оставив историкам много неразрешимых загадок.

Династические хитросплетения

Наибольшую сложность у историков вызывает составление генеалогического древа Рюриковичей. Дело не только в отдаленности эпох, но и в широте географии рода, в его социальном переплетении, в отсутствии надежных источников.

Определенные трудности в изучении династии Рюриковичей создает так называемое «лествичное» (очередное) право, существовавшее на Руси до XIII века, при котором в качестве приемника Великого князя выступал не его сын, а следующий по старшинству брат. Более того, князья нередко меняли удел, переезжая из города в город, что еще больше запутывает общую картину родословной.

Правда, вплоть до правления Ярослава Мудрого (978-1054) наследование в династии шло по прямой, и только после его сыновей Святослава и Всеволода, в период феодальной раздробленности, ветви Рюриковичей начали беспрестанно множиться, распространяясь по древнерусским землям.Одна из ветвей Всеволодовичей приводит к Юрию Долгорукому (1096?-1157). Именно от него свой отсчет начинает линия, впоследствии приведшая к появлению Великих князей и царей московских.

Первый из рода

Личность основателя династии Рюрика (ум. В 879) и по сей день вызывает много споров, вплоть до отрицания его существования. Для многих знаменитый варяг не более чем полумифическая фигура. Это и понятно. В историографии XIX — XX столетий норманнская теория подвергалась критике, так как отечественной науке была непереносима мысль о неспособности славян создать собственное государство.

Современные историки более лояльны к норманнской теории. Так, академик Борис Рыбаков выдвигает гипотезу, что в один из набегов на славянские земли дружина Рюрика захватила Новгород, хотя другой историк — Игорь Фроянов поддерживает мирную версию «призвания варягов» на княжение.

Проблема еще в том, что образу Рюрика не хватает конкретики. По некоторым источникам им мог быть датский викинг Рёрик Ютландский, по другим — совершавший набеги на земли балтов швед Эйрик Эмундарсон.

Существует и славянская версия происхождения Рюрика. Его имя связывают со словом «Ререк» (или «Рарог»), которое в славянском племени ободритов означало сокола. И, действительно, при раскопках ранних поселений династии Рюриковичей было найдено много изображений этой птицы.

Мудрый и Окаянный

После раздела древнерусских земель между потомками Рюрика, с уделами в Ростове, Новгороде, Суздале, Владимире, Пскове и других городах, разразилась настоящая братоубийственная война за обладание вотчинами, которая не утихала вплоть до централизации Русского государства. Одним из самых властолюбивых оказался князь Туровский, Святополк, прозванный Окаянным. По одной версии, он был сыном Владимира Святославовича (Крестителя), по другой, Ярополка Святославовича.

Восставший против Владимира, Святополк был посажен в темницу по обвинению в попытке отвращения Руси от крещения. Однако после смерти Великого князя он оказался расторопнее других и занял пустующий престол. По одной из версий, желая избавиться от конкурентов в лице сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава, он подослал к ним своих дружинников, которые поочередно с ними расправились.

Согласно другой версии, к которой склоняется историк Николай Ильин, Святополк не мог убить Бориса и Глеба, поскольку они признали за ним право на престол. По его мнению, молодые князья пали жертвой от рук воинов Ярослава Мудрого, который претендовал на киевский трон.

Так или иначе между Святополком и Ярославом вспыхнула долгая братоубийственная война за титул великого киевского князя.

Она продолжалась с переменным успехом, пока в решающей битве на реке Альте (недалеко от места гибели Глеба), дружины Ярослава окончательно не разбили отряд Святополка, которого заклеймили вероломным князем и предателем. Что ж, «историю пишут победители».

Хана на царство

Одним из самых одиозных правителей из рода Рюриковичей был царь Иван IV Грозный (1530-1584). По отцовской линии он происходил от московской ветви династии, а по материнской от хана Мамая. Возможно, именно монгольская кровь придала его характеру такую непредсказуемость, взрывоопасность и жестокость

Монгольские гены отчасти объясняют военные походы Грозного в Ногайскую Орду, Крымское, Астраханское и Казанское ханства. К завершению царствования Ивана Васильевича Московская Русь обладала территорией превышающей всю остальную Европу: разрастающееся государство скорее соответствовало владениям Золотой Орды.

В 1575 году Иван IV неожиданно отрекся от престола и провозгласил новым царем касимовского хана, Семеона Бекбулатовича — потомка Чингисхана и правнука хана Большой Орды, Ахмата. Историки называют это действо «политическим маскарадом», хотя до конца объяснить его не могут.

Кто-то утверждает, что таким образом царь спасался от предсказаний волхвов, напророчивших ему смерть, другие, в частности историк Руслан Скрынников, усматривает в этом хитрый политический ход.

Интересно, что после смерти Грозного многие бояре консолидировались вокруг кандидатуры Семеона, однако борьбу с Борисом Годуновым они в итоге проиграли.

Смерть царевича

После того, как на царство был посажен слабоумный Федор Иоаннович (1557-1598) — третий сын Ивана Грозного, актуальным оказался вопрос о приемнике. Им считался младший брат Федора и сын Грозного от шестого брака Дмитрий.

Даже несмотря на то, что Церковь официально не признавала право Дмитрия на престол, поскольку претендентами могли быть только дети от первых трех браков, реально управлявший государством и рассчитывавший на престол шурин Федора, Борис Годунов всерьез опасался конкурента.

Поэтому, когда 15 мая 1591 года в Угличе царевич Дмитрий был найден мертвым с перерезанным горлом, подозрение сразу пало на Годунова. Но, в результате, в смерти царевича обвинили несчастный случай: якобы, страдающий эпилепсией царевич во время приступа сам себя смертельно ранил.

Историк Михаил Погодин, в 1829 году работавший с подлинником этого уголовного дела, также оправдывает Годунова и подтверждает версию несчастного случая, хотя некоторые современные исследователи склонны видеть в этом коварный умысел.

Царевичу Дмитрию суждено было стать последним из московской ветви Рюриковичей, но окончательно династия прервалась лишь в 1610 году, когда представляющий суздальскую линию рода Рюриковичей, Василий Шуйский (1552-1612) был свержен с престола.

Измена Ингигерды

Представителей Рюриковичей можно встретить и сегодня. Российские ученые недавно провели исследования образцов ДНК тех кто считает себя законными наследниками древнего рода. Исследователи пришли к заключению, что потомки принадлежат к двум гаплогруппам: N1с1 — ветви, ведущие от Владимира Мономаха и R1a1 — происходящие от Юрия Тарусского.

Однако исконной признается именно вторая гаплогруппа, поскольку первая могла появиться в следствие неверности жены Ярослава Мудрого, Ирины.

Скандинавские саги повествуют, что Ирина (Ингигерда) воспылала любовью к норвежскому королю Олафу II. По предположению историков плодом этой любви стал Всеволод — отец Владимира Мономаха.

Но даже такой вариант лишний раз подтверждает варяжские корни рода Рюриковичей.

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/40540988-smert-tsarevicha-dmitriya-i-drugie-tayny-roda-ryurikovichey/

Царь Федор Иоаннович (1557-1598), последний Рюрикович

Смерть федора иоанновича прерывание династии рюриковичей. Царь федор иванович (1557–1598)

Томаовсянка

Династия Рюриковичей и государственность на Руси – неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах её появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племён, факт остаётся фактом: именно Рюриковичи стояли у истоков Русского государства.

      Кстати, о “русах”, которым, по утверждению многих исследователей, Русь обязана своим названием. Не совсем ясно, на чём основано предположение авторов “норманнской теории”, что это племя было норманнским, т.е. германо-скандинавским. В “Повести временных лет” о призвании варяжских князей (а “варяг”, как говорил Л.Н.

Гумилёв, это не национальность, а профессия) сказано так: “И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти назывались”. Заметьте: пресловутые норманны названы Нестором-летописцем “другими”, т.е.

вовсе не теми, кто пришёл в 862 году “княжити” в Новгороде, Белоозере и Изборске. Всё это совпадает с мнением средневековых европейских авторов, считавших Рюрика (Рерика Ютландского, земляка и одного из предков Амлета, прототипа шекспировского Гамлета) и его династию не шведами, не немцами, не готами (готландцами), а потомками древнего народа ругов.

Имел ли он отношение к славянам – учёным ещё предстоит выяснить. Зато установлено точно, что на острове в Балтике с названием Рюген жили именно славяне. Есть ещё “прусская теория” возникновения Рюриковичей, согласно которой и Рюрик, и “русы” происходили из балтийского племени пруссов.

Но они, как известно, не имели никакого отношения к германцам, зато, судя по этимологическому анализу языка древних пруссов, были близки славянам. 

      Не забудем также, что в 862 году речь шла о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, что являлось делом обычным для этого города-республики, на протяжении всей своей истории призывавшего чужих князей.

Но это не даёт никаких оснований считать Русь IX – начала Х вв. “варяжской вотчиной”. Если т.н.

русы-норманны, существование которых ещё никто не доказал, подчинили себе восточных славян, то почему варяги не навязали нам свой язык – первый признак подчинения – и обычаи? А вот в шведском языке, например, мы без труда обнаружим следы нашего влияния: там прилагательные имеют суффикс “ск” и на славянский лад склоняются, чего нет ни в одном из языков германской группы. Несомненно и то, что шведы приняли христианство именно по примеру Руси. Вслед за Западной Европой они этого не сделали. 

      Можно ли говорить о Рюриковичах как об “иностранной династии”, если уже внук Рюрика, легендарный полководец князь Святослав, носил славянское имя и был по образу жизни славянином? Эдак получится, что и французские Меровинги и Каролинги были “иностранными династиями”, поскольку происходили не из коренного населения, галлов, а из германского племени франков. А как вам нравится название Нормандия? Оно недвусмысленно говорит о том, кому некогда принадлежала эта французская провинция – норманнам. Тем самым норманнам, которые якобы стояли у истоков русской государственности. Между тем, нам точно известно, кто стоял у истоков государственности английской. Это было германское племя англов. Они вместе с саксами, ютами и фризами вторглись в V – VI вв. новой эры с Ютландского полуострова на территорию Британии и уничтожили, вытеснили с острова большую часть его коренного населения – кельтского племени бриттов, а остальных подчинили себе. В свою очередь, англосаксов разбил в 1066 году норманн Вильгельм, герцог Нормандии, и объявил себя английским королём. Именно Вильгельм I Завоеватель и считается создателем централизованного английского государства. Несамостоятельность британской государственности можно легко обнаружить даже на лингвистическом уровне. Например, англичане считаются родоначальниками парламентаризма. Но английское слово “parliament” – французского происхождения, даже старо-французского, потому что формы “parlier” (много говорить) в современном французском уже не существует (применяется “parler” и, соответственно, “parlement”). Отчего же англичане выбрали именно “parliament” для названия своего представительного органа? Очень просто: это слово привезли им норманны из Франции, где оно в XI веке (и много позже) означало парижский суд высшей инстанции. Свой же представительный орган французы назвали впоследствии иначе – Генеральные Штаты. И вот норманны, видимо, подарили англосаксам этот “parliament”, не разобравшись толком, судебная или представительная это власть. Собираются, дескать, франкские вожди и решают сообща важные дела – вот и вы решайте. Так и родился английский парламентаризм. Воистину, от великого до смешного один шаг… 

      А теперь попытайтесь найти в древнерусской истории, культуре, языке, топонимике следы подобного же влияния варягов! Но самое главное не в этом. Рюриковичи способствовали укреплению и развитию коренного населения Киевской Руси – восточных славян, а вот англосаксонские и франкские короли оттеснили коренное население Британии и Галлии – кельтов на обочину истории и даже жизни. 

      Eщё первые Рюриковичи были данниками иудейской верхушки Хазарского каганата, a поляне платили хазарам дань задолго до появления Аскольда и Дира, северяне и вятичи – до призвания Рюрика. Только внук Рюрика Святослав и разгромил без остатка этот Хазарский каганат. 

      Рюриковичи привели Русь к христианству, что навсегда делает эту династию значимой в сознании русских, украинцев, белорусов. Утверждения, что христианизация лишила русичей этнической и религиозной неповторимости или, как ещё говорят, автохтонности, абсурдны: ни бриттам,  ни галлам язычество не помогло сохраниться в качестве независимой этнической общности. 

      К XI веку в Европе, только благодаря христианству, появилось новое могучее государство – Киевская Русь. Оно контролировало и торговый путь “из варяг в греки”, и восточноевропейский отрезок Великого Шёлкового пути, прежде “оседланный” хазарами.

Киев того времени был одним из крупнейших и богатых городов мира, чего никак не скажешь о тогдашнем Париже или Лондоне.

Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые, между тем, ни королями, ни царями себя не называли. 

      Еще до Батыева нашествия Рюриковичи создавали в глухих лесах Восточной Руси “запасные центры” русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Как и многие европейские династии, потомки Рюрика не смогли избежать феодальной раздробленности, но смогли сохранить под игом Золотой Орды саму династию.

Многовековое соседство с Западной Европой и Азией позволило Рюриковичам сделать важный вывод, что завоевание страны кочевниками из Великой Степи далеко не всегда означает потерю национальной, религиозной и культурной самостоятельности, чего никак нельзя сказать о захватнической политике “немцев” (германцев и англо-саксов).

Эти не ограничивались данью и вассальным подчинением – они стирали с лица земли завоёванные народы. Не устояв под ударами Батыя, Рюриковичи – святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт Псковский – отбили западный “натиск на Восток”.

Может быть, монголо-татарское иго и отбросило нас на 300 лет назад, но Православная Русь за эти 300 лет не исчезла. 

      Рюриковичи, даже получая от ордынских ханов ярлыки на княжение, с зависимой ролью Руси не смирились. Московские князья терпеливо собирали вокруг себя русские земли, готовились к освободительной войне.

Святой благоверный князь Димитрий Донской одержал победу на Куликовом поле, а его потомок Иоанн III привёл такую силу на реку Угру, что Орда повернула обратно и навсегда отказалась от своих “прав” на Русь.

К тому времени православная Византия, Второй Рим, уже перестала существовать, и было сказано монахом Филофеем: “Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать”. Рюрикович Иоанн III стал называться Великим князем всея Руси.

А его внук, Иоанн IV, был уже венчан на Царство. 

      Уже при первом православном Царе Русь двинулась в освободительный поход против потомков Батыя. Под громом русских пушек пали Казань и Астрахань, бежали из-под подмосковных Молодей крымские татары и больше никогда не приходили в Московское государство с набегами. Началось движение Руси на запад, к берегам Балтийского моря, захваченным ливонцами и литовцами. 

      Но 19 января 1598 года скончался бездетный сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович, последний Царь из династии Рюриковичей (по прямой линии, ибо правивший в 1606 – 1610 гг. царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей). Н.М.

Карамзин писал: “Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием, – от начала столь малого, сквозь ряд веков бурных, сквозь огонь и кровь, достигнув господства над севером Европы и Азии воинственным духом своих властителей и народа, счастием и промыслом Божием!..”. 

      Династия Рюриковичей правила Киевской и Московской Русью 736 лет. Россия вступала в Смуту и в 300-летний период правления новой царской династии – Романовых… 

Андрей Венедиктович Воронцов

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный. Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год. 

Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора новоспасского монастыря в Москве.

Анастасия Романовна

По рождению 20 мая 1557 года

 сына

 Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Фёдор I Иоаннович
Русский Царь в 1584-1598

  Фёдор Иоаннович – русский царь, последний Рюрикович на троне по праву наследования, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны.  Большое внимание царь уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев.

Известны его покровительство и щедрые пожалования многочисленным монастырям и церквам. Кандидатура Фёдора Иоанновича выдвигалась (1573 – 1574 и 1587) на престол Речи Посполитой.

Первые годы его правления сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления страной.

 Регентский совет, в который входили князья Мстиславский и Шуйский, Захарьин-Юрьев,  Годунов, Бельский. Сводный брат Фёдора Иоанновича, царевич Дмитрий, был выслан (1584) в Углич. С 1587 года в правлении царя Фёдора активное участие принимал его шурин – «слуга и конюший боярин» Борис Годунов.

Правления царя Фёдора характеризовалось постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий кризиса 70 – 80-х, неудачной Ливонской войны. В это время произошло резкое усиление крепостной зависимости крестьян. Повысились государственные налоги на тяглое, город, население.

Всё это привело к обострению противоречия и внутри господствующего класса: между светскими и духовными феодалами, между дворцовой знатью и московским высшим дворянством – с одной стороны, и провинциально служилыми людьми – с другой.

При Фёдоре Иоанновиче несколько улучшилось международное положение России: в результате Русско-швед.

войны 1590-1593 были возвращены (по Тявзинскому миру 1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией в период Ливонской войны; окончательно присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье; усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье. 

Но в дальнейшем стали нарастать противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крым. ханством и Турцией, в результате чего в царствование Фёдора Иоанновича успел сложиться узел классов, внутриклассовых и международодных противоречий, приведших к Великой смуте в Русском государстве в самом начале XVII века.

  В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер­шал ежедневно Богослужения.

Реконструкция облика  

Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича. 

  Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат.

Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами.

Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет. 

Фёдор Иоаннович умер 7 января 1598 года.

 Реконструкция облика Федора Иоанновича. М. Герасимов, 1963.

Источник: https://subscribe.ru/group/razumno-o-svoem-i-nabolevshem/4728333

В 1598 году федор иоаннович умер. так как детей у него не было, династия рюриковичей прервалась

Смерть федора иоанновича прерывание династии рюриковичей. Царь федор иванович (1557–1598)

Смута (1598-1613)

Датировок Смуты много. Самая распространенная: с 1598 (смерть Федора Иоанновича) до 1613 (избрание Михаила Романова царем на Земском соборе). Хотя некоторые считают, что Смута началась со смертью Ивана Грозного (1584), а закончилась только в 1618 году (подписание Деулинского перемирия с Речью Посполитой).

Причины Смуты:

1. Пресечение династии Рюриковичей + загадочная смерть Дмитрия (возможность появления самозванцев)

2. Интервенция – вмешательство Речи Посполитой и Швеции (Н.И. Костомаров)

3. Стихийные бедствия начала XVII века (голод 1601-1603 гг.)

4. Моральное разложение правящей верхушки и общества (С.М. Соловьев).

После смерти Ивана Грозного в 1584 году на престол взошел его сын Федор Иоаннович (1584-1598). Слабый здоровьем, некоторые говорили, что и слабоумный.

Власть в свои руки уже тогда взял Борис Годунов(был женат на дочери Малюты Скуратова, сестра Годунова – Ирина, была женой Федора Иоанновича, поэтому он был вхож во дворец).

Два главных события периода царствования Федора Иоанновича, которые были скорее мероприятиями Бориса Годунова: 1589 – учреждение в России патриаршества. Первым патриархом стал Иов. Борис Годунов помог ему стать патриархом. Иов в ответ окажет услугу Годунову – выдвинет его кандидатуру в 1598 году на царский трон.

1597 – введение урочных лет (5-летний сыск беглых крестьян).

В 1591 году при загадочных обстоятельствах в Угличе погиб Дмитрий – младший сын Грозного и наследник престола, так как детей у Федора Иоанновича не было. В Углич отправили комиссию во главе с Василием Шуйским.

Комиссия пришла к выводу, что смерть наступила в результате несчастного случая – царевич Дмитрий в приступе «падучей болезни» (эпилепсия) упал на ножик. Но пошли разговоры о том, что за смертью стоит Борис Годунов, который якобы подослал к нему убийц.

История о Годунове-убийце Дмитрия особенно красочно описана у Пушкина в его «Борисе Годунове», но скорее всего Пушкин опирался на сочинение Карамзина.

В 1598 году федор иоаннович умер. так как детей у него не было, династия рюриковичей прервалась.

На Земском соборе 1598 году Борис Годунов был избран новым царем. Борис Годунов – первый избранный царь в истории Руси/России.

В годы правления Бориса Годунова (1598-1605) произошло много бедствий. Разразился страшный голод 1601-1603 годов. Борис Годунов приказал кормить людей хлебом и раздавал деньги голодающим, но народ все равно считал, что голод из-за него, так как он царь выборный, а не от Бога.

В 1603-1604 годах произошел бунт холопов и казаков во главе с Хлопком Косолапом.

Положение Бориса Годунова был неустойчивым. Тем более, что в 1604 году в Речи Посполитой объявился первый самозванец – монах-расстрига (лишенный монашеского звания) Григорий Отрепьев. Он выдавал себя за царевича Дмитрия, чудом спасенного. В Речи Посполитой ему дали денег и войско для похода на Москву.

Во время похода Лжедмитрия I на Москву умер Борис Годунов (скорее всего от инсульта). Ненадолго царем стал его сын – 16-летний умный и образованный Федор Борисович. Но правил он семь недель. Когда Лдежмитрий I подошел к Москве, Федор Борисович был убит заговорщиками.

Лжедмитрий I вступает в Москву. Начинается недолгий период его правления (1605-1606 год).

— Его «признает» мать – Мария Нагая, последняя жена И. Грозного.

— Он жалует землями и деньгами польских наемников и казаков, чем обижает русских дворян.

— Освобождал от зависимости ряд категорий крестьян и холопов, но не вернул Юрьев день, чего они так ждали. Тоже разочарование.

— Отношения с Речью Посполитой у него испортились (не выполнил обязательства, которые брал на себя – например, не ввел католичество).

— Раздражал многих русских людей тем, что вел себя не как русский царь, тайно перешел в католичество, женился на польке-католичке Марине Мнишек.

В итоге против него созрел заговор во главе с Василием Шуйским (тот самый, что в 1591 году ездил в Углич).

Последние минуты Дмитрия Самозванца.

Тело Лжедмитрия сожгли, прах выстрелили в сторону Речи Посполитой.

Ключевский о нем писал: «Испечён в польской печке, а заквашен в Москве».

На престоле – Василий Шуйский (1606-1610).

Шуйского называют «боярским царем», потому что его «выкликнули» на царство близкие к нему бояре.

Вступая на престол, Василий Шуйский дал клятву – его крестоцеловальная запись: «Мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их… не отъимати, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей…, да и доводов ложных мне, великому государю, не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли, а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_179569_v--godu-fedor-ioannovich-umer-tak-kak-detey-u-nego-ne-bilo-dinastiya-ryurikovichey-prervalas.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий