Слуховая зона коры находится в. Анализаторы – биология егэ

Проверочная работа

Слуховая зона коры находится в. Анализаторы - биология егэ

Проверочная работа по теме: Анализаторы и органы чувств В1

1. Функция органов чувств состоит в преобразовании энергии внешнего раздражения в форму, доступную для раздражения

А. РецепторовБ. Спинного мозгаВ. Нервов

Г. Головного мозга

2. Зрительные рецепторы, воспринимающие цвет, на­ходятся в

А. РоговицеБ. СетчаткеВ. Белочной оболочке

Г. Сосудистой оболочке

3. Полукружные каналы — это орган

А. ОсязанияБ. СлухаВ. Равновесия

Г. Мышечной чувствительности

4. Среднее ухо с носоглоткой соединяется

А. Полукружными каналамиБ. Слуховой трубойВ. Гортанью

Г. Овальным мешочком

5. Укажите правильную последовательность прохожде­ния света от роговицы до сетчатки

А. Роговица, стекловидное тело, хрусталик, сет­чаткаБ. Роговица, стекловидное тело, зрачок, хрусталик, сетчаткаВ. Роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка

Г. Роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка

6. Людвиг ван Бетховен потерял слух из-за того, что его слуховые косточки утратили подвижность. Это было связано с повреждением

А. Наружного ухаБ. Внутреннего ухаВ. Среднего уха

Г. Слуховой зоны коры

7. Цвет глазам придает

А. СклераБ. Хрусталик

В. Радужная оболочка

8. Что такое анализатор?

А. РецепторБ. Рецептор и чувствительный нервВ. Рецептор, чувствительный нерв и зона коры полу­шарий, различающая раздражение

Г. Орган чувства

9. Каковы нарушения зрения, связанные с изменением функций хрусталика?

А. Травма глазаБ. БлизорукостьВ. КонъюнктивитГ. Дальнозоркость

Д. Астигматизм

10. Что нужно делать для профилактики болезней уха?

А. Избегать сильного шумаБ. Своевременно обращаться к врачуВ. При взрывных работах открывать ротГ. Затыкать уши ватой

Д. Ежедневно мыть уши

11. Где находятся рецепторы мышечного чувства, воспринимающие массу, прочность предмета?

А. В сухожилиях, связкахБ. В носовой полостиВ. В кожеГ. На языкеД. В глазах

Е. В ушах

12. Какие особенности строения глаза позволяют свету попадать на сетчатку?

13. Какая часть органа слуха увеличивает силу воспринимаемого звука?

14. Какими свойствами обладают рецепторы?

15.Опишите строение уха

Проверочная работа по теме: Анализаторы и органы чувств В2

1. В глазу не участвуют в преломлении света

А. РоговицаБ. ХрусталикВ. Зрачок

Г. Стекловидное тело

2. Полость внутреннего уха заполнена

А. ВоздухомБ. Жидкостью

В. Воздухом и жидкостью

3. Звуковые колебания от стремени и волокнам улитки передаются посредством

А. ВоздухаБ. МембраныВ. Жидкости

Г. Прямого контакта

4. В состав внутреннего уха входят

А. Ушные косточкиБ. УлиткаВ. Полукружные каналы

Г. Барабанная перепонка

5. Орган вкуса реагирует только на

А. Газообразные веществаБ. Растворенные веществаВ. Твердые вещества

Г. Вещества в любом агрегатном состоянии

6. Зрительная зона коры больших полушарий нахо­дится в

А. Теменной долеБ. Височной долеВ. Затылочной доле

Г. Лобной доле

7. Фоторецепторы преобразуют световую энергию в электрическую при помощи

А. ХрусталикаБ. ФерментовВ. Пигментов

Г. Гормонов

8. Слуховая зона коры больших полушарий находит­ся в

А. Теменной долеБ. Височной долеВ. Затылочной доле

Г. Лобной доле

9. Поступающую внутрь глаза силу света регулирует

А. ВекоБ. СетчаткаВ. Хрусталик

Г. Зрачок

10. Анализатор — это

А. РецепторБ. Рецептор и чувствительный нервВ. Орган чувств

Г. Рецептор, чувствительный нерв и зона коры боль­ших полушарий

11. Анатомо-физиологические причины близорукости

А. Нарушение в зрительной зоне коры больших по­лушарийБ. Нарушение в области зрительного нерваВ. Помутнение хрусталикаГ. Нарушение эластичности хрусталика, его излиш­няя выпуклость

Д. Нарушение формы хрусталика, его недостаточная кривизна

12. Что такое серная пробка?

13. Почему мы воспринимаем изображение не перевер­нутым?

14. Для чего нужны температурные рецепторы?

15.Опишите строение глаза

Ответы к проверочной Анализаторы и органы чувств 8 класс

1 вариант1-Г2-Б3-В4-Б5-В6-Г7-В8-В9-БГ10-А11-В12-В13-Б14-А15-А16-Б17-В18-Б19. Зрительный ана­лизатор — совокупность нервных образований, обеспе­чивающих восприятие величины, формы, цвета предме­тов, их взаимного расположения.

В зрительном анализа­торе: периферический отдел составляют фоторецепторы (палочки и колбочки); проводниковый отдел — зритель­ные нервы; центральный отдел — зрительная кора заты­лочной доли.20.

Кортиев орган — рецепторная часть слухового анализатора, преобразует энергию звуковых колебаний в нервное возбуждение; расположен на основной мембране в улитковом канале внутреннего уха, за­полненном эндолимфой.21. Рецептор — чувствитель­ное нервное окончание, или специализированная клет­ка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы.

Все рецепторы характеризуются на­личием специфического участка мембраны, содержаще­го рецепторный белок, обусловливающий процессы ре­цепции.2 вариант1-В2-Б3-Б4-Б5-Б6-А7-В8-Б9-А10-Г11-Д12-В13-Г14-В15-В16-В17-А18-Г19. Серная пробка об­разуется в результате усиленной секреции серных же­лез, расположенных в наружном слуховом проходе.

Сер­ная пробка состоит из серы, секрета сальных желез, че­шуек слущенной кожи. В норме ушная сера удаляется движениями передней стенки слухового прохода во вре­мя разговора, жевания. Скоплению серы способствуют узость и извилистость слухового прохода, повышенная вязкость серы. Цвет серной пробки может быть желтым. темно-коричневым.

Консистенция серы вначале мягкая, восковидная, потом плотная и даже каменистая.20.

Элементы глазного яблока осуществляют первичное пре­образование светового сигнала, попадающего на сетчат­ку: оптическая система глаза фокусирует изображения на сетчатке; зрачок регулирует количество падающего на сетчатку света; мышцы глазного яблока обеспечива­ют его непрерывные перемещения.

Для того чтобы уви­деть объекты окружающего мира, необходимо, чтобы световые лучи от каждой точки объекта попадали толь­ко в одну точку сетчатки, т.е. необходимо сфокусиро­вать изображение. Этого можно добиться, поместив пе­ред сетчаткой сферическую преломляющую поверхность (хрусталик).

Световые лучи после преломления на такой поверхности будут собираться в одной точке (фокусе). Таким образом, на сетчатке возникнет четкое переверну­тое изображение.

21. Температурные рецепторы имеют важное значение для поддержания постоянной темпера­туры тела. Без температурной адаптации человек не смог бы выжить, поэтому очень важны быстрое и точное восприятие изменений температуры и соответствующая перестройка механизмов теплопродукции и теплоотдачи в зависимости от изменившихся условий. Считают, что существуют две разновидности температурных рецепторов: одни воспринимают тепло, другие — холод. Рецепторы, воспринимающие холод, располагаются ближе к поверхности кожи, их количество больше, чем тепловых, которые и располагаются значительно глубже.

Источник: //multiurok.ru/files/proverochnaia-rabota-analizatory-organy-chuvstv.html

Анализаторы. Строение и функции органов зрения и слуха

Слуховая зона коры находится в. Анализаторы - биология егэ

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: анализаторы, внутреннее ухо, евстахиева труба, зрительный анализатор, рецепторы, сетчатка, слуховой анализатор, среднее ухо.

Анализаторы – совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку, действующих на организм, раздражителей. Анализатор состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, проводящей части и центральной части – определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения.

Рецепторы – чувствительные окончания, воспринимающие раздражение и преобразующие внешний сигнал в нервные импульсы. Проводниковая часть анализатора состоит из соответствующего нерва и проводящих путей. Центральная часть анализатора – один из отделов ЦНС.

Зрительный анализатор обеспечивает получение зрительной информации из окружающей среды и состоит

из трех частей: периферической – глаз, проводниковой – зрительного нерва и центральной – подкорковой и зрительной зоны коры головного мозга.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, к которому относятся веки, ресницы, слезные железы и мышцы глазного яблока.

Глазное яблоко расположено в глазнице и имеет шаровидную форму и 3 оболочки: фиброзную, задний отдел которой образован непрозрачной белочной оболочкой (склерой),сосудистую и сетчатую. Часть сосудистой оболочки, снабженная пигментами, называется радужной оболочкой.

В центре радужной оболочки находится зрачок, который может изменять диаметр своего отверстия за счет сокращения глазных мышц. Задняя часть сетчатки воспринимает световые раздражения. Передняя ее часть – слепая и не содержит светочувствительных элементов.

Светочувствительными элементами сетчатки являются палочки (обеспечивают зрение в сумерках и темноте) и колбочки (рецепторы цветового зрения, работающие при высокой освещенности). Колбочки расположены ближе к центру сетчатки (желтое пятно), а палочки концентрируются на ее периферии.

Место выхода зрительного нерва называется слепым пятном.

Полость глазного яблока заполнена стекловидным телом. Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Он способен изменять свою кривизну при сокращениях ресничной мышцы. При рассматривании близких предметов хрусталик сжимается, при рассматривании отдаленных – расширяется. Такая способность хрусталика называется аккомодацией.

Между роговицей и радужкой находится передняя камера глаза, между радужкой и хрусталиком – задняя камера. Обе камеры заполнены прозрачной жидкостью.

Лучи света, отражаясь от предметов, проходят через роговицу, влажные камеры, хрусталик, стекловидное тело и, благодаря преломлению в хрусталике, попадают на желтое пятно сетчатки – место наилучшего видения. При этом возникает действительное, обратное, уменьшенное изображение предмета.

От сетчатки по зрительному нерву импульсы поступают в центральную часть анализатора – зрительную зону коры мозга, расположенную в затылочной доле. В коре информация, полученная от рецепторов сетчатки, перерабатывается и человек воспринимает естественное отражение объекта.

Нормальное зрительное восприятие обусловлено:

– достаточным световым потоком;

– фокусированием изображения на сетчатке (фокусирование перед сетчаткой означает близорукость, а за сетчаткой – дальнозоркость);

– осуществлением аккомодационного рефлекса.

Важнейшим показателем зрения является его острота, т.е. предельная способность глаза различать мелкие объекты.

Орган слуха и равновесия.

 Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуковой информации и ее обработку в центральных отделах коры головного мозга. Периферическую часть анализатора образуют: внутренне ухо и слуховой нерв. Центральная часть образована подкорковыми центрами среднего и промежуточного мозга и височной зоной коры.

Ухо – парный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха

Наружное ухо включает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку.

Среднее ухо состоит из барабанной полости, цепочки слуховых косточек и слуховой (евстахиевой) трубы. Слуховая труба связывает барабанную полость с полостью носоглотки. Это обеспечивает выравнивание давления по обеим сторонам барабанной перепонки.

Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко связывают барабанную перепонку с перепонкой овального окна, ведущего в улитку. Среднее ухо обеспечивает передачу звуковых волн из среды с низкой плотностью (воздух) в среду с высокой плотностью (эндолимфу), в которой находятся рецепторные клетки внутреннего уха.

 Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и состоит из костного и расположенного в нем перепончатого лабиринта. Пространство между ними заполнено перилимфой, а полость перепончатого лабиринта – эндолимфой. В костном лабиринте различают три отдела – преддверие, улитку и полукружные каналы. К органу слуха относится улитка – спиральный канал в 2,5 оборота.

Полость улитки разделена перепончатой основной мембраной, состоящей из волоконец разной длины. На основной мембране находятся рецепторные волосковые клетки. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам. Они усиливают эти колебания почти в 50 раз и через овальное окошко передаются в жидкость улитки, где воспринимаются волоконцами основной мембраны.

Рецепторные клетки улитки воспринимают раздражение, поступающее от волоконец и по слуховому нерву передают его в височную зону коры головного мозга. Ухо человека воспринимает звуки частотой от 16 до 20 000 Гц.

Орган равновесия, или вестибулярный аппарат,

образован двумя мешочками, заполненными жидкостью, и тремя полукружными каналами. Рецепторные волосковые клеткирасположены на дне и внутренней стороне мешочков. К ним примыкает мембрана с кристаллами – отолитами, содержащими ионы кальция. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. В основаниях каналов находятся волосковые клетки. Рецепторы отолитового аппарата реагируют на ускорение или замедление прямолинейного движения. Рецепторы полукружных каналов раздражаются при изменениях вращательных движений. Импульсы от вестибулярного аппарата по вестибулярному нерву поступают в ЦНС. Сюда же поступают импульсы от рецепторов мышц, сухожилий, подошв. Функционально вестибулярный аппарат связан с мозжечком, отвечающим за координацию движений, ориентацию человека в пространстве.

Вкусовой анализатор 

состоит из рецепторов, расположенных во вкусовых почках языка, нерва, проводящего импульс в центральный отдел анализатора, который находится на внутренних поверхностях височной и лобной долей.

Обонятельный анализатор

представлен обонятельными рецепторами, находящимися в слизистой оболочке носа. По обонятельному нерву сигнал от рецепторов поступает в обонятельную зону коры головного мозга, находящуюся рядом со вкусовой зоной.

Кожный анализатор состоит из рецепторов, воспринимающих давление, боль, температуру, прикосновение, проводящих путей и зоны кожной чувствительности, расположенной в задней центральной извилине.

А1. Анализатор

1) воспринимает и перерабатывает информацию

2) проводит сигнал от рецептора в кору полушарий

3) только воспринимает информацию

4) только передает информацию по рефлекторной дуге

А2. Сколько звеньев в анализаторе

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

А3. Размеры и форма предмета анализируются в

1) височной доле мозга 3) затылочной доле мозга

2) лобной доле мозга 4) теменной доле мозга

А4. Высота звука распознается в

1) височной доле коры 3) затылочной доле

2) лобной доле 4) теменной доле

А5. Воспринимающим световое раздражение органом является

1) зрачок 3) сетчатка

2) хрусталик 4) роговица

А6. Воспринимающим звуковые раздражения органом является

1) улитка 3) слуховые косточки

2) евстахиева труба 4) овальное окошко

А7. Максимально усиливает звуки

1) наружный слуховой проход

2) ушная раковина

3) жидкость улитки

4) комплект слуховых косточек

А8. При возникновении изображения перед сетчаткой возникает

1) куриная слепота 3) близорукость

2) дальнозоркость 4) дальтонизм

А9. Деятельность вестибулярного аппарата регулируется

1) вегетативной нервной системой

2) зрительной и слуховой зонами

3) ядрами продолговатого мозга

4) мозжечком и двигательной зоной коры мозга

А10. Укол, ожог анализируются в

1) лобной доле головного мозга

2) затылочной доле мозга

3) передней центральной извилине

4) задней центральной извилине

В1. Выберите отделы анализаторов, в которых воспринимается раздражение

1) поверхность кожи

2) улитка

3) слуховой нерв

4) зрительная зона коры

5) вкусовые почки языка

6) барабанная перепонка

С1. Каковы функции среднего уха?

С2. В каких случаях нарушается равенство давления воздуха на барабанную перепонку и что нужно делать при возникновении болезненных ощущений?

Ответы Часть А. А1 – 1. А2 – 2. А3 – 3. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 4. А8 – 3. А9 – 4. А10 – 4.

Часть В. В1 – 1, 2, 5.

Часть С. С1 Среднее ухо связывает органы слуха и носоглотку, что обеспечивает равное давление по обе стороны барабанной перепонки. Равенство давления с обеих сторон от перепонки позволяет ей нормально колебаться при возникновении звука.

С2 Равенство давлений нарушается при возникновении звука, при подъеме на высоту (на самолете, воздушном шаре, ракете), при спуске на глубину под воду. Если возникает боль в ушах, то следует делать глотательные движения или защищаться специальными костюмами, скафандрами и т.д.

“,”author”:””,”date_published”:”2013-11-17T00:00:00.000Z”,”lead_image_url”:”//lh5.googleusercontent.com/proxy/_Z4Dabgv_GsmE-8JwAB0dtTTAd2s_BV6s6y6i1QyPa2g7XPiZsrnfgXMubU3hwEg93GopMh5=w1200-h630-p-k-no-nu”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”//botanik-olg.blogspot.com/2013/11/blog-post_4089.html”,”domain”:”botanik-olg.blogspot.com”,”excerpt”:””,”word_count”:1196,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: //botanik-olg.blogspot.com/2013/11/blog-post_4089.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий