Развитие радикального движения в России XIX века. Российские общественно-политические движения XIX века

Общественные движения второй половины XIX в

Развитие радикального движения в России XIX века. Российские общественно-политические движения XIX века

Возникновение общественных движений

Отмена крепостного права и реформы в 60-70-х гг. XIX в. привели к изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны.

Переходный характер экономики и социальной структуры этого периода активизировал различные общественные силы России на поиск пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу.

Русская интеллигенция превратилась после отмены крепостного права в главного участника общественного движения.

Основными направлениями общественного движения в России во второй половине XIX в. были консерватизм, либерализм, народничество, социал-демократия, марксизм.

Консерватизм

Крупнейшие представители этого течения — государственные деятели, литераторы и философы К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, В. П. Мещерский, А. А. Фет, Н. Я. Данилевский. Они опирались на русскую национальную идею.

Основным идеологическим принципом консерваторов была формула: «Самодержавие, православие, народность». Основная задача — сохранение самодержавия. Консерваторы подвергали критике реформы Александра II.

Печатными органами консерваторов были «Русский вестник», «Московские ведомости», «Гражданин».

Либерализм

Видные представители либерализма в России принадлежали к научной и творческой интеллигенции (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, М. М. Стасюлевич, М. Т. Лорис-Меликов, Н. А. и Д. А. Милютины).

Русские либералы занимались просветительской деятельностью, выступали сторонниками модернизации страны.

Либералами издавались журналы «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Русская мысль», газеты «Голос», «Русские ведомости».

Народничество

Основоположниками этого течения были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, которые в 50-х гг. XIX в. полагали, что крестьянская община («ячейка социализма») и качества крестьянина-общинника («прирожденного коммуниста») помогут России перейти к социалистическому строю, минуя капитализм.

В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы (социализм), и признававшие необходимость революции для достижения этой цели.

Теоретиком пропагандистского направления революционного народничества был П. Л. Лавров, считавший, что интеллигенция подготовит крестьянство к революции. задача интеллигенции заключалась в пропаганде идей социализма в народе.

Теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества был М. А. Бакунин. Он считал, что главная несправедливость — социальное неравенство, а основным носителем несправедливости является государство. Цель борьбы — ликвидация существующего государства. Основное средство борьбы — революционный бунт народа.

Теоретик заговорщического направления П. Н. Ткачев предполагал, что крестьянство не готово к революции. Интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить переустройством общества.

В 60-е гг. XIX в. среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».

Под влиянием социалистических идей романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1862 г.) возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся путем развития коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества.

Подпольные организации народников возникли в конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э. Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861 г.).

В 1863-1866 гг. действовала революционная организация, возглавляемая Н. А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

В конце 60-х гг. XIX в. была создана организация «Народная расправа» во главе с С. Г. Нечаевым. Он написал устав организации «Катехизис революционера», в котором отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. В 1871 г.

российское общество было возмущено убийством студента И. Иванова, члена «Народной расправы», оказавшего неповиновение С. Г. Нечаеву. С суда над «нечаевцами» началась эпоха политических процессов, ставших частью общественной жизни 70-х гг.

XIX в.

В 1869-1874 гг. существовало «Большое общество пропаганды» («чайковцы»). Его возглавляли Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин. В 1874 г.

«чайковцы» участвовали в подготовке массовой акции — «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню для агитации и пропаганды социализма среди крестьян. «Хождение в народ» провалилось, т. к.

крестьянам были чужды социалистические идеи о свержении самодержавия.

Первой крупной организацией народников была «Земля и воля» (1876- 1879 гг). Организацией руководили М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров.

Землевольцы создавали поселения в деревне. Новое «хождение в народ» также не дало результатов, и в 1879 г. организация раскололась.

Социал-демократия

Сторонники пропаганды социалистических идеалов объединились вокруг Г. В. Плеханова. Их организация называлась «Черный передел» (1879-1882 гг.), руководители — Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич. Такое название она получила потому, что ее члены призывали коренным образом, «по-черному» поделить всю землю в России.

Сторонники тактики индивидуального террора образовали «Народную волю» (1879-1882 гг.), ее возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью революционный захват власти и построение общинного социализма. К власти они намеревались прийти с помощью политического переворота. 1 марта 1881 г. Александр II был убит членами «Народной воли». Ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, организация была разгромлена полицией, ее лидеры казнены.

В 80-90-х гг. XIX в. в интеллигентской среде получили широкое распространение идеи реформаторского народничества (В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.). Теоретики либерального народничества доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством.

Тяжелое материальное положение, произвол предпринимателей заставляли рабочих вести борьбу за улучшение своего положения.

Первые рабочие выступления относятся к 60-м гг. XIX в. В 70-е гг. стачечное движение усилилось. В 1872 г. произошла одна из крупнейших стачек десятилетия — в Нарве бастовало около 6 тыс. рабочих Кренгольмской мануфактуры.

Прекратить стачку удалось только с помощью войск и ряда уступок рабочим. В 1885 г. произошла стачка на Николаевской мануфактуре близ Орехово-Зуева (Морозовская стачка). Суд над руководителями Морозовской стачки в 1886 г. выявил факты произвола администрации.

Рабочие были оправданы судом присяжных.

Рабочие выступления второй половины ХIХ в. носили стихийный и разрозненный характер, выдвигались преимущественно экономические требования.

В 1870-х гг. возникли рабочие организации, которые наряду с экономическими целями ставили перед собой и политические. Первой такой организацией был «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г.). Его возглавил Е. О. Заславский. В 1878 г.

в Санкт-Петербурге возник «Северный союз русских рабочих». Эта организация насчитывала около 200 человек. Ее руководителями были В. П. Обнорский и С. Н. Халтурин. «Северный союз» имел программу и устав. Ему удалось нелегально выпустить единственный номер газеты «Рабочая заря». В 1878 г.

после ареста руководителей организация распалась.

Рост рабочего движения в 80-х гг. XIX в. заставил правительство сделать первые шаги по оформлению рабочего законодательства. В 1885 г. был запрещен ночной труд подростков и женщин.

Революционное движение в 80-х — начале 90-х гг. ХIХ в. характеризовалось упадком народничества и распространением марксизма в России.

Марксизм

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Г. В. Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию.

В середине 80-х гг. ХIХ в. в России возникли социал-демократические кружки студентов и рабочих: «Партия русских социал-демократов» Д. Н. Благоева, «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» П. В. Точисского, группа Н. Е. Федосеева в Казани (1888-1889 гг.), «Социал-демократическое общество» М. И. Бруснева (1889-1892 гг.).

На рубеже 80-90-х гг. ХIХ в. социал-демократические группы существовали в Киеве, Харькове, Одессе, Минске, Туле, Иваново-Вознесенске, Вильне, Ростове-на-Дону, Тифлисе и других городах.

Начавшаяся в конце XIX в. модернизация экономики России привела к росту численности рабочего класса. Уже в начале ХХ в. насчитывалось около 14 млн рабочих.

Тяжелые условия жизни и труда, отсутствие рабочего законодательства заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие начали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. В 1901 г.

забастовали 1200 рабочих Обуховского завода в Петербурге. Современники событий назвали стачку «Обуховской обороной».

Летом 1903 г. весь юг России от Баку до Одессы был охвачен грандиозной стачкой, в которой приняло участие от 130 тыс. до 200 тыс. человек. В декабре 1904 г.

была проведена политическая стачка, закончившаяся подписанием первого в истории рабочего движения России коллективного договора между рабочими и нефтепромышленниками.

Этот договор закрепил 9-часовой рабочий день, увеличение зарплаты на 20 %, предоставление ежегодного отпуска и т. д.

В начале XX в. активизировалось крестьянское движение.

В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях Европейской России). Крестьяне не выдвигали политических требований. Они выступали против отдельных помещиков, требовали раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей.

Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте — апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях. В нем приняло участие более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу.

Свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод — слова, печати, собраний и других и выступала против полицейского произвола. Наибольшую активность проявляло студенчество.

Источник: https://istorikonline.ru/oge-po-istorii/oge-2-2-3-obshchestvennyye-dvizheniya-vtoroy-poloviny-xix-v.html

Общественное движение России конца 19 века

Развитие радикального движения в России XIX века. Российские общественно-политические движения XIX века

Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:

  • Традиционализм (консерватизм). Всесторонняя поддержка действующей власти по принципу «жить, как жили всегда».
  • Либерализм. Реформирование страны на западный лад.
  • Народничество. Хотели изменений в стране, но часто действовали радикально, выступая за убийство чиновников (революции).
  • Анархизм. Выступали против эксплуатации человека человеком.
  • Марксизм (социал-демократизм). Говорили о гибели капиталистического уклада мира, заменить который должен был социализм.

Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.

Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века Направление Разветвления Представители
ТрадиционализмГосударственный консерватизмКонстантин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский
Религиозно-философскийКонстантин Леонтьев, Лев Тихомиров
Новое славянофильствоНиколай Данилевский, Николай Страхов
ЛиберализмЗемскийИван Петрункевич
Интеллектуальный (профессорский)Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие
НародничествоРеволюционноеП.Ф.Якубович, П.В.Шевырев,
ЛиберальноеНиколай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков
НеореволюционноеВиктор Чернов
АнархизмРеволюционныйПетр Кропоткин, Михаил Бакунин
МирныйЛев Толстой
Марксизм (социал-демократы)ЛегальныеПетр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков
РеволюционныеВладимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества.

Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества.

Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

  1. Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в «Московском сборнике», изданном в 1896 году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая: власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией, свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры.
  2. Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
  3. Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей.

Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев.

По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.

«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:

  • Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников – террор.
  • Стремление натравить революционные организации друг на друга.

Эти цели показывают, что «Священная дружина» не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт – именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы.

В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля.

После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества.

Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости».

К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Народничество

Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

  • Революционное народничество.
  • Либеральное народничество.
  • Революционное народничество.

Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, «западниками» и «почвенниками».

Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины с тем, кто является их главным политическим оппонентом – либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как «теория малых дел».

Они вели каждодневную работу для того, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин.

Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией.

После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

  • Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель – Кропоткин.
  • Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
  • Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
  • Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.

Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой.

Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов.

Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».

Марксисты или социал-демократы

Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:

  • Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
  • Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html

Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении России во второй половине 19 века

Развитие радикального движения в России XIX века. Российские общественно-политические движения XIX века

Во второй половине ХIХ в. окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы.

Социальную основу направления консерваторов составили реакционные дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть крестьян. Консерватизм II половины ХIХ в. остался верен теории “официальной народности”.

Самодержавие объявлялось устоем государства, а православие – основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60 – 70-х гг. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, помещичьего землевладения и общины.

В социальной области они призывали к единению славянских народов вокруг России.

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков.

Консерваторы были хранителями-государственниками и отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок.

Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции.

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ.

Политическим идеалом для них была конституционная монархия.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства. Требовали ликвидировать сословные привилегии.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.

Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя “адресов” – ходатайств с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев и др.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер вследствие политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами.

Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

В радикальном движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

В истории движения радикалов II половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е гг. – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е гг. – оформление народничества, особый размах агитационной и террористической деятельности революционных народников; 80 – 90-е гг. – ослабление популярности народничества и начало распространения марксизма.

В 60-е гг. сложилось два центра радикального направления. Один – вокруг редакции “Колокола”, издаваемого А.И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал теорию “общинного социализма” и резко критиковал условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала “Современник”. Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, который был арестован и сослан в Сибирь в 1862 г.

Первой крупной революционно-демократической организацией была “Земля и воля” (1861 г.), в которую входило несколько сотен членов из разных слоев: чиновники, офицеры, студенты.

В 70-е гг. среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается “сверху”, будущее страны – в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом силами крестьян.

В революционном народничестве выделилось три течения: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.

Идеолог бунтарского течения М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции – идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Он призывал к созданию федерации самоуправления свободных общин.

П.Л. Лавров – идеолог пропагандистского течения – не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства.

П.Н. Ткачев – идеолог заговорщического течения – считал, что крестьян не надо учить социализму. По его мнению, группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм.

В 1874 г. опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое “хождение в народ”, надеясь поднять крестьян на восстание. Однако движение было разгромлено царизмом.

В 1876 г. уцелевшие участники “хождения в народ” образовали тайную организацию “Земля и воля”, во главе которой стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов и др. Было осуществлено второе “хождение в народ” – с целью длительной агитации среди крестьян.

После раскола “Земли и воли” образовались две организации – “Черный передел” (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др.) и “Народная воля” (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская). Народовольцы считали своей целью убийство царя, предполагая, что это вызовет всенародное восстание.

1 марта 1881 г. С.Л. Перовская организовала покушение на царя Александра II.

В 80 – 90-е гг. движение народников ослабевает. Бывшие участники “Черного передела” Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В 1883 г. в Женеве была образована группа “Освобождение труда”. В 1883 – 1892 гг. в самой России образовалось несколько марксистских кружков, которые видели свою задачу в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих и студентов.

В 1895 г. в Петербурге марксистские кружки объединились в “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history/31.shtml

Развитие радикального движения в россии xix века – Школьная История

Развитие радикального движения в России XIX века. Российские общественно-политические движения XIX века

В историю России XIX век вошел, как период социально-экономических изменений. На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным.

Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат. Эти слои общества все сильнее заявляли свои права на общественную и экономическую жизнь страны, шел поиск путей их самоорганизации.

Традиционный гегемон общественной и экономической жизни – дворянство не могло не осознавать необходимости перемен в экономике, и как следствие – в социальной и общественно-политической жизни страны.

В начале столетия именно дворянству, как самому просвещенному слою общества, принадлежала ведущая роль в процессе осознания необходимости перемен в общественно-экономическом укладе России. Именно представители дворянства создали первые организации, ставящие перед собой не просто замену одного монарха другим, но изменение политического и экономического строя страны.

Деятельность этих организаций вошла в историю как движение декабристов.Декабристы.”Союз спасения” – первая тайная организация, созданная молодыми офицерами в феврале 1816 года в Петербурге. Она насчитывала не более 30 человек, и представляла собой не столько организацию, сколько клуб, объединивший людей, желавших уничтожить крепостное право и вести борьбу с самодержавием.

Ни четких целей, ни тем более методов их достижения у этого клуба не было. Просуществовав до осени 1817 года, «Союз спасения» был распущен. Но в начале 1818 года его же членами был создан «Союз благоденствия». В него вошло уже коло 200 военных и гражданских чинов.

Цели этого «Союза» не отличались от целей предшественника – освобождение крестьян и проведение политических реформ. Наступило понимание с методами их достижения – пропаганда среди дворянства этих идей и поддержка либеральных намерений правительства.

Но в 1821 году тактика организации изменилась – мотивирую тем, что самодержавие не способно к реформам, на московском съезде «Союза» было решено свергнуть самодержавие вооруженным путем.

Изменилась не только тактика, но и сама структура организации – вместо клуба по интересам были созданы законспирированные, четко структурированные организации – Южное (в Киеве) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества.

Но, несмотря на единство целей – свержение самодержавия и отмена крепостного права – между этими организациями не было единства в будущем политическом устройстве страны. Эти противоречия отразились в программных документах двух обществ – «Русской правде» предложенной П.И. Пестелем (Южное общество) и «Конституции» Никиты Муравьева (Северное общество).П.

Пестель видел будущее России как буржуазной республики, во главе с президентом и двухпалатным парламентом. Северное общество во главе с Н. Муравьевым предлагало в качестве государственного устройства конституционную монархию.

При таком варианте император, как государственный чиновник, осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась у двухпалатного парламента.По вопросу крепостного права оба лидера сходились в том, что крестьян освобождать нужно. Но вот наделять их при этом землей или нет – это было предметом споров.

Пестель считал, что наделять надо, отобрав землю и слишком крупных землевладельцев. Муравьев считал, что не надо – достаточно будет огородов и двух десятин на двор.Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге.

По сути, это была попытка государственного переворота, последняя в череде переворотов, сменявших императоров на Российском престоле на протяжении XVIII столетия.

14 декабря, в день коронации Николая I, младшего брата Александра I умершего еще 19 ноября, заговорщики вывели на площадь перед Сенатом войска, всего около 2 500 солдат и 30 офицеров. Но, по ряду причин, решительно действовать они не смогли. Восставшие так и остались стоять в «каре» на Сенатской площади.

После продолжавшихся весь день безрезультатных переговоров между восставшими и представителями Николая I, «каре» было расстреляно картечью. Много восставших было ранено или убито, все организаторы были арестованы.К следствию было привлечено 579 человек. Но всего 287 были признаны виновными. 13 июля 1826 г.

пятеро руководителей восстания были казнены, еще 120 были осуждены на каторгу или поселение. Остальные отделались испугом.В историю эта попытка государственного переворота вошла как «восстание декабристов».Значение движения декабристов в том, что оно дало импульс развитию общественно-политической мысли в России.

Будучи не просто заговорщиками, а имея политическую программу, декабристы дали первый опыт политической «внесистемной» борьбы. Идеи, изложенные в программах Пестеля и Муравьева, нашли отклик и развитие у следующих поколений сторонников переустройства России.

Официальная народность.

Восстание декабристов имело и еще одно значение – оно породило ответную реакцию власти. Николай I был серьезно напуган попыткой переворота и за годы своего тридцатилетнего правления сделал все, что бы она не повторилась. властями был установлен жесткий контроль за общественными организациями и настроением в различных кругах общества.

Но карательные меры были не единственным, что могла предпринять власть для недопущения новых заговоров. Она попыталась предложить свою общественную идеологию, призванную сплотить общество. Ее сформулировал С. С. Уваров в ноябре 1833 года при вступлении в должность министра народного просвещения.

Суть этой формулировки автор трактовал так: Самодержавие – исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления, переросшая в устой жизни русского народа; Православная вера – хранитель нравственности, основа традиций русского народа; Народность – единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений.

Эта консервативная идеология была принята в качестве государственной и власть успешно ее придерживалась все правление Николая I. И вплоть до начала следующего столетия эта теория продолжала успешно существовать в российском обществе. Идеологией официальной народности было положено начало русскому консерватизму, как части общественно-политической мысли. Запад и Восток.

Как бы ни старалась власть выработать национальную идею, поставив жесткие идеологические рамки «Самодержавия, Православия и Народности», именно в годы правления Николая I зародился и сформировался как идеология русский либерализм. Первыми его представителями были клубы по интересам в среде зарождавшейся русской интеллигенции, получившие названия «западники» и «славянофилы».

Это были не политические организации, а идейные течения единомышленников, в спорах создававших идейную платформу, позже на ней возникнут полноценные политические организации и партии.К славянофилам себя относили писатели и публицисты И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин, К. Аксаков и другие. Наиболее яркими представителями лагеря западников были П. Анненков, В. Боткин, А.

Гончаров, И. Тургенев, П. Чаадаев. Солидарны с западниками были А. Герцен и В. Белинский.Оба эти идеологические течения объединяла критика существующего политического строя и крепостного права. Но, будучи солидарными в признании необходимости перемен, западники и славянофилы по-разному оценивали историю и будущее устройство России.

Славянофилы:- Европа исчерпала свой потенциал, и будущего у нее нет.- Россия – это отдельный мир, в силу своей особенной истории, религиозности, ментальности.- Православие – величайшая ценность русского народа, противостоящая рационалистическому католицизму.- Деревенская община – основа нравственности, не испорченная цивилизацией.

Община – опора традиционных ценностей, справедливости и совести.- Особые отношения между русским народом и властью. Народ и власть жили по не писанному договору: есть мы и они, община и власть, у каждого своя жизнь.- Критика реформ Петра I – реформирование России при нем привело к нарушению естественного хода ее истории, нарушило общественный баланс (договор).

Западники:- Европа – это и есть мировая цивилизация.- Нет самобытности русского народа, есть его отсталость от цивилизации. Россия долгое время была «вне истории» и «вне цивилизации».- положительно относились к личности и реформам Петра I, его главной заслугой считали вхождение России в лоно мировой цивилизации.

– Россия идет по стопам Европы, поэтому должна не повторять ее ошибок и перенимать положительный опыт.- Двигателем прогресса в России считали не крестьянскую общину, а «образованное меньшинство» (интеллигенцию).- Приоритет свободы личности над интересами власти и общины.Общее между славянофилами и западниками:- Отмена крепостного права. Освобождение крестьян с землей.

Источник: https://dmitrschool04.ru/drugoe/razvitie-radikalnogo-dvizheniya-v-rossii-xix-veka.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий