Походы против половцев в 12. Русско-половецкие войны

Битва при Сальнице: прародительница всех побед русского оружия

Походы против половцев в 12. Русско-половецкие войны

27 марта 1111 года переяславский князь Владимир Мономах добился первого глобального полководческого успеха в истории Древней Руси

В истории русских воинских побед долгое время первой и самой знаменитой считалась баталия на Чудском озере, выигранная Александром Невским. Но куда справедливее было бы считать — и сегодня именно так и принято считать! — первым крупным воинским успехом победу, которую 27 марта 1111 года одержали сводные дружины русских князей в битве с половцами у реки Сальницы.

Эта дата не случайно стала первой по хронологии в нынешнем списке Памятных дат военной истории России.

Победа, одержанная русскими под водительством Владимира Мономаха, княжившего в то время в южном Переяславле, великого князя киевского Святополка Изяславича и черниговского князя Давыда Святославича была настоящей военно-политической победой, имевшей далеко идущие последствия, а не просто удачным исходом проходного сражения.

Ведь, чтобы справиться с превосходящими силами половцев (согласно источникам, они имели как минимум полуторный перевес: 45 тысяч кочевников против 30 тысяч русских воинов), Мономах предпринял несколько истинно полководческих шагов.

Во-первых, он реализовал принцип «бить врага на его территории малой кровью», перебросив свои войска на землю, контролировавшуюся половцами.

Во-вторых, он использовал транспорт, чтобы обеспечить быструю доставку пехоты к месту сражения, не переутомив ее дорогой.

В-третьих, сумел превратить в союзника даже погоду, вынудив половцев сражаться в такое время, когда сама природа мешала им использовать все преимущества конницы.

«Владимир Мономах».

Но не только полководческими талантами Мономаха славна эта победа.

Чтобы собрать достаточные силы, переяславский князь сумел добиться почти невозможного — объединить своенравных князей, заставив их хотя бы на время забыть междоусобицы! Кроме того, ему удалось убедить их оторвать от земли даже смердов, тем самым усилив войско, традиционно состоявшее из профессиональных дружинников. Наконец, Мономах, который, как гласит «Повесть временных лет», «едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы», фактически превратил поход в сражение за православную веру.

Ударить на врага прежде него самого

Русско-половецкие войны растянулись на полтора столетия — с конца XI века по середину XIII. Регулярным успехам половцев (их на Руси называли еще кипчаками, а в Европе и Византии — куманами) способствовала и разобщенность русских князей.

Ситуация начала меняться после того, как Мономах взялся за главное дело своей жизни — собирание русских земель.

После того как ему с помощью дипломатических уловок и прямых уговоров удалось добиться проведения двух объединительных княжеских съездов (Любечский и Уветичский), усобицы на востоке и западе Руси были прекращены.

Успех же Долобского съезда, результатом которого стал первый объединенный поход русских дружин против половцев, положил начало постепенному их ослаблению.

Но успех похода 1103 года, спланированного на Долобском съезде, только разозлил кипчаков. Они предприняли несколько походов, которые хотя и не привели к большим успехам, не позволили Руси вновь собраться с силами и нанести ответный удар. На его подготовку ушло восемь лет.

В конце 1110 года подчиненный Мономаха воевода Дмитр с небольшой дружиной сумел пробраться в половецкие земли и разузнать планы кипчаков. Половцы готовились к новому наступлению, в котором должны были участвовать чуть ли не все основные кланы. Этот удар можно было попытаться отразить, как это делалось всегда, или предвосхитить, неожиданно нанеся свой.

Именно такое решение и принял Мономах. Прекрасно понимая, что отражать хорошо подготовленное наступление врага всегда труднее, он решил заставить половцев поменяться ролями с русскими. Но для этого нужно было успеть не просто собрать войско, но и сделать его достаточно большим, чтобы нанести решающее поражение кочевникам, а также начать поход тогда, когда враг не ждет наступления.

Традиционно и русские, и половцы отправлялись воевать весной, когда заканчивалась распутица и можно было вовсю пользоваться преимуществами конницы. Последнее было важно для кипчаков: их войско практически не имело пеших воинов. Именно на этом и решил сыграть Мономах. Он назначил поход на необычно ранний срок — конец февраля.

Помимо того, что кочевники не могли ожидать, что русское войско выступит в дорогу в столь непривычное время, это решение преследовало еще одну важную цель.

Даже с учетом того, что неспешное — за счет присутствия пешего войска — продвижение вглубь половецких земель займет немалый срок, к тому моменту, как рати сойдутся на поле битвы, земля еще не успеет просохнуть.

А это означает, что половцы будет лишено своего главного преимущества — маневренности и мощи кавалерии, которая попросту завязнет в снежно-грязевом месиве. Такой подход был совершенно новым для русских полководцев, и именно он позволяет считать битву при Сальнице первой настоящей полководческой победой Древней Руси.

Царица полей — пехота

Но просто лишить противника возможности в полной мере использовать преимущества его армии недостаточно, нужно еще обеспечить выигрышное положение своей. И этот вопрос Мономах решил, существенно увеличив число пеших воинов. Ведь если половцы не могли в полной мере использовать конницу, то именно пехоте отводилась основная роль жерновов, которые должны были перемолоть вражеское войско.

«Отдых князя Владимира Мономаха». 

Древнерусская дружина была войском смешанного состава, в котором соотношение конных и пеших подразделений было смещено в сторону первых. Что понятно: русским дружинникам приходилось противостоять прежде всего конным же войскам кочевников, тогда как пешие рати сходились, как правило, в междоусобных битвах князей.

Так что основой русской пехоты того времени были смерды — крестьяне, которых приходилось на время похода отрывать от земли. Поэтому решение Мономаха усилить войско за счет пехотинцев встретило сопротивление со стороны союзных князей и даже его собственной дружины.

Вот как описывают это летописцы: «Дружина же сказала: “Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни”. И сказал Владимир: “Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнет смерд этот пахать на лошади той, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь ту и жену его, и гумно его подожжет.

Об этом-то почему не подумаете?” И сказала вся дружина: “Впрямь, воистину так оно и есть”. И сказал Святополк: “Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою”».

Скорее всего, дело тут было не только в красноречии Мономаха. Наверняка сыграло роль раннее начало похода. Ведь конец зимы — не то время, когда крестьяне всерьез заняты на земле. Сорвать их с насиженного места, снарядить и отправить в поход гораздо проще, чем через месяц-полтора.

А чтобы не переутомить пехотинцев долгим (в итоге он занял почти месяц!) походом к месту главного сражения, Мономах пошел на еще одно новшество. Поскольку конец февраля в XII веке благодаря малому ледниковому периоду был более суровым и снежным, чем сегодня, пеших воинов отправили в путь… на санях!

«И пошли, возложив надежду на Бога…»

Вот как описаны подготовка к походу, сам поход и битва при Сальнице в основном источнике сведений об этих событиях — в «Повести временных лет»: «В год 6619 (1111. — РП.). Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною… И послали к Давыду Святославичу, веля ему выступать с ними.

И поднялись со своих мест Владимир и Святополк, и попрощались, и пошли на половцев Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями, и Давыд с сыном. И пошли, возложив надежду на Бога и на Пречистую Матерь его, и на святых ангелов его. И выступили в поход во второе воскресенье Великого поста, а в пятницу были на Суле.

В субботу они достигли Хорола, и тут сани побросали. А в то воскресенье пошли, когда крест целуют. Пришли на Псел, и оттуда перешли и стали на Голте. Тут подождали воинов, и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали, и возложили всю надежду свою на крест… И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник.

И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю… И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане… к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь.

И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон; в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши возложили надежду свою на Бога и сказали: “Здесь нам смерть, да станем твердо”. И прощались друг с другом и, обратив очи к небу, призывали Бога вышнего.

И когда сошлись обе стороны, была битва жестокая. Бог вышний обратил взор свой на иноплеменников с гневом, и стали они падать перед христианами. И так побеждены были иноплеменники, и пало множество врагов… перед русскими князьями и воинами… И помог Бог русским князьям. И воздали они хвалу Богу в тот день.

И наутро, в субботу, праздновали Лазарево воскресение, Благовещенья день, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу, и воскресенья дождались. В понедельник же Страстной недели вновь иноплеменники собрали… множество полков… и выступили… тысячами тысяч. И обложили полки русские. И послал Господь Бог ангела в помощь русским князьям.

И двинулись половецкие полки и полки русские, и сразились полк с полком… И битва лютая завязалась между ними… И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, обратились половцы в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые.

И побили их в понедельник Страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников… множество на реке Салнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давыд прославили Бога, давшего им победу… над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили…

И спросили пленников, говоря: “Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?” Они же отвечали, говоря: “Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?” Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам.

Это ведь ангел вложил в сердце… Мономаху мысль поднять… русских князей на иноплеменников. …Потому-то надлежит воздать хвалу ангелам, как сказал Иоанн Златоуст: ибо они вечно молят Творца быть милостивым и кротким к людям. Ибо ангелы… наши заступники, когда мы воюем с противными нам силами… Так вот и теперь с Божьей помощью по молитвам святой Богородицы и святых ангелов возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она…»

За веру и Отечество

Летописец, как ему и положено, был лишь прилежным регистратором и больше уделял внимание взаимоотношениям князей между собой, буквальному описанию событий и, что естественно, проявлениям благоволения Божьего по отношению к русским. За скобками повествования остались тонкости тактических приемов Мономаха, его союзников-князей и воевод, а также роль, которую поход сыграл в объединении Руси и укреплении православия.

«Владимир Мономах на совете князей».

Тактически второе, основное сражение похода — битва при Сальнице — было разыграно безупречно. После того как имевшие перевес половцы окружили русские полки, планируя массированным обстрелом из луков расстроить их ряды, смешать их и ударить по ним конницей, князья по совету Мономаха сами повели дружины в наступление.

В результате смешались уже половцы и были вынуждены оставить луки и атаковать пехоту. Тут-то и сработал замысел Владимира: в перемешанном с грязью снегу половецкие кони начали вязнуть, а длинные копья русской пехоты свели на нет преимущество бивших сверху кривыми мечами кипчаков.

А вскоре на увязшую в бессмысленной рукопашной с копейщиками половецкую конницу обрушился запасной полк самого Мономаха, который лично повел его в атаку, передав командование медленно отступавшими, но сохранявшими строй пешцами сыну Ярополку.

Удар оказался решающим: теряя людей и коней, кипчаки повернули вспять, но уйти по раскисшей земле удалось немногим. Они потеряли на поле брани убитыми не меньше 10 000 человек, большинство же попало в плен.

Победа сыграла важнейшую роль в реализации идеи Мономаха об объединении Руси. Еще бы: поход вознес авторитет переяславского князя, незадолго до этого уступившего киевский престол своему брату, дабы избежать новых войн, и добившегося резкого усиления русских княжеств за счет мирного сосуществования, на недосягаемую высоту.

Так что через два года после победы Мономах уже без всяких споров занял престол в Киеве и вошел в историю как первый князь-миротворец, добившийся объединения княжеств и прекращения междоусобных войн.

И не его вина, что потомки, презрев мономахово «Поучение», не сумели удержать объединенную Русь в руках, чем и воспользовались ордынские ханы.

Зато другой результат похода — прославление и укрепление православной веры — поколебать не удалось. И для дружинников князей-союзников, и для простолюдинов было несомненным то, что успех предопределен небесными покровителями Руси.

Столь очевидная победа как ничто другое способствовала укреплению православия в Древней Руси, его становлению как государственной религии.

Добавим лишь, что легендарная победа 27 марта 1111 года пришлась на день Феодоровской иконы Божией Матери, прославленной как хранительница русской государственности.

Конечно, сейчас трудно однозначно утверждать, что даже такой дальновидный правитель, как Владимир Мономах, заранее предусмотрел все эти последствия. Но если даже и нет, нельзя не отдать должное его чутью, ведь предпринятые им шаги привели к важнейшим результатам.

Что в итоге и сделало битву при Сальнице первой знаменитой победой русского оружия — той точкой, от которой нам и надлежит вести отсчет всем остальным победам, в том числе и на Чудском озере, и в Куликовской битве, и под Полтавой, и под Бородино, вплоть до самого победного мая 1945-го…

Владимир Мономах История Полководцы Длиннопост

Источник: https://pikabu.ru/story/bitva_pri_salnitse_praroditelnitsa_vsekh_pobed_russkogo_oruzhiya_4092464

Русско-половецкие войны: история неусвоенных ошибок

Походы против половцев в 12. Русско-половецкие войны

В начале XI века тюркские племена, называемые в русских источниках половцами (единого самоназвания у них не было) вторглись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов, измотанных долгим противоборством с Русью и Византией. Вскоре новый народ распространился по всей Великой степи – от Дуная до Иртыша, а территория эта стала называться Половецкой степью.

В середине XI века половцы появились у русских границ. С этого момента начинается история русско-половецких войн, растянувшаяся на полтора столетия. Соотношение сил Руси и степи в XI веке было явно не с пользу последней.

Население русского государства превышало 5 млн человек. А какими силами располагал противник? Историки говорят о нескольких сотнях тысяч кочевников. Да и эти сотни тысяч были раскиданы по Великой степи.

Вопреки расхожему мнению, концентрация кочевников на ограниченной территории весьма проблематична.

Хозяйство кочевых народов лишь частично было воспроизводящим, и в значительной мере зависело от готовых продуктов природы – пастбищ и источников воды. В современном коневодстве считается, что одной лошади требуется пастбище в среднем в 1 гектар.

Нетрудно подсчитать, что длительная концентрация на ограниченной территории даже нескольких тысяч кочевников (в распоряжении каждого было по несколько лошадей, не считая другого скота), была очень непростым делом.

Не лучшим образом обстояли дела и с военными технологиями.

Металлургия и металлообработка никогда не были сильными сторонами кочевников, ведь для обработки металлов нужно овладеть технологией выжигания древесного угля, строительства огнеупорных печей и иметь достаточно развитое почвоведение. Все это мало вяжется с кочевым образом жизни. Не случайно даже в XVIII веке народы кочевых государств, например, джунгары, не только железные, но и медные изделия выменивали у китайцев и русских.

Впрочем, и нескольких тысяч, а порой и нескольких сотен, пусть плохо вооруженных, но закаленных в боях степняков было достаточно для совершения молниеносных набегов и лихих грабежей, от которых и страдали слабозащищенные деревенские поселения южнорусских княжеств.

Довольно быстро выяснилось, что противостоять превосходящему численно, а главное более оснащенному противнику кочевники не в состоянии.

1 ноября 1068 года черниговский князь Святослав Ярославич всего с тремя тысячами воинов на реке Снове разгромил двенадцатитысячное половецкое войско и взял в плен хана Шуркана.

Впоследствии русские войска неоднократно наносили сокрушительные поражения степнякам, пленяя, либо уничтожая их предводителей.

Политика грязней войны

Есть поговорка – ее авторство приписывается разным известным военачальникам: «крепость сильна не стенами, а твердостью своих защитников». Мировая история довольно ясно свидетельствует о том, что кочевникам удавалось захватывать оседлые государства, лишь когда те находились в состоянии упадка, либо когда агрессоры находили поддержку в лагере противника.

С середины XI века Русь вошла в период раздробленности и междоусобиц. Враждующие друг с другом русские князья не прочь были прибегнуть к помощи половецких орд для сведения счетов с политическими конкурентами.

Пионером в этом не слишком благородном деле стала центральная власть: зимой 1076 года Владимир Мономах нанял кочевников для похода против Всеслава Полоцкого. Пример Мономаха оказался заразительным, и русские князья охотно использовали отряды половцев для разорения вотчин своих конкурентов.

Больше всего от этого выигрывали сами половцы, они усилились настолько, что начали представлять реальную угрозу для всего Русского государства. Лишь после этого противоречия между князьями ушли на второй план.

В 1097 году Любеческий съезд князей постановил: «каждый да держит вотчину свою». Русское государство законодательно было разделено на уделы, но это не помешало удельным князьям объединить усилия для нанесения удара по общему врагу.

В начале 1100 годов Владимир Мономах начал масштабную кампанию против кочевников, которая длилась более 10 лет и закончилась практически полным уничтожением половецкого государства.

Половцы были вытеснены с территории Великой степи в предгорья Кавказа.

Кто знает, может на этом история народа, именуемого половцами, и закончилась бы. Но после смерти Мономаха враждующим князьям вновь понадобились услуги кочевников.

Почитаемый как основатель Москвы князь Юрий Долгорукий пять раз приводит половецкие орды под стены Киева. Его примеру следовали другие.

История повторилась: приведенные и вооруженные русскими князьями, кочевые племена усилились настолько, что стали представлять угрозу для государства.

Ухмылка судьбы

Вновь, оставив разногласия, князья объединились, чтобы сообща отбросить врагов-союзников в степь. В 1183 году союзное войско под предводительством киевского князя Святослава Всеволодовича разгромило половецкое войско, пленив хана Кобяка. Весной 1185-го был разбит хан Кончак.

Святослав отошел в черниговские земли собирать войско для летней кампании, но амбициозный новгород-северский князь Игорь и с его брат, черниговский князь Всеволод, хотели военной славы, а потому в конце апреля начали новый сепаратный поход против Кончака. На сей раз военная удача оказалась на стороне кочевников.

Целый день дружины братьев сдерживали напор численно превосходящего противника. «Ярый тур» Всеволод в одиночку сражался с целым отрядом врагов. Но храбрость русских оказалась тщетной: княжеские войска были разбиты, раненый Игорь и его сын Владимир попали в плен.

Впрочем, бежав из плена, Игорь отомстил своим обидчикам, совершив серию победоносных походов против половецких ханов.

Трагизм русско-половецких войн в другом. После 1185 года половцы оказались ослаблены и уже не решались на самостоятельные действия против Руси. Тем не менее, степняки регулярно вторгались в русские земли в качестве наемных войск русских князей.

А вскоре у половцев появится новый хозяин: они стали сначала добычей, а вскоре и главной ударной силой татаро-монгольского войска. И вновь Руси придется дорого заплатить за амбиции правителей, во имя корыстных целей делающих ставку на иноземцев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://ria.ru/20100429/228201897.html

Запись на стене

Походы против половцев в 12. Русско-половецкие войны

Очень обтекаемо изложены итоги битвы на Калке (монголы были вынуждены отложить завоевание Руси на 13 лет). На Калке воевали два тумена (от силы три) монголов. В их задачу не входило (и не могло входить) завоевание Руси, они чисто технически не могли это сделать. Рейд Субедея и Джэбэ был разведывательным, позволил собрать много сведений о западных странах.

Виктор, да мы давно это несколькими статьями изложили)) MILITARIA ®, пишите больше про монголов) Виктор, а вот интересно,как сей исторический факт( битва на Калке и далее) отражён в истории Монголии до того момента,пока современным монголам о великом Бату- хане и его потомках рассказали в начале 20 века русские ? Дмитрий, я думаю, речь идет о банальной утере преемственности поколений. Хотя самого Чингиса монголы уважают до сих пор, но их отношение к внуку может быть и не столь восторженным, ибо воевал он далеко, на землях чуждых совре енным монголам. Виктор, про Калку и случайность ситуации есть большой пост. Поэтому в этой статье и не было задачи описывать Калку. Дмитрий, сами монголы называли западный поход кипчацким. Руссоцентризм наших историков сделал Русь главной целью похода Бату MILITARIA ®, зацепился за слова, признаю) Виктор, да перестаньте, нормально все! Мы здесь для того, чтобы вести диалог с подписчиком)) ну в пределах адекватного восприятия со стороны подписчика. Вы как раз производите такое впечатление)) Виктор, ну да…забыли. Или просто никогда не знали… Вот ещё интересно- почему великий рассейский реформатор Петрушка монастырские летописи спалил. Чего такого крамольного там было начертано ? Это я к вопросу об утере преемственности… Виктор, он как раз из тех, если вы почитаете чуть выше)) у человека поляки это потомки осевших на западных границах Руси половцев))))

Только дегенерат, может назвать Российского императора, Петрушкой

Валентин, это нормальный уровень восприятия исторических личностей у сторонников конспирологии и фольк-хистории в лице таких корифеев как Фоменко и Носовский. Монголов не было, Петрушка, море выкопали, поляки потомки половцев, славяне это этрусски. Там такая булимия головного мозга у люда))) Виктор, при том,что уничтожение документов определённого рода само по себе- акт довольно интересный. Данные летописи могли содержать информацию и об ордынском нашествии в том числе. К той категории людей,которую вы упомянули я вовсе не отношусь,но и принимать на веру байки о” 28 панфиловцах” в современной интерпритации тоже не спешу. MILITARIA ®, особенно впечатляет отрицание монголов,которые, положили начало, династии Юань в Китае и Хулагуидов в Ильханате. А Батый состоял в переписке с императором Священной Римской Империи, Фридрихом Вторым и собственно говоря,в своем Западном походе, дошел до Адриатики и стоял в 6-ти километрах от Вены. Дмитрий, я все же считаю, что Петр не мог исстребить и подделать китайские и персидские летописи, где так же описан поход Бату хана. Нашествие монголов не совершалось в вакууме, помимо Руси монголы прошли по половине Евразии и во многих местах, где они были, люди умели писать и архивировать данные. Дмитрий, он был тевтонским рыцарем?)) Показать следующие комментарии

Немаловажно отметить тот факт, что из-за климатических условий половцы не могли вести круглогодичное кочевое хозяйство. Причерноморские степи в отличии от монгольских зимой заваливает снегом. Половцы были вынуждены “вставать на прикол” и вести заготовку сена. В этот период они были очень уязвимы.

Виктор, если возникнут трудности с поиском статей в группе на тему монголов, обращайтесь, скинем ссылки на посты сразу все. Виктор, плохо знаете про кочевников, нет такого вставали на прикол конь если здоров найдет корм даже -40 тебеневка называется и еще.. в монголии зима холоднее чем в причерноморье Була, а снега меньше. То, что половцы заготавливали сено, в отличие от кочевников восточных степей это факт. Була, резкоконтинентальный климат в монгольских степях делает зимы холодными и малоснежными. Такое явление, как джут, известное в причерноморских и прикаспийских степях там почти неизвестно. Виктор, причернорье это место как раз для кочевников там трава 2метра высотой..
Половцы никогда не заготавливали сено бред какойта.. представь у бая было 20-30тысяч лошадей как он будет заготавливать? Ему проще передислоцироваться в другое место Була, половцы, как ранее и печенеги сено заготавливали, об этом можно почитать. Зимой в глубоком снегу под коркой наста траву найти можно, но это приведет к большим потерям поооловья скота. Летом там действительно трава в рост человека, а зимой снега по пояс. Половцы из за этого зимой были менее мобильны, и даже городки строили. Поэтому Мономах их и накрывал. Монгольский антициклон “азиатский максимум” это трескучий мороз и минимум осадков. Поэтому трава доступна животным круглый год, а кочевые племена мобильны. Китайцы поэтому не могли накрыть ни хунну, ни монголов. Була, а бараны у бая пусть пропадают?) Виктор, да были но это явление очень редкое и не частое.. просто у кочевников были по природе знатоками местности и истинные кочевники редко допускали падеж..
В городках действительно обязательно нужно заготавливать сено.. китайцы не могли захватить хунну потому что 1 гунн стоил 10 китайца)) Виктор, согласен задавили количеством и как аборигенов задарили бусами и зеркалами кстати раскол внесло еще принцессы которые китайцы активно использовали против подрыва хунну Була, сила китайцев в культуре. Их завоевывали все, и хунну, и тюрки, и монголы, и кидани. Но через пару поколений это уже была очередная императорская династия. Ляо, Цзинь, Юань и тд Виктор, верно это как татары обрусели Була, я живу в донских степях, у нас не лошади не коровы зимой на прикол не становятся круглый год пасутся даже в снег

Да, есть люди заготавливают, у кого коровы дойные, кони круглый год пасутся

Показать следующие комментарии

А по каким данным 5000000 населения насчитали?

Источник: https://vk.com/wall-45835605_35593

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий