Особенности поэтической манеры. Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры Узник фет анализ

Презентация на тему

Особенности поэтической манеры. Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры Узник фет анализ

  • Скачать презентацию (1.03 Мб)
  • 4 загрузки
  • 3.0 оценка

ВКонтакте

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему “Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов20
  • Аудитория
  • Слова литература фет русские поэты 19 века стихотворения
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1 Григорьева Ирина Владимировна, преподавательСанкт-Петербургского суворовского военного училищаПрезентация для проведения урока литературы в 10 классеТема: Особенности поэтической манеры А. А. Фета
  • Слайд 2 Особенности поэтической манеры
  • Слайд 3 1) Стихи Фета логичны и последовательны, в них разум преобладает над чувствами3) В поэзии Фета много общего с академической живописью2) В стихах Фета человек и природа существуют как два отдельных мира, не связанных между собой
  • Слайд 4 Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;
  • Слайд 5 Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;Глубокая речкаТечёт под горой. Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;Как сладостно дремлетМой хутор родной. Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;И солнышко светитНад жёлтой листвой.Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;И снова мы вместе,Родная, с тобой!Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;И как же мне хочетсяЕхать домой!
  • Слайд 6 Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;Железо решёткиВизжит под пилой.
  • Слайд 7 Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;Железо решетки Визжит под пилой.Бывалое гореУснуло в груди,Свобода и мореГорят впереди.Прибавилось духа,Затихла тоска,И слушает ухо, И пилит рука.УЗНИК
  • Слайд 8 Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;Железо решетки Визжит под пилой.Бывалое гореУснуло в груди,Свобода и мореГорят впереди.Прибавилось духа,Затихла тоска,И слушает ухо, И пилит рука.УЗНИК (А. Фет) УЗНИК (А. Пушкин) Сижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно,Как будто со мною задумал одно.Зовет меня взглядом и криком своимИ вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
  • Слайд 9 Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;Железо решеткиВизжит под пилой.Бывалое гореУснуло в груди,Свобода и мореГорят впереди.Прибавилось духа,Затихла тоска,И слушает ухо, И пилит рука.УЗНИК (А. Фет) УЗНИК (А. Пушкин) Сижу за решеткойв темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно,Как будто со мною задумал одно.Зовет меня взглядом и криком своимИ вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
  • Слайд 11 Густая крапива Шумит под окном,Зеленая иваПовисла шатром;Веселые лодкиВ дали голубой;Железо решетки Визжит подпилой.Бывалое гореУснуло в груди,Свобода и мореГорят впереди.Прибавилось духа,Затихла тоска,И слушает ухо, И пилит рука.УЗНИК (А.Фет) УЗНИК (А. Пушкин) Сижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно,Как будто со мною задумал одно.Зовет меня взглядом и криком своимИ вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
  • Слайд 12 1) Стихи Фета логичны и последовательны, в них разум преобладает над чувствами2) В стихах Фета человек и природа существуют как два отдельных мира, не связанных между собой
  • Слайд 14 импрессионизм Что изображено?Как изображено?Изменчивые, неуловимые впечатления, настроенияЯркие, насыщенные краскиЕдинство человека и природыТехника отдельного штриха, мазка
  • Слайд 15 О. Ренуар «В саду»
  • Слайд 16 О. Ренуар «Отлив в Ипоре»
  • Слайд 17 О. Ренуар «Уголок сада в Монжероне»
  • Слайд 18 К. Моне «Руанский собор»
  • Слайд 19 3) В поэзии Фета много общего с академической живописью
  • Слайд 20 1) Стихи Фета логичны и последовательны, в них разум преобладает над чувствами3) В поэзии Фета много общего с академической живописью2) В стихах Фета человек и природа существуют как два отдельных мира, не связанных между собой1) В стихах Фета чувства преобладают надразумом2) В поэзии Фета человек и природа существуют как нерасторжимое целое3) В поэзии Фета много общего с живописью импрессионизма, так как…

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/afanasiy-afanasievich-fet-osobennosti-poeticheskoy-manery

Лирика Фета. Особенности поэзии и философская лирика Фета

Особенности поэтической манеры. Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры Узник фет анализ

23 ноября 1820 года в селе Новоселки, расположенном близ Мценска, в семье Каролины Шарлотты Фет и Афанасия Неофитовича Шеншина родился великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Родители его обвенчались без православного обряда за границей (мать поэта была лютеранкой), из-за чего брак, узаконенный в Германии, в России был признан недействительным.

Лишение дворянского титула

Позже, когда было совершено венчание по православному обряду, Афанасий Афанасьевич уже проживал под фамилией матери – Фет, считаясь ее внебрачным ребенком.

Мальчик оказался лишенным, кроме отцовской фамилии, и дворянского титула, российского гражданства и прав на наследство. Для юноши на долгие годы важнейшей жизненной целью стало вернуть себе фамилию Шеншин и все связанные с ней права.

Лишь под старость лет он смог добиться этого, возвратив себе потомственное дворянство.

Обучение

Будущий поэт в 1838 году поступил в пансион профессора Погодина в Москве, а в августе этого же года был зачислен на словесное отделение в Московский университет. В семье своего однокурсника и друга Аполлона Григорьева он прожил студенческие годы. Дружба молодых людей способствовала формированию у них общих идеалов и взглядов на искусство.

Афанасий Афанасьевич начинает сочинять стихи, и в 1840 году в свет выходит изданный за собственный счет поэтический сборник под названием “Лирический Пантеон”.

В этих стихотворениях отчетливо слышались отзвуки поэтического творчества Евгения Баратынского, Василия Жуковского и Ивана Козлова. С 1842 года Афанасий Афанасьевич постоянно печатается в журнале “Отечественные записки”.

Виссарион Григорьевич Белинский уже в 1843 году пишет, что из всех живущих в Москве поэтов Фет “всех даровитее”, а стихи этого автора ставит наравне с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Необходимость военной карьеры

Фет стремился к литературной деятельности всей душой, однако неустойчивость материального и социального положения вынуждают поэта изменить свою судьбу.

Афанасий Афанасьевич в 1845 году поступает унтер-офицером в один из полков, находящихся в Херсонской губернии, для того, чтобы иметь возможность получить потомственное дворянство (право на которое давал старший офицерский чин).

Оторванный от литературной среды и столичной жизни он почти прекращает печататься, еще и потому, что вследствие падения спроса на поэзию журналы не проявляют интереса к его стихам.

Трагическое событие в личной жизни Фета

В херсонские годы случилось предопределившее личную жизнь поэта трагическое событие: при пожаре погибла его возлюбленная – Мария Лазич, девушка-бесприданница, на которой он не решился жениться из-за своей бедности.

После отказа Фета с ней случилось странное происшествие: от свечи на Марии загорелось платье, она побежала в сад, но не справилась с тушением одежды и задохнулась в дыму.

В этом можно было заподозрить попытку девушки покончить с собой, и в стихах Фета еще долго будут звучать отголоски этой трагедии (например, стихотворение “Когда читала ты мучительные строчки…”, 1887 год).

В 1853 году происходит крутой поворот в судьбе поэта: ему удалось поступить в гвардию, в расквартированный возле Петербурга Лейб-гвардии Уланский полк.

Теперь Афанасий Афанасьевич получает возможность посещать столицу, возобновляет свою литературную деятельность, начинает регулярно печатать стихи в “Современнике”, “Русском вестнике”, “Отечественных записках”, “Библиотеке для чтения”. Он сближается с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым, Василием Боткиным, Александром Дружининым – редакторами “Современника”.

Имя Фета, к тому времени уже полузабытое, снова появляется в обзорах, статьях, хронике журнала, а с 1854 года печатаются и его стихи. Иван Сергеевич Тургенев стал наставником поэта и даже подготовил новое издание его произведений в 1856 году.

Судьба поэта в 1856-1877 годах

На службе Фету не везло: каждый раз ужесточались правила получения потомственного дворянства. В 1856 году он оставил военную карьеру, так и не добившись своей главной цели. В Париже в 1857 году Афанасий Афанасьевич женился на дочери богатого купца, Марии Петровне Боткиной, и обзавелся поместьем в Мценском уезде. В то время он почти не писал стихов.

Являясь сторонником консервативных взглядов, Фет резко отрицательно воспринял отмену в России крепостного права и, начиная с 1862 года, стал регулярно публиковать очерки в “Русском вестнике”, обличавшие с позиции помещика-землевладельца пореформенные порядки. В 1867-1877 годах он исполнял должность мирового судьи.

В 1873 году наконец-то Афанасий Афанасьевич получает потомственное дворянство.

Судьба Фета в 1880-е годы

В литературу поэт возвращается лишь в 1880-х годах, переехав в Москву и разбогатев.

В 1881 году была осуществлена его давняя мечта – вышел созданный им перевод его любимого философа, Артура Шопенгауэра, “Мир как воля и представление”.

В 1883 году публикуется перевод всех сочинений поэта Горация, начатый Фетом еще в студенческие годы. К периоду с 1883 по 1991 годы относится выход в свет четырех выпусков поэтического сборника “Вечерние огни”.

Лирика Фета: общая характеристика

Поэзия Афанасия Афанасьевича, по своим истокам романтическая, является как бы связующим звеном между творчеством Василия Жуковского и Александра Блока. Поздние стихотворения поэта тяготели к тютчевской традиции. Основные лирики Фета – любовная и пейзажная.

В 1950-1960-е годы, во время становления Афанасия Афанасьевича как поэта, в литературной среде почти полновластно господствовал Некрасов и его сторонники – апологеты воспевающей общественные, гражданские идеалы поэзии.

Поэтому Афанасий Афанасьевич со своим творчеством, можно сказать, выступил несколько несвоевременно. Особенности лирики Фета не позволяли ему примкнуть к Некрасову и его группе.

Ведь, по мнению представителей гражданской поэзии, стихи должны быть обязательно злободневными, выполняющими пропагандистскую и идеологическую задачу.

Философские мотивы

Философская лирика Фета пронизывает все его творчество, отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно интересоваться ничем, кроме красоты.

Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию. Философская лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая непричастную к суете и горечи повседневности красоту.

Это обусловило принятие в 1940-е годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1960-е – так называемой теории чистого искусства.

Преобладающее настроение в его произведениях – упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или чарующей музыкой.

Метафоры и эпитеты

Все, что относится к категории возвышенного и прекрасного, наделяется крыльями, прежде всего любовное чувство и песня. Лирика Фета часто использует такие метафоры, как “крылатый сон”, “крылатая песня”, “крылатый час”, “крылатый слова звук”, “окрыленный восторгом” и др.

Эпитеты в его произведениях описывают обычно не сам объект, а впечатление лирического героя от увиденного. Поэтому они могут быть необъяснимыми логически и неожиданными. Например, скрипка может получить определение “тающей”. Характерные для Фета эпитеты – “мертвые грезы”, “благовонные речи”, “серебряные сны”, “травы в рыдании”, “вдовевшая лазурь” и др.

Часто картина рисуется с помощью зрительных ассоциаций. Стихотворение “Певице” – яркий тому пример. В нем показано стремление воплотить ощущения, создаваемые мелодией песни, в конкретные образы и ощущения, из которых и состоит лирика Фета.

Стихи эти весьма необычны. Так, “даль звенит”, и “кротко светит” улыбка любви, “голос горит” и замирает вдали, словно “заря за морем”, чтобы снова выплеснуться жемчуга “громким приливом”. Таких сложных смелых образов не знала в то время русская поэзия. Они утвердились намного позже, лишь с появлением символистов.

Говоря о творческой манере Фета, упоминают также импрессионизм, который основан на непосредственной фиксации впечатлений действительности.

Природа в творчестве поэта

Пейзажная лирика Фета – источник божественной красоты в вечном обновлении и разнообразии. Многие критики упоминали, что природа описана этим автором будто из окна помещичьей усадьбы или из перспективы парка, как будто специально для того, чтобы вызвать восхищение. Пейзажная лирика Фета является универсальным выражением красоты не тронутого человеком мира.

Природа для Афанасия Афанасьевича – часть собственного “Я”, фон для его переживаний и чувств, источник вдохновения. Лирика Фета как будто стирает грань между внешним и внутренним миром. Поэтому человеческие свойства в его стихах могут быть приписаны мраку, воздуху, даже цвету.

Очень часто природа в лирике Фета – это ночной пейзаж, так как именно ночью, когда дневная суета успокаивается, легче всего наслаждаться всеобъемлющей, нерушимой красотой.

В этом времени суток у поэта нет проблесков хаоса, завораживавшего и пугавшего Тютчева. Царит скрытая днем величественная гармония. Не ветер и тьма, а звезды и луна выходят на первое место.

По звездам читает Фет “огненную книгу” вечности (стихотворение “Среди звезд”).

Темы лирики Фета не ограничиваются описанием природы. Особый раздел его творчества составляет поэзия, посвященная любви.

Любовная лирика Фета

Любовь для поэта – это целое море чувств: и робкое томление, и наслаждение душевной близостью, и апофеоз страсти, и счастье двух душ. Поэтическая память этого автора не ведала границ, что позволяло ему писать посвященные первой любви стихотворения даже на склоне своих лет так, словно он еще находился под впечатлением от столь желанного недавнего свидания.

Чаще всего поэт описывал зарождение чувства, самые просветленные, романтические и трепетные его моменты: первые соприкосновения рук, долгие взгляды, первую вечернюю прогулку в саду, рождающее духовную близость созерцание красоты природы. Лирический герой говорит, что не меньше, чем самим счастьем, дорожит ступенями к нему.

Пейзажная и любовная лирика Фета составляют нераздельное единство. Обостренное восприятие природы часто вызвано любовными переживаниями. Яркий пример этого – миниатюра “Шепот, робкое дыханье…” (1850 год). То, что в стихотворении отсутствуют глаголы, – не только оригинальный прием, но и целая философия.

Действия нет потому, что описывается на самом деле лишь один миг или целый ряд мгновений, неподвижных и самодостаточных. Образ возлюбленной, описанный путем детализации, как бы растворяется в общей гамме чувств поэта. Здесь нет цельного портрета героини – его должно дополнить и воссоздать воображение читателя.

Любовь в лирике Фета часто дополняется другими мотивами. Так, в стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад…” в едином порыве соединяются три чувства: восхищение музыкой, упоительной ночью и вдохновенным пением, перерастающее в любовь к певице. Вся душа поэта растворяется в музыке и вместе с тем в душе поющей героини, являющейся живым воплощением этого чувства.

Это стихотворение трудно причислить однозначно к любовной лирике или стихам об искусстве. Вернее было бы определить его как гимн красоте, сочетающий живость переживания, его прелесть с глубоким философским подтекстом. Подобное мировоззрение называется эстетизмом.

Афанасий Афанасьевич, уносясь на крыльях вдохновения за пределы земного бытия, чувствует себя повелителем, равным богам, силой своего поэтического гения преодолевающим ограниченность возможностей человека.

Заключение

Вся жизнь и творчество этого поэта – поиск красоты в любви, природе, даже смерти. Смог ли он ее найти? На этот вопрос способен ответить лишь тот, кто действительно понял творческое наследие данного автора: услышал музыку его произведений, увидел пейзажные полотна, прочувствовал красоту поэтических строк и научился находить гармонию в окружающем мире.

Мы рассмотрели основные мотивы лирики Фета, характерные особенности творчества этого великого литератора. Так, например, как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь (“Стихи о смерти”).

К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается Афанасием Афанасьевичем Фетом только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с “целым мирозданием”.

Звучат в стихах и античные мотивы (например, “Диана”), и христианские (“Ave Maria”, “Мадонна”).

Более подробную информацию о творчестве Фета вы можете найти в школьных учебниках по русской литературе, в которых лирика Афанасия Афанасьевича рассматривается довольно подробно.

Источник: https://FB.ru/article/169017/lirika-feta-osobennosti-poezii-i-filosofskaya-lirika-feta

Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры

Особенности поэтической манеры. Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры Узник фет анализ

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • продолжить работу над обучением анализу художественного текста в ходе сравнительного анализа произведений разных авторов; дать представление об основных особенностях поэтической манеры Фета;
  • работать над совершенствованием навыков самообразования путём применения в обучении технологии развития критического мышления;
  • развивать внимание, аналитические способности учащихся;
  • создать на уроке ситуацию размышления над природой поэтического таланта, содействовать эстетическому воспитанию.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал с текстами стихотворений “УЗНИК” Фета и Пушкина;
  • раздаточный материал с текстом статьи об импрессионизме:

Импрессионизм (фр.

 impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в живописи последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, во всем богатстве сверкающих красок.

На своих полотнах импрессионисты хотели передать мимолётные настроения, тонкие, почти неуловимые впечатления, возникающие в душе от образа человека, здания, природы… Они стремились “остановить мгновение”, ухватить его на лету и удержать на полотне.

Свою главную задачу художники-импрессионисты видели в том, чтобы изобразить мир в присущей ему постоянной изменчивости и воссоздать единство человека и окружающей его природы.

Новое течение резко отличалось от академической, традиционной живописи. В первую очередь это отличие наблюдается в технике создания полотен. Для живописи импрессионистов характерно использование ярких, насыщенных красок. Импрессионисты отказались от чётких контуров, заменив их мелкими и крупными контрастными мазками, штрихами, точками, пятнами.

Поэтому, если вы подойдете к картине художника-импрессиониста слишком близко, вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Возможно, вам покажется, что это какие-то абстрактные пятна, не складывающиеся в целостную картину.

Но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т.д.

На этом же приеме “отдельного мазка”, “штриха” основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, словно случайных снимках памяти; общая картина не изображается последовательно, а как будто складывается, подобно мозаике, из отдельных фрагментов.

В качестве предварительной подготовки к занятию ученики получали задание сочинить продолжение к данному учителем началу неизвестного им стихотворения:

Густая крапива Шумит под окном, Зеленая ива Повисла шатром; Веселые лодки

В дали голубой…

Результаты этой работы используются при сопоставительном анализе. Все этапы урока сопровождаются показом соответствующих слайдов прилагаемой презентации.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о творчестве одного из самых интересных поэтов 19 века.

Попытайтесь ответить на вопрос: почему творчество того или иного поэта остается в памяти потомков? Очевидно, помимо поэтического таланта, поэт должен обладать и таким качеством, которое Толстой назвал “лирической дерзостью”, то есть он должен сделать что-то не так, как делали до него, он должен сказать какое-то новое слово, свое слово в поэзии. Надо заметить, что и в стихах Фета, и в его жизни очень многое было “не так”, странно и непривычно. Поэтому и говорить о нем мы будем “не так”. Начнем не со знакомства с биографией и с личностью этого поэта, а сразу же с его стихов. Наша главная цель сегодня – понять, в чем заключалась “лирическая дерзость” Фета, что он делал НЕ ТАК, как его предшественники – другие поэты.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – СТАДИЯ ВЫЗОВА

Что вам известно о Фете?

Запишите в тетради три утверждения о нем, оцените (хотя бы интуитивно) их достоверность, поставив рядом с каждым знаки “ + ” или “ – ” в зависимости от того, верите вы в то, что написано, или нет. В ходе нашего урока вы установите истинность или ложность этих высказываний. СЛАЙД 3.

1) Стихи Фета логичны и последовательны, в них разум преобладает над чувствами.

2) В стихах Фета человек и природа существуют как два отдельных мира, не связанных между собой.

3) В поэзии Фета много общего с академической живописью.

ВТОРОЙ ЭТАП – СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

1) Сравнительный анализ стихов Фета и других авторов

Чтобы понять, в чем заключалась “лирическая дерзость” Фета, необходимо сравнить его стихи с произведениями других авторов. И начнем мы с ваших произведений.

(Напоминаю ученикам о задании, которое они выполняли на предыдущем уроке: надо было придумать и записать продолжение стихотворения:

Густая крапива Шумит под окном, Зеленая ива Повисла шатром; Веселые лодки

В дали голубой…) СЛАЙД 4.

Анализируем получившиеся варианты. СЛАЙД 5.

Сравниваем с тем, что написано у Фета (“Железо решетки визжит под пилой”). СЛАЙД 6. Делаем наблюдение о неожиданности переключения точки зрения в фетовском стихотворении.

Объясняем, почему она неожиданна: ученики в своих вариантах следовали логике развития образа, созданного в первых строках стихотворения, продолжали тему умиротворенности, покоя и т. д.

, тогда как Фет эту логику нарушает.

Выясняем название стихотворения и читаем его полностью. СЛАЙД 7.

Вспоминаем, кто еще написал стихотворения с таким же названием. СЛАЙД 8. Сравниваем стихотворения Фета и Пушкина.

Вопросы для сравнительного анализа:

  • О каком из двух стихотворений можно сразу сказать, что оно называется “Узник”? Почему?
  • Сравните, как организовано пространство в каждом из стихотворений, как направлен взгляд автора, а вслед за ним и читателя? Для этого находим образы, совпадающие в обоих стихотворениях (это образы окна, решетки, моря и человека – лирического героя). В какой последовательности они появляются в каждом стихотворении? СЛАЙД 9.
  • У какого поэта лирический сюжет развивается более логично и последовательно? СЛАЙД 10.
  • Фет нарушает привычную логику, но это не означает, что у него нет собственной логики развития образа. Объясните, почему после “густой крапивы, зеленой ивы и веселых лодок в дали голубой” взгляд переключается на “решетку”, которая “визжит под пилой”?
  • Как изображен человек в каждом из стихотворений? Что делает герой Пушкина? Что – герой Фета? В чем странность изображения человека у Фета? СЛАЙД 11.
  • Пушкин передает мысли и чувства своего героя. Что стремится в большей степени передать Фет?
  • В каком стихотворении настроение лирического героя изменяется от начала к концу, а в каком мы видим как бы моментальный “снимок” настроения?
  • Как соотносится внутренний мир человека и мир природы в каждом из стихотворений? У какого поэта связь между природой и лирическим героем более тесная, прочная?

(Для пушкинского героя “точкой отсчёта”, если можно так сказать, является его собственное настроение, состояние. Оно постепенно изменяется. Узник, наблюдает, размышляет и силой своей мысли обретает ощущение свободы. Человек и природа у Пушкина связаны, но не соединены в одно целое.

Герой Фета словно вырастает из окружающего мира. Его трудно назвать наблюдающим и размышляющим. Поэт передает ощущения и даже не чувства, а чувствования своего героя.

В фетовском “Узнике” мы ни разу не встретим местоимения Я. Кажется, что в этом стихотворении описывается жизнь человеческого слуха, зрения, осязания. И эта жизнь прочно спаяна с жизнью природы.

Человек свободен, потому что свободна природа, и иначе быть не может.)

НЕ ЗАБЫВАЕМ В ХОДЕ БЕСЕДЫ ОБРАЩАТЬСЯ К НАШИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАПИСЯМ И КОРРЕКТИРОВАТЬ ИХ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ! СЛАЙД 12.

Делаем вывод о том, что в своих стихах Фет не следует привычной логике, он руководствуется больше не разумом, а чувством, стремясь передать не мысли человека, а его впечатления, ощущения, эмоции, тонкие психологические состояния. Это позволяет сравнить поэзию Фета с живописью художников-импрессионистов.

2) Работа над термином “ИМПРЕССИОНИЗМ”

Ученикам предлагается прочесть статью об импрессионизме, после чего они отвечают на вопросы:

  • Что такое импрессионизм?
  • Почему он так называется?

Предлагаю заполнить кластер. СЛАЙД 13.

После самостоятельной работы и обсуждения с учениками на доске (и у них в тетрадях) появляется примерно такая схема: СЛАЙД 14.

Рассматриваем репродукции картин художников-импрессионистов, находим в них черты импрессионизма. СЛАЙДЫ 15, 16, 17, 18.

После создания кластера и обсуждения репродукций оцениваем истинность третьего утверждения, записанного в начале урока (СЛАЙД 19) и отвечаем на вопрос: почему стихи Фета сравнивают с полотнами импрессионистов?

Находим черты импрессионизма в стихотворении “Узник”.

ТРЕТИЙ ЭТАП – РЕФЛЕКСИЯ, ОСМЫСЛЕНИЕ

Итак, настало время подвести итог. Попытаемся сформулировать, в чем заключаются основные особенности поэтической манеры Фета. Для этого обращаемся к нашим записям-утверждениям, сделанным в начале урока. СЛАЙД 20.

Делаем выводы:

  1. В стихах Фета чувства преобладают над логикой, разумом.
  2. В поэзии Фета человек и природа существуют как нерасторжимое целое.
  3. Поэзию Фета не случайно часто сравнивают с живописью импрессионизма: между ними много общего (см. схему-кластер).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Домашнее задание.

  • Подготовить чтение стихов “Шепот, робкое дыханье…”, “Одним толчком согнать ладью живую”, “Сияла ночь, луной был полон сад, лежали…”
  • Попытаться придумать рассказ о жизни Фета: чем увлекался, какое место в своей жизни отводил творчеству, каким обладал характером…

На следующем уроке ученики познакомятся с биографией Фета, и их ожидает большой сюрприз: чрезвычайно резкое расхождение между реальным человеком и лирическим героем его произведений.

Литература.

  1. Благой Д. Мир как красота. О “Вечерних огнях” А.Фета.- М., 1975.
  2. Голова Н. А. Особенность поэтического таланта А.Фета. 9-й класс. http://festival.1september.ru/articles/595408/
  3. Голова Н.А. Конспект урока “А.А. Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник”, 10-й класс http://festival.

    1september.ru/articles/518810/

  4. Козлова Е.И., Перельман И.М. Импрессионизм как художественное течение в искусстве Франции конца XIX века (на примере живописи импрессионистов и лирики А.Фета) http://festival.1september.ru/articles/503773/
  5. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн.для учащихся. М.: Просвещение, 1989.

25.02.2014

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644438/

Особенности поэтики а.А.Фета

Особенности поэтической манеры. Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры Узник фет анализ

По словам Л.Н.Толстого, Фет «проявиллирическую дерзость, свойство великихпоэтов». Что имел в виду друг Фета?

Во-первых, Фет сумел подметить, открытьв духовном мире людей и во взаимосвязичеловека и природы то, что до него никтоне замечал и не открывал. Во-вторых, ондостиг образно-метафорическогосовершенства в изображении едва уловимыхпереживаний человека, чувствующегосвоё единение с природой.

В качестве подтверждения этих тезисов– всего одно четверостишие о белойпетербургской ночи:

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлён, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

В этом отрывке – в сжатом виде – всясуть поэтики Фета: эпитеты (робко,широко), олицетворения (месяц смотрит,день раскинул), метафора (3-4-я строки)создают не только картину природы, нои передают ощущения, настроения человека,сопутствующие этой картине.

Фет выступает здесь как поэт-живописец.Но он и поэт-композитор, слышащий ипередающий не только смысл, но и неразрывносвязанный со смыслом звук. В слове«осень» есть два опорных согласных –мягкие «с» и «н». И вот в стихотворении«Осенью» (1870 г.

) в восьми строках осеннеенастроение создаётся аллитерациейименно на эти два звука: «н» и его мягкийвариант встречаются 14 раз, а «с» и егомягкая пара – 12! Такая повышеннаячастотность данных звуков словно самапо себе создаёт осеннее настроение,вплетающееся в философский смыслстихотворения, рассказывающего о сменеэтапов жизни природы и человеческойжизни.

Человеческие переживания Фет всегдарисует не на уровне факта, сюжета, даже,пожалуй, не на уровне слова, а на уровнеощущений, ассоциаций – живописных,музыкальных, душевных, духовных,нравственных, мистических, религиозных,мифологических – вообще всяких! Фет –поэт-импрессионист, создающий впечатление;лирик, отвергающий сюжет. Он рисует недействие, а его итоги, последствия всобственных ощущениях. Вот почему в еголирике не так много глаголов, ведьпроцесс и итоги действия могут передаватьсяс помощью других частей речи.

Неслучайно именно Фету принадлежатбезглагольные поэтические эксперименты,когда целое лирическое стихотворениепишется без единого глагола, по сутидела – сплошными назывными предложениями,и при этом возникает картина, полнаядвижения и жизни. Среди примеров – двапоэтических шедевра: «Шёпот, робкоедыханье…» (1850 г.) и «Это утро, радостьэта…» (1881 г.).

Анализ стихотворения а.А.Фета «Это утро, радость эта…»

Стихотворения Фета часто представляютсобой лирические миниатюры с максимальносжатым действием и высочайшимхудожественным совершенством. Они имеютэффект замедленного действия: послепервого прочтения всё кажется простыми понятным, но человеческая глубина ифилософская высота обнаруживаются лишьпосле напряжённой работы души и ума.

С интервалом в 31 год Фет написал двабезглагольных поэтических шедевра. Вболее позднем из них, стихотворении«Это утро…», помимо того, что в нём нетглаголов, есть и ещё две поразительносмелые новации в области поэтическогосинтаксиса.

Во-первых, стихотворениеиз восемнадцати строк представляетсобой одно предложение с бесчисленнымколичеством однородных подлежащих. Аво-вторых, двадцать четыре раза употребленыуказательные местоимения в разныхформах: «это», «Эти», «этот», «эта». Всевосемнадцать строк начинаются с этихместоимений и соответственно со звука«э».

Нетрудно предположить, что такаяконструкция должна быть навязчивой исоздавать ощущение однообразия имонотонности. Но этого не происходит.Почему?

Во-первых, монотонность снимается какраз чередованием форм местоимений.Например, в первой строфе схема такая:

Это…, … эта,

Эта… … …,

Этот… …,

Этот… … …,

Эти…, эти…,

Этот… … …, ….

Различные варианты перечисленияприменены и в двух других строфах.

Во-вторых, однообразие конструкцийпреодолевается разнообразием ичрезвычайной ёмкостью и выразительностьюлексики стихотворения. Кроме связующихпредлогов и многочисленных соединительныхсоюзов «и», автор употребляет 36 (!)существительных и всего дваприлагательных-эпитета – «синий» и«ночной».

Некоторые из этих существительных,управляясь другими существительными,в дополнение к прилагательным, выступаютв роли эпитетов: «мощь и дня и света»,«говор вод», «зори без затменья», «вздох…селенья», «жар постели». Некоторые изэтих сочетаний имеют и метафорическиепризнаки (например, «жар постели» или«говор вод»).

Все эти приёмы разнообразятпоэтический язык и устраняют монотонность.

Ещё одна интересная деталь: совершенноособо звучание стихотворения.

Явноепреобладание звонких согласных и звуков«з», «с» словно приближает музыку стихак звучанию последнего и главного встихотворении слова – «весна».

Именноэтому слову автор придаёт самый широкийсмысл, а всё перечисленное до этого –лишь частные составляющие чудесного,всегда юного и праздничного понятия,названного этим светлым словом.

Интересно и то, что ровное и ритмичноечередование четырёхстопного и укороченногочерез каждые две строки трёхстопногохорея в сочетании с неостановимостьюперечисления весенних явлений и признаковимитирует столь же неостановимый бегжурчащего весеннего ручейка. Это лишаетнарисованную картину статичности ипридаёт ей жизненную силу и движение.

Как Фету удаётся компенсироватьотсутствие глаголов, при этом рисуякартину, полную действия? Дело в том,что среди перечисленных в стихотворениисуществительных много таких, которыеобозначают процесс движения, действия.

В скрытой форме полны движения такие,например, существительные, как «утро»,«радость», «мощь», «свет», «капли»,«стаи». Ещё более явно динамика передаётсясловами «крик», «говор», «зык», «свист»,«вздох», «дробь», «трели».

Так создаётся картина наступающей весныжизни, где человеческие чувства иотношения (радость, слёзы, вздох ночной,ночь без сна, жар постели) перекликаютсяс пробуждением природных явлений (утро,синий свод, крик и вереницы, говор вод,ивы и берёзы, мошки, пчёлы, зори беззатменья, дробь и трели). Это переплетениесостояния природы и настроения человека– одна из особенностей лирики АфанасияФета.

Итак, в этом стихотворении поэту удалосьизобразить возрождение молодых надеждсовершенно дерзким и неожиданнымспособом, нарушая определённые каноныстихосложения и создавая при этомнеповторимый поэтический шедевр.

Источник: https://studfile.net/preview/3052648/page:30/

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий