Основные компоненты структуры личности. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии

Компоненты психологической структуры личности человека в психологии: что входит

Основные компоненты структуры личности. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии

Личность – одна из базовых психологических категорий. Она изучается разными науками, в том числе социологией. Но только психология уделяет этой теме большое внимание. В этой науке данное понятие подразумевает социальную природу человека.

Множество разных личностей

В чем отличие термина «личность» от слова «индивид»? Прежде всего, в том, что ее формирование невозможно без взаимодействия с другими людьми. Это не означает, что биологическая природа человека игнорируется, она является важной составляющей.

Человек формируется на основе биологических особенностей, прошедших сквозь призму социальности. Понять сущность этого понятия возможно, только проанализировав характер общения. Человек рождается индивидом, а становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми.

Очень важным понятием в психологии является структура этого социального образования.

Что такое структура личности

Структура – это модель, детально описывающая особенности личности. Каждая из ее подструктур влияет на поведение человека, его мышление и способы интерпретации происходящих событий.

Авторитетная личность

В психологии выделяют гигантское количество моделей психологических структур, которые основаны на различных теориях о психике, параметрах и задачах.

Психологическая структура

Строение личности психологи не рассматривают в отрыве от фундаментальных знаний науки.

Психические свойства

Психология личности человека

Психические свойства – основа структуры личности в психологии. Сюда включают такие составляющие личности, как:

  1. Направленность. Это то, к чему лицо стремится и какие имеет цели. Сюда относятся его потребности, мотивы и интересы.
  2. Темперамент – биологически обусловленные особенности функционирования нервной системы. Он влияет на динамику психических процессов. На данный момент ученые различают такие критерии, по которым можно систематизировать типы темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (степень эмоциональной реакции на определенные раздражители), резистентность – способность противостоять неблагоприятным условиям, пластичность/ригидность – способность/неспособность человека адаптироваться к изменениям в окружающем мире, экстравертированность, интровертированность и возбудимость.
  3. Характер. Обозначает способы поведения человека и его отношение к окружающему миру. Сюда входят индивидуальные характеристики, такие как ответственность, завистливость, бережливость, доброта и прочие.
  4. Способности. Это характеристика, влияющая на то, насколько хорошие перспективы в овладении каким-то видом деятельности человек имеет или сколько времени потратит на это. Талантливая личность схватывает на лету, а работник без способностей в этой области способен с большим количеством усилий добиться лишь средних результатов. В любом случае способности являются основным условием построения карьеры в любой организации или при создании собственной.

Важно! Каждая из этих характеристик, за исключением темперамента, способна меняться в течение жизни.

Даже отсутствие способностей, которые являются частично врожденными, может быть компенсировано другими личностными особенностями. Так человек, достигший определенного уровня компетентности, обучается значительно быстрее полного новичка.

То есть по мере развития навыка способности также улучшаются. Кроме этого, возможно использование умений из смежных областей.

Психические процессы

Процесс – это то, что происходит. Соответственно, психические процессы – это все, что происходит в человеческой психике. Выделение отдельных из них довольно условное, между ними наблюдается тесная взаимосвязь. Например, память тесно связана с мышлением, которое, в свою очередь, помогает запомнить информацию. Невозможно мыслить без способности запоминать.

Личность – продукт социума

В группу психических процессов входят:

  1. Ощущение. Способность отражать отдельные элементы окружающего мира: цвет, звуковой тон, громкость и прочее.
  2. Восприятие. Способность выбрать отдельные ощущения и составлять на их основе целостный образ. Сюда же можно отнести самосознание как способность человека воспринимать себя в разрезе общественных норм, ценностей и соотносить свои убеждения с чужими. Он может ощущать личную свободу или зависимость, уверенность в себе или боязливость и так далее.
  3. Внимание. Направленность восприятия на определенный объект.
  4. Мышление. Процесс, помогающий из нескольких аксиоматических компонентов составлять целостную логическую модель. Этот психический процесс очень важен в обучении и составлении методов проведения научных исследований. Как результат мышления образуется теория, которую можно выразить в виде схемы: какая предпосылка к какому мыслительному конструкту привела. Мышление является основным инструментом понимания – постижения структуры связей познаваемого объекта. Основные операции этого процесса – абстрагирование и конкретизация. Первое является выведением из частного общего, а второе – наоборот. Любая типология в учебниках по философии и психологии составляется на основе мышления.
  5. Воображение – способность человека строить образы, идеи и объекты, которые ранее не были ему знакомы. Сколько классных идей было изобретено, благодаря этому психическому процессу! Воображение является основой способности человека мечтать, например, представлять себя имеющим выше статус в обществе, настоящим профессионалом своего дела и строить план достижения этой цели.
  6. Психические состояния. Эту группу образовали эмоции, чувства, аффекты и стресс.
  7. Речь. Форма общения между людьми с помощью слов, предложений и других языковых конструкций.

Важно! Характерная особенность любых психических процессов – непрерывный быстропротекающий характер, тесно связанный с происходящими событиями.

Психические образования

Краткое определение психических образований говорит, что это специфические особенности личности, состоящие из социального опыта и влияющие на особенности ее поведения и способы интерпретации окружающей действительности.

Например, школьные уроки обществознания направлены на то, чтобы образовать у ребенка правильные ценности, убеждения, знания о правовых нормах. Если следовать им, будут сформированы модели поведения, которые помогут ему стать полноценным членом общества.

Они и являются психическими образованиями.

Чтобы стать личностью, нужно найти свою особенность

Социальная структура личности

Деградация личности человека — что это такое

Социальная структура личности – это социальные качества индивида, каковы сформировались в процессе развития отношений с обществом. Сюда входят такие компоненты:

  1. Содержимое памяти – знания, которые человек получил в течение жизни.
  2. Культурные особенности, характерные для общества, в котором рос и развивался человек: ценности, политические убеждения (правые или левые) и так далее.
  3. Деятельность – целенаправленное изменение среды или воздействие на любые объекты объективной действительности.

Личность не может существовать вне социума

Структура в основных психологических теориях

В психологии выделяют несколько подходов, каждый из которых рассматривает личность с разных сторон.

Теория Платонова

Факторы развития личности человека — что к ним относится

Эта концепция является одной из самых известных в отечественной психологии. Автор выделил четыре подструктуры личности:

  1. Направленность.
  2. Подструктура опыта. Сюда входят все знания, навыки, умения и привычки, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности.
  3. Особенности личности. Сюда входят темперамент, особенности памяти, эмоций, мышления, восприятия и других психических процессов.
  4. Биологические особенности: темперамент, акцентуации характера, способности и прочее.

Важно! Наличие определенных биологических особенностей не означает, что невозможно развиваться и вырабатывать положительные черты характера. Остальные подструктуры оказывают не меньшее влияние на формирование личности.

Структура личности по А.Н Леонтьеву

А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Связи индивида с миром;
  2. Мотивационная окраска связей с миром;
  3. Внутренние связи между мотивами личности.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Супер-Эго. Социальные нормы и правила, предназначенные для контроля Эго.
  2. Ид. Примитивные инстинкты и желания, которые постоянно просятся наружу.
  3. Эго. Своеобразный посредник между двумя предыдущими компонентами.

Структура личности по Рубинштейну

Структура личности по Рубинштейну во многом напоминает модель, составленную Платоновым, и включает в себя:

  1. Направленность личности;
  2. Индивидуальные знания, умения и навыки;
  3. Индивидуальные особенности.

Структура личности по Юнгу

В структуру личности по Юнгу входят Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Таким образом, существует множество классификаций, описывающих структуру личности. Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них.

Источник: //srazu.pro/lichnost/struktura-lichnosti-cheloveka.html

Структура личности – психология

Основные компоненты структуры личности. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии

Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности.

Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры.

Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.

Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры.

Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества.

Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система саморегуляции. Самоконтроль человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко. Она составляет систему свойств индивида, которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо.

Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия.

Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении.

Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка.

Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности.

Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности.

Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми.

С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом.

Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне.

С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения.

Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей.

Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания.

Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу.

Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую.

Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я.

Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин.

Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность.

Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Источник: //obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-1084.html

3.Психологическая структура личности, основные компоненты мира психических явлений (изобразить схематически, дать определения и раскрыть понятия)

Основные компоненты структуры личности. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии

Билет1. Психология как наука: определение,предмет, объект и их характеристика,система отраслей и подотрслей, местопсихологии в системе научного познания.

Психология– наука о психике и психологическойдеятельности индивида и малых групп.

Предметпсихологии- это психика как высшая форма взаимосвязиживых существ с предметным миром,выраженная в их способности реализовыватьсвои побуждения и действовать на основеинформации о нем.

Предметпсихологии понимался различно в течениеистории и с позиции различных направленийпсихологии: первый этап – психологиянаука о душе, второй этап – психологиякак наука о сознании, третий этап –психология наука о поведении, четвертыйэтап – психология наука о психике.

Основнойобъектпсихологии- человек как субъект, включенный вомножество отношений с физическим,биологическим и социальным миром,выступающий как субъект деятельности,познания, общения.

Психология изучаетвнутренний мир субъективных (душевных)явлений, процессов и состояний,осознаваемых или неосознаваемых самимчеловеком, а также его поведение.

Такимобразом, психологию сегодня можноопределить как научное исследованиеповедения и внутренних психическихпроцессов, а также как практическоеприменение получаемых знаний.

Психика– это свойство мозга, заключающееся вотражении картины мира, её построениии поведении в соответствии с ней.

Внастоящее время психология – сложнаяразветвленная система наук. Каждаявходящая в эту систему отрасль наукипредставляет собой относительносамостоятельное развивающеесянаправление, имеющее свой предмет ииспользующее свои методы.Основной базисной отраслью психологииявляется общая психология.

Еслив основу классификации отраслейпсихологии положить ее принципы, тополучим следующую классификациюотраслей.1.По принципу деятельности:психологиятруда, военная,педагогическая,спортивная, науки,космическая,и д р.2.По принципу развития:Возрастная,сравнительная, патопсихология,психогенетика и др.3.

По принципу отношения личности иобщества: социальная, политическая,экологическая, экономическая,личности.Некоторыеотрасли возникли на стыке психологиии биологии: психофизиология, нейропсихология,дифференциальная и др.

Научнуюпсихологию условно можно разделитьтакже на фундаментальную, прикладнуюи практическую. Фундаментальнуюпсихологию интересуют психологияразвития и др. Она стремится к получениюи обобщению новых знаний.

Прикладнаяпсихология также стремится к получениюновых знаний, но приоритет отдаетизучению психических явлений вестественной обстановке и использованиюполученных в фундаментальной наукезнаний в конкретных ситуациях и условиях(эргономика, психология рекламы,основополагающие проблемы психики идр.).

Практическая психология решает нанаучной основе конкретные задачи,возникающие в реальной жизни и деятельностилюдей и коллективов, а получение новогознания является, как правило, необязательнымприложением.

Местопсихологии в системе познания:психология взаимодействует с многиминауками и обслуживает практику медицины,педагогики, инженерии и т.д. В однихслучаях психология использует достижениядругих наук для решения своих проблем.

А в других – науки используютпсихологические знания для объясненияили решения своих определенных вопросов.В разработке вопросов, психологияопирается на данные биологии (анатомиии физиологии), на учения о высшей нервнойдеятельности.

Педагогика используетпсихологические закономерности обученияи воспитания, а психология базируетсяна данных педагогики при изучениипсихологии формирования личности.

Билет2. Проблема личности в психологии.различные подходы к оценке личностныхсвойств, типологии и классификации.

Впсихологии личность относиться к числубазовых понятий, но оно также изучаетсядругими науками( фил-я, соц-я, педаг-каи т.д.). Психология изучает личность, какодин из уровней человеческой организации:индивид, субъект деятельности, личность,индивидуальность. (Человек становитсяличностью, когда включается в системуобщественных взаимоотношений ипроцессов).

Личность —это конкретный человек, взятый в системеего устойчивых социально обусловленныхпсихологических характеристик, которыепроявляютсяв общественных связях и отношениях. Ониопределяют его нравственные поступкии имеют существенное значение для негосамого и окружающих.

Свойстваличности. 1) способности – это индивидуальноустойчивые свойства человека, определяющиеего успехи в различных видах деятельности.2) Темперамент – это динамическаяхарактеристика психический процессовчеловека. 3) Характер содержит качестваопределяющие отношение человека кдругим людям.

4)Мотивация — это совокупность побужденийк деятельности, а социальныеустановки— это убеждения людей.

Типологияличности – фундаментальная проблемапсихологического познания.

Вопросытипологии не ограничиваются общимипринципами группировки отдельныхличностных свойств и подструктур, нопредполагают рассмотрение личностикак цельного субъекта, отличающегосяот других субъектов не только потемпераменту и характерологическимпроявлениям, но и по специфическомуобразу жизни, способу восприятияокружающего мира, мировоззрению, системеценностей и т.д.

Примерсистемной разработки проблем типологииличности – теория психологическихтипов К.Г.Юнга.В теории Юнга выделяются две установкиили ориентации сознания, соответствующиедвум направлениям психическойэнергии: интроверсияи экстраверсия.

Интроверсия предполагаетнаправленность психической активностина феномены и содержания внутреннегомира субъекта, его мысли, фантазии,переживания. Экстраверсия,наоборот, обращает человека к мирувнешних явлений и событий. При этомнаблюдается преимущественнаянаправленность вовне, на объект:зависимость от него или повышенныйинтерес к нему.

Взависимости от этого фактора человекв своем восприятии мира и поведениипреимущественно опирается либо нарациональное суждение, либо наэмоциональную и этическую оценкусобытий; либо на факты и впечатления,либо на интуитивное (целостное и доконца не осознанное) понимание.

Поданному критерию выделяются следующиетипы: мыслительный,эмоциональный, сенсорный и интуитивный.Каждый тип может быть интровертированнымили экстравертированным, поэтому всегоЮнгом детально описаны восемь возможныхтипов личности.

Такжепрмемром может быть индивидуаьныйтипрологический опроснк Собчик.(рис.1)

Психологическаяструктура личности.

  1. Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательныепсихические процессы обеспечиваютотражение мира и преобразованиеинформации. Они включают в себяощущение и восприятие,процессы памяти и воображения,процесс мышления.

Эмоциональныйпроцесс – это психофизиологический процесс,мотивирующий и регулирующийдеятельность(поведение, восприятие,мышление)и отражающий субъективное значениеобъектов и ситуаций. Среди эмоциональныхпроцессов выделяютаффекты,эмоции,чувстваи настроения.

Волевыепроцессы — это сознательноерегулирование человеком своего поведенияи деятельности, связанное с преодолениемвнутренних и внешних препятствий, смобилизацией всех своих сил на достижениепоставленных целей. Человек используетсвою волю при принятии решений, привыборе цели, приосуществлениидействий для преодоления препятствийна пути к цели.

  1. Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Каки любая система, психика человекаобладает психическими свойствами,имеющими индивидуальную меру выраженности.Эти свойства относительно неизменныво времени, хотя и могут изменяться входе жизни под влиянием внешнихвоздействий, опыта деятельности ибиологических факторов. К психическимсвойствам относят темперамент, характер,способности и направленности личности.

  1. Психическое состояние — целостная внутренняя характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Они подразделяются на:

  • Психофизиологическое состояние;
  • Эмоционально-волевое состояние;
  • Когнитивное состояние (творчество).
  1. Психические образования– этолабильные(подвижные, изменчивые)психические явления, формирующиеся в ходе учения и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека.

    По сути, это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения.

    Интегральным психическим образованием, формирующимся как в процессе учения, так и воспитания, выступает сознательность.

Структураличности по Юнгу

Эго –это сознательный ум. Оно строится изсознательных перцепций, воспоминаний,мыслей и чувств. Эго отвечает за чувствоидентичности и непрерывности и с точкииндивидуального человека рассматриваетсякак центр сознания.

Личноебессознательное – эторегион, примыкающий к Эго. Он состоитиз переживаний, некогда бывшихсознательными, но вытесненных, подавленных,забытых или игнорируемых, и из переживаний,которые при появлении своем были слишкомслабы, чтобы произвести впечатление науровне сознания. личногобессознательного доступно сознанию:между личным бессознательным и эго идетсильное «двустороннее движение». 

Коллективное (илитрансперсональное) бессознательное –наиболее сильная и влиятельная психическаясистема, и в патологических случаях онаперекрывает эго и личное бессознательное(К. Юнг, 1936, 1943, 1945).

Коллективноебессознательное – хранилище скрытыхвоспоминаний, унаследованных от предков;это наследуемое прошлое включает нетолько расовую историю людей как особогобиологического вида, но и опытдочеловеческих и животных предков. Онопочти полностью отделено от личного вжизни индивида, и, по-видимому, универсально.

Коллективное бессознательное –врожденное, расовое основание всейструктуры личности. На нем вырастаютэго, личное бессознательное и другиеиндивидуальные приобретения. 

Структурныекомпоненты коллективного бессознательногоназываются архетипы(доминанты, изначальные образы, имаго,мифологические образы, поведенческиепаттерны).

 Архетип– это универсальная мыслительная форма(идея), содержащая значительныйэмоциональный элемент. Эта мыслительнаяформа создает образы или видения, вобычной бодрствующей жизни соответствующиенекоторым аспектам сознательнойситуации.

Например, архетип материпродуцирует образ матери, который затемидентифицируется с реальной матерью. 

Предполагается,что в коллективном бессознательномсодержится множество архетипов. Хотявсе архетипы могут быть рассмотреныкак автономные динамические системы,относительно независимые от остальногов личности, некоторые развились настолько,что в полной мере оправдывают отношениек себе как к отдельным системам внутриличности. Это: Персона, Анима, Анимус,Тень. 

Персона –это то, каким мы представляем себя миру.Она включает наши социальные роли,индивидуальный стиль выражения. Персонаимеет как позитивный, так и негативныйаспекты. Доминирующая Персона можетподавлять, даже задушить индивидуальность.

Те, кто отождествляет себя со своейПерсоной, начинают видеть себя толькос точки зрения своих поверхностныхсоциальных ролей или фасада. К. Юнгназывал также Персону архетипомконформности.

Вместе с тем Персона нетолько негативна, она защищает Эго идушу в целом от различных социальныхсил и направленных на нее покушений.Персона – прекрасное орудие коммуникации. 

Анимус,анима. К.Юнгпостулирует бессознательные структуры,которые представляют интросексуальнуюсвязь в душе каждого. Фемининный архетипв мужчине называется Анима, маскулинныйв женщине – Анимус.

Эти архетипы нетолько являются причиной наличия упредставителей каждого пола чертпротивоположного; они также действуюткак коллективные образы, мотивирующиепредставителей каждого пола на то, чтобыпонять представителей другого иответить. 

АрхетипТень –центр личного бессознательного, фокусдля материала, который был вытеснен изсознания. Он включает тенденции, желания,воспоминания, переживания, которыеотрицаются индивидуумом как несовместимыес его персоной или противоречащиесоциальным стандартам и идеалам. 

Самость –это центр личности, вокруг которогогруппируются все остальные системы.Она удерживает эти системы вместе иобеспечивает личности единство,равновесие и стабильность. Самость –это цель, к которой люди постоянностремятся, но которой редко достигают.

Прежде, чем самость воплотится, необходимо,чтобы различные компоненты личностипрошли полное развитие и индивидуализацию.По мнению К.

 Юнга личность можетдостичь равновесия лишь врезультате длительногопроцесса психологического созревания,называемого иминдивидуализацией .

СТРУКТУРАЛИЧНОСТИ. ФРЕЙД

Источник: //studfile.net/preview/6335851/

Раздел 1. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии

Основные компоненты структуры личности. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 3

Раздел 1. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии. 6

1.1. Основные компоненты личности. 6

1.2. Психологические теории структуры личности. 11

1.3. Психологические подходы к изучению свойств личности в профориентации 15

Раздел 2. Методика, объект и результаты исследования групповых свойств личности. 23

2.1. методики исследования. 23

2.2. Объект и гипотеза исследования. 29

2.3. Обработка полученных результатов. 30

Заключение (выводы) 40

Список использованных источников.. 41

Введение

Медицина – одна из областей человеческой деятельности, где вопросы качества и его оценки имеют особое значение. Производить работу не для личного потребления, а на благо общества, социума – это и есть основная задача профессий социального типа, к которым безусловно относится и профессия врача. К личности врача, вообще медицинского работника, общество проявляет повышенные требования.

Между тем в публикациях последнего времени активно обсуждаются проблемы связанные с большим напряжением и проблемами в профессиональной деятельности “социономов”.

Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин “бессильный помощник” [21], описывающий состояние психологической перегрузки в социальных профессиях.

“Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек”. Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома профессионального выгорания. В начале 70-х гг. американский психолог X.

Фрейденбергер впервые употребил словосочетание “психическое выгорание” в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям. Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека.

В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания.

Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можно проследить на примере поведения “выгоревшего” врача, который начинает воспринимать пациента исключительно как медицинский случай (“почки” – из пятой палаты, “инфаркт” – из восьмой). Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии. В данных условиях безусловный интерес представляет исследование конструктивных особенностей, свойств личности у представителей именно данной профессии. Вышеперечисленные доводы показывают актуальность применения исследования в курсовой работе.

Объектом исследования в работе выступают две группы медицинских работников, которые активно практикуют в лечебном учреждении.

Предметом исследования служат особенности личности, связанные с профессиональной деятельностью работников (в частности, медицинских).

Помимо задач в работе выдвигается следующая гипотеза: профессиональная деятельность медицинского работника испытывает большие психологические деформационные влияния. Однако, несмотря на это для каждого работника данной сферы присущ некоторый стандарт конструктивных личностных свойств, который может быть найден в результате группового исследования.

В представленном проекте основной целью является выделение психологических особенностей личности в группе медиков.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотез предполагается решить задачи следующего содержания:

– изучить теоретические аспекты исследования структуры личности;

– рассмотреть общие формы и методы изучения свойств личности в общем психологическом плане и в связи с профессиональной принадлежностью;

– дать описание объекта исследования и содержания методики исследования с последующей обработкой полученных результатов методами математической статистики;

– обобщить полученные результаты и сверить их с основной гипотезой в курсовой работе.

Теоретико-методологическая основа: теории личности и ее структуры, особенности профессиональных свойств, предъявляемых к личностному конструкту.

Экспериментальная база: медицинский персонал (врачи и медсестры) больницы г. Кривого Рога, две произвольных выборки общей численностью – 40 человек (20+20).

Структура курсовой работы: введение, две части, заключение, список использованной литературы, приложения. Основное содержание изложено на 38 страницах. Список использованной литературы состоит из 30 источников.


Раздел 1. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии

Основные компоненты личности

Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое “Я”. Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека [1, с.12].

Личности бывают разные – гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство – неповторимость – называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников [1, с.23].

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект – субъектного отношения наряду с субъект – объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей [22, с.65].

В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе [28, с.47].

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов [20, с.106].

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности – благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений [19, с.33].

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то “животной” стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности.

В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности).

Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.) [19, с.48].

Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса [16, с.69]:

· физическую личность,

· социальную личность

· духовную личность.

В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности, а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова.

Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность.

Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить на них благоприятное впечатление.

Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление [16, с.70].

Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Это объединение в каждую отдельную минуту может стать объектом нашей мысли и вызвать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности.

Когда мы думаем о себе как о мыслящих существах, все другие стороны нашей личности представляются относительно нас как бы внешними объектами [16, с.75].

Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.

Для того, чтобы более четко представлять место личности в системе координат психологической науки, рассмотрим определения личности, сформированные известными психологами.

По мнению Леонтьева “личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях” [12, с.79].

Рубинштейн определяет личность как “совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия” [19, с.33].

Ганзен полагает, что личность это “общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении” [8, с.81].

Для И.С. Кона понятие личности обозначает “человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты” [5, с.48].

По Б.Г. Ананьеву личность – “субъект общественного поведения и коммуникации” [11, с.56].

А.В. Петровский считал, что личность “общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности” [8, с.77].

К.К. Платонов полагал, что личность “носитель сознания” [15, с.23].

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур [30, с.68]:

– темперамента (структуры природных свойств),

– направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

-способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н.

Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни) [19, с.77].

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). “Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности [15, с.78]:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

При этом считается, что 1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены. Все четыре стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Рассмотренные выше определения позволяют сделать вывод о том, что личность это многогранное понятие, которое прежде всего выделяется общественно-социальной значимостью.

Источник: //studopedia.net/14_28959_razdel--lichnost-i-ee-konstruktivnie-osobennosti-metodi-izucheniya-svoystv-lichnosti-v-psihologii.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий