Осложнено однородными обстоятельствами примеры. Простое предложение, осложненное однородными членами

Простое предложение, осложненное однородными членами | Педагогический портал «Тривиум»

Осложнено однородными обстоятельствами примеры. Простое предложение, осложненное однородными членами

Простое предложение — это предложение, которое имеет одну грамматическую основу.

Простое предложение может быть осложнено однородными членами.

Однородными называются два или более членов, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения и, следовательно, выполняют одну и ту же синтаксическую роль (являются одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами). Однородные члены равноправны, не зависят друг от друга.

Однородные члены связаны сочинительной или бессоюзной связью, могут быть как распространенными (иметь при себе зависимые слова), так и нераспространенными.
Например: Виноградов был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок.

В редких случаях могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными).
Например: Книга интересная, хотя сложная.

Примечание:
Не являются однородными членами предложения:

  • повторение одних и тех же слов:Еду, еду в чистом поле; А снег шёл и шёл;
  • фразеологизмы с повторяющимися союзами: и день и ночь; и стар и млад; ни дать ни взять; ни рыба ни мясо;
  • сочетания глаголов, выступающих в роли единого сказуемого: Пойду посмотрю, чем занимаются дети; Возьму и расскажу всё;

Связь однородных членов

  • Бессоюзная (перечисление, интонация)
  • Сочинительные союзы
    • соединительные: и, да(=и), ни…ни;
    • противительные: а, но, да(=но), однако, зато, а то, не то, а не то, хотя, хотя и не, однако;
    • разделительные: или, либо, ли…ли, или…или, то…то, не то… не то, то ли… то ли;
    • градационные: не только…но и, как…так и, хотя и…но, не столько…сколько, настолько…насколько, не то что…а, не то чтобы…а, если не…то.
  • Обобщающие слова
    Обобщающие слова при однородных членах предложения обозначают понятия, которые являются родовыми либо общими по отношению к элементам ряда однородных членов. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1. Однородные члены, соединённые без союзов (интонацией), разделяются запятыми:
Ласточки, жаворонки, грачи, соловьи осенью улеьают в тёплые края.

2. Запятая при однородных членах НЕ ставится:

  • если однородные члены соединяются одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И): Снег шёл и таял на тёплой земле. У меня отпуск в июне или виюле. 
  • если однородные члены соединяются при помощи союза ДА И: Возьму да и уйду.
  • в устойчивых словосочетаниях слов: Они прошли огонь и воду и медные трубы. Слава живым и павшим. На встречу пришли и родители и дети.
  • в соединениях однородного члена с парой однородных членов, образующих тесное смысловое единство или имеющих общий зависимый компонент: Курьер доставил перевязанные лентой астры и гвоздики и записку на моё имя.

3. Запятая при однородных членах ставится:

  • если однородные члены соединены посредством союзов А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ХОТЯ, ЗАТО: Сказка – ложь, да в ней намёк. Недорогой, зато полезный подарок.
  • если однородные члены соединяются градационными союзами (КАК …, ТАК И … / НЕ ТОЛЬКО …, НО И … / НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО … / ХОТЯ …, НО …), то запятая ставится только один раз – перед второй частью союза: В конце января как в техникумах, так и в университетах проводятся сессии. Нас интересуют не только количественные, но и качественные показатели.
  • если однородные члены соединяются посредством повторяющихся союзов И…И, ДА…ДА, ТО…ТО, ЛИБО…ЛИБО, ИЛИ…ИЛИ: Кораллы, и аметисты, и топазы оживают в умелых руках. Врачей либо ругают, либо превозносят до небес.Обратите внимание: Запятая ставится перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат до него. В иных случаях запятая ставится перед вторым, третьим и т.д. союзом, используемым при перечислении.
  • если однородные члены соединяются попарно, то запятая ставится только перед парными группами: Возьми в магазине яблоки или груши, печенье или пряники.

4. Обобщающие слова

  • если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие: Кота не было нигде: ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике.
  • если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире: Ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике — нигде кота не было.
  • если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после завершения однородного ряда предложение продолжается, то после него ставится двоеточие, а после завершения однородного ряда — тире: Нигде: ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике — кота не было.
  • если в после завершения однородного ряда по условиям контекста нужна запятая, то тире не ставится: Кота не было нигде: ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике, а на чердаке я и не искал.

Однородные члены предложения

Однородные члены связаны сочинительной или бессоюзной связью, могут быть как распространенными (иметь при себе зависимые слова), так и нераспространенными. Они могут иметь одинаковое или разное морфологическое выражение :

Подлежащее.

Лесть и трусость – самые дурные пороки (выражены существительными);
Как-то летом братья и двое ребят из соседнего двора неосторожно углубились в лес и вскоре поняли, что заблудились (выражены существительным и сочетанием числительного с существительным).

Сказуемое.

Однородные сказуемые представляют собой сочетания или простых глагольных, или составных, или сказуемых смешанного типа.
Липовый стол был недавно выскоблен и вымыт;
Лес был старый, чистый, без подлеска;

Дополнения

имеют форму одного падежа: Спрятаться от дождя и ветра было негде;
выражены объектным инфинитивом: Приказано было явиться на экзамен вовремя и отчитаться перед группой.

Обстоятельства

Объединяются, как правило, одним и тем же значением: времени, места, причины, цели и др.:
Речь его лилась тяжело, но свободно.Возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов:

Где-то, когда-то я слышал эти слова; Зачем и почему мне необходимо там быть?

Определения

Считаются однородными в следующих случаях:

  1. они используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны:
    На столе разбросаны красные, синие, зеленые карандаши.
  2. они перечисляют признаки одного предмета, оцениваемые положительно или отрицательно, т. е. синонимичные эмоционально:
    Это была холодная, снежная, скучная пора.
  3. последующее определение раскрывает содержание предыдущего:
    Перед ним открылись новые, неведомые горизонты.
  4. первое определение — прилагательное, второе — причастный оборот:
    На столе лежал маленький, неразборчиво подписанный конверт.
  5. при обратном порядке слов (инверсии):
    На столе лежал портфель — большой, кожаный. 

Однородные определения относятся к определяемому слову, между ними можно вставить союз И, произносятся они с перечислительной интонацией  

Источник: https://gordeevaln.ru/ruldef/3061

В5. Простое осложненное предложение. урок. Русский язык 10 Класс

Осложнено однородными обстоятельствами примеры. Простое предложение, осложненное однородными членами

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: Простое осложненное предложение – В5

I. Особенности выполнения заданий типа В5

Напомним, что осложнение предложения вызывают однородные члены, обособленные члены (в том числе уточняющие и сравнительный оборот); вводные слова, сочетания и предложения, вставные конструкции, обращения. Соответственно, вот какими могут быть варианты задания В5.

1. Среди указанных предложений найдите предложение с необособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

2. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

3. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

4. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

5. Среди указанных предложений найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

6. Среди указанных предложений найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

7. Среди указанных предложений найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

8. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

9. Среди указанных предложений найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Варианты зависят от вида осложнения: нужно найти необособленное или обособленное определения, обособленное приложение, обособленное обстоятельство, однородные члены, обращение; вводное слово, или сочетание, или предложение; уточняющее обособленное обстоятельство, обособленный сравнительный оборот.

Предложение может быть осложнено:

1. однородными членами:

За обедом он ничего не ел и был очень задумчив.

2. обращением:

Вася, немедленно подойди!

3. вводным словом, сочетанием и предложением; вводной конструкцией:

Дождь, однако, зарядил надолго.

!Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла недавно.

4. сравнительным оборотом (начинается сравнительными союзами как, словно, точно, чем, нежели, будто, как будто, подобно и др.):

Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды.

Предложение может быть осложнено однородными членами: в нашем предложении это сказуемые не ел и был задумчив, обращением – Вася, вводным словом – однако.

Будьте внимательны: вводное предложение, вводная конструкция могут присоединяться союзами: Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла недавно. Если я не ошибаюсь – это вводное предложение.

Все предложение будет простым, осложненным.

Предложение может быть осложнено сравнительным оборотом, начинающимся союзами как, словно, точно, чем, нежели, будто, как будто, подобно и т.д. В нашем примере сравнительный оборот присоединен союзом будто.

Чаще всего задание В5 посвящено обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам.

II. Обособленные определения

Часто недоумение вызывает слово «согласованные». Это значит, что определение связано с главным словом с помощью согласования – деревянный стол. А есть еще управление – человек в очках, примыкание – приказ атаковать. Но мы говорим только о СОГЛАСОВАННЫХ определениях.

Рис. 1. Согласованные обособленные определения

Обратите внимание на то, что в задании В5 может быть нужно найти необособленное согласованное распространенное определение.

Вот пример:

Рис. 2. Согласованное необособленное распространенное определение

Выполним задание В5.

Найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в воздухе. (2) Мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце. (3) Голосок малиновки, золотой, звонкий, звучит невинной, болтливой радостью… (4) А осенний, ясный, немножко морозный день, когда береза, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе!

В первом предложении обособления нет: запятая разделяет однородные члены. Во втором предложении обособление есть: светлея в тени, темнея на солнце.

Но это не определение, а обстоятельство: вьются как? В третьем предложении есть обособление – золотой, звонкий, и это определение. Но это одиночные определения. Нам это не подходит. Наконец, четвертое предложение. Понятно, что ответ здесь.

Но давайте его найдем. Обособлено определение вся золотая, выраженное прилагательным с зависимым словом. Значит, ответ – 4.

III. Обособленные приложения

Как вы помните, приложения – это, определения, выраженные существительным.

Рис. 3. Обособленные приложения

Приложение может быть обособлено с помощью тире:

Я лишь не могу забыть одной вещи – знакомства моего с издателем.

Приложение может быть присоединено союзом КАК:

Как человек замечательно умный, он не встречал равного себе.

Выполним вариант задания В5.

Найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Лавочник налил ему чаю. (2) Егорушка сел на складной стул и стал пить. (3) Он хотел еще спросить, сколько стоит фунт миндаля в сахаре, но вошел покупатель, и хозяин, отставив в сторону свой стакан, занялся делом.(4) Покупатель, человек, по-видимому, очень упрямый и себе на уме, все время в знак несогласия мотал головой и пятился к двери.

В первых двух предложениях просто нет обособления. Во втором предложении обособление есть – отставив в сторону свой стакан. Но это обособленное обстоятельство. А вот обособление в четвертом предложении – это то, что нам нужно. Определяемое слово – покупатель. Человек очень упрямый и себе на уме – приложение, выраженное существительным с зависимыми словами. Ответ – 4.

IV. Обособленные обстоятельства

Рис. 4. Обособленные обстоятельства

Выполним вариант задания В5.

Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. Напишите номер этого предложения.

(1)В бричке находился еще один пассажир – мальчик лет девяти. (2) Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. (3) Он ехал куда-то поступать в гимназию.

(4) Его мамаша, Ольга Ивановна, любившая образованных людей и благородное общество, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию.

(5) И теперь мальчик, не понимая, куда и зачем он едет, сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке. (6) Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.

Обособление есть и в первом, и во втором, и в четвертом, и в пятом предложениях. В первом предложении есть обособленное приложение – мальчик лет девяти. Во втором предложении тоже есть обособленное приложение – племянник Кузьмичова.

В четвертом предложении – вновь обособленное приложение Ольга Ивановна и два обособленных определения, выраженных причастными оборотами: любившая образованных людей и благородное общество и ехавшего продавать шерсть.

А вот в пятом предложении находим то, что нужно: не понимая – обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. Как чайник на конфорке – сравнительный оборот. Ответ – 5.

Последнее, что мы сегодня повторим, – обособление уточняющих членов предложения (здесь говорим только об обстоятельствах). Напомним, что уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он находится, и служащий для уточнения. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени.

Рис. 5. Обособление уточняющих членов предложения

V. Разбор задания типа В5 ЕГЭ

В заключение разберем задание типа В5 из демоверсии 2013.

Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес.

(5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием.

(7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

В первом предложении есть вводное слово главное. Есть и несогласованное определение – много страшнее. Но нам нужно согласованное. Есть и сравнительный оборот. Во втором предложении появляется обособленное обстоятельство – отвернувшись к стенке.

В третьем и четвертом предложениях вообще нет обособления. В пятом есть вводное слово конечно, согласованное обособленное определение любимой. Но оно выражено одиночным прилагательным (см. задание!).

В шестом предложении обособления нет, в седьмом есть вводное сочетание во всяком случае. В восьмом – листок какой? весь проткнутый карандашом. Обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом. Вот ответ.

Чтобы закончить, скажем, что в этом предложении есть еще вводное слово видно, а в девятом предложении нет обособления. Ответ – 8.

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. 5-ege.ru (Источник).

2. Russkiy-na-5.ru (Источник).

3. Академик (Источник).

4. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

Домашнее задание

1. Выполните задание типа В5:

Рис. 6. Задание типа В5

2. Выполните задание типа В5:

Рис. 7. Задание типа В5

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/ege/podgotovka-k-ege/v5-prostoe-oslozhnennoe-predlozhenie

Простое осложнённое предложение в русском языке

Осложнено однородными обстоятельствами примеры. Простое предложение, осложненное однородными членами

Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью.

Осложнение предложения вызывают:

1) однородные члены,

2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот),

3) вводные слова и предложения, вставные конструкции,

4) обращения,

5) прямая речь.

Однородные члены предложения

Однородными называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной или бессоюзной связью и выполняющих одинаковую синтаксическую функцию.

Однородные члены равноправны, не зависят друг от друга.

Однородные члены соединяются сочинительными союзами или просто перечислительной интонацией. В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:

Это была полезная, потому что развивающая игра.

Книга интересная, хотя сложная.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены.

Однородные члены могут иметь одинаковое или разное морфологическое выражение:

Он часто был простужен и лежал неделями в кровати.

Некоторую сложность представляет выявление однорородности определений.

Определения считаются однородными в следующих случаях:

1) они используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны:

На столе разбросаны красные, синие, зеленые карандаши.

2) они перечисляют признаки одного предмета, оцениваемые положительно или отрицательно, т. е. синонимичные эмоционально:

Это была холодная, снежная, скучная пора.

3) последующее определение раскрывает содержание предыдущего:

Перед ним открылись новые, неведомые горизонты.

4) первое определение — прилагательное, второе — причастный оборот:

На столе лежал маленький, неразборчиво подписанный конверт.

5) при обратном порядке слов (инверсии):

На столе лежал портфель — большой, кожаный. 

При однородных членах могут быть обобщающие слова — слова с более общим по отношению к однородным членам значением. Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены, и могут стоять как до, так и после однородных членов.

1. Обобщающее слово до однородных членов:

Все изменилось: и мои планы, и мое настроение.

Все: и мои планы, и мое настроение — неожиданно изменилось.

Все изменилось, как-то: обстоятельства, мои планы, мое настроение.

2. Обобщающее слово после однородных членов

В столе, в шкафах — везде валялись обрывки бумаг и газет.

В столе, в шкафах — словом, везде валялись обрывки бумаг и газет. 

Обособленные члены предложения

Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу, интонационно и пунктуационно.

Обособленными могут быть любые члены предложения.

Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и нераспространенными:

Этот человек, тощий, с палочкой в руке, был мне неприятен.

Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.

Обособленные обстоятельства чаще бывают выражены деепричастиями и деепричастными оборотами:

Размахивая руками, он что-то быстро говорил.

Обособляться могут также обстоятельства, выраженные существительным с предлогомнесмотря на:

Несмотря на все старания, я никак не мог уснуть.

Обособление других обстоятельств зависит от намерения автора: они обычно обособляются, если им придают особое значение или, наоборот, рассматривают как попутное замечание. Особенно часто обособляются обстоятельства с предлогамиблагодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки:

Вопреки прогнозу, погода стояла солнечная.

Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

Кроме него, пришло еще пять человек.

Некоторые обособленные члены могут иметь уточняющий, поясняющий или присоединительный характер.

Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).

Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).

Пояснительным является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или (= то есть):

Последняя, четвертая часть романа заканчивается эпилогом.

Присоединительным является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания. Присоединительные члены обычно присоединяются словамидаже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только:

Над ним часто посмеивались, и справедливо. 

Обращение

Обращение — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь.

Обращение может выражаться однословно и неоднословно. Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в И. п. , неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или междометие о:

Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?

Ожидающие рейс из Сочи, пройдите в зону прилета.

Опять я ваш, о юные друзья! (название элегии А. С. Пушкина).

Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:

Эй, в шляпе, вы крайний?

В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:

Эй, вы, идите сюда! (предложение односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением).

Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:

Петя! Немедленно иди сюда! (предложение односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением).

Вставные конструкции

Вводные слова и словосочетания показывают отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

Вводные слова и словосочетания делятся на группы в зависимости от выражаемого ими значения:

1) чувства, эмоции: к сожалению, к досаде, к ужасу, к счастью, к удивлению, на радость, странное дело, не ровен час, спасибо еще и др.:

К счастью, с утра погода наладилась.

2) оценка говорящим степени достоверности сообщаемого: конечно, несомненно, пожалуй, возможно, кажется, должно быть, разумеется, в самом деле, в сущности, по существу, по сути, надо полагать, думаю и др.:

Пожалуй, погода сегодня будет хорошая.

3) источник сообщаемого: по-моему, помнится, мол, дескать, по словам, говорят, по мнению и др.:

По-моему, он предупреждал об отъезде.

4) связь мыслей и последовательность их изложения: во-первых, наконец, далее, наоборот, напротив, главное, таким образом, с одной стороны, с другой стороны и др.:

С одной стороны, предложение интересное, с другой — опасное.

5) способ оформления мыслей: словом, так сказать, иначе/вернее/точнее говоря, другими словами и др.:

Он пришел вечером, а точнее говоря, почти ночью.

6) обращение к собеседнику с целью привлечения внимания: скажем, допустим, поймите, извините, вообразите, понимаешь ли, поверьте и др.:

Я этого, поверьте, не знал.

7) оценка меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений:

Он говорил со мной, по крайней мере, как большой начальник.

8) степень обычности: бывает, бывало, случается, по обыкновению:

Он, по обыкновению, сел в углу комнаты.

9) экспрессивность: кроме шуток, честно говоря, между нами будет сказано, смешно сказать и др.:

Я, честно говоря, сильно устал.

Необходимо различать вводные слова и омонимичные им союзы, наречия, слова именных частей речи.

Слово однако может быть вводным, но может быть противительным союзом (= но), используемым для связи однородных членов, частей сложного предложения или предложений в тексте:

Дождь, однако, зарядил надолго — вводное слово.

Ошибки негрубые, однако неприятные — союз (можно заменить на но).

Слово наконец является вводным, если стоит в перечислительном ряду (часто с вводными словами во-первых, во-вторых и т. д. ), и является наречием, если по значению равно наречному выражению в конце концов:

Я вышел наконец к просеке — наречие.

Во-первых, я болен, во-вторых, устал и, наконец, просто не хочу идти туда — вводное слово.

Аналогично этому необходимо различать вводное и невводное употребление слов таким образом, в самом деле, значит и других.

Вводными могут быть не только слова и словосочетания, но и предложения. Вводные предложения выражают те же значения, что и вводные слова, могут вводиться союзамиесли, как, сколько и др.:

Элегантность, я думаю, никогда не выйдет из моды (= по-моему).

Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла в прошлом году (= по-моему).

Прихожу я и — можете себе представить? — никого не застаю дома (= представьте).

В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.

Наконец (нелегко мне это далось!) она разрешила мне приехать. 

Прямая и косвенная речь

Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование, образуют так называемую чужую речь, которая бывает прямой и косвенной.

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Ср.:

Он сказал: «Я хочу пойти с вами».

Он сказал, что хочет пойти с нами.

Он сказал о своем желании пойти с нами.

В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменясь другими лексическими средствами:

Брат сказал: «Я приду поздно». ® Брат сказал, что он придет поздно.

Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» ® Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.

Вопрос, переведенный в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:

Я все думал, кто бы это был.

Я все думал: кто бы это был?

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон, например:

1) прямая речь после слов автора:

Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

2) прямая речь до слов автора:

«Я остаюсь дома», — сказал я решительно.

«Почему?» — удивился Антон.

3) слова автора разрывают прямую речь:

«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжелый выдался день».

«Решено, — мечтательно добавил он про себя, -хоть в выходные я наконец высплюсь».

«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». 

В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания.

4) прямая речь внутри слов автора:

Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору. 

Прямая речь может иметь форму диалога. Диалог оформляется двумя способами:

1. реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире:

— Ты придешь?

— Не знаю.

2. Реплики следуют в строку:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин). 

вернуться на страницу “Русский язык 8 класс” >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в !

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

Источник: https://reallanguage.club/prostoe-oslozhnyonnoe-predlozhenie-v-russkom-yazyke/

Однородные обстоятельства

Осложнено однородными обстоятельствами примеры. Простое предложение, осложненное однородными членами

Однородные обсто­я­тель­ства — это два и более слов, кото­рые отно­сят­ся к одно­му и тому же ска­зу­е­мо­му, отве­ча­ют на один и тот же обсто­я­тель­ствен­ный вопрос, свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ной или бес­со­юз­ной свя­зью и про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей.

Выясним, что такое одно­род­ные обсто­я­тель­ства в пред­ло­же­нии. Укажем их основ­ные син­так­си­че­ские при­зна­ки. Рассмотрим зна­ки пре­пи­на­ния и при­ве­дем пред­ло­же­ния с одно­род­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми.

Что такое однородные обстоятельства?

Обстоятельство как вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет ска­зу­е­мое и обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия, при кото­рых совер­ша­ет­ся дей­ствие, а так­же сте­пень про­яв­ле­ния дей­ствия или при­зна­ка:

  • рос­ла (как?) быст­ро;
  • узна­ем ( когда?) зав­тра;
  • был кра­си­вый (в какой сте­пе­ни?) очень.

В выска­зы­ва­нии может быть не одно, а несколь­ко обсто­я­тельств.

Высокие сос­ны обсту­пи­ли доро­гу спра­ва и сле­ва.

Как и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния, обсто­я­тель­ства могут быть одно­род­ны­ми, если они пояс­ня­ют одно и тоже сло­во, обо­зна­ча­ют по смыс­лу схо­жие усло­вия дей­ствия и отве­ча­ют на один и тот же син­так­си­че­ский вопрос:

Они спо­ри­ли (как?) гром­ко и (как?) бур­но.

Однородные обсто­я­тель­ства про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей и соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми или упо­треб­ля­ют­ся без них.

Однородные обсто­я­тель­ства — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют одно и то же ска­зу­е­мое, отве­ча­ют на один и тот же обсто­я­тель­ствен­ный вопрос, соеди­не­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей.

Учтем, что несколь­ко обсто­я­тельств могут быть неод­но­род­ны­ми, как в этом пред­ло­же­нии:

Воздушный шарик взле­тел (как?) высо­ко и (когда?) через час опу­стил­ся (как?) плав­но на тра­ву.

Обстоятельства, обо­зна­чен­ные наре­чи­я­ми «высо­ко» и «плав­но», отно­сят­ся к раз­ным ска­зу­е­мым, хотя и обо­зна­ча­ют один и тот же при­знак дей­ствия и отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Обстоятельства «через час» и «плав­но» пояс­ня­ют ска­зу­е­мое «опу­стил­ся», но обо­зна­ча­ют раз­ные при­зна­ки дей­ствия (вре­мя и образ дей­ствия) и так­же не явля­ют­ся одно­род­ны­ми.

Знаки препинания

Если меж­ду одно­род­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми нет сою­зов и их соеди­ня­ет толь­ко пере­чис­ли­тель­ная инто­на­ция, то в пред­ло­же­нии ста­вит­ся запя­тая:

На ново­год­нем празд­ни­ке дети пели весе­ло, радост­но.

Если два одно­род­ных обсто­я­тель­ства соеди­не­ны оди­ноч­ным соеди­ни­тель­ным или раз­де­ли­тель­ным сою­зом, то запя­тая меж­ду не ста­вит­ся:

  • пры­гать быст­ро и дале­ко;
  • спро­си­ла неуве­рен­но или бояз­ли­во.

Перед про­ти­ви­тель­ны­ми сою­за­ми (а, но, да=но) все­гда ста­вит­ся запя­тая.

Он выпол­нит это пору­че­ние не сего­дня, а зав­тра.

Ученик отве­тил на вопрос быст­ро, да непра­виль­но.

При повто­ря­ю­щем­ся сочи­ни­тель­ном сою­зе запя­тая ста­вит­ся перед его вто­рой частью:

Видишь, что и стре­ми­тель­но, и шум­но несет гор­ная река свои воды в доли­ну.

Если обсто­я­тель­ства выра­же­ны дву­мя дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, отно­сят­ся к одно­му ска­зу­е­мо­му и соеди­не­ны сою­зом «и» («или»), то запя­тая ста­вит­ся толь­ко перед пер­вым обо­ро­том и после вто­ро­го:

Он, гля­дя ей в гла­за и нерв­но пере­би­рая паль­ца­ми, рас­ска­зал всю прав­ду.

Рассмотрим слож­ный слу­чай, если обсто­я­тель­ства выра­же­ны наре­чи­ем и дее­при­част­ным обо­ро­том, меж­ду кото­ры­ми име­ет­ся соеди­ни­тель­ный союз «и».

Он гово­рил (как?) тихо и (как?) едва шеве­ля губа­ми.

В такой ситу­а­ции меж­ду ними, как одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми еди­нич­ным сою­зом, запя­тая не ста­вит­ся. Этот тот слу­чай, когда дее­при­част­ный обо­рот не выде­ля­ет­ся запя­ты­ми.

Предложения с однородными обстоятельствами

Однородные обсто­я­тель­ства могут быть выра­же­ны как сло­ва­ми одной части речи, так и лек­се­ма­ми раз­ных частей речи, их ком­би­на­ци­я­ми, сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фра­зео­ло­гиз­ма­ми.

Чаще все­го в роли одно­род­ных обсто­я­тельств высту­па­ют наре­чия одно­го раз­ря­да, суще­стви­тель­ные в падеж­ной фор­ме с пред­ло­га­ми, дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты.

Примеры

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми.

Этот день про­шел доволь­но быст­ро и бла­го­по­луч­но.

Не то лука­вя, не то хит­ря, она так и не ска­за­ла нам всей прав­ды.

Многим нра­вит­ся, как он поёт с хри­пот­цой и немно­го кар­та­вя.

Ты чув­ству­ешь себя оди­но­ким все­гда или толь­ко сего­дня?

Приятели раз­го­ва­ри­ва­ли гром­ко, ожив­лен­но и сум­бур­но.

По небу летят пти­цы на юг то кли­ном, то в ряд, то сбив­шись в стаю.

По гор­ным узким тро­пин­кам и ска­лам мы пере­дви­га­ем­ся либо шагом, либо полз­ком.

Под дере­вья­ми и куста­ми лежат охап­ки золо­тых и баг­ря­ных листьев.

И посту­ки­вая, и скри­пя, и отча­ян­но бара­ба­ня чем-то по кры­ше, хочет ворвать­ся в дом неисто­вый осен­ний ветер.

К озе­ру впе­ре­ва­лоч­ку идут утки или гусь­ком, или пооди­ноч­ке.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/odnorodnye-obstoyatelstva.html

Простое осложненное предложение

Осложнено однородными обстоятельствами примеры. Простое предложение, осложненное однородными членами

В5.

ОсложненоОпределениеОбособлениеПример
1. Однородные члены предложениячлены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словомобычно обособляются друг от друга запятыми.Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
2. Определениявторостепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.

– прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;

– причастие или причастный оборот;

– редко числительное

обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению.1) Дорога, мощенная булыжником, поднималась на вал (обособленное определение)

2) По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)

3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)

3. Приложенияопределение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои).обособляются:

– любые при личных местоимениях,

– распростра-ненные приложения после определяемого слова;

– с союзом как

– вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения

1) Вот оно, объяснение.

2) Могучий Лев, гроза лесов, лишился силы.

3) Вы, как инициатор, должны играть главную роль.

4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

4. Дополнениявторостепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежейкак обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др.1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев.

2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

5.

Обстоятельства

второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как?обособляются всегда:

– деепричастия и деепричастные обороты;

– несмотря на + сущ.

1) Улыбаясь, он заснул.

2) Проводив товарищей, Тоня долго стояла молча.

3) Несмотряна морковный румянец, она была миловидна.

6. Обращения и вводные конструкцииОбращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых  говорящий выражает свое отношение высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)

Выделяются запятыми.

Вводные конструкции  могут обособляться с помощью скобок или тире.

1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых), будет снежная.

2) Однажды – не помню почему –  спектакля не было.

3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.

4) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей.

7. Уточняющие члены предложенияУточняющие члены предложения  – те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

В роли уточняющих членов часто выступают  и определения.

Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д.Впереди, у самой дороги, горел костер.

Гроза началась вечером, часу в десятом.

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят, шинели.

Алгоритм действий.

Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).

1.    Исключи те предложения, где нет знаков препинания.

https://5-ege.ru/prostoe-oslozhnennoe-predlozhenie/

2.    Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.

3.    В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.

Разбор задания.

Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой.

Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка.

Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Выделяем основы:

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой.

 Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка.

 Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.

В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.

В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).

Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь, которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).

Таким образом, выписываем номер предложения 7.

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.

(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы.

(3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон.

(4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику.

(7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.

Ответы: 1) 3;  2) 3;  3) 9.

Рекомендуем:

  • Запятая перед союзом и
  • Знаки препинания в простом предложении
  • Однородные члены предложения, примеры
  • Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания
  • Двусоставные и односоставные предложения

Источник: https://5-ege.ru/prostoe-oslozhnennoe-predlozhenie/

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий