Неотложная сестринская помощь при неотложных состояниях. Деятельность сестринского персонала при неотложных состояниях у детей

11.2 Алгоритм сестринского процесса при состояниях, требующих неотложной медицинской помощи

Неотложная сестринская помощь при неотложных состояниях. Деятельность сестринского персонала при неотложных состояниях у детей

1этап Провести сестринское

Сборданных (оценка) обследованиепациента и

наосновании полученных данных оценитьего состояние

2этап Установить предварительный

Интерпретацияданных сестринский диагноз и(сестринский диагноз) провестидифференциальную

диагностикус симптомо-схожими состояниями

3этап Определив приоритетные,

Планированиевмешательств настоящие и потенциальныепроблемы пациента, наметить пути ихрешения.

4этап Выполнить необходимые

Реализациявмешательства манипуляциидля решения намеченных целей.

5этап Провести самооценку

Оценкаэффективности достигнутыхцелей и при необходимости внестикоррективы в проводимые мероприятия.

Приступ бронхиальной астмы

  1. Сбор информации о пациенте.

Пациентстрадает бронхиальной астмой или инымаллергическим заболеванием: поллинозы,риносинусопатии.

  1. Проблемы пациента: экспираторная одышка, удушье.

  2. Объективно:

  • Вынужденное положение – сидя с упором на руки.
  • Цианоз кожи.
  • Дистанционные сухие хрипы.
  • В дыхании участвует вспомогательная мускулатура.
  1. План сестринских вмешательств.

  • Усадить пациента с упором на руки, расстегнуть стесняющую одежду.
  • Успокоить пациента.
  • Устранить аллерген (если он известен).
  • Обеспечить доступ свежего воздуха, оксигенотерапия.
  • Вызвать врача.
  • Горячее питье.
  • Горячие ножные и ручные ванны.
  • Контроль пульса, давления, частоты дыхания каждые 15мин.
  • Предложить сделать 1 – 2 вдоха из карманного ингалятора (беротек, сальбутамол) – по назначению врача.

Приготовить:

  • шприцы, иглы, жгут, систему для в/в капельных вливаний;
  • лекарственные препараты: эуфиллин, адреналин, преднизолон.

V. уменьшение одышки, отхождениестекловидной вязкой мокроты, восстановлениеритма дыхания, субъективное улучшение.

Лёгочное кровотечение

I.Сбор информации о пациенте.

Больнойстрадает туберкулезом легких,бронхоэктатической болезнью, раком,крупозной пневмонией.

II. Проблемы пациента: кашель с выделением алой пенистой мокроты (более 50 мл), слабость

III.Объективно:

  • Кожа бледная, влажная, холодная.
  • Пульс частый, слабого наполнения.
  • Возможно снижение АД.

IV.План сестринских вмешательств

  • Успокоить пациента.
  • Усадить или уложить с приподнятым изголовьем.
  • Дать полотенце, почкообразный лоток, запретить разговаривать.
  • Контролировать пульс, давление, частоту дыханий каждые 10-15 мин.
  • Вызвать врача.
  • По назначению врача холод на грудную клетку, холодное питье.

Приготовить:

  • шприцы, иглы, жгут, систему для в/в вливания, всё необходимое для определения группы крови;
  • лекарственные препараты: дицинон, аминокапроновая кислота, хлорид кальция, хлорид натрия, кровезаменители.

V. уменьшение кашля, отсутствиекрови в мокроте, нормализация пульса иАД.

Гипертонический криз

  1. Сбор информации о пациенте.

Пациентстрадает гипертонической болезнью,заболеванием почек, эндокринной системы.Состоянию предшествуют стресс, физическаянагрузка, изменение метеоусловий, отменагипотензивных средств.

  1. Проблемы пациента: сильная головная боль, головокружение, мелькание «мушек» перед глазами, тошнота, рвота, нарушение координации движений.

  2. Объективно:

  • Лицо бледное или гиперемировано.
  • АД на 30 – 40 мм рт.ст. выше привычных цифр.
  • Пульс напряженный.
  1. План сестринских вмешательств.

  • Успокоить пациента.
  • Устранить раздражающие факторы (яркий свет, шум).
  • Дать корвалол, валокардин, валериану.
  • Уложить с приподнятым изголовьем.
  • При рвоте повернуть голову на бок.
  • Измерять пульс, давление, частоту дыхания каждые 10 мин.
  • Вызвать врача.
  • Горячие ножные и ручные ванны.
  • Горчичник к затылку.
  • Полтаблетки клофелина или коринфара под язык (если пациент раньше их принимал).

Приготовить:

  • шприцы, иглы, жгут;
  • медикаменты: дибазол, папаверин, магнезия, клофелин, пентамин, лазикс.

V. уменьшение жалоб, постепенноепонижение давления до обычных дляпациента цифр.

Источник: https://studfile.net/preview/3590938/page:56/

Тема № 9. Сестринский процесс при неотложных состояниях у детей

Неотложная сестринская помощь при неотложных состояниях. Деятельность сестринского персонала при неотложных состояниях у детей

Цели занятия:

– систематизировать и углубить знания по данной теме;

– изучить алгоритм оказания экстренной помощи при неотложных состояниях.

Основная литература:

1. Ежова Н.В. Педиатрия [Текст]/ Н.В.Ежова, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. шк., 2006 – 524 с., стр. 330 – 348.

2. Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 251 – 276.

Дополнительная литература:

1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).

2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.

Ход работы:

1. Работа с понятиями: дать односложный ответ на следующие термины (приложение 1).

2. Изучить алгоритм оказания неотложной помощи при экстренных состояниях:

– остановке дыхания;

– остром стенозе гортани;

– судорогах;

– лихорадке;

– анафилактическом шоке;

– носовом кровотечении;

– приступе бронхиальной астмы;

– отравлении;

– гипогликемической коме;

– гипергликемической коме.

3. Решить тестовые задания (приложение 2), сравнить с эталонами ответов.

4. Решить ситуационную задачу (приложение 3), сравнить с эталоном ответа.

5. Решить ситуационную задачу (по выбору), (приложение 4).

6. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 5).

Приложение 1

Термины

1. Реанимация.

2. Терминальное состояние.

3. Обструкция.

4. Ларингоскопия.

5. Аспирация.

6. Пневмоторакс.

7. Авитаминоз.

8. Токсигенный.

9. Соматогенный.

10. Антидот.

11. Форсированный диурез.

12. Гемосорбция.

13. Гемодиализ.

14. Перитональный диализ.

15. Плазмаферез.

Приложение 2

Тестовые задания

1. В какой помощи нуждается ребенок при развитии фебрильных судорог:

а) в/в введение препаратов кальция;

б) введение противосудорожных препаратов;

в) в/в введение глюкозы; г) в/в введение гидрокарбоната натрия.

2. Подергивания мимических мышц и мышц конечностей – это:

а) клонические судороги; б) тонические судороги;

в) фебрильные судороги; г) гипертонус мышц.

3. При «розовой» лихорадке начинают неотложную помощь с:

а) дачи жаропонижающих препаратов; б) введения аминазина;

в) физических методов охлаждения; г) дачи кислорода.

4. Попадание инородного тела в дыхательные пути называется:

а) аспирация; б) рефлюкс; в) срыгивание; г) каша.

5. Признаки гипергликемической комы:

а) внезапное начало, потливость, тремор рук;

б) жажда, сухость во рту, запах ацетона;

в) рвота, понос, боли в животе; г) жар, гиперемия лица.

6. При остановке дыхания стартовым реанимационным мероприятием является:

а) ИВЛ; б) непрямой массаж сердца;

в) обеспечение проходимости дыхательных путей.

7. Недостаточность периферического кровообращения, сопровождающаяся низким АД и нарушением кровоснабжения органов называется:

а) коллапс; б) шок; в) обморок.

8. Наиболее частые причины развития анафилактического шока:

а) пищевые аллергены; б) лекарственные препараты;

в) пыльца растений; г) домашняя пыль.

9. Ложный круп – это:

а) периодические возникающие приступы удушья; б) острый стеноз гортани;

в) системное воспалительное заболевание ой щели.

10. Ложный круп развивается при:

а) острых респираторных вирусных заболеваниях; б) дифтерии гортани;

в) бронхиальной астме; г) пороках сердца.

11. Назовите симптомы острого стеноза гортани:

а) втяжение уступчивых межгрудной клетки; б) экспираторная одышка;

в) инспираторная одышка; г) «лающий» кашель;

д) сухой кашель; е) влажный кашель; ё) осиплость голоса;

ж) «бочкообразная» грудная клетка; з) тахипноэ.

12. Органические судороги возникают:

а) при травмах головного мозга; б) расстройствах обмена веществ;

в) перегревании; г) воздействии токсических веществ.

13. Клонические судороги проявляются:

а) сгибание верхних конечностей, вытягивание нижних, кратковременная остановка дыхания;

б) подергивание мышц лица, конечностей;

в) жажда, обильное мочеиспускание;

г) чувство голода, слабость, агрессивность.

14. Ребенку во время приступа судорог свежий воздух:

а) нужен; б) не нужен.

15. Теплопродукция равна теплоотдаче, это:

а) «розовая» лихорадка; б) белая лихорадка.

16. При «розовой» лихорадке в первую очередь необходимо:

а) согреть ребенка; б) раздеть ребенка; в) холод к голове;

г) дать теплое питье; д) дать жаропонижающие препараты;

е) дать аспирин; ё) дать спазмолитики; ж) обтереть ребенка водой.

17. Температура воды для промывания желудка ребенку 1 года жизни должна быть:

а) комнатной; б) температуры тела; в) горячей; г) любой.

18. При возникновении гипокальцемических судорог кроме противосудорожных препаратов необходимо вводить так же:

а) глюконат кальция; б) натрия гидрокарбонат;

в) анальгин; г) ацетилсалициловую кислоту.

19. Можно ли применять ацетилсалициловую кислоту ребенку с лихорадкой:

а) да; б) нет.

20. Установите порядок проведения реанимационных мероприятий ребенку при остановке дыхания:

а) начать непрямой массаж сердца;

б) уложить на спину, на твердую поверхность;

в) 2-3 искусственных вдоха методом рот в рот или мешком Амбу;

г) освободить дыхательные пути и поддерживать их проходимость.

Эталон ответа

1. б 11. а, в, г, ё
2. а 12. а
3. а, в 13. б
4. а 14. а
5. б 15. а
6. в 16. б, в, г, д
7. а 17. б
8. б 18. а
9. б 19. б
10. а 20. б, г, в, а

Приложение 3

Ситуационная задача

Мальчик 2-х лет находился дома со старшей сестрой 9 лет. Нашел на подоконнике флакончик с зелеными таблетками и съел несколько штук. Состояние через некоторое время ухудшилось – ребенок стал вялым, в контакт не вступает, уснул. Мама никак не могла разбудить, вызвали скорую помощь.

Состояние при осмотре тяжелое. На вопросы не отвечает. Кожа бледная, потливость, дыхание поверхностное. Тоны сердца приглушены, пульс 160 в мин., АД 40/20.

Задание:

1. Определить неотложное состояние.

2. Составить алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. Медикаментозное отравление.

2. Неотложная помощь.

Мероприятия Мотивация
1. Уложить на твердую поверхность, голову повернуть на бок. Для исключения аспирации рвотными массами.
2. Выявить время принятия яда, название лекарственного препарата, количества таблеток. Для назначения в последующем лечения (антидота).
3. Промыть желудок зондовым методом (зонд диаметр 10 мм) водой температурой тела. (V раз 200-250 мл). 2-5-ти кратное введение разовой дозы. Заканчивают введением взвеси активированного угля. Для соблюдения комфорта ребенка.   Для дальнейшего адсорбирования яда.
4. Срочная госпитализация ребенка.

Приложение 4

Задача № 2

В стационар доставлен мальчик 7 лет с носовым кровотечением. Мальчик страдает гемофилией. Вечером шел по улице и, поскользнувшись, упал лицом вниз. Появилось кровотечение из носа.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Задача № 3

Вы патронажная сестра. В поликлинику мама принесла ребенка 6 мес., страдающего рахитом. Получает лечения вит.Д2. Внезапно появилось беспокойство. Ножки вытянуты, ступни развернуты, руки согнуты в локтях, прижаты к животу, голову запрокидывает. Гипертонус мышц.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Задача № 4

У мальчика 8 лет после укуса неизвестным насекомым появился отек губ, подбородка, шеи, быстро нарастающий. Появилось шумное дыхание, затруднен вдох, удушье.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Задача № 5

Патронажная сестра при посещении ребенка 9 мес. обнаружила у него повышение температуры до 39,80С. Кожа бледная, холодные конечности, лоб горячий.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику физических методов охлаждения.

Задача № 6

Мальчик 7 лет. Вечером пришел домой, состояние тяжелое, рвота многократная. Запах алкоголя изо рта. При осмотре заторможен, состояние тяжелое, речь невнятная. Кожа бледная, на лбу холодный пот. АД 70/40, пульс слабого наполнения 110 в мин. Тоны сердца приглушены.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Задача № 7

Девочка 9 лет страдает сахарным диабетом. Получает утром 20 ЕД инсулина. После инъекции утром, опаздывая в школу, не позавтракала. На 1 уроке внезапно появились судороги, потеряла сознание. Кожа влажная, дыхание поверхностное, зрачки расширены, клонические судороги.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Приложение 5

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите возможные причины судорог.

2. В какой неотложной помощи нуждается ребенок при развитии судорог?

3. Каковы причины лихорадки?

4. Какова помощь ребенку при лихорадке?

5. Дайте определение сердечной недостаточности.

6. Перечислите возможные причины сердечной недостаточности, опишите клинические проявления.

7. Каков алгоритм неотложной помощи при сердечно-сосудистой недостаточности?

8. Перечислите общие принципы и этапы оказания помощи ребенку при отравлении.

9. Опишите клинические проявления анафилактического шока.

10. Каков алгоритм оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке?



Источник: https://infopedia.su/10x31dc.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий