Найди имя прилагательное в родительном падеже. План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Определение падежа имен прилагательных

Конспект урока русского языка

Найди имя прилагательное в родительном падеже. План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Определение падежа имен прилагательных

Просмотр
содержимого документа

Урок русского языка

4 класс

Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных.

Цель: создать условия для упражнения в написании имён прилагательных именительного и родительного падежа

Задачи:

сформировать умение использовать имена прилагательные в речи и письме;

развивать эстетический вкус учащихся;

воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

-На уроке не зевай ,

 Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель:- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.    

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.      (зима)

– Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима?   

(спор между детьми)

– Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.

– Ребята, а вы любите зиму? За что?

– Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме.  Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете рисовать за правильное выполнение задания на уроке.

И если всё получится у вас, то в конце урока мы принесём нашей зиме настоящую метель. В этом путешествии вы познакомитесь с прилагательными в именительном и винительном падежах, сумеете находить различие между падежами.

Наша гипотеза звучит так: имена прилагательные выполняютв именительноми винительном падежах одинаковые функции.

 – Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь! 

III. Каллиграфическая минутка

Учитель:- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И».

– Отгадали. Какая это буква?

– Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».

   «пальчики здороваются»

«змейка»

«молоточки»

– Молодцы, приступаем к работе.

– Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

Зз

зима зимний зимняязимнеезимние

– Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.

– Оцените сами себя.

Учитель:- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому  первая снежинка ваша.

IV. Словарная работа

 Учитель:- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите-

Я подрасту.

На костре согрейте-

Я пропаду.(снег)

– Да, это снежок.  Вы любите играть в снежки?

– Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

– Перед вами  словарные слова,  в которых  пропущены  буквы, а ниже  «снежки» с этими буквами.

–  С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

– Запишите: словарный диктант.

– Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

 -Первым бросает снежок…

д…  кабрь           за…. ц

ин…  й                 а…уратно                       

к… л… ндарь     пр … красный

мес …  ц              …нварь

ул… ца                п…  года

– Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

V. Актуализация знаний об имени прилагательном

Учитель:- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.

– А  кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда, не из настоящего снега.

– Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».

1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2) Что оно обозначает?

3) Как изменяется имя прилагательное?

4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?

5)С какой частью речи связано?

6) Что образует с существительным?

7) На какой  вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода именительного падежа?

8) На какой  вопрос отвечают имена прилагательные женского рода

именительного падежа?

9) На какой  вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода

именительного падежа?

10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

 – Кого мы  «вылепили»?

– Снеговика.

– Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.

VI. Изучение нового материала

 – Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

 – Кто они? Вы догадались?

 -Да, это зимние месяцы.

 – Героев какого произведения вы видите?

 – Назовите зимние месяцы по порядку.

 – Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

 – Назовите  первый зимний месяц.            

 – О Декабре нам расскажет… (ученик). 

 Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

1. Задание Декабря. (2 у доски по 2 предложения)

– Декабрь предлагает вам выполнить упр. 31 стр.22

– Прочитает задание…

– Вспомните, на какой вопрос отвечает  именительный падеж? На какие вопросы отвечает винительный падеж?

– Прокомментирует…Проверка. К гипотезе.

– Молодцы! С заданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.

Физкульминутка

2. Задание Января

– Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю? В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

 – Вот задание Января.  Исследовательская работа.(в паре через пару, проверка)

Учитель: Сейчас вы обратитесь к русской литературе «Хрестоматия» поможет вам исследовать отрывок из произведения А.И.Куприна «Белый пудель» стр,186 5 абзац  до слов (Ручей.., )

-выписать словосочетания сущ.+прил.  в И. и В. падежах, выделить окончания прил. Найдите различие между падежами.

ПРОВЕРКА

1.Старые пиджаки (В.п.),тёмная листва (Им.п.), чистое голубое небо (Им.п)

(снежинка ваша)

4. Задание Февраля

-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

Февраль – месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

Инсцинировка «Попасть под горячую руку»     

-Егорка, тише разговаривай по телефону, а то попадёшь маме под горячую руку.

Учитель: – Как вы думаете, в прямом или в переносном значении оно употребляется в речи этот фразеологизм? Доказать. Запись под диктовку.

-Укажите род число и падеж им. прил.(В.п. ед.ч, ж.р.)

-На что направлено действие? А в И.п.?(само делает).

Вывод: прилагательные выполняют разные функции.

Физкультминутка для глаз.

YII.Самостоятельна работа

– Сегодня   весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!

– К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.

– Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.

 (Задание написано на снежинках)

Списать, дописывая окончания.

Определить падеж у имён прилагательных.

Син… небо, зимн… рыбалку,

на русск… лес, на  дальн… север.

в дальн… дорогу, березов… ветка.

Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний

одно предложение,  указать части речи (взаимопроверка).

– Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.

VIII. Домашнее задание (разноуровневое).

– Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «9», а на «10» – составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные.

– Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю!

IX. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.

-Имена прилагательные в именительном падеже действие …(выполняют сами).

-Имена прилагательные в винительном падеже действие … (направлено на них).

Гипотеза – опровергнута!

– Давайте посчитаем все снежинки.

 – Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. 

–  Наш урок окончен. Спасибо!

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-imenitelnyy-i-vinitelnyy-padezhi-imen-prilagatelnyh-87354.html

Конспект урока по русскому языку:

Найди имя прилагательное в родительном падеже. План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Определение падежа имен прилагательных

Урок по русский язык в 4-д классе в рамках классно-обобщающего контроля.

Подготовила: Прищепа Марина Павловна

Тема: Определение падежа имен прилагательных

Цель:

*       познакомить учащихся с приемом распознавания падежа имени прилагательного;

*       познакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе;

*       повторить морфологические признаки имени прилагательного, его роли и значения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать падеж имен прилагательных единственного числа; развивают устную и письменную речь.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ресурсы: таблица «Склонение имен прилагательных», компьютер, проектор, экран, учебник, мет. пособие,карточки.

Ход урока

Создание хорошего настроя, подготовка детей к уроку.

Запись под диктовку.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит.

А.Фет.

Задание: найдите в стихотворении имена существительные. Определите их падеж. Волнистой линией подчеркните имена прилагательные.

  1. Постановка учебной задачи.

Как думаете, как можно определить падеж имени прилагательного?

Какие задачи мы поставим сегодня на уроке?

Задачи.

  1. Вспомним значение и роль имени прилагательного.

  2. Повторим морфологические признаки имени прилагательного.

  3. Научимся определять падеж имени прилагательного.

Прослушайте отрывок из комедии «Недоросль».

Госпожа Простакова хочет показать, как умён её сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».

– Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

-Дверь? Котора дверь?

– Вот эта.

– Эта? Прилагательна.

– Почему же?

– Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не повешена: так та покамест существительна.

Ребята, а как вы ответите на вопрос, что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ ЧЕЙ? И обозначает признак предмета.

Для чего нужны имена прилагательные?

Они придают речи яркость, выразительность, образность. С их помощью можно описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки существительного.

Поэтому прилагательные о себе говорят так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запах а, ни вкуса.

Но, если к нам их ПРИЛОЖИТЬ

Им веселее станет жить.

Вспомним, как узнать род и число имен прилагательных?

Род и число имен прилагательных определяется по имени существительному, связанного с этим прилагательным по смыслу.

– Работа по учебнику. Стр. упр. (В предложениях нужно выписывать словосочетания с именами прилагательными и определять род, число). Вспомним, в каком случае не определяется род у имен прилагательных. (во мн.ч)

Как же определить падеж имен прилагательных?

Также, по имени существительному.

Работа в группах.

– Определите род и число имен прилагательных в стихотворении Всеволода Рождественского:

О русской природе, о милой природеС зарёй в материнских глазах,О тающем снеге и ясной погоде,О яблонях в наших садах!О шумной пшеницы, о вольных просторах,О солнце сквозистых берёз,О ласковых реках, о девичьих взорах,

О песнях, щемящих до слёз!

Запишем словосочетания в таблицу.

Единственное число

Множественное число

О русской природе ж.р. П.п

О милой природе ж.р. П.п

О ясной погоде ж.р. П.п

Сквозистых берёз Р.п.

О вольных просторах П.п

V. Физкультминутка.

  • Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

VI.Продолжение работы.

– А теперь просклоняйте данные словосочетания в ед.ч.

                            какой?                          какое?                           какая?

Им.п.         глубокий пруд            глубокое озеро           глубокая нора

                            какого?                         какого?                         какой?

Р.п.            глубокого пруда          глубокого озера           глубокой норы

                            какому?                        какому?                        какой?

Д.п.            глубокому пруду                   глубокому озеру          глубокой норе

                            какой?                          какое?                           какую?

В.п.            глубокий пруд             глубокое озеро             глубокую нору

                            каким?                         каким?                         какой?

Т.п.            глубоким прудом         глубоким озером                   глубокой норой

                            о каком?                       о каком?                       о какой?

П.п.            о глубоком пруде                  о глубоком озере         о глубокой норе

– Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)

– Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание –ой в родительном падеже, дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного.)

– Значит, имя прилагательное с существительным согласуется в роде, числе и падеже.

  1. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику: упр. – работа в парах (каждый сделает самостоятельно, потом обмениваются тетрадями и проверяют, самооценка).

Просклонять словосочетания новый дом, новое слово, новая книга. (Проверка, самооценка).

Работа по карточкам.

– Что нового узнали на этом уроке?

– Как определить падеж имени прилагательного?

– Как вы оцениваете свою деятельность на этом уроке? (Самооценка)

Оценивание учителем.

  1. Домашнее задание: Уч. стр. упр. – списать текст, определить падеж имени прилагательного.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-opredelenie-padezha-imen-prilagatelnih-klass-1329474.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий