Кто есть казанские татары. Почему казанские татары называют себя булгарами

Были булгары – стали татары

Кто есть казанские татары. Почему казанские татары называют себя булгарами
30 августа 2005 года

Характеризуя основной национальный состав Казанского ханства, «Казанский летописец» XVI в. отмечает, что «две бо черемисы бе в Казанской области, а языка их три, четвертый язык варварьский, той владеяше ими».

Из источников видно, что на территории Казанского ханства проживали чуваши, мари, вотяки, предки современных удмуртов и казанские татары. Кроме этих народов, на землях, подвластных ханству, проживала часть башкир и небольшая группа остяков («иштяк»).

Казанские татары, составлявшие основное население ханства, сложились на базе тюркоязычного населения Волжской Булгарии.

Какого-либо нового населения, компактно проникшего в Среднее Поволжье в период образования Казанского ханства, не было. Пришедший в 1445 г.

в Казань вместе с Улу-Мухаммедом небольшой военный отряд в 3000 человек, вероятно, в основном состоял из ордынских феодалов, которые, будучи по языку близкими к местному населению, быстро растворились в этой среде.

Феодальная верхушка Казанского ханства, продолжая золотоордынскую политику в отношении Руси и местных народов Волго-Камья, стремилась навязать народу края название, свойственное для населения Золотой Орды, – «татары».

Коренное население страны сопротивлялось этому чуждому для него имени и предпочитало себя называть булгарами или казанцами. Лишь после падения Казанского ханства, в XVII-XVIII вв.

, окончательно утверждается за местным тюркоязычным населением этноним «татары».

Казанские татары сформировались как народность на базе коренного тюркоязычного населения, проникшего в Волго-Камье еще в 1 тысячелетии н. э.

и здесь постепенно обогащавшегося в период Волжской Булгарии и Казанского ханства за счет новых тюркоязычных включений. В XV– XVI вв.

, то есть в эпоху Казанского ханства, сложились необходимые условия для этнической консолидации казанских татар – усилились территориальные и экономические связи, укрепилось национальное самосознание народа.

Большинство современных татарских деревень, особенно в Предкамье и Заказанье, возникло, очевидно, в период Казанского ханства, а многие из них продолжали сохраняться на местах поселений Волжской Булгарии. Археологами на месте современных сел Большая Елга, Ходяшево, Нырсы и др. зафиксированы остатки булгарских поселков. На кладбищах многих татарских деревень сохраняются надгробные камни XIV-XVI веков.

«История Татарской АССР», Таткнигоиздат, 1968

Были монголы – стали татары

В средневековой и современной исторической литературе широкое распространение получили интегрированные термины «монголо-татарская эпоха», «монголо-татары» и т. п. Более того, нередко этноним «монголы» заменялся средневековыми авторами на имя «татары». В китайской политической и историографической традиции начиная с сунского времени решительно преобладало наименование монголов татарами.

Почему же монголы Темучина, разгромившие татар, стали именоваться именем покоренного народа?

Свое объяснение дает арабский средневековый историк Рашид-ад-Дин: «Их имя издревле было известно в мире. От них отделились и многочисленные ветви…

Если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих… не были бы в состоянии противостоять им.

Из-за [их] чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при различии их разрядов и названий, стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Какова же история этого древне-монгольского народа?

Впервые упоминает татар под именем отуз-татары (30 татар) самая крупная из известных рунических надписей – памятник в честь Кюль-Тегина (732 г.). Они упоминаются в качестве врагов отца Кюль-Тегина, Ильтерес-кагана (ум. в 691 г.).

Тогда татары поддержали токуз-огузов, воевавших с тюрками. В 723-724 гг. татары (токуз-татары) вместе с токуз-огузами восстают против Бильге-кагана. Вместе с огузскими племенами татары в конце 40-х годов VIII в.

восстают против уйгурского кагана и терпят поражение.

В составе Уйгурского каганата (744-840) татары были одним из вассальных племенных союзов; по словам китайского автора XII в. Ван Минцзи, тогда «татары были пастухами коров у уйгуров». Но уже в уйгурскую эпоху владения татар упоминаются не только в Восточной Монголии, но и в Западном крае, а в X в. весь Восточный Туркестан назван «страной тогузов и татар».

В домонгольскую эпоху, во всяком случае в X – XII вв., этноним «татары» был хорошо известен не только в Срединной империи, но также в Средней Азии и Иране. Махмуд Кашгарский, компетентный источник XI в.

Называет обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном «Татарской степью», – точно так же южнорусские и казахстанские степи именовались тогда мусульманскими авторами «Дашт-и Кипчак» («Кыпчакская степь»).

Название «Татарская степь» хорошо согласуется с другими сведениями о расселении татар в IX-X вв. и объясняет, почему столетие спустя монголы, занявшие то же пространство, в тюркской мусульманской среде, как и в Китае, именовались татарами.

Это тюркское обозначение монголов привилось не только в Средней Азии и на Ближнем Востоке, но и на Руси, и в Западной Европе, вопреки тому, что сами монголы себя татарами не называли.

Центральноазиатские татары в значительной мере остаются загадкой.

Если письменные источники сообщают нам сведения, хотя и достаточно скупые, об их племенном составе, ареале проживания, политическом устройстве и некоторых событиях истории, то археологически их материальная культура – пока белое, пятно, поскольку материалы раскопок (если они и велись на татарских могильниках) пока не получили широкого освещения в литературе. Тем не менее облик татар XII в.

, особенно их правящего слоя, можно представить, и даже вполне детально: дело в том, что до нас в немалом количестве дошли великолепные китайские изображения, очень реалистичные и подробные. Китайцы прекрасно знали татар, которые кочевали вдоль Великой китайской стены и были самыми близкими к Поднебесной обитателями Великой Степи.

«Атлас Татарстана. История. Культура. Этнос» («Tartarica»). Раздел «Татары Великой Степи».

«Казанские истории», №10-14, 2005 год

Источник: http://history-kazan.ru/aktualnaya-tema/yubilej/15176-byli-bulgary-stali-tatary

Казанские татары — хранители культуры предков

Кто есть казанские татары. Почему казанские татары называют себя булгарами

Sofitel Legend The Grand Amsterdam

сервис мирового класса и исторический памятник

Заказать

Казанские татары являются этнической группой, входящей в татарскую народность. Они сохранили традиции, складывающиеся на протяжении многих веков. Эти традиции касаются не только повседневного уклада, но и культуры питания, а также одежды.

История

Предки казанских татар длительное время проживали на территории Волжской Булгарии. В 1236 году она оказалась завоевана Золотой Ордой, несмотря на все восстания. В дальнейшем происходит ассимиляция народов и образование Казанского ханства. Консолидация булгар с кыпчаками и финно-уграми в результате обуславливает появление казанских татар.

Историки связывают образование казанско-татарской народности с 15–16 веками. Уже в те времена они имели все признаки буржуазной нации: налаженную экономику, культуру, образование. Большинство населения занималось земледелием, другие же прославились как ювелиры, краснодеревщики, ремесленники.

Тем не менее многие татары занимались кустарным производством.

Отметим, что существуют и другие теории происхождения казанских татар. Например, некоторые историки полагают, что татары произошли от волжско-камских булгар, другие же относят их предков к тюркоязычным народам.

Традиции

Традиции казанских татар восходят к нормам шариата. Особое место в них занимает семейный уклад. Брак в исламе — священная обязанность. Традиционно родители невесты или жениха в дела супругов не вмешиваются. Главным в семье всегда остается старший мужчина. Однако некоторое время молодожены обязаны жить у родителей мужа — ослушаться этого правила всегда было постыдно.

  • Раньше семьи казанских татар были многодетны, но сейчас число детей, как правило, не превышает 2–3. Детей старались никогда не баловать, они должны были чтить авторитет отца, почитать своих бабушку и дедушку;
  • В домах казанских татар до сих пор можно найти шамаиль — вставленный в рамку листок с текстом Корана, адресующий добрые пожелания семье;
  • Казанские татары гостеприимны и соблюдают обычай гостеприимства, который велит угощать не только чак-чаком и чаем, но и хлебом с солью. Эту традицию ввел Петр I, отпраздновавший 50 лет в имении казанского купца Ивана Михляева.

Культура

Казанские татары с давних времен любили сочинять песни, играть на музыкальных инструментах. Музыка как жанр может быть светской, духовной, плясовой, игровой. Влияние ислама привело к появлению уникального жанра напевов Корана. Особенно их любят женщины.

Татары исполняют мелодии на гуслях, кобызе (маленький губной инструмент с одной струной), свистковом курае. Казанским татарам знакомы и русские инструменты. Редко татары исполняют мелодии целыми оркестрами. Обычно действует правило «один инструмент — один голос», хотя бывают исключения.

Песни у татар могут быть короткие (восьмисложный стих) и длинные (десятисложный стих).

Особо важно отметить ювелирное дело. Именно им казанские татары прославились на всю Россию и за ее пределами. Разнообразие продукции позволяет найти покупателей из любого уголка планеты. Наиболее популярными изделиями являются украшения для женской одежды. Казанские татары создают неповторимые застежки, серьги, браслеты.

Залогом неповторимого мастерства являются уникальные методики гравировки, литья, инкрустации, чернения. Бугорчатая скань — чисто казано-татарская техника, которая отличается уникальной орнаментацией. Изделия, при изготовлении которых применяется такая техника, отличаются высокой дороговизной.

Кожаная мозаика тоже стала визитной карточкой казанских татар и всего народа в целом. Из кожи мастера делают узорчатую обувь, отражающую национальный колорит. Сапоги делали не только для татар, но и представителей русской знати. Орнаментации добивались путем сшивания разноцветной кожи, используя золотые и серебряные нити.

Техника швов неповторима и не имеет аналогов.

Золотое шитье стало нишевым ремеслом для казанских татар. Они освоили его в начале 18 века.

Уникальность работ заключалась в создании рельефа, что стало возможным благодаря подкладыванию кусочков бумаги. Сейчас наблюдается расцвет художников.

Мастера стремятся отразить в своих композициях булгарское наследие, отражают сюжеты, рассказанные в легендах и Коране на металле, дереве, ткани и коже.

Еда

В татарской кухне особое место занимают горячие блюда. Это прежде всего супы. Они могут быть молочными, постными и мясными.

  1. Супы часто готовят с лапшой токмач, отличающейся изысканным вкусом.
  2. Известные на всю Россию пельмени считаются в татарской кухне праздничным блюдом. Их подавали на свадьбу зятю. Если раньше пельмени делали исключительно дома, то теперь появились супермаркеты в той же Казани, в которых можно приобрести любую национальную еду.
  3. Мясо обычно подают мелко нарезанным и тушеным с луком, картофелем и маслом. Это блюдо так и называется — мясо по-казански. Кстати, картофель является наиболее распространенным гарниром.
  4. Тушеное азу с овощами, бараниной (говядиной) тоже подают с картошкой, а благодаря соленым огурчикам блюдо приобретает пикантность.
  5. У казанских татар популярны как несладкая, так и сладкая выпечка. Эчпочмак пробовали многие, а бэлеш, наоборот, мало кому знаком. Это круглый пирожок, который подают с бульоном, а в качестве начинки в нем присутствуют картошка и курица. Это чисто дорожное блюдо, которое раньше брали с собой в путешествие. Если вы хотите насытиться до отвала, то выбирайте зур бэлиш. Это большой пирог, рассчитанный на компанию. В него добавляют мясо, зелень, картошку и кашу.
  6. Лепешка кыстыбый начиняется картофельным пюре или пшенкой, благодаря чему получается простое и сытное блюдо, которое считается одним из древнейших в татарской кухне.
  7. Для любителей по-настоящему сытной выпечки есть перемяч. Этот пирог жарят в масле, подают с бульоном, а его начинка представляет собой жареный фарш. Рис едят нечасто, но зато добавляют его в сладкую выпечку. Например, в губадию — большой открытый пирог с изюмом, курагой и рисом.
  8. Из жженого сахара делают птичьи гнезда, похожие на пирамидки, а из теста выпекают отличные сметанники с творогом, персиками и яблоками.
  9. Татлы похожи на знакомые всем рулеты, но в их составе используют много сухофруктов.

Запивать сладости принято чаем. Во время чаепития на каждого гостя рассчитано по 10–15 больших чашек, так что чаепитие может длиться не один час.

Одежда

Костюм казанских татар имеет туникообразный покрой. Мужчины и женщины носят шаровары, которые внешне похожи, но рубашки отличаются существенно: украшения женской рубахи выполняются с помощью мелких оборок. Эффект создает аппликация на груди, а у мужчин рубаха имеет более строгий вид.

Поверх рубахи носили камзолы, причем у женщин они были без рукавов. Материалом для шитья выбирали бархат, украшая борта тесьмой и мехом. Оттенки использовали яркие.В качестве украшений использовали металлические пояса, воротниковые застежки, ажурные пуговицы.

Татары очень любили монеты «екатерининские» и «елизаветинские» — они тоже красовались на нарядных одеждах. Мужчины носят полусферическую или подобную конусу тюбетейку. Материал, из которого она вышивается, декорируется вышивкой. Женские головные уборы иногда украшают жемчугом, монетами, гладью.

Основным женским головным убором служит калфак с покрывалом, закрывающим лицо женщины. Для украшения кос до сих пор используют кисти с чулпами. Применение таких приспособлений нужно для ускорения роста волос — по крайней мере, так считают сами татарки. Настоящий шик татарской моды — сапоги ичиги, сделанные из цветного сафьяна.

Их делали исключительно из кожи, украшая растительным орнаментом. Казанские татары прославились нанесением мозаичных узоров. На украшения татары никогда не скупились, особенно если речь шла о женщине. Общий вес украшений мог достигать 6 кг. В ход идут серебро, яшма, коралл, янтарь, бирюза.

Такая страсть обуславливается не только стремлением к красоте, но и желанием защититься от злых сил. Например, бирюза оберегает от сглаза, а браслеты из серебра помогают защитить любовь.

Без преувеличения, казанских татар можно считать мастерами на все руки. Они добились значительных высот в ремеслах, кулинарии, создали неповторимую культуру.

Неудивительно, что именно их творчеством восхищались во всей Российской империи и за ее пределами.

До сих пор изделия прославленных ремесленников можно видеть в музеях Казани, что служит наглядным свидетельством непревзойденного мастерства.

Источник: https://travelask.ru/articles/kazanskie-tatary-hraniteli-kultury-predkov

«Ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар»

Кто есть казанские татары. Почему казанские татары называют себя булгарами
Наука 09:35 | 10 марта 2019 Автор материала: Ильнур Ярхамов

Сторонники татарского и булгарского этнонима народа встретились в Галеевской мечети Казани, чтобы подискутировать и найти истину в истории своего происхождения. 

Спор между татаристами и булгаристами в общественной и гуманитарной сфере имеет давнюю историю. Как правило, он вспыхивает тогда, когда татарский народ переживает очередной виток национального пробуждения. 

До революции 1917 года татары находились в самой активной фазе формирования нации и этнической идентичности, и тогда историки и просветители пребывали в поисках истины, пытались изучить вопрос происхождения народа. Одни связывали его с государством Волжская Булгария и булгарами, а другие – с Золотой Ордой и ордынцами. Были и те, кто синтезировал оба подхода и фактически занимал примиренческую позицию. 

Сегодня же татары уже сформировались как нация, выкристаллизовалась этническая идентичность. Дискуссии с вопросом «Кто мы, татары и булгары?» можно считать закрытыми.

Хотя и попадаются люди, которые возводят свой род к булгарам и самоидентифицируют себя с ними.

Несмотря на это, тема, связанная с булгаризмом, сегодня раздражает татарскую общественность и историков: слышатся опасения, что единый народ раскалывают, что недоброжелатели против него учиняют козни. 

В дискуссионном клубе казанский историк Дамир Исхаков рассказал об истоках современного булгаризма. Чтобы разобраться в вопросе, необходимо обратить внимание на середину XX  века. 

В августе 1944 года ЦК ВКП(б) по поручению Иосифа Сталина принял постановление «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Этим документом осуждалось изучение истории Золотой Орды, народный эпос «Идегей» объявлялся «ханским» и антирусским.

По этому постановлению была произведена кадровая работа с людьми, изучающими историю и литературу татарского народа.  От специалистов потребовали изменить подход к изучению и преподаванию истории татар, тех же, кто отстаивал принципы, уволили.

В ходе реализации постановления были переписаны все учебники, где просто удалялись любые упоминания о Золотой Орде.

Таким образом, татарскому народу навязывали идеологию, что всё своё культурное, литературное и генетическое происхождение берётся из государства Волжской Булгарии, границы которой примерно совпадали с границами ТАССР. 

– Если мы идем за булгарской историей, то у нас автоматически из истории выпадают сибирские, астраханские, крымские, добруджанские татары из Румынии, а вместе с ними литовские, да и мишари не совсем вписываются в историю Булгарии. История мишар с Волжской Булгарией никак не связана, – рассказывает Дамир Исхаков. 

По его словам, именно постановление от 1944 года и породило среди татарской интеллигенции, историков и литераторов такое явление, как «булгаризм» – увлеченность историей Волжской Булгарии, превозношение его культурного исторического наследия над другими периодами истории народа, увязывание татар только с булгарами, вплоть до самоопределения «булгар». 

Дамир Исхаков рассказывает, что когда начал работать в Институте языка, литературы и истории имени Галимджана Ибрагимова в начале 80-х годов, то встретился с казанской школой историков-булгаристов – археологом Альфредом Халиковым, историком Салямом Алишевым и филологом Мирфатыйхом Закиевым.

По словам Исхакова, некоторые гуманитарии-булгаристы ради отстаивания идей даже опускались до фальсификации истории и редактировали источники.

Например, писатель и переводчик Анвар Хайри готовил к публикации адаптированный вариант книги Шигабутдина Марджани на татарском языке «Мустафад аль-ахбар фи ахвали казан ва булгар». По своим взглядам Марджани считал, что в формировании татар участвовали многие народы, в том числе и булгары.

Однако в переизданной Анваром Хайри книге все упоминания Золотой Орды и рассуждения о многокомпонентности казанских татар были отредактированы.  

– Я тогда обратился к Анвару: «Ты же ученый, как ты мог себе такое позволить?». А он мне в ответ: «Я так считаю», – привел он свою краткую беседу с татарским издателем книги Марджани. 

Дамир Исхаков напомнил, что Волжская Булгария, как и Русь, на себе ощутила нашествие войск хана Батыя, внука Чингисхана, в XIII веке. Тем не менее булгарское население ещё продолжало жить до XIV века.

Затем на территории начинают исчезать эпиграфические памятники на булгарском языке, остаются лишь памятники на средневековом татаро-кипчакском.

Историки этот процесс объясняют тем, что носители булгарского языка, да и сама Золотая Орда тогда на себе ощутили влияние массового заболевания чумой в первой половине XIV века. Не все вымерли, но оставшееся меньшинство растворилось среди татаро-кипчакских жителей Золотой Орды. 

– Наиболее продвинутые ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар. Я всегда говорю и пишу, что волжские булгары существовали, что они вошли в состав волжских татар.

Они сыграли важную роль. И в этом качестве – как одно из этнических компонентов татар – они должны быть приняты во внимание.

История Волжской Булгарии является частью нашей истории, – подытожил Дамир Исхаков. 

В дискуссионном клубе были те, кто называл себя булгарами и наследниками Волжской Булгарии. Это были трое мужчин. Двое из них рассказали, каким образом они пришли к осознанию, что ощущают себя булгарами, а не татарами. 

– Я родом с Урала, из Оренбурга. Мои предки – бабушки мои, потому что дед мой на фронте погиб. У меня прабабушка была 1876 года рождения со стороны отца. С детских лет я запомнил её слова: «Мы – мусульмане, наши предки булгары». Поэтому, наверное, я и начал искать корни своего народа.

Я знаю, что Булгарское государство распространялось до Яика (Урал). Река была его границей. В ЗАГСе просил дать информацию о корнях моего деда. Когда пришел туда, работник сказал, что данные сожжены советской властью.

Я не знаю, кем были мои предки: булгары, кипчаки, нагайбаки или мишари, – рассказал Радик Абубакиров

Вместе с тем он сообщил, что в свидетельстве о рождении его отца в графе национальность стоит прочерк, так же, как и у бабушки. Впоследствии Абубакиров входил в различные клубы по изучению культуры и истории булгар, чтобы найти ответ на вопрос, кто он есть. 

– Булгары не являются отдельным народом, который стоит в стороне от татарского народа. Есть часть народа, которая называется булгарами, а есть часть, которая называет себя татарами. И вместе мы – единый народ, – высказывает мнение председатель организации «Казанско-булгарская община» в Казани Рашид Кадыров.

– Для меня с детства не было никакой загадки, кем я являюсь. Детство я свое провел в гарнизонах, мой папа – офицер армии. Там мне в спину кричали, что я татар. Я не обращал на это внимание. Когда я приезжал в Казань, то бабушка мне говорила, что мы не татары, а мусульмане-булгары.

Я, поддавшись всеобщему зомбированию татаризмом в Татарстане, тоже иногда бабушке перечил – говорил, что мы татары. Но она продолжала настаивать. 

Он также рассказал, что у него в роду есть мусульманский просветитель Хафизитдин аль-Булгари, который состоял в переписке с Шигабутдином Марджани. Он оставил после себя несколько сочинений, где доказывал булгарское происхождение народа и грамматику булгарского языка.  

– Я булгар и для меня нет никаких сомнений, какая у меня национальная идентификация, – резюмировал Рашид Кадыров. 

– Говорить, что под казанскими татарами имеются в виду булгары, непросто неправильно, а их позиция весьма далека от научных. Наши булгаристы бьют в грудь – говорят, что они никакие не татары, а булгары. Ну, можно и так говорить, но их позицию доказать нельзя, – комментировал выступление булгаристов Дамир Исхаков. 

В заключение он отметил, что в связи с надвигающейся переписью населения в 2020 году вопросы об этнической идентификации татар с каждым днем будут становиться острее.

татары мира, татарская нация, булгары, Волжская Булгария, история, дискуссия, историки, ученые, Дамир Исхаков Понравился материал? Поделись в соцсетях ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 32 материала в сюжете

В октябре 2020 года проведут 12-ый в истории России подсчет жителей.

Работа в Казани

Источник: https://KazanFirst.ru/articles/486352

Мифы о Казанском ханстве: татары или булгары и вопрос наследника Золотой Орды

Кто есть казанские татары. Почему казанские татары называют себя булгарами

Казанское ханство: реальность и домыслы. Часть 1

История Казанского ханства, завоеванного войсками Ивана IV, полна домыслов и легенд. Одни из них имеют реальную основу, другие — элемент городского и народного фольклора. Историк и наш колумнист Булат Рахимзянов в новой колонке, написанной для «Реального времени», разбирался в некоторых распространенных мифах.

Как в истории любого другого государства, в истории Казанского ханства имеются свои мифы.

Чего стоит одна только легенда о том, что царица Сююмбике бросилась вниз с высокой башни, не желая быть женой Ивана Грозного, и разбилась насмерть, так и не покорившись завоевателям.

Мифы не несут вреда, говоря лишь о том, что сама история популярна среди населения. Однако интересно рассмотреть их с точки зрения соответствия реалиям, отраженным в исторических источниках.

1. Казанские татары — это не татары, а булгары

Весьма популярный миф, ставший по каким-то причинам актуальным в 1990-е годы. На самом деле говорить о том, что народы остаются «неизменными» на протяжении достаточно продолжительного времени, невозможно. «Все течет, все изменяется», — говорили мудрые люди.

Да, на территории современного Татарстана в X—XIII веках проживало население, которое в исторической литературе принято именовать «булгарами». Их основу составили тюркоязычные племена.

После образования Золотой Орды поволжские булгары стали одним из основных, но не единственным компонентом в этногенезе современных казанских татар и чувашей. Что это значит?

Исследователь Дамир Исхаков в своей книге «От средневековых татар к татарам нового времени» пришел к выводу, что формировавшаяся в границах Казанского ханства этническая общность до середины XVI века состояла из двух слоев — «черных людей» (податного, налогооблагаемого населения, тех, кто издавна оседло жил на данных территориях) из «ясачных чувашей» и социальных верхов (то есть тех, кто пришел с кочевыми монгольскими завоевателями, тех, кому в итоге налоги платили) из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Первый («чувашский») слой восходит еще к домонгольскому периоду и был действительно весьма близок этнически к булгарам.

Дамир Исхаков пишет, что общность Казанского состояла из двух слоев — «черных людей» из «ясачных чувашей» и социальных верхов из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Фото Михаила Козловского

Казанское ханство в значительной мере возникло на основе Булгарского вилайета Золотой Орды. Однако монгольское завоевание данного региона внесло существенные коррективы в его этническую историю.

Именно благодаря более высокому статусу «татар» (так как они являлись представителями стороны-завоевателя) по отношению к «ясачным чувашам» в целом за населением Казанского ханства (и после его ликвидации за коренным населением данной территории) закрепилось название «татары», как интегрирующее наименование населения Казанского ханства. Так что казанские татары — это не булгары, а потомки как их, так и пришлых монголов и кыпчаков.

2. Казанское ханство — основной наследник Золотой Орды

В формировании этого мифа немалая заслуга наших татарстанских ученых, в пылу восстановления исторической справедливости конца 1980—1990-х годов в вопросах истории Золотой Орды нередко ставивших Казанское ханство первым в списке наследников этой средневековой империи.

Конечно, немалую роль тут сыграло и то, что из всех наследников Золотой Орды только у казанских татар сохранились хоть какие-то остатки прежней государственности (автономная социалистическая республика во времена Советского Союза).

Но источники неумолимы — главным наследником Золотой Орды после политической ликвидации Большой Орды было Крымское ханство. Почему же?

Вторая половина XV века была временем, когда государства, ранее на разных условиях входившие в Улус Джучи, боролись друг с другом за доминирование в Степи. Иногда для достижения превосходства им были необходимы временные объединения.

Это время коалиции Московского великого княжества (позже Московского государства) с Крымским, а затем и с Казанским ханствами против Большой Орды, поддерживаемой Великим княжеством Литовским.

В течение двух последних десятилетий XV века в эту борьбу была включена и Ногайская Орда.

Главным наследником Золотой Орды после политической ликвидации Большой Орды было Крымское ханство. Фото gkaf.nsu.ru

Весной 1502 года сильно ослабевшая Большая Орда — основной на тот момент наследник Улуса Джучи — была полностью разгромлена крымскими войсками во главе с ханом Менгли-Гиреем.

В крымском послании в Москву от имени Менгли-Гирея было сказано: «Слава Богу, Ших-Ахметя (хан Большой Орды, предъявлявший последние амбиции на возрождение Улуса Джучи как единого центра Джучидской империи, — прим. Б. Р.), недруга нашего, розогонив, орду его и все его улусы Бог в наши руки дал».

После присоединения улусов Большой Орды Крымское ханство резко усилилось, а хан Менгли-Гирей начал именоваться «Великие Орды великим царем».

Борьба с Большой Ордой — «Престольным владением», в которой с татарской стороны участвовали как Крымское, так и Казанское и Касимовское ханства, а также кочевые Ногаи, была делом принципа, вопросом идеологии: необходимо было лишить традиционную сарайскую линию потомков Джучи, помнившую о едином имперском прошлом с непосредсвенным участием их предков, стержневой опоры, базы в виде большеордынской кочевой ставки и шедших за ней татарских улусов (кочевого объединения людей). Отделившиеся от имперского центра части бывшей Золотой Орды намеревались закрепить этот уже фактически сложившийся новый политический порядок dejure. Этим и было вызвано активное участие в ликвидации Большой Орды коалиции почти всех татарских государств. Кстати говоря, Московское княжество также активно участвовало в этом процессе — как бывший данник, активно стремившийся отдалиться от своего «неприглядного» прошлого путем ликвидации основного наследника империи.

Как только Большая Орда была политически уничтожена в 1502 году, ее место тут же заняло Крымское ханство как государство, правитель которого «взял» ставку большеордынского хана и принял его татарские улусы под свое подданство. Весь шлейф, тянувшийся на внешнеполитической сцене за Большой Ордой, тут же принял на себя Бахчисарай.

Если уж мы упомянули Москву, то можно отметить, что в этом шлейфе были и отношения с ней: отношение Крыма к ней резко ухудшилось.

Московское княжество как союзник больше не нужно было крымскому правителю, а вновь приобретенные амбиции «Великой Орды великого царя» не позволяли ему уже даже формально равнять себя с московским великим князем.

На внешнеполитической сцене представители этих двух государств — Большой Орды и, после ее разгрома, Крымского ханства — выступают как проводники относительно единой линии в отношениях с Москвой.

Схожим было и ее отношение к ним: государства, имевшие в разное время статус основного наследника Улуса Джучи, выступали для Москвы как бы современной реинкарнацией его самого, с сохранением реликтов отношения к этому политическому «праотцу».

Большую часть истории ханского периода Казань была «разменной монетой» в больших геополитических играх Крыма, Москвы и Ногайской Орды. Фото Максима Платонова

Ликвидация Большой Орды в 1502—1504 годах (иногда этот процесс растягивают до 1515 года), переход ее регалий и функций в позднезолотоордынском пространстве к Крымскому ханству, усиление Московского княжества привели к серьезному изменению конфигурации политических союзов в Степи.

Если в XV — начале XVI веков фактор борьбы с Большой Ордой был решающим для других наследников Улуса Джучи (включая и Москву), то, начиная со времени ее гибели, на первое место вышло соперничество Крымского ханства с Ногайской Ордой, а позже — с Московским государством за обладание всем золотоордынским наследством. Другие татарские государства, за исключением территориально отдаленного и относительно малонаселенного Сибирского ханства, оказались вовлеченными то с одной, то с другой стороны в это противоборство, длившееся с 1520 года до русского завоевания Поволжья.

Мнение о Казанском ханстве как о полностью независимом государстве также является по большей части историографическим мифом.

Казанское ханство большую часть своего существования пребывало то под влиянием Москвы, то Крыма, иногда Ногайской Орды, местная знать, особенно после пресечения династии Улуг-Мухаммада, ведущие позиции в управлении ханством постепенно теряла.

К сожалению, приходится констатировать, что большую часть своей истории ханского периода Казань была «разменной монетой» в больших геополитических играх гегемонов позднезолотоордынского Дешта — Крыма, Москвы и — опосредованно, но зато практически постоянно — Ногайской Орды. Мнение о Казани как об одном из наиболее сильных и агрессивных наследников Великого Улуса источниками, даже русскими, в достаточной мере не подтверждается.

Единственная причина, по которой казанскому направлению восточной политики Московского государства во второй половине XV — первой половине XVI веков уделялось наибольшее внимание, — это наличие географической границы между двумя государствами, что приводило, разумеется, к большему количеству «контактов» (в основном военных), чем с каким-либо другим наследником Золотой Орды. Ни с Крымом, ни с Ногаями, ни с Большой Ордой, после ее «разгрома» — с Астраханью — такой общей границы у Московского княжества не было. Именно поэтому, на мой взгляд, Казань и пала первой из этого списка.

Как отмечает питерский историк Александр Филюшкин, «русские войска в 1552 году шли на Казань, будучи уверенными, что мстят за века татарского ига.

… Для идеологии обретения мощи и величия Российского царства через покорение и унижение «былых господ» было неважно», какие это татары.

«Казанское ханство ответило за грехи Золотой Орды — не реальной Орды (выделено мной, — прим. Б. Р.), а «Золотой Орды» русской книжности XVI века».

Булат Раимович Рахимзянов — старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.

  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух научных и одной научно-популярной монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гутенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
  • Автор монографии «Московская Русь и татарские ханства в XV — XVI вв.» (Татарское книжное издательство, Казань).
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

ОбществоИстория Татарстан

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/117703-mify-o-kazanskom-hanstve-tatary-bulgary-i-chya-zolotaya-orda

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий