Коммуникативная неудача. Коммуникативные неудачи и коммуникативные барьеры

Коммуникативные неудачи и их причины. Барьеры в речевом общении

Коммуникативная неудача. Коммуникативные неудачи и коммуникативные барьеры

Коммуникативные неудачи – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Основные причины:

· Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга;

· Серьезным основанием для отчуждения участников разговора может быть нарушение паритетности общения. В данном случае также имеет место нарушение правила солидарности, кооперации собеседников. Это проявляется в доминировании одного из участников разговора;

· Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникнет согласие, если живое речевое общение будет pитуализовано. В ритуализованной реплике все прагматические характеристики речи (кто – кому – что – почему – зачем) нивелируются: нарушается правило искреннего доброжелательного отношения к собеседнику;

· Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего;

· Непонимание и недостижение собеседниками согласия может быть вызвано целым рядом обстоятельств, когда коммуникативные ожидания слушателя не оправдываются;

· К коммуникативной дисгармонии и непониманию может привести различие схем поведения участников диалога, что находит отражение в несвязности (фрагментарности) частей диалога.

Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения этого барьеры различны.

Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.

Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению.

Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения».

Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.

Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны.

Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова (подробнее см. Слушание в деловой коммуникации). Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.

Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации (подробнее см. Вербальные средства коммуникации).

Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным.

Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее легче всего воспринимать партнеру, в той форме, в которой она ему понятна.

Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.

Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью.

Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще.

Есть и другие способы успокоить возмущенного собеседника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_3114_kommunikativnie-neudachi-i-ih-prichini-bareri-v-rechevom-obshchenii.html

Коммуникативные неудачи и коммуникативные барьеры

Коммуникативная неудача. Коммуникативные неудачи и коммуникативные барьеры

Задание №55.Охарактеризуйте понятия «коммуникативная неудача», «коммуникативный барьер».

Коммуникативная неудача – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, в более широком смысле – прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками коммуникации.

Коммуникативные барьеры – это типичные трудности, возникающие в общении людей в связи с действием тех или иных объективных или субъективных причин и препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга. (И.А. Стернин)

Задание №56. Назовите причины коммуникативных неудач (сбоев).

1. Чуждая коммуникативная среда;

2. Нарушение паритетности общения, коммуникативного равновесия;

3. Неуместное замечание;

4. Несовпадение социокультурных особенностей участников;

5. Низкий уровень языковой компетенции.

Задание №57.Заполните таблицу, определив, к каким типам шумов, согласно математической модели коммуникации К. Шеннона и У. Уивера, можно отнести следующие, затрудняющие передачу и декодирование сообщения:

Включите в каждую колонку 2-3 собственных примера.

Технические (механические) шумы Семантические шумы
звук автосигнализации под окном аудитории во время лекции; звук мобильного телефона во время ответа на экзамене;неудобный стул во время собеседования при приеме на работу; тесная одежда и обувь во время защиты дипломной работы; мечты о предстоящем свидании во время лекции; невозможность открыть текстовый документ в полном объеме из-за неисправности компьютера;нарушение лексической сочетаемости слов;употребление слова в несвойственном ему значении;произнесение слова «реферамбы» вместо «дифирамбы»;неправильное ударение в слове;некорректное использование фразеологизма;использование просторечных слов в дипломной работе.  

Задание №58. Проанализируйте отрывок из романа Д. Донцовой. Классифицируйте шумы, ставшие помехой коммуникации персонажей. Установите причины коммуникативных неудач. Какие коммуникативные барьеры привели к коммуникативным сбоям?

– Здравствуйте, это поезд номер две тысячи сто? – вежливо спросила я блондинку в форме.

Та кашлянула.

– Нет!

– Но в табло указано: две тысячи cто отходит с пятого пути! – возмутилась я.

– Нет, – прозвучал меланхоличный ответ. – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Я схватила Олимпиаду Тимофеевну за руку и поволокла ее к справочному окошку. Естественно, там клубилась очередь. В конце концом мы оказались перед стеклом, в котором было сделано несколько круглых отверстий, с той стороны сидела грузная баба в синем пиджаке.

– Поезд номер две тысячи сто с какого пути отправляется? – спросила я.

– Кхм, хр, фр, – прозвучало в ответ.

– Простите, не слышу!

– Тр, бр, др, кха, кха. – ТЕХНИЧЕСКИЕ

– Повторите еще раз!

– По-человечески говорю, – загремело вдруг над очередью, — тр, бр, фр… кха…

– Номер пути! – завопила я, понимая, почему тётка сидит за толстым стеклом, – наверняка некоторые слишком нервные пассажиры испытывают непреодолимое желание схватить ее за горло.

– Гр, бр, фр… пять.

– Но там стоит другой состав!

– Фр, дыр… кха… кха… Все вы сумасшедшие! – побагровела баба.

Я поволокла Олимпиаду назад к составу, подошла к другой проводнице и поинтересовалась:

– Поезд две тысячи сто?

– Угу, – кивнула девушка.

– Вы уверены?

– Угу.

– А почему вон та женщина сказала, что у состава другой номер?

– Угу, другой, – согласилась девица, – верно.

Я вспотела и задала следующий вопрос:

– Где ваш бригадир?

– В штабном вагоне сидит!

– Номер скажите!

Девчонка противно захихикала.

– У Сергея Степаныча его нет.

– Вагона! – заорала я.

– Так он у меня.

– Кто?

– Я при штабном стою, – пожала плечами проводница. – И чего народ такой нервный? – ЛОГИЧЕСКИЕ

– Позовите свое начальство, – в полном изнеможении потребовала я.

– Серёга-а-а… – сиреной завыла девушка.

Послышался топот, на перрон спрыгнул юноша.

– Что у нас плохого? – бойко выкрикнул он. – Двойники?

– Почему ваши сотрудники издеваются над пассажирами? – налетела я на него.

– Не может быть! – резво отбил подачу парень. – У нас фирменный состав, вежливость и безукоризненное обслуживание – наши принципы.

– Давайте без демагогии! – взвилась я. – А ну ответьте, какой номер у состава?

– Две тысячи сто, – отрапортовал бригадир, – Москва – Брыльск.

– Замечательно. Тогда по какой причине вон та проводница заявила, что поезд совсем другой? Безобразие! Я с пожилым человеком и багажом к справочной бегала. Немедленно накажите нахалку.

– Тамара не солгала, – заявил Сергей, – ейный вагон от другого состава, он двенадцатым идёт.

– Вы меня идиоткой считаете? – обозлилась я. – Поезд-то один!

– Ну да. – закивал парень. – Сейчас объясню. Тут одна часть вагонов от две тысячи сотого, а вторая от двенадцатого – сдвоили поезд из экономии. До города Тульска он единым цугом пойдет, а там расцепимся. Двенадцатый к Вронску покатит, а мы на Брыльск. Ясненько? – СЕМАНТИЧЕСКИЙ

(Д. Донцова)

Задание №59. Основываясь на личном опыте, детально опишите и охарактеризуйте коммуникативную ситуацию, в которой передача и декодирование информации были затруднены в силу разного рода искажений (шумов) и коммуникативных барьеров. Выберите соответствующий жанр, придумайте название.
Повествование.

Общение с сотрудниками УФМС. Для того, чтобы уточнить какие документы необходимо предоставить для получения паспорта, я звонила в три разных службы (географические), которые прямо относились к УФМС по области. Ни в одной из них, не брали трубку.

В конечном итоге, через пару часов попыток дозвониться, трубку все-таки подняла девушка, которая радостным голосом, пропадающим с линии (технические) перенаправила меня в другой отдел. После моего объяснения ситуации, другой сотрудник УФМС – девушка с меланхоличным голосом, решила, что у меня проблемы с логикой.

Видимо, я слишком быстро говорила (логические). Узнав всю информацию, я отправилась в отделение УФМС. К моему удивлению, все те документы, список которых мне оговорили ранее, оказался неправильным.

В силу некоторых смысловых барьеров (семантичесих), коммуникация с сотрудником, принимавшим документы оказалось не такой успешной, как я бы хотела. “Ну, хотя бы за дверь не выставила”, – резюмировала моя подруга. И на том, друзья, спасибо.

Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1570 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

8

| 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Источник: https://medlec.org/lek2-105688.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий