Какой принцип является ведущим в русской орфографии. Основные принципы русской орфографии

Принципы русской орфографии

Какой принцип является ведущим в русской орфографии. Основные принципы русской орфографии

В русском языке, как в других языках, действуют правила правописания, которые называются орфографическими правилами. В основном орфография включает в себя нормы передачи слова с помощью букв, употребления прописных и строчных букв, переноса слова, а также написания слитно, раздельно или через дефис.

Все эти вещи регламентируются несколькими принципами русской орфографии, о которых речь ниже

В разных языках существуют разные способы передачи звучащего слова на письме. В русском языке действует буквенный принцип. Это означает, что звукам соответствуют особые графические значки, называемые буквами.

Буква передает звук, но обычно не звук речи, а звук языка. Например, если мы разговариваем с человеком, у которого дефект дикции, так что он произносит не «река», а «гхека», то мы догадываемся, что он имел в виду, и записываем правильную букву.

Она обозначает не тот звук, который произнес наш собеседник, а тот, который мы угадали, потому что в нашем сознании существует правильная модель этого слова.

Обычно выделяют три основных принципа орфографии русского языка.

Первый из них – это морфологический принцип.

Морфологический принцип иногда называют и иначе; например, фонематический, фонемный, морфо-фонематический, фонемно-морфологический.

Затем, менее распространенный фонетический принцип, или звуковой.

Третий принцип обычно называют историческим, или этимологическим, или традиционным.

Ведущим принципом современной русской орфографии по праву считается морфологический.

Суть морфологического принципа, кратко говоря, в том, что в слабой позиции в слове пишется та же буква, что и в сильной.

Например, если в слове «море» под ударением мы ясно слышим О, то в слове «морской» мы также пишем О, зная, что это один и тот же корень.

То есть мы записываем не звучащий звук (в слове «морской» мы слышим почти что А, но никак не О), а тот звук, который существует в нашем сознании. Ведь мы знаем, что это один и тот же корень, и ожидаем, что он везде будет писаться одинаково.

Морфологический принцип присущ большинству орфографических правил:

  • написание безударных гласных, проверяемых ударением;
  • сомнительные и непроизносимые согласные;
  • неизменяемые приставки, гласные и согласные в них;
  • употребление смягчающего мягкого знака внутри слова;
  • безударные окончания существительных и (во многих случаях) прилагательных;
  • сюда же часто относят употребление буквы ё после шипящих в глаголах и в словах, образованных от глаголов, а также в корнях слов, которые можно изменить, чтобы на этом месте было Е (пчёлка – пчела).

Он сводится к тому, что записываются буквы, обозначающие именно тот звук, который слышится. Этот принцип мало распространен в русском языке, поскольку он неудобен в использовании (мало ли кому что слышится…).

Тем не менее по фонетическому принципу организованы следующие орфографические правила:

  • приставки на –З, -С (перед глухим пишется С, перед звонким – З; обычно так и слышится: растянуть – перед глухим слышится С; раздавить – перед звонким слышится З);

Однако принцип не вполне фонетический; например, в слове «расшуметься» слышится на конце приставки Ш, а мы пишем С.

  • Ы после приставок на согласный (это тема тоже коварная, из правила много исключений: И сохраняется после всех иноязычных приставок, а также русских приставок сверх- и меж-);
  • написание приставок раз- и рас- с буквой А, в то время как под ударением слышится О: россыпь, но рассыпать;
  • Ы после Ц в суффиксах и окончаниях (в этом месте слышится Ы, потому что Ц всегда твердый);
  • О в ударных суффиксах после шипящих (волчонок, собачонка);
  • и некоторые другие, более редкие правила (например, написание слова «свадьба», так как в этом месте слышатся Д, хотя родственные ему «свататься», «сватовство» содержит в этом месте Т.

Третий принцип – исторический, или традиционный. Это те написания, которые в настоящий момент уже никак не объясняются, но восходят к каким-то историческим процессам. Сейчас эти написания в самом деле традиционные; их надо просто запомнить. К этому принципу относится также несколько правил:

  • все словарные слова;
  • слова с чередованием в корнях;
  • И в корнях после Ц;
  • написание удвоенных согласных, если оно не объясняется расположением удвоенной согласной на стыке морфем;
  • написание отдельных окончаний прилагательных;
  • мягкий знак после шипящих в глаголах и наречиях;
  • и некоторые другие правила.

Примеры смотрите в таблице.

морфологическийфонетическийтрадиционный
Смешной – смехВ зеленом (в каком?)Сделать (сузить)Честный (честью)Пшёнка (пшено)РастерятьсяРозыскОгурцыДевчонкаВ розницуКрокодилПриложение / прилагатьЦифра (но: цыпленок)ТоннаПрочь

Существует три основных принципа русской орфографии. Первый из них – фонематический (морфологический), основанный на той модели слова или морфему, которые есть у нас в сознании.

Затем, фонетический (как слышится, так и пишется). И, наконец, традиционный. К каждому относится немало правил орфографии.

При письме желательно осознавать, какой из принципов русской орфографии действует в каждом конкретном случае.

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 79.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/principy-russkoy-orfografii-tablica-kratko.html

Орфография. Основные принципы русской орфографии. Отражение морфологического принципа русской орфографии на написании проверяемых гласных и согласных в корне слова

Какой принцип является ведущим в русской орфографии. Основные принципы русской орфографии

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Правописание морфем(значимых частей слова) регулируется в русском языке тремя принципами русской орфографии – традиционным, фонетическим, морфологическим (фонематическим, морфематическим).

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков.

В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписние – рспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).

Морфологический (фонематический, морфематический) принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний.

Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных.

Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например, в позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.

Орфографических правил, связанных с написанием корней, приставок, суффиксов и окончаний, много. Но главный, ведущий принцип, — один. Рассмотрим примеры.

Почему в слове вода в корне пишется о, а в слове трава — а? Почему разные окончания в существительном: от деревни и к деревне? Почему следует писать дуб, но суп? Ведь слышен один и тот же звук [п].

Почему грустный пишется с буквой т, а вкусный — без нее?

Кажется, здесь разные орфографические правила, однако объединить их можно на основе ведущего принципа орфографии, который требует, чтобы пишущий:

1) не доверял слуху и не писал так, как слышит;

2) проверял сомнительные написания;

3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме (корне, окончании и т. п.);

4) умел правильно подобрать проверочное слово.

Главное, знать сильные позиции: для гласных — это положение под ударением, а для согласных — перед гласными и перед л, м, н, р, в.

Помня об этом, можно легко проверить все приведенные выше примеры: вода — воды, трава — травы, от деревни — от реки, к деревне — к реке, дуб — дубы, суп — супы, грустный — грустить, вкусный — вкусен.

Так же можно проверить и написание суффиксов и приставок. Какая буква (е, я, и) пишется в суффиксе слова пер..стый? Слово пер..стый обозначает «состоящий из перьев», «похожий на перья». Такой же суффикс есть в словах: каменистый, лучистый, зернистый. Следовательно, надо писать букву и — перистый. Липовый или липавый? Проверяем: сосновый, еловый.

То же и в приставках. Почему приставка за- пишется через А, a по через О? Говорят, надо запомнить, что приставок зо- и па- не бывает (кстати, приставка па- есть — пасынок, паводок, патрубок).

Попробуем проверить: затемно, засветло — под ударением а; поезд, похороны, почерк — под ударением о.

Приставка с- в словах сделать, сбросить, сгнить звучит как з, но если поставить ее в сильную позицию, то станет ясно, что приставки з- в русском языке нет: сломать, срезать, сорвать, связать.

Таким образом, все правила имеют одинаковые основания. Они и определяют ведущий принцип русской орфографии. Такой принцип, когда звук проверяется сильной позицией, называется морфологическим. Этот принцип самый удобный для русского письма.

1. Безударную гласную проверяй ударением:

далкий – дль, долна – дл, лес – лс.

2. Сомнительную (парную по глухости / звонкости) согласную проверяй подстановкой гласной или л, м, н, р, в: дубдубы

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лед – на льды.

Будешь грамотным и ты!

3. Непроизносимую согласную проверяй подстановкой гласной: поздно – опоздать.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно,

Букву Т писать уместно!

Исключения: чувствовать (но участвовать), праздник, счастливый, окрестность, лестница (но лесенка), явственно (но яства), потчевать (но почерк), сверстник (но ровесник), стекло (но склянка), блеснуть (но блестеть), плеснуть (но плескать), ресницы, помощник.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_202684_orfografiya-osnovnie-printsipi-russkoy-orfografii-otrazhenie-morfologicheskogo-printsipa-russkoy-orfografii-na-napisanii-proveryaemih-glasnih-i-soglasnih-v-korne-slova.html

Основные принципы орфографии

Какой принцип является ведущим в русской орфографии. Основные принципы русской орфографии

Принципы русской орфографии

В основе русской орфографии лежат три принципа:

1. Фонематический – написание отражает состав фонем, его оформляющих: молоко ([мълакó]; весна ([в'иэснá]). Фонематический принцип является основным в русской орфографии

2. Фонетический – написание отражает реальное звучание. Примером этому может служить правописание приставок РАЗ/РОЗ – РАС/РОС (под ударением писшется О, без ударения А; перед звонким согласным и перед гласным пишется З, перед глухим согласным С): разыскивать – рóзыск//распускать-рóспуск

3. Традиционный – написание отражает историческую традицию. В качестве примера можно привести правописание окончаний прилагательных, причастий и некоторых местоимений и числительных мужского рода, единственного числа, родительного падежа: плохого, сделанного, моего, одного. Фонетически это окончание звучит [óва], [ъва], [ъвó].

Принципы русской орфографии

Принципы орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной степь, рябиновый сосновый, подписать подпись, к ране к воде. Этотпринцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принципорфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать роспись, бездомный бесхозный.

Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией.

Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др.

В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) иплач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), иОрёл (город).

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

Основной принцип русской орфографии

Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип.

Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова.

Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании корней и окончаний. Морфологическим является также принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям. Сюда относятся:

1. написания имен существительных женского рода с конечным шипящим: рожь, ночь, мышь, вещь. Написание мягкого знака на конце этих слов имеет не фонетическое значение, а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные в одном типе 3-го склонения (новь, метель, тень, кровать, тетрадь и т.д.);

2. написания инфинитива с конечным шипящим: беречь, достичь. И в этом случае мягкий знак не является знаком мягкости, а служит формальной приметой неопределенной формы глагола, и его написание создает графическое единообразие оформления инфинитива (брить, верить, писать и т.д.);

3. написание формы повелительного наклонения с конечным шипящим: умножь, назначь, утешь. Также и здесь написание мягкого знака служит целям морфологии: создается единообразное внешнее оформление императива (исправь, откинь, отбрось, отмерь и т.д.).

Помимо морфологического принципа, который является основным в русской орфографии, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению.

Наиболее ярким примером таких написаний является написание приставок, оканчивающихся на з: без-, воз-, из-, раз-, низ-, чрез-, через-.

Конечный звук [з] в этих приставках перед глухими согласными корня оглушается, что и находит отражение на письме: бездушный – бестолковый, возглавить – воскликнуть, издать – истолковать, низвергать – ниспослать, разбить – расформировать, чрезмерный – чересседельник.

К фонетическим написаниям относится написание приставок рос- под ударением и рас- без ударения: роспись – расписка. Также написание ы вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный безыдейный, подыскать, предыдущий, сыграть.

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов: поджог (имя существительное) – поджёг (глагол), бал – балл, кампания – компания, Орел (город) – орел (птица).

Наконец, существуют еще традиционные, или исторические, написания Примером может служить написание буквы и после твердых шипящих ж, ш и послец: в древнерусском языке звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими и написание после них буквы и было закономерным, так как соответствовало произношению.

Слитные, полуслитные и раздельные написания связаны со сложными словами разных частей речи (существительными, прилагательными, числительным, местоимениями, наречиями), с повторением слов, с написанием иноязычных приставок и т.д.

Принципы русской орфографии, орфограмма

ОРФОГРАФИЯ – система правил правописания. Основные разделы орфографии:

  • написание морфем в различных частях речи,
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов,
  • употребление прописных и строчных букв,
  • перенос слов.

Принципы русской орфографии. Ведущий принцип русской орфографии – морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.

Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива.

Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный – беспокойный) или изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть).

Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) – ожёг (глаг.)) и традиционное написание (буква и после букв ж, ш, ц – жить, шить).

Орфограмма – это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило – это правило правописания руссхога языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Основные принципы орфографии

Принципы орфографии — это идеи, которые лежат в основе правил правописания кон­кретного языка. Их три: морфологический, фонетический и традиционный.

Ведущим в русском письме является морфологический принцип. Он заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем).

Единообразие в написании значимых частей слова достигается тем, что в одной и той же части сло­ва пишутся преимущественно одни и те же буквы, независимо от произношения: куб [п] — куба [б]; сапог [к] — в сапоге; отдалённый — даль; сбежать, сделать. Морфологический принцип позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре слова.

При максимальном соответствии звукового и графическо­го облика слова (т. е. слово пишется, как слышится) принято говорить о фонетическом принципе. В орфографических системах других языков, где слово пишется максимально при­ближенно к его произношению, фонетический принцип явля­ется ведущим.

В русском правописании данный орфографиче­ский принцип представлен частично.

В соответствии с фонетическим принципом в русском языке пишутся пристав­ки на -з; -с (безголосый, безвластный, использованный, ис­тёкший) и начальная корневая буква ы после исконно русских приставок на твёрдый согласный (обыск, сыщик).

Правописание приставок на -з, -с — единственное в рус­ской орфографии правило, основанное на фонетическом прин­ципе и последовательно соблюдающее этот принцип.

Традиционный принцип предполагает большой разрыв, несоответствие между написанием и произношением слова. Написания слов и морфем, подчиняющиеся этому принципу, следует запомнить.

В русском языке традиционный принцип присутствует в написании окончаний прилагательных и слов, изменяющихся, как прилагательные (красивого, третьего, которого), в наличии/отсутствии буквы ь на конце наречий и частиц (вскачь, замуж, лишь, уж).

Источник: https://stydopedia.ru/5x51c.html

Теория. Орфография. Принципы русской орфографии

Какой принцип является ведущим в русской орфографии. Основные принципы русской орфографии

Орфография

Орфография(от греч. ortos– прямой, правильный и grapho– пишу) – это система правил, устанавливающихединообразие написаний, обязательныхдля данного языка. Орфографией можноназвать также раздел науки о языке,изучающий правописание слов наопределенном этапе развития этогоязыка.

Современнаярусская орфография включает в себя пятьразделов:

1)передачу буквами фонемного составаслов;

2)слитные, раздельные и дефисные(полуслитные) написания;

3)употребление прописных и строчных букв;

4)способы переноса слов;

5)графические сокращения слов.

Правилапередачи звуковой стороны речи посредствомбуквенных обозначений могут строитьсяна различных принципах. Принципыорфографии – это основа, на которойбазируются написания слов и морфем приналичии выбора букв, предоставляемогографикой.

Орфограмма(от греч. ortos– прямой, правильный и grámma– буква) – это правильное написание,которое следует выбрать из ряда возможных.Например, в слове вокзалорфограммамиявляются буквы о(может быть написана буква а),к(может быть написана буква г),л(возможно написание лл).

С каждым из пяти разделов орфографиисвязаны определенные орфограммы. Так,например, во-первых, определенная буквав слове: шепот и шорох,предложитьи предлагатьи др.

, во-вторых, слитное, раздельное идефисное (полуслитное) написание слов:потихоньку,в обнимку, по-весеннему;в-третьих, прописная и строчная буквы:Родинаи родина;в-четвертых, перенос слов: се-страи сест-ра,на-броситьи над-ломить:в-пятых, графические сокращения: ит. д.

(и так далее), идр.(и другие), см.(смотри).

Русскоеписьмо, как и письмо большинства народовмира, является звуковым, то есть смыслречи в нем передается путем передачи звуковой стороны языка условно принятымиграфическими обозначениями – буквами.

Написьме звуки русского языка передаютсяпосредством определенного количествабукв, которые в совокупности образуют алфавит. Изучением букв, как известно,занимается графика. Орфографическиесистемы мира различаются в зависимостиот того, как они используют возможностиграфики.

Так, например, определенныетрудности могут возникать в том случае,когда в различных фонетических условияходна буква (в силу своей многозначности)обозначает различные звуки.

Такаяситуация может возникнуть при качественнойредукции (в слове рекибуква еобозначаетзвук [э], а в слове рекапосредством той же буквы еобозначается звук [иэ]),а также при оглушении согласных вабсолютном конце слова (в слове лугабуква гобозначаетзвук [г], а в слове лугта же буква гобозначает звук [к]). В таких случаяхвыбор букв определяется орфографическимиправилами. Таким образом, именноорфография регулирует написание тойили иной буквы, обозначающей фонему вслабой позиции.

Всовременном русском языке существуеттри принципа орфографии: морфологический(фонемный, фонематический, морфофонематический, фонемно-морфологический), фонетическийи исторический (этимологический, илитрадиционный).

Морфологическийпринцип является основным, ведущимпринципом русской орфографии.

По традицииэтот принцип называют морфологическим,хотя правильнее было бы назвать егоморфофонематическим, так как, во-первых,одни и те же буквы алфавита обозначаютфонему во всех ее видоизменениях,во-вторых, этот принцип обеспечиваетодинаковое написание морфем (приставки,корня, суффикса и окончания) внезависимости от их произношения, например,корень -мор- пишется одинаково, внезависимости от позиции, в словах мо́ре,морско׳й,моря́ки т. д.

Наморфологическом принципеосновываютсяследующие орфографические правила:

  1. написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: во׳дный – вода׳ – водяно́й – наводне́ние ; в служебных морфемах: о׳т-мель и от-бо́й, мудр-е׳ц и ста́р-ец, на стол-е׳ и на сту́л-е).

  2. написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук – лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);

  3. написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);

  4. написание приставок на согласный, исключая приставки на з (отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);

  5. употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);

  6. написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными (мостик – мост, но восьми – восьмой);

  7. написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.).

Фонетическийпринцип (или фонетические написания)заключается в том, что написание передаетзвучание слова, буквой в данном случаеобозначается не фонема, а звук. Фонетическиенаписания близки к фонетическийтранскрипции (как известно, транскрипция– это передача звучащей речи на письме).

Нафонетическом принципе основаны следующиенаписания:

  1. написание приставок, оканчивающихся на з (из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);

  2. написание буквы а в безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – ро́спись, расска׳зывать – ро׳ссказни, рассы׳пать – ро׳ссыпь);

  3. написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);

  4. написание буквы о в суффиксах –онок –онка после шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);

  5. написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, птицын, Куницын и т. п.);

  6. отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).

  7. Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать; отверстие – ср.: отверзать; калач – ср.: коло и др.).

Традиционный(исторический) принцип русской орфографиизаключается в том, что то или иноенаписание обусловлено законами языкана определенном этапе его историческогоразвития. В современном языке такиенаписания сохраняются по традиции.

Ктрадиционным (историческим) написаниямотносятся следующие:

1)написание слов (чаще заимствованных) снепроверяемыми безударными гласнымиа,о, е, и, я(сапоги,лаборатория, панорама, коллектив,обоняние, винегрет, дирижер, дефицит,интеллигент, смятение, месяц, заяц ит. д.);

2)написание корней с чередующимисягласными а/о,е/и(заря– озарение – зори; загар – загорать– пригарь; прикосновение – касаться; поклон – наклониться – склонение;предложение – прилагать – полог;растение – росток – вырасти – выращенный;проскакать – подскочить – скачок;собирать – соберу; удирать – удеру; блестеть – блистать; отпереть –отпирать, расстелить – расстилать;вытереть – вытиратьи др.);

3)написание букв и,епосле букв ж,ш иц(как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІУвека, а [ц]– до ХУІ века): шесть,жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель,целый, квалификация, цитата, цирк и др.

4)написание двойных согласных в корняхзаимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна,ассимиляцияи др.);

5)написание буквы гна месте звука [в] в окончаниях –ого,-егородительного падежа прилагательных ипричастий (сильного,синего, идущего идр.);

6)написание буквы ьпосле твердых шипящих ж,шв окончаниях глаголов 2-го лицаединственного числа в форме изъявительногонаклонения (идешь,смотришь, читаешь)и в формах повелительного наклонения(ешь,режь, намажь).Кроме того, по традиции пишется ьпослешипящих на конце наречий, за исключениемслов уж,замуж, невтерпеж(лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежьи др.);

7)написание слов с непроверяемыми гласнымив сочетаниях оро,оло(молоко,корова);

8)написание отдельных слов (рюкзак,асфальт, вокзали др.).

Дифференцирующие(различающиеся) написания объясняютправописание различных по смыслу слови словоформ, относящихся к омонимам.Именно благодаря наличию дифференцирующихнаписаний различаются омонимы, омоформы,омофоны.

Так, например, написание букваили опомогает понять, в каком значенииупотреблены слова кампания«событие, мероприятие» и компания(группа людей).

Значение омонимов можетразличаться написанием одиночной иудвоенной буквы: бал(праздничный вечер) и балл(оценка); написанием прописной и строчнойбукв: Роман(мужское имя) и роман(литературный жанр), Орел (город) и орел(птица)и т. п.

Кчислу дифференцирующих относятсяследующие написания:

1)наличие или отсутствие буквы ьу слов с основой на шипящий (наличие ьу слов женского рода: дочь,печь, рожь, мощь;отсутствие ьу слов мужского рода: страж, марш, плащ);

2)написание букв оили ёдля разграничения имен существительныхи глагольных словоформ (ожог,поджог– имена существительные и ожёг,поджёг– глаголы в форме прошедшего временимужского рода);

3)написание некоторых корней с чередующимисягласными, выбор которых определяетсясемантикой слова (ср.:макать перо в чернила – вымокнуть поддождем; подровнять (сделать ровным) –выравненный (сделанный равным);

4)написание приставок пре-,при-также зависит от семантики слова (ср.:предатьдруга – придать форму, преемник(последователь) – приемник (аппарат));

5)написание окончаний –ом,-ымв форме творительного падежа единственногочисла существительных на –ов,-ин,обозначающих фамилии людей и названиянаселенных пунктов (ср.: сСергеем Борисовым – с городом Борисовом);

6)написание ъ,ьзависит от расположения этих букв вслове (ср.:подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный– воробьи, вьюнок, льётся, скамья, наскамье);

7)некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которыхуточняются лексико-грамматическиезначения омонимичных слов (ср.:тоже(союз) – тоже(местоимение с частицей), оттого–наречие или часть союза, оттого –местоимение с предлогом и т. п.).

Несмотряна то, что общие правила для раздельногонаписания достаточны просты (отдельнодруг от друга пишутся слова в словосочетанияхи предложениях, а слитно – морфемы вслове), существует много случаев, когдатрудно сделать выбор: перед нами отдельныеслова или части слов, например:глубокоуважаемыйилиглубокоуважаемый,никакойилини какой,непогодаили непогодаи т. д.

Многиенаписания являются весьма противоречивыми,Так, до сих пор нет единого подхода кнаписанию наречий, и они пишутся тослитно, то через дефис, то раздельно(ср.: доверху– до отказа, потихоньку – по-весеннему).По-разному пишутся также существительныеи прилагательные одного и того же типа(ср.: блок-пункт– блокпост, народнохозяйственный –народно-демократическийи т. д.).

Источник: https://studfile.net/preview/6313221/

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий