Каким было искусство в годы Великой Отечественной войны? Искусство периода великой отечественной войны

Как искусство помогало победить

Каким было искусство в годы Великой Отечественной войны? Искусство периода великой отечественной войны
?

Categories: Одержать победу над фашизмом в советском союзе помогали не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В сохранении этого боевого духа важную роль играло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть важным для людей.

В этой статье я хочу рассказать, как искусство помогало бороться с фашистской германией в годы Великой Отечественной войны.

Больше всего военному времени в СССР была подчинена музыка и музыкальная жизнь. Быстрее всех других музыкальных жанров в будни войны вошла песня, став частью фронта и тыла.

Чего стоит только известная всем «Вставай, страна огромная».

Вливая силы в уставших бойцов и вдохновляя их в бою, песня как бы сокращала расстояния, приближала друг к другу родных и близких. Именно в песне солдат выражал свои чувства к любимой и веру в её любовь.Многие музыканты в то время ушли на фронт, чтобы сражаться с врагом в рядах Советской Армии. Остальные же, оставшиеся в тылу, тоже служили фронту своим талантом и искусством.

Под вражескими пулями звучали тогда арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали всю ответственность своей миссии: в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стараясь быть в лучшей артистической форме, хотя бы на короткое время создавая для солдат атмосферу праздника.Но не только песня вошла в тогдашнюю военную жизнь.

Немало в военное время появилось и симфоний. Так, в годы войны были написаны 22-я, 23-я и 24-я симфонии композитора Н. Я. Мясковского, 2-я симфония А. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), а также известная всем «Ленинградская симфония» Шостаковича.Не менее важное значение в годы войны имела литература, особенно поэзия.

Кроме стихов и песен, популярностью пользовались произведения сатиры (сказки, притчи, эпиграммы). Много погибло на войне молодых поэтов.Книги в то время сражались на войне, как бойцы, а писатели стали солдатами. Творческое вдохновение их стало оружием, защищающим дух.

Фронту нужны были не только физические, но и духовные боеприпасы, которые бы воодушевляли людей, укрепляли их веру в победу. Пропагандистские и публицистические навыки помогали литераторам оперативно откликаться на быстро меняющуюся обстановку.Широко использовались на войне листовки.

Имея целью мобилизацию армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачение его пропаганды и деморализацию врага, они содержали призывы мужественно и умело действовать в бою, рассказывали о героических подвигах солдат и офицеров. В зависимости от конкретных военно-политических условий, нередко они адресовались воинам определённого рода войск.

Много листовок с рассказами о героическом труде, о передовиках выпускалось и для тружеников тыла.Активным участником Великой Отечественной войны стало и изобразительное искусство. Оно в то время являлось не только свидетелем-летописцем, но и играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.

В годы войны произошло быстрое возрождение острого политического плаката и политической карикатуры. Всем известен знаменитый плакат И. М. Тоидзе «Родина Мать зовёт!».Как и листовки, плакаты ставили целью поднять боевой дух солдат, мобилизовать их силы в борьбе с врагом.

Авторы плакатов обращались не только к солдатам, но и к остальному населению, всех призывая объединяться в борьбе с врагом.Не оставались без внимания и простые рабочие, которых призывали трудиться на благо фронта.Художники обращались к лучшим чувствам воюющих солдат.Призывали авторы плакатов и к народной мести фашистам.Много было сатирических и карикатурных работ.

Особенно в этом жанре отличились известные всем Кукрыниксы. Вот одна из их работ.Кроме злободневного плаката, преобладала также батальная и жанровая живопись. Художники правдиво изображали фронтовые и трудовые будни военного времени, ужасы фашистской оккупации. Многие из них сами были на полях сражений.

Вот, например, знаменитая картина “Таня”, созданная Кукрыниксами и посвящённая известной партизанке Зое Космодемьянской.Полотно художников изображает подвиг замученной фашистами юной девушки, показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян и циничную жестокость немцев.А это – “бегство фашистов из Новгорода” тех же Кукрыниксов.

Художники показывают сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле: убегая, мародёры поджигают бесценные исторические здания.Кроме живописных работ, за время войны была выполнена масса карандашных рисунков, портретов для газет и журналов. Художники-портретисты спешили запечатлеть народных героев…Под всеобщим лозунгом «всё для фронта, всё для победы» работал и театр.

В созданные фронтовые бригады творческих работников входили лучшие актёры, которые выезжали с концертными программами на фронт. В тяжёлые будни войны такие встречи солдатов с актёрами и их общение с искусством становились праздником для бойцов, помогали им жить, сражаться и верить в победу.

Тема героической борьбы советского народа против агрессора была основным направлением и в деятельности кинематографа того времени. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. Материалы её использовались для монтажа документальных фильмов.Художественные фильмы в годы войны тоже были.

Они рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированных территориях и о людях, насильно вывезенных в Германию. Фильмы эти различались по материалу и особенностям художественного решения, но всем им было свойственно стремление показать всенародный характер войны.

Подводя итоги, следует отметить, что в большинстве своём советское искусство военного времени носило пропагандистский и агитационный характер. Однако создавались тогда и высокохудожественные, гениальные произведения. В целом же годы войны стали временем высочайшего патриотического подъёма советского искусства. Как, вообще-то, и должно оно быть на любой войне в любом государстве, когда нужно защищаться от врага и спасать свою Родину.

После окончания Великой Отечественной войны тема эта из искусства не ушла. Художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, поэты, писатели и режиссёры в красках, камне, бетоне и металле, звуках, нотах и слове навсегда увековечили память об исторических битвах и событиях войны, о подвиге советского народа и отдельных его героях. Обращались к этой теме и те художники, которые не были на войне. И чем дальше, вглубь времени уходили эти страшные события, тем меньше было показной патетики в произведениях искусства, а больше своего личного понимания пережитого на войне.

#оружиепобеды, Искусство, Образы, Разное

Источник: //mari-batinak.livejournal.com/29517.html

Великая отечественная война в искусстве – искусство – медиаплатформа миртесен

Каким было искусство в годы Великой Отечественной войны? Искусство периода великой отечественной войны

Великому Дню Победы посвящается

А.А. Дейнека “Окраина Москвы”. Ноябрь 1941 г.

А. Лысенко. 1941 г.

А. Лысенко “Москву отстояли” 1965 г.

А. Пластов “Фашист пролетел” 1942 г.

Б. Дрыжак “Война. Немцы пришли”

В. Богаткин “На подступах к Москве”

В. Гаврилов “За родную землю” 1959 г.

В. Памфилов “Подвиг Гвардейцев Панфиловцев”

В. Чекалов “Оккупанты” 1958 г.

Г. Нисский “На защиту Москвы. Ленинградское шоссе” 1942 г.

Г. Нисский “На Ленинградском шоссе” 1942 г.

Ф. Коган “Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года”

К. Юон “Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года” 1942 г.

К. Юон “Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года” 1942 г.

Кукрыниксы “Военная Москва”

Л. Карташев “Москва 1941-й год” 1983 г.

М. Авилов “От Советского Информбюро” 1972 г.

Н. Гохберг “Комсомолка” 1942 г.

Н. Осенев “Комсомольцы на строительстве оборонительных рубежей под Москвой”

Н. Соколов “Под Москвой в 1941 году” 1956 г.

П.А. Кривоногов “Советская конница в боях под Москвой” 1949 г.-1950 г.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв “Прости-прощай, родимый дом…”, 1984 г.-1988 г.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв “Сыновья”

А. Бантиков “Балтийцы на защите Ленинграда”. 1944 г.

А.А. Дейнека “Оборона г. Севастополя”. 1942 г.

А. Жабский “Хлеб”. Из серии “Дети войны”. 1985 г.

Б. Махов “Солдаты Сталинграда”. 1972 г.

В. Серов, И. Серебряный, А. Кузнецов “Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года”.

А. Прокопенко “В окопах Сталинграда”. 1975 г.

Г. Марченко “На окраине Сталинграда”.

Г.К. Севостьянов “Тревожный 1941 год”. 1982 г.

И.И. Родионов “Участие надводный кораблей и батарей флота в разгроме фашистов под Ленинградом”.

К.И. Рудаков К.И. Мать “Блокада”. 1942 г.

М. Самсонов “Бойцы Сталинграда”. 1983 г.

Н.C. Присекин “Севастопольцы. Год 1941-й”. 1982 г.

Н.С. Присекин “Константиновский равелин”. 1965 г.

Н. Цуцин “Блокадный Ленинград”.

П.А. Кривоногов “Защитники Брестской крепости”. 1951 г.

С. Боим “Вода с Невы”. 1942 г.

С. Боим “Ладога – дорога жизни”. 1949 г.

А. П. Ткачёв, С. П. Ткачёв “Дети войны”.

А.С. Михайлов “Тревога (Колыбельная)”. 1965 г.

В.А. Серов “Балтийский десант”. 1942 г.

И. Балдин “Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская”. 1984 г.

П. Белоусов “Из дневника блокады”.

Ю. Кугач “Летом 1941 года. Наши солдаты”. 1960 г.

А. Пахомов “На Неву за водой”. Из серии “Ленинград в дни блокады”

А.Ф. Пахомов “Салют в честь снятия блокады”. 27 января 1944 г.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв “Безымянная высота”

Л. Голованов “В суровом походе” 1944 г.

Н. Присекин “Курская битва” 1995 г. (фрагмент диорамы)

Н. Присекин “Лихолетье” 1984 г.

Н. Присекин “Наше дело — правое” 1985 г.

Н.Я. Бут “Брестская крепость. 1941 г.” 1958 г. 

Н.Я. Бут “Глоток воды”

П. Мальцев “Штурм Сапун-горы” 1958 г.

П.А. Кривоногов “В районе Корсунь-Шевченковского” 1944-45 г.г.

П.А. Кривоногов “На Курской дуге” 1949 г.

Ф. Усыпенко “Бой под Моздоком” 1950 г.

Ф. Усыпенко “Ночной бой” 1957 г.

Ю. Непринцев “Форсирование Днепра”

Н.Я. Бут “Во имя жизни” 1965 г.

Николай Колупаев “1941 год (Знамя Победы)”

В. Волков “Освобождение Минска. 3 июля 1944 года”

В. Мочальский “Победа. Берлин 1945 года” 1947 г.

В. Пузырьков “Впереди мир” 1984 г.

В. Тутиев “Май 1945-гo”

В. Шаталин “Боевые товарищи”

Г. Гришин “Играй, мой баян!” 1985 г.

Г. Мелихов “День Победы в Берлине” 1960 г.

Е. Козанов, А. Орловский “В освобожденной Праге” 1957 г.

И. Петров “Освобождение Софии”

И.А. Владимиров “Русская армия в Берлине” 1946 г.

К.А. Васильев “В небе над Берлином”

Кукрыниксы, М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов “Конец. Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии” 1947 г. – 1948 г.

Вячеслав Шумилов “Весна 1945-го” 1989 г.

И. Белоглазова “Салют Победы”

В. Шаталин “Победа”

К. Антонов “Победители”

В. Н. Костецкий “Возвращение” 1945 г. – 1947 г.

Источник: //art.mirtesen.ru/blog/43869196301/next

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий