Какая наука изучает организм? Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека

Лекции. Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека

Какая наука изучает организм? Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека

Физиология.

И

Анатомия

Оглавление.

Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии». 4

Лекция №2. «Основы цитологии – клетка». 7

Лекция №3. «Основы гистологии – ткани». 8

Лекция №4. «Внутренняя среда организма. Кровь. Гомеостаз, состав, свойства и функции крови». 14

Лекция №5. «Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека». 19

Лекция №6. «Скелет верхней и нижней конечностей». 23

Лекция №7. «Скелет головы». 27

Лекция №8. «Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышцы головы и шеи». 31

Лекция №9. «Мышцы туловища». 35

Лекция №10. «Мышцы верхней конечности». 39

Лекция №11. «Мышцы нижней конечности». 41

Лекция № 12. «Фасции мышц». 43

Лекция №13. «Физиология мышц». 45

Лекция № 14. «Процесс физиологической регуляции. Нервные механизмы физиологической регуляции. Общие принципы строения нервной системы. Нервная деятельность». 46

Лекция №15. «Функциональная анатомия спинного мозга». 49

Лекция №16 Головной мозг. Ствол мозга и промежуточный мозг. 54

Лекция № 17 Большой мозг (cerebrum). 58

Лекция №18. Черепно – мозговые нервы. 63

Лекция №19. Вегетативная нервная система. 68

Лекция № 20. Морфо – функциональная характеристика сенсорных систем. Учение об анализаторах. Зрительный анализатор. 72

Лекция №21. Слуховой и вестибулярный анализаторы. 76

Лекция №22. Кожный анализатор. 78

Лекция №24. Сердечно – сосудистая система. 86

Лекция № 25. Анатомия и физиология кровеносных сосудов. 89

Кровяное давление, регуляция кровообращения. 89

Лекция №27. Венозная система. 94

Лекция №28. Особенности кровообращения плода. 98

Лекция №29. Морфо – функциональная характеристика. 98

дыхательной системы. 98

Лекция №30. Легкие, плевра, дыхательный цикл, легочные объемы, физиология дыхания. 101

Лекция №31. Пищеварительная система и пищеварение. Полость рта. Пищеварение в полости рта. 105

Лекция №32. Глотка, пищевод, желудок. 108

Лекция № 33. Печень и поджелудочная железа. 111

Лекция №34. Тонкий кишечник. 114

Лекция №35. Толстый кишечник. Брюшина. 116

Лекция №36. Обмен белков, жиров и углеводов. 119

Лекция №37. Водный и минеральный обмен. Витамины. 121

Лекция №38. Обмен энергии. Терморегуляция. 126

Лекция №39. Общая морфология и функциональная характеристика процесса выделения. Анатомия органов мочевой системы. 128

Лекция №40. Физиология выделения. 131

Лекция №41. Мужская половая система. 133

Лекция №42. Женская половая система. 136

Лекция №43. Лимфатическая система. 140

Лекция №44. Иммунитет, органы иммунной системы. 142

Лекция №45. Психическая деятельность – физиологическая основа психо – социальных потребностей. Условные рефлексы, виды. Типы ВНД. Формы психической деятельности. 146

Лекция №46. Сознание, память, физиология сна. 150

Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии»

Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne– рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов.

Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека.

«Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой.

На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов.

При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями.

Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных. С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия.

1. описательная

2. систематическая

3. топографическая

4. пластическая

5. функциональная

6. динамическая

7. возрастная

8. сравнительная

9. микроскопическая

10. патологическая

Методы анатомии:

1. рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

2. наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом – макроскопическая анатомия

3. изучение с помощью микроскопа – микроскопическая анатомия

4. с помощью технических средств (рентген-лучи, эндоскопия)

5. метод инъекции красящих веществ в органы

6. метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами )

Физиология – экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).

Разделы физиологии:

1. медицинская

2. возрастная (геронтология)

3. физиология труда

4. физиология спорта

5. физиология питания

6. физиология экстремальных условий

7. патофизиология

Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым , хроническим и без оперативного вмешательства.

1. Острый – вивексия (живосечение) – Гарвей 1628 год. От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.

2. Хронический – Басов 1842 год – длительное время изучают функцию организма. Впервые выполнен на собаке (желудочная фистула).

3. Без оперативного вмешательства – 20 век – регистрация электрических потенциалов работающих органов. Получение информации одновременно от многих органов.

Указанные разделы изучают здорового человека – нормальная анатомия и физиология.

Человек – биосоциальное существо. Организм – биологическая система, наделенная разумом. Человеку присущи закономерности жизни (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция).

Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза – относительно динамическое постоянство внутренней среды организма.

Организм человека является многоуровневым:

· молекулярный

· клеточный

· тканевой

· органный

· системный

Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности. Способы их удовлетворения: самоудовлетворение или с посторонней помощью.

Механизмы самоудовлетворения:

· врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов)

· приобретенные (сознательное поведение, психические реакции)

Структуры удовлетворения потребностей:

1. исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная)

2. регуляторные (нервная и эндокринная)

Тело человека делят на части:

· голова

· туловище

· конечности

Система органов – группа органов, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Органы располагаются в полостях, заполненных жидкостью. Они сообщаются с внешней средой. Совокупность анатомических терминов, определяющих положение органов в теле и их направление – анатомическая номенклатура.

В теле человека условно проводят линии и плоскости:

1. фронтальная (параллельно линии лба)

2. сагиттальная (перпендикулярная линии лба)

3. медиальная (проходит через середину тела)

Органы характеризуют по отношению к осям и плоскостям:

1. проксимальный (верхний)

2. дистальный (нижний)

3. вентральный (задний)

4. дорсальный (задняя, спинная)

5. медиальный (ближе к срединной линии)

6. латеральный (дальше от срединной линии)

Типы телосложения:

· брахиморфное – невысокие и широкие люди, сердце большое, легкие широкие, диафрагма стоит высоко

· долихоморфное – длинные кости, сердце стоит вертикально, легкие длинные, диафрагма расположена низко

Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении тела человека и животных. В древние времена вскрытие животных производилось при жертвоприношениях и приготовлении пищи, вскрытие человека при бальзамировании. Медицина в античной Греции достигла небывалых успехов для того времени.

Впервые точные сведения о строении тела появились у врача и философа Гиппократа. Аристотель впервые назвал сердце главным органом, приводящим в движение кровь. Большое значение на развитие медицины и анатомии имела Александрийская школа, т.к. ее врачам разрешалось вскрывать трупы с научной целью.

К началу нашей эры была подготовлена почва для развития медицины.

Клавдий Гален создал первую теорию кровообращения: печень – центральный кроветворный орган, а сердце – главный циркулятор в организме. В странах запада и востока господствовали религиозные запреты, которые тормозили развитие медицины. Абу – Али – Ибн – Сина (Авиценна) – таджикский ученый – собрал все известные сведения о медицине того времени в книгу «Введение в анатомию и физиологию».

Выделились специальные школы во Франции и Италии. Основоположником современной анатомии считают бельгийского ученого того времени Андреаса Везалия (1514 – 1564). Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа.

Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей – большой. Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки.

Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности.

В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе.

Основатель первой анатомической школы – Загорский, его ученик – Буяльский – профессор кафедры анатомии – предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии – Пирогов Н.И. – разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова, Бехтерева, Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов – процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П.Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах.

Посников открыл причины смерти на органном уровне. Клод Бернар – о внутренней среде организма (pH)., Овсянников – с/с центр, Сеченов – перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский – регистрация биопотенциалов, парабиоз.

1889 год – Лунин – открытие витаминов, Анохин – функциональные системы.

Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии.

В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники.

Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография, электроэнцефалография).

Источник: https://studopedia.su/10_39056_lektsii.html

�������� � ���������� ��� �����, ��������� ��������� � ������� ��������

Какая наука изучает организм? Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека

����������   ..  292  293  294   ..

��������������� ������

�� ����: ��������� � ���������� ��� �����, ��������� ��������� � ������� ��������

���������:

��������� ������ �11(2)

�������� �. �.

�������� �������������:

�������� �. �.

���� – 2004

��������

�������� �������� � �����. ��������� ����� � �������� ������������� ��������� � ����� � ��� ���������, ��������� � �������� ������� �������������.

���� �������� ��� �������� �� ������ ������������ � ����������, ��� �������������� (����. anatemno � ��������), ������� ��� ������� ������������, � ����� ������� � �������� �������� ����. �� ����������� ����� �������� ����� ��������� ��������:

� ��������������� , ��������� �������� �� �������� (�������, ��������, ������������������ � �.�.);

� ��������������� , ��������������� �� ������ ��� ��������� ������ ��������������� �������� ���������������� ��������������� �������� � ��������� �������� ����;

� ������������ , ������� ��������� ������� ����� � ��������� ����;

� ���������� , ����������� ��������� � �������� ���� � ��� ������ � �������� ��������������� �������� ���������;

� ������������� , ��������� ����������� �������������� ������� ������� � ������ ��������;

� ��������������, ��������������� ��������� ��������� ������ ��������� ��� ����� ������ ����������� ��� �������.

� ��������� ����� � ����� � ��������� � �������� ����������������� ���������� � ��������� ��������� ����������������� ����������� � � �������� � ����������������� ����������, ��������� ����������� ������ ��������� (adaptatia – ��������������) ������������� ��������� � ������������ �������� ������� ����� (������������� ���������, �����������, �����������, ��������, ����������� � �.�.).

� ����������� �� ������ ������������ � ������ �������� ������������ �������� ���������� �������������� �� ��������, ����������, ��������� � �����������.

��������, ��� � ������ ��������������� �����, ��������� � ��������������� ������, ��������� �������������� �������� ����� ������� �� ��������� ������� �� �����������.

��� ��������� �������� �������� � �������� �������� � ������� �� ������� ������������ ������������.

��������� ����������� �������� ������������� ����, �������� ���������� �������� ������������� ����������������� � ������������� �����, ������� ������������� �������� �, �������������, ������������ ������������ ������������������� �������������.

������ � ��� �������� ����������� ��������� ��� �������� ������ ������-������������� � ����������� ���������: ���������� � �������������� ����������, �������������� ��������, ��������, �������� ���������� ��������, ���������� �������� � �.�. ������ ����������� �������� � ������� ������� � ������ ���������� ��� ��������� ��������� ���������, ������������ � ��������� �������� ��������, ��� � ���� ������� �������� ������� ��� �������� ������ �� �������� ��������.

����������

���������� ��������� � ������������� �����������. ��� ������� ������� ������ ���������, ��������������� ������, �������, ������ � ��������� ��������� ��������, � ����� ��������� ��������� ���� �������.

���������� ������������� ������� ��������� �� �������� ����� � � ������ ����������� �� ��� �������� ������� �����.

������ ���������� ������� � ���, ����� ������ ������ ������ ������������� ���������, ���������� �������� ������ ��� �����, ������, ��� ��� ����� �������, ��� ��� ��������������� � ����� ������� �� �� �������������� ���������� ������� ��������� � ����� ������ ���������.

���������� ����� ������� � ������������ ���������������� ������� � ���������, ����������, ����������. ��� ������ ���������������� �������� ������, ������. ������� � ������ ��������� ������ ������� ������ �� �������, ��������� � ������� ����� ������� ����� �����, ������� ������������� ���� �����.

��������� �������� ��� ��������������� ����� ����� ���������� ������ � �����, ��� ��� ��� �������, ������������ � ���������, ������� � ������������� ���������� � �������� �� ������� ���� ����.

���������� ������� ������������ �����������, ���������� ����� ������� �� �������. ���������� ����� ��������� �� ����� ��������, ������������ ������ � �����������.

��� � �������, ��� ��� ��� �������� ����������������� ������ ��������� ���������� ����� ������� ��� ��������.

���������� � ��� ����������������� �����. ��� ����������� ����� ��������� �������� � ����������� � ������������� (������).

���������� ��������� ���������� �� ������� ���� ��� ����� ������, �������� ����������� ������ (��� ����� ��� �����������, ����� ����� ����������� ������ � �.�.).

������ ����� ���������� ������ �������� �� �������, ������ ������ �����������, ��� ������������ ��� ������������. ��� ����� ��������� �����������.

��������������� ����������� � ����������� �� ����� � ����� ����� ���� ������ � �����������. ������ ����� ����� �������������� � �������� ���������� (�����������) � ��������� ������� �� �������� ���������� ������� �����-�� �������.

������ ����� ����� ��� �����������: ������, ������, ����������� ����� ��������� ���������� ������� ������� ���������. ���������� ����� ������ ����������� ���������� �������� ����� ������������.

����������� ����������� ��������� � ������� ����������� ������� ������� ������� ��������� � �������� ����������� �������������� ��� � ���������� ������.

���������� � �������� ���������� ���� �� �����. ��� ��������� ���������, ������� ���������� � ���������, ���������� ����� ���������� ������� ��������� ���������. ������ ���������� ���������� ��� ������������� �����������, ������ � ���������� ����������� �������, � ����� ��� ���������� ���������������� �����������

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/03200medecina/100_lekcii_medicina_3/293.htm

Науки, изучающие организм человека. Анатомия

Какая наука изучает организм? Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека

Думай, делай выводы, действуй

Проверь свои знания

1. Что изучает анатомия?

Ответ. Анатомия изучает строение тела, его отдельных систем и органов.

2. Что является предметом изучения физиологии?

Ответ. Предмет изучения физиологии — процессы жизнедеятельности целого организма или его отдельных органов и систем.

3. Какова роль гигиенических знаний?

Ответ. Роль гигиенических зданий — профилактика, предупреждение и устранение различных факторов, могущих нанести вред здоровью.

4. Какие методы используются при изучении организма человека?

Ответ. К методам изучения организма человека относят наблюдение, измерение и эксперимент.

5. Почему важно знать основы анатомии, физиологии и гигиены?

Ответ. Строение тела и органов изучает анатомия, их работу — физиология. Влияние окружающей среды, условия жизни и труда на организм изучает гигиена. Эти науки тесно связаны между собой, так как объект их исследования — человеческий организм. Задачей всех этих наук является улучшение качества жизни людей.

Выполни задания

1. Подготовьте презентацию «Вклад отечественных ученых в развитие наук о строении и физиологии тела человека».

Ответ. Приложение.

2. Составьте перечень наук, которые изучают человека.

Ответ. Перечень наук, которые изучают человека:

Анатомия (от греч. анатоме — рассечение) — изучает строение организма, органов и систем органов.

Физиология — (от греч. физис — природа, логос — учение) — изучает процессы, которые протекают в органах и системах органов.

Психология — (от греч. психе — душа + учение) — изучает психику человека, ее возникновение и закономерности.

Каждая из этих наук стала основой медицины — (от лат. лечебный) — научная и практическая деятельность по сохранению и укреплению здоровья.

Дополнительные науки, относящиеся к медицине и биологии:

— фармакология — наука о лекарствах и их влиянии на тело и болезнь;

— биохимия — наука о химическом составе и химических процессах в организме;

— биофизика — наука о физических процессах и показателях;

— морфология — наука о внешнем строении организма;

— генетика — наука о наследственной информации организмов.

3. С помощью словаря иностранных слов найдите объяснение слов: анатомия, физиология, гигиена, психология, медицина.

Ответ. Анатомия — с греческого языка анатоме — рассечение.

Физиология — с греческого языка физис — природа, логос — учение.

Психология — с греческого языка психе — душа, логос — учение.

Гигиена — с греческого — здоровый.

Медицина — от латинского — лечебный.

Обсуди с товарищами

1. В основе медицины лежат две основные науки о человеке — анатомия и физиология.

Ответ. Анатомия и физиология человека — основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия — наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne — рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов.

Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология — составные части биологии, относятся к медико — биологическим наукам. Анатомия и физиология — теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека.

«Анатомия в союзе с физиологией — царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой.

На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов.

При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями.

Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных. С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия.

2. Почему человека изучают одновременно разные науки?

Ответ. Есть наука о человеке антропология, но она не может представить весь спектр знаний, охватывая лишь биологический, эволюционный и в отдельности философский аспекты. Что представляет собой человекознание? По классификации В. Г.

Борзенкова, можно насчитать до 200 дисциплин, которые представляют собой науки, изучающие человека. Их можно сгруппировать в несколько блоков: науки о человеке как биологической субстанции (анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.

); науки о человечестве (демография, социология, этнография, политология, экономика и др.); наука о человеке и его взаимодействии с природой и космосом (экология, биогеохимия, космическая медицина и др.); науки о человеке как личности (педагогика, этика, психология, эстетика и др.

); науки, рассматривающие человека как субъект деятельности (эргономика, инженерная психология, эвристика и др.). Эти дисциплины не существуют сами по себе: они многократно пересекаются, методы одних широко используются в других.

Например, изучение физиологии с помощью определенных устройств широко стало использоваться в практической психологии и даже криминалистике (детектор лжи). Также существуют иные подходы к классификации того, какие науки изучают человека.

3. Что способствовало развитию интереса к изучению строения тела?

Ответ. С древнейших времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. Давно пробудился интерес у человека к его собственному телу, строению, функциям отдельных органов.

Как изучение мира потребовало нескольких исторических эпох и периодов, так и изучение человеческого организма продвигалось лишь шаг за шагом.

Попытки познания организма человека были сделаны еще на заре развития цивилизации. В сохранившихся до нашего времени сочинениях философов и врачей Древнего Китая, Индии, Греции и Рима имеются смутные, весьма несовершенные, а подчас фантастические представления о строении человеческого тела.

Научного исследования организма в древности не существовало, хотя и были отдельные попытки ставить опыты на животных.

Выскажи мнение

Знания по анатомии и физиологии нашего организма, его гигиене способствуют сохранению здоровья человечества и каждого человека в отдельности.

Ответ. Биологические знания о деятельности человеческого организма являются основой для медицины и гигиены.

Медицина — наука о здоровье человека, причинах его заболеваний, методах диагностики, лечения и их профилактике.

Гигиена изучает влияние разных факторов окружающей среды, в том числе социальных (условий труда, быта, уровня культуры и т. п.), на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

Работа с текстом

Найдите в тексте определения понятий: анатомия, физиология, гигиена, психология, медицина.

Ответ. Анатомия — наука о строении тела, его отдельных систем и органов.

Физиология — наука, изучающая процессы жизнедеятельности целого организма или его отдельных органов и систем.

Гигиена — наука, изучающая влияние окружающей среды на организм человека с целью обеспечения максимальной охраны его здоровья.

Психология — это наука, изучающая поведение человека и животных, психику и особенности восприятия окружающего мира, она тесно связана с физиологией.

Медицина — наука, изучающая организм человека в его здоровом состоянии и при различных нарушениях, приводящих к болезням.

Работа с моделями, схемами, таблицами

Заполните таблицу.

Ответ.

Источник: https://resheba.me/gdz/biologija/8-klass/sivoglazov/1

Науки, изучающие организм человека

Какая наука изучает организм? Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека

Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины.

Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий.

Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает.

У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику.

Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

НаукаЧто изучает
БотаникаНаука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
ЗоологияНаука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизикаНауки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
МикробиологияНаука о микроорганизмах
ГидропалеонтологияНаука об организмах, населяющих водную среду
ПалеонтологияНаука об ископаемых организмах
ВирусологияНаука о вирусах
ЭкологияНаука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растенийИзучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животныхИзучает функции (жизнедеятельность) животных
ГенетикаНаука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития)Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение)Закономерности исторического развития организмов
БиохимияИзучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
БиофизикаИсследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
БиометрияНа основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биологияПозволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биологияИсследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистологияИзучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биологияНаука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
БиоценологияИзучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биологияИзучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных.

Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи.

Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства.

Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации.

Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении.

Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.).

Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа.

Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием.

Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты.

Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология.

История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты.

В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их.

Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины.

С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур.

Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека.

Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались.

Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека.

Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

ПериодМыслители/учёныеВклад в науку
VI–V векаГераклид (греческий мыслитель)
  • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
  • мир непрерывно меняется;
  • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
384–322 гг до н.э.Аристотель (греческий мыслитель)
  • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
  • ввел термин «организм»;
  • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
460–377 гг до н.э.Гиппократ (медик античности)
  • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
  • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
130–200 гг н.э.Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
  • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
  • предположил, что человек устроен сходным образом;
  • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
1452–1519 ггЛеонардо да Винчи (итальянский художник и учёный)Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
1483–1520 ггРафаэль Санти (великий итальянский художник)Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
1587–1657 ггУильям Гарвей (английский учёный)
  • Открыл два круга кровообращения;
  • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
Первая половина XVIIРене Декарт (французский философ)Открытие рефлекса.
1829–1905, 1849–1936 ггИ. М. Сеченов, И. П. ПавловРаботы с рефлексом
Начало XIX до наших днейЛуи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный)Работы с рефлексом

Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества.

Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

Источник: https://biouroki.ru/material/human/nauki.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий