Как развивать полушария мозга. Как развивать правое полушарие мозга? Как развить правое полушарие

Как развивать правое полушарие мозга?

Как развивать полушария мозга. Как развивать правое полушарие мозга? Как развить правое полушарие

Известно, что левое полушарие является ответственным за логическое и этапное мышление, тогда как правое – отвечает за абстракции и творческие задатки. Из-за современного уклада общества у подавляющего большинства людей доминирует левополушарное мышление, поэтому правое требует дополнительной стимуляции, чтобы мозг функционировал гармонично.

Экспериментально была выяснена одна весьма странная и не поддающаяся толковому объяснению вещь – при тотальном повреждении одного из полушарий головного мозга человек не погибает. Это может свидетельствовать о том, что четкое разделение функций для правого и левого полушарий мозга не является верным.

Особенности работы центров правого полушария

Доказано, что правое полушарие отвечает за такие сферы жизнедеятельности человека:

  • Интуитивное поведение;
  • Обрабатывание информации образного характера;
  • Ориентировка в пространстве, оценка своего местоположения;
  • Способность воспринимать набор отдельных звуков в качестве единой мелодии;
  • Восприятие метафор и переносного значения слов и предложений;
  • Умение мечтать и фантазировать о чем-либо;
  • Творчество во всех его проявлениях (особенно рисование);
  • Эмоциональный фон (левое также принимает участие, но менее активно);
  • Сексуальное желание и вообще весь интимный процесс;
  • Восприятие каких-либо мистических проявлений (даже надуманных);
  • Обработка информации без соблюдения этапности (картинка или действие воспринимается цельно, без выделения отдельных составляющих, без детализации);
  • Контроль и координация движений левой половины тела.

Именно благодаря работе правого полушария мы можем узнавать людей по лицам, так как воспринимает совокупность отдельных черт внешности в качестве единого целого.

Правое полушарие головного мозга преобладает у людей с рождения, однако с процессом обучения начинает лучше гармонировать с левым. Проблема в том, что в итоге чрезмерное развитие левого полушария приводит к подавлению правого, что и объясняет надобность в дополнительных упражнениях.

Исключение из правил составляют люди, пишущие левой рукой, у которых преобладает правое полушарие. Таким личностям нужно развивать левое полушарие мозга. Об этом можно узнать подробнее на сайте Brainapps, в одной из статей блога.

Упражнения для развития правого полушария головного мозга

Сейчас ведется множество исследований, в ходе которых ученые неврологии и психологии пытаются развеять теорию мозговой асимметрии. Однако, так как для ее опровержения недостаточно данных, она все еще остается наиболее оптимальной. Впрочем, данных для ее подтверждения также не хватает.

Родители ребенка, желающие улучшить деятельного его правого полушария, да и взрослые люди, считающие, что им не хватает креатива, должны понимать, что задача состоит в том, чтобы достичь гармоничной работы обоих полушарий мозга. Упражнения для улучшения работы правого полушария мозга помогают подавить доминирование левого, однако они не должны слишком угнетать логично-последовательное мышление.

Самые простые упражнения для развития правого полушария мозга:

  • При недостаточности фантазии и образности мышления рекомендуется посещение картинных галерей, музеев и других творческих мероприятий;
  • Развитие правого полушария головного мозга стимулирует рисование (также есть методика «зеркального» изображения, когда рисунок воспроизводится одновременно двумя руками), написание различных рассказов или стихотворений;
  • Правша для развития правого полушария может выполнять повседневные дела, задействовав, в основном, левую половину тела (для левши такое упражнение не подходит).

Отдельно выделяется такое упражнение, как визуализация. Методика его проведения заключается в следующем:

  • Человек должен представить белый лист бумаги, с какой-нибудь надписью на нем. С помощью воображения можно несколько раз изменить цвет букв, тональность и цветовую гамму самого листа. Чем ярче и четче представляется картинка, тем лучше.
  • Следующий этап – это представление различных звуков, начиная с любимых песен и заканчивая обычным дождем. Важен не звук, который человек пытается представить, а то, насколько правдоподобно ему это удастся.
  • Последний этап – осязание. Наиболее сложно представить не картинку или щебетание птиц, а, например, мягкость кошачьей шерсти под пальцами или шершавость гравия. Чем сильнее человеку удается погрузиться в собственное воображение, тем эффективнее считается упражнение.

Дополнительно к этим трем параметрам можно визуализировать запахи и вкусы.

В выполнении всех перечисленных упражнений имеют значение два параметра: систематичность и увеличение сложности. Таким образом будет требоваться более сильная активация участков мозга правого полушария, что положительно скажется на его развитии.

Главное в процессе тренировки не перегнуть палку, а добиться гармоничного взаимодействия правого и левого полушарий мозга человека. Команда BrainApps приготовила для вас множество игр и упражнений, которые помогут развивать мышление.

Все задачи подстраиваются по уровню сложности под индивидуальные способности и позволяют достичь гармоничного развития интеллекта.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2016/03/kak-razvivat-pravoe-polusharie-mozga/

Развиваем правое полушарие головного мозга

Как развивать полушария мозга. Как развивать правое полушарие мозга? Как развить правое полушарие

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную – осязательную).

При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.

Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем.

Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно.

Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Правое полушарие действует быстро. Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова «эврика!»), параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление. Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму.

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – «правополушарные» люди.

Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).

В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей, становящемся все более модным. Всегда ли оно обосновано? Может быть, в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность.

Татьяна Везель в своей статье «Левша – это хорошо или плохо?» (журнал «Материнство») пишет: «В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать.

Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет.

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может «заблокировать» правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди».

Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих «минусов» можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично.

А для этого нужно именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием. Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны.

Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека. Существуют также специальные упражнения, направленные на развитие правого полушария. Опишем здесь некоторые из них.

1. Упражнения на визуализацию.

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать. Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими… А теперь – красными, а теперь – зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь – желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем! А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные. Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус.

Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое? Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь. А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена. Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал.

Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: «Как интересно!», «Ну надо же!», «Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!». Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов.

Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование – медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут. Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать.

Если ему сложно это сделать – помогите: «Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?» Теперь игра окончена, можно отдохнуть. Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе.

Например: «Имя-цветок» – рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; «Я взрослый» – пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); «Воображаемый подарок» – пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу – поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: «Мне скучно, ну когда же наконец…», а родительское сердце ликует – ребенок-то развивается! Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется «Стирание из памяти стрессовой информации».

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию.

Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

2. «Ухо-нос». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.

3. «Колечко». Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами.

Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. И напоследок еще одно забавное упражнение для детей, которые уже умеют хорошо читать.

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Психологический центр Адалин

Источник: https://www.e1.ru/articles/kid/page_13/003/408/article_3408.html

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Как развивать полушария мозга. Как развивать правое полушарие мозга? Как развить правое полушарие

Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

За что отвечает правое полушарие:

 – обработка невербальной информации, эмоциональность;

– музыкальные и художественные способности;

– ориентация в пространстве;

– способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

– обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

– воображение;

– отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

– логика, память;

– абстрактное, аналитическое мышление;

– обработка вербальной информации;

– анализ информации, делает вывод;

– отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:

происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

– болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

– родовые травмы;

– болезни ребёнка в первый год;

– длительный стресс;

– общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются “гимнастикой для мозга”. И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

Зеркальное рисование. 

Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные – зеркальные рисунки.

Специальные прописи.

Упражнение “Лезгинка”.

Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.

Колечко.

Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно

Ухо – нос. 

Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

Змейка. 

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

Перекрестные движения. 

Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

 Горизонтальная восьмерка. 

В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.

«Лягушка»

Игра “Опиши, что вокруг”.

На улице, попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

«Ребро, кулак, ладонь»

Логоримика

— это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

Важно!

Упражнения должны выполняться непринуждённо, в спокойной обстановке.

Если вы видите, что проблема есть и упражнения не помогают, обязательно обратитесь к нейропсихологу

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/5d3ca888bc228f00c17ab9eb

Синхронизация полушарий головного мозга. Как развить полушария мозга

Как развивать полушария мозга. Как развивать правое полушарие мозга? Как развить правое полушарие

Головной мозг человека принято сравнивать с компьютером. Он выполняет множество функций и обладает большими возможностями. Но люди используют его ресурсы лишь частично.

За что отвечает левое и правое полушарие мозга

Вы прекрасно знаете, что наш мозг состоит из двух полушарий — правого и левого — каждый из которых имеет свои функциональные особенности:

  • Левая сторона отвечает за логическое мышление, анализ, рациональность, речь и языковые способности.
  • Сферы специализации правой стороны головного мозга — творчество, генерирование идей, воображение, нестандартные решения, интуиция, эмоции.

Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других — правое. Выигрывают же те, у кого их работа синхронизирована. Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи.

А есть креативные личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не реализовалась в жизнь.

Поэтому так важно развивать гармоничную работу головного мозга, а не зацикливаться на одной из его половинок.

В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении задействует технологии по гармонизации его левой и правой части, то увеличивается продуктивность и результативность самообразования.

Что еще дает синхронизация мозга?

  • образование новых нейронных связей,
  • повышенную концентрацию и внимание,
  • нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
  • остановку внутреннего диалога (схоже с медитацией),
  • повышение интеллектуального уровня,
  • успехи в учебе, самообразовании,
  • продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
  • поддержание молодости и ясности ума многие годы,
  • профилактика многих заболеваний головного мозга.

Также замечено, что люди с развитой мозговой деятельностью редко болеют и быстро восстанавливаются. А упражнения по синхронизации полушарий положительно сказываются на двигательных способностях человека.

Заманчиво? Тогда начинаем переходить к способам тренировки и изменения работы мозга.

Как развить полушария мозга. Синхронизация полушарий

Очень важным органом, отвечающим за мышление человека, является шишковидная железа эпифиз. Она расположена между полушариями, несет ответственность за работу всей эндокринной системы и выработку мелатонина (гормона молодости).

Во многих эзотерических учениях ее активизации придается очень большое значение.

Так в даосизме (китайском традиционном учении) существуют такие понимания как «центр мозга», его «взращивание», «оперирование» им, что сводиться к элементарным понятиям концентрации.

Сколько бы не шла речь о сосредоточенности и фокусировке, если сознание не синхронизировано, человек не будет владеть ими в полной мере. Он может лишь обладать наблюдением, связанным с работой того или иного отдела мозга.

Чтобы привести к гармонии работу обеих его частей, следует выполнять определенные упражнения, разработанные психофизиологами. Главным инструментом здесь играют руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Вы готовы? Приступаем!

Упражнения для синхронизирования полушарий мозга

Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому не торопитесь. Когда начнет получаться — ускоряйте темп. Делать их надо ежедневно. Количество повторений каждого упражнения минимум 30 раз.

«Кулак-ладонь». Поставьте руки перед собой: левая сжата в кулак, ладонь правой смотрит вниз и расположена на уровне противоположного запястья. Теперь одновременно меняем их положение. Сверху всегда должен быть кулак, снизу — ладошка.

«Ухо-нос». Пальцами правой руки возьмитесь за кончик носа, а левой — за правое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и теперь возьмитесь левой рукой за нос, правой — за ухо.

«Капитан». Одну руку ставим «козырьком» около лба, следите чтобы большой палец был спрятан, а не торчал в сторону. Пальцы на другой сложите в знак «класс». Как и в предыдущих упражнениях надо одновременно менять положение рук.

Для усложнения можно добавить хлопок перед сменой рук.

«Победитель». Пальцы на правой руке показывают знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается синхронно менять положение пальцев.

«Колечко». Соедините кончик большого пальца правой руки с кончиком указательного левой. То же самое с большим пальцем левой руки с указательным правой. Таким образом образуется «кольцо».

Большие пальцы — ведущие. Нижние пальцы отсоедините друг от друга, сделайте переворот вверх и снова их соедините. Повторите несколько раз.

Когда упражнение начинает получаться, усложняем его: большой палец правой руки уже касается не указательного, а среднего левой руки; большой палец левой руки — среднего пальца правой руки… и т.д. Доходим до мизинцев и обратно.

Упражнение «Колечко»:

«Восьмерки». Руки прямые, вытянуты параллельно полу. Одновременно рисуйте ими встречные горизонтальные восьмерки (знак бесконечность «∞»). Повторите 15 – 20 раз.

Теперь однонаправленные восьмерки (в одном направлении) — 15 – 20 раз. Сначала в левую сторону, потом в правую.

После это правая рука продолжает рисовать восьмерку горизонтально — «∞», а левая вертикально — «8». Повторить 15 – 20 раз и поменять: левая — «∞», правая — «8».

«Работаем локтями». Это упражнение, пожалуй, самое простое. Возьмите чистый лист бумаги формата А4. Нарисуйте на нем крест «+». Повесьте листок и встаньте перед ним. Смотрите на нарисованные перекрещенные линии и выполняйте следующие упражнения:

– Спина прямая, левым локтем коснитесь правого колена, потом правым локтем левого колена. Количество повторений 15 раз.

– Спина прямая, левым локтем коснитесь левого колена, потом правым локтем правого колена. Количество повторений 15 раз.

– Повторите 15 перекрестных движений, а затем 15 параллельных и снова 15 перекрестных.

После выполнения упражнений вы заметите, как ваш ум прояснился, мозг «разгрузился».

Перечисленный комплекс упражнений очень важно выполнять каждый день, чтобы достичь положительных результатов.

Главный их смысл — бросить вызов себе и победить! Синхронизация полушарий головного мозга поможет вам изменить свое мышление и жизнь. И это не пустые слова.

При регулярном выполнении комплекса вы начнете замечать изменения: появляются новые идеи, решения задач приходят быстро, они креативны и логичны.

Рекомендуем почитать: 4 упражнения для ясности ума и памяти

Источник: https://BestLavka.ru/sinxronizaciya-polusharij-golovnogo-mozga-uprazhneniya-i-praktiki-aktivacii/

Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать

Как развивать полушария мозга. Как развивать правое полушарие мозга? Как развить правое полушарие

Сразу дискламер: я редко пишу посты на широкую аудиторию, и более правильного ресурса для этого текста в рамках моего кругозора не нашлось. Тем не менее, если кто-то найдет это интересным, значит не зря… Поехали.

С чего все началось

Как-то я услышал от одного человека мысль о том, чтобы заниматься бизнесом, ему приходится «выращивать в себе Мистера Хайда», типа некая альтернатива его личности способна придумать что-то такое, что не способен придумать он сам.

Конечно же, он шутил, по большей части, и тогда я этому значение не придал. Вспомнил эту точную метафору лишь, когда сам решил, что мне нужно развивать креативность, умение продуктивно фантазировать, придумывать нестандартные решения.

Про мозг и мышку

Я рассудил, что нужно начать прокачивать свое правое полушарие головного мозга.

Прочитал про несколько методик, посмотрел лекции на TED'e, даже предпринял несколько шагов к тому, чтобы развить моторику левой руки — утверждается, что через это происходит стимуляция правого полушарие, а значит и всех процессов, за которое оно отвечает.

Методики и советы описывать не буду, только на одном остановлюсь подробно.

Самым простым и одновременно эффективным было передвинуть мышку под левую руку. Почему самое простое? Потому что это разовое действие и не надо себе напоминать.

К примеру, есть левой рукой я не научился, потому что вспоминаешь о том, что вилку или ложку стоит попробовать держать левой рукой лишь к концу трапезы, если вообще вспоминаешь. Почему эффективное? Потому что за компьютером я (как думаю и почти все из нас) проводит большую часть своего времени, а значит «дергать мышку» — одна из наиболее частых моторик.

Первые часы было очень непривычно, через день-два освоился, но попадать в маленькие области, как иконка крестика для закрытия окна, было почти нереально. Это занимало x10 от времени при манипуляциях правой рукой. «Быстро» не получалось и через месяц, но это уже было x2 — жить можно. Правда, были и побочные артефакты: клавиатуру тоже пришлось подвинуть правее и правой рукой привыкать к ctrl+inst и shift+inst (вместо ctrl+c и ctrl+v) и другим горячим клавишам.

Про книжку и рисование

Основным же направлением в этой деятельности стало желание научиться рисовать. Книжку я заприметил давно — Бетти Эдвардс — «Откройте в себе художника». Сначала дифирамбы: книжка крутая, все по делу, материал подается легко, задания в правильной последовательности. Аффтор жжот! 🙂 Реально, молодец тетенька.

В третьей главе «Ваш мозг: его правая и левая половины» очень доступно разжевано, как работает правая и левая половины мозга, как взаимодействуют друг на друга. Очень интересны были описаны случаи клинических больных и как люди видят мозг «по одной половинке».

В общем, книжку очень рекомендую даже если не будете задания выполнять, а просто для расширения кругозора полистать.

И чтобы долго не расслабляться автор в следующей же главе «Переход: опыт переключения слева направо» дает практическое задание, выполнение которого направлено на то, чтобы научиться отключать левое полушарие и переходить в правое — где все художники и живут 🙂 Впечатления те еще, но так как логика отключается, описать словами их не могу, зато очень прочувствовал! :))

Я не умею рисовать

В книге говорилось, что «любой может научиться рисовать». Это обнадеживало. Потому что я рисовать не умею. Точнее, как не умею… Рисовать символы, звездочки, стилизованные буквы, танки и т.п. умеет, думаю, каждый. Но это было скорее не рисование, а алгоритм.

Если его придерживаться, то что-то да получится:

  • Нарисуй “” правее на 5 см от последнего
  • Соедени прямыми — получились гусеницы танка
  • Повтори 1-4 с “(” и “)” сразу над гусеницами — получилась башня танка
  • Ну и т.д.

А хотелось именно научиться рисовать.

И книга действительно в этом помогает. Пора показывать картинки: Первый рисунок, который надо было нарисовать. Я очень старался. Тут, кстати, надо сказать, что я начитил: рисовать надо было «из зеркала», а я срисовывал со своей фотографию. Как я потом прочитал, это существенно легче.

Чтобы соблюсти чистоту эксперимента на следующий день я рисовал человека (он этого не знал, кстати) (себя было скучно уже):

Примерно месяц занятий

Где-то месяц я занимался по книжке.

Уложиться можно было и за 1,5-2 недели, но у меня изначально сознательно был выбран «ленивый» режим, ограничивающий чтение, когда «стабильно надо, но больше, чем надо нельзя» 🙂 Тут стоит сказать, что из-за хорошего структурирования книжку можно читать выборочно.

Мне, например, глава про переход в цвет была неинтересна — я хотел ограничиться ручкой или карандашом. Я перестал делать упражнения где-то через месяц, хоть и дочитал книгу.

Это, конечно, не характеризует меня с лучшей стороны, но в свое оправдание я могу сказать, что решение по смещению приоритетов было принято за меня моим новорожденным сыном. Опять пора показывать картинки. Где можно оценить прогресс:
Срисовать становится уже совсем легко: Тут опять срисовываем, но больше балуемся, когда выдалось меньше пяти минут свободного времени:

Подводя итог

Эксперимент мой получился несколько неоконченным, но я понимаю, что если и вернусь к нему, то еще не скоро. Поэтому решил поделиться тем, что есть. К сожалению, есть проблема с тем, чтобы оценить результат. В самом начале я не выбрал критерия, по которому можно судить.

Но даже сейчас не представляю, что сделать мерилом. Цель была развить креативность. А как это мерить? Креативность моих идей в среднем по месяцу выросла на 66,47%? Поэтому все очень сильно «по ощущениям». Да, мне кажется, что я стал несколько шире смотреть на мир, иногда под разными углами.

Если касаться неоспоримых фактов, то я стал лучше рисовать, стал чуть лучше владеть левой рукой и ногой (я в футбол играю). Ну, и я перестал видеть в художниках инопланетян. 🙂 Я ни в коем случае не хочу умалять заслуги людей этой профессии, не поймите неправильно. На работе у меня великие художники трудятся.

Да, именно так — великие. То что они творят — это искусство. И мои «мазюки» ни в какое сравнение не идут с их работами, но зато я теперь не испытываю комплекса неполноценности, когда смотрю, как они работают и что получается.

И верю, что рисование — это навык, который можно натренировать, как мышцы или умение писать красивый код.

PS Я с хабом не ошибся? Правильно понимаю, что самое правильное место?

  • саморазвитие
  • самосовершенствование
  • рецензия

Источник: https://habr.com/post/153609/

Методики для развития правого полушария мозга

Как развивать полушария мозга. Как развивать правое полушарие мозга? Как развить правое полушарие

Установлено, что мозг поделен на 2 части, каждая из долей несет ответственность за некоторые действия. Работать только одна сторона мозга не может, всегда задействованы 2 полушария, но одно из них, у большинства людей функционирует активнее второго, что можно заметить по роду деятельности, поведению и прочему.

За что отвечает левая сторона мозга?

Левое полушарие ответственно за логику, вербальное и невербальное общение, математику, письмо и чтение. С участием левой доли мозга мы воспринимаем все слова буквально, она контролирует работу правой стороны тела. Люди, у которых более развита левая сторона мозга —  организованные личности, они стараются поддерживать порядок во всем, живут слушая свой разум, не давая волю эмоциям.

Раньше было принято считать, что правая сторона мозга в принципе не нужна человеку, она ответственна за интуицию, которая была не больше чем мифом. Это служило причиной тому, что малышей левшей переучивали писать правой рукой.

По прошествии времени, академики пришли к выводу, что развитие полушарий мозга должно быть равномерным, ведь большинство ученых и изобретателей синхронно использовали обе стороны своего мозга, что позволяло им принимать нестандартные решения, благодаря которым они добивались успехов в разных сферах жизни.

С какими функциями связана правая мозговая доля?

Правое полушарие производит обработку невербальной информации, которая имеет представление в форме картинок, символов, знаков и схематических картин. Сторона ответственна за распознавание лиц и эмоций на них. Люди с более активным правым полушарием:

  • имеют музыкальные таланты;
  • хорошо ориентируются в пространстве;
  • решают головоломки;
  • отличаются хорошей фантазией и мечтательностью;
  • часто имеют таланты к рисованию;
  • способны к одновременной обработке информации из разных источников.

Такие люди выделяются неординарностью, они часто интересные и творческие личности.

Как узнать, какое из полушарий активнее у вас?

Перед тем, как развить правое полушарие мозга, людям нужно знать какая из сторон работает активнее. Помощь в определении окажут подготовленные тестовые проверки.

Тест №1

Необходимо внимательно посмотреть на рисунок и определить что на нем.

Если вы увидели на рисунке образ девушки, то у вас больше развита правая доля мозга, если удалось разглядеть старуху, то противоположная сторона активней.

Тест №2

Следующий тест заключается в том, чтоб найти среди кофейных зерен мужскую голову. Время на поиски не должно превышать 3 минут.

Теперь смотрим на результаты, если вы нашли то, что искали:

  • менее чем за 3 секунды, то правое полушарие развито хорошо;
  • за 60 секунд, развитие нормальное;
  • от 1 до 3 минут, развито недостаточно хорошо, рекомендовано употреблять больше мяса.

Если на поиски ушло более 3 минут, работа правой стороны мозга плохая, желательно ознакомится с информацией о том, как развить правое полушарие мозга у взрослых.

Установлено, что большинство людей работают больше с одной долей мозга, однако встречаются и те, кто одинаково пользуется обоими. В основном эти люди гении, они обладают хорошей памятью, способны быстро анализировать происходящее и очень внимательные. Стать амбидекстром возможно и обычному человеку, для этого необходимо развивать правое полушарие мозга.

Для определения активной стороны мозга дополнительно с тестовыми задачами, можно ориентироваться на некоторые черты поведения, характерные для левшей, правшей и амбидекстров.

Характер правшей

Такие люди прислушиваются к чужому мнению и стараются жить по общепринятым правилам. Охарактеризовать правшей можно следующим образом, они:

  • предсказуемые;
  • последовательные;
  • надежные;
  • принципиальные.

Они стараются не идти на конфликт, проявляют мало эмоций, обладают аналитическим складом ума и могут добиться высот в точных науках.

Характер левшей

Левши эмоциональные и импульсивные личности, по природе они редко бывают консерваторами, они всегда желают перемен. Левши индивидуалисты, их не устраивают привычные устои, они живут по своим правилам, могут быть упрямыми и замкнутыми. Левшам проще добиться успехов в творческой деятельности.

Характер амбидекстров

Люди с одновременной работой обоих сторон мозга гибкие и универсальные. Им свойственна отзывчивость и эмоциональность, у них хорошо развита интуиция. Амбидекстры имеют способность видеть немного больше, чем обычные люди, они часто становятся первооткрывателями чего-либо и могут добиться успехов практически в любой сфере.

Упражнения для развития правого полушария мозга

Стоит отметить, что при рождении все люди имеют правостороннее мышление, позже некоторые из нас меняют сторону работы интеллекта. Чтоб активизировать работу правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой.

По началу могут возникнуть трудности, позже процесс станет естественным и привычным. Результатом станет то, что человек начнет мыслить творчески и откроет в себе новые таланты.

Чтоб натренировать полушарие быстрее, рекомендовано выполнять некоторые другие упражнения.

Звуковые тренировки

Первое занятие заключается в следующих действиях: необходимо найти спокойное место, расслабиться, закрыть глаза и представить, будто кто-то зовет вас. Теперь нужно определить, чей из знакомых был голос, прислушаться и понять, что он говорит еще.

Техника второго упражнения аналогична, только теперь необходимо вспоминать слова любимой песни и разрешить ей «поиграть в голове», с четко представленной речью.

Визуализация

Методика визуализации заключается в представлении белого листа бумаги, на котором пишется имя. Теперь нужно представлять, как буквы начинают менять цвет, если получится, то желательно и изменять фон бумаги, это поможет быстрее усовершенствовать работу правого полушария.

Тактильные ощущения

Следующее упражнение, как развить правое полушарие мозга, — это использование тактильных чувств. К примеру, визуально представляем, что кушаем какое-либо блюдо. Таким же методом, можно представить какой–либо запах или нарисовать образ.

Отзеркаливание

Методика зеркального рисования способствует развитию обоих полушарий мозга. Вам необходимо подготовить листок бумаги и 2 ручки, которыми нужно одновременно нарисовать одинаковые предметы. Выполняя подобные упражнения для развития обоих полушарий мозга, человек станет мыслить креативно.

Творчество

Активация правой доли мозга происходит благодаря творческой деятельности. Ребенок и дошкольник получает зарядку для интеллекта во время занятий в школе или кружке. Взрослому или подростку для развития необходимо посещать музеи, театры, слушать хорошую музыку и читать книги.

Тренировка пальцами

В этом упражнении работа происходит за счет движения пальцами. Сжимаем кулаки и начинаем поочередно выправлять сначала большой палец правой руки, после указательный на левой. Потом указательный палец на правой и большой палец на левой. После того как получится выполнять упражнение правильно, темп необходимо ускорить.

Рисуем цифру 8

Тренируют правую сторону следующим способом: левая рука выставляется вперед, на это же плечо кладется голова. Теперь фокусируем взгляд на указательном пальце, которым прорисовываем в воздухе цифру 8. Повторив движение 10 раз, необходимо сменить руку и положение головы.

Работа с осязанием

Для выполнения данного упражнения, человеку нужно представлять что-либо на ощупь. Можно попытаться почувствовать руками мягкость кошачьей шерсти, шершавость бумаги, холодную или горячую воду.

Параллельность движения

Данное упражнение включает рисование 2 параллельных линий. Получившийся рисунок должен быть размещен на уровне глаз. Теперь необходимо шагать, касаясь левой ладонью левого колена, а правой рукой – правого колена.

Йога для активизации правой доли мозга

Занятия йогой лучше начинать с утра, это заставит мозг активно использовать свои функции на протяжении всего дня. Перед тем как приступить к занятиям, специалисты рекомендуют на протяжении нескольких минут медитировать. Стоит отметить, что подобные занятия очень полезно проводить с детьми, больными ДЦП. Теперь приступаем к самой физкультуре:

  1. Встаем удобно, ноги расставляем на ширину плеч.
  2. Прижимаем язык к небу, будто готовясь к произношению буквы «л».
  3. Левыми пальцами зажимаем мочку правого уха так, чтоб большой палец лежал спереди, а указательный — сзади. Правой рукой выполняем аналогичные действия с противоположным ухом. Крест, образованный на груди, должен быть устроен так, чтоб правая рука находилась сверху.
  4. В таком же положении нужно присесть, с одновременным глубоким вдохом, задержать дыхание на секунду и с медленным выдохом подниматься.

Такую гимнастику выполняют в течение 3 минут, выработанную тактику дыхания изменять нельзя. Методика позволяет развить как левое, так и правое полушария мозга. В организме запускаются системы, которые были не доступны ранее. Со слов американских школьников и наблюдений за ними, им удалось включить некоторые мозговые системы, которые были малоактивны, они стали хорошо учится.

Упражнение Цигун для мозга

Самостоятельно исправить неравномерную работу мозговых долей помогут китайские упражнения:

  1. Занятие начинают с массирования висков круговыми движениями, переходя к растиранию межбровной зоны.
  2. Теперь нужно приступить к растиранию глазниц.
  3. Далее находим на лице точки, расположенные на 1,5 см от уголков рта, открываем его и при помощи больших пальцев надавливаем и растираем точки.
  4. Переходим к носу, движения должны быть от кончика к переносице.
  5. Растираем шею ладонями кверху.
  6. Приступаем к растиранию лица в направлениях и к верху и к низу.
  7. Производим массаж волосяной части головы.
  8. Расположив руки пальцами на затылке, начинаем постукивать по нему.
  9. Завершаем упражнения слабым сдавливанием ушей. Все действия повторяются ежедневно, по 16 раз, массаж головы производят на протяжении 4 минут.

И напоследок хочется напомнить, не стоит зацикливаться только на правой доле, развитие левого полушария мозга не менее важно, поэтому нагрузку рекомендовано чередовать.

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/kak-razvit-pravoe-polusharie-mozga

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий