Информация о народном ремесле. Промысел – это что? Что такое народные промыслы

Русские народные промыслы

Информация о народном ремесле. Промысел - это что? Что такое народные промыслы
Русского народного творчества пост
16 самых красивых видов народного искусства России

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.

Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них. ©

~~~~~~~~~~~

Дымковская игрушка
© dymkatoy

Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись
© souvenirdvor

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома

© ru.wikipediaХохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись
© artorbita

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Уральский малахит

© zolotoproИзвестные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь

© sergic-chistИзделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка

Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями.

Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Финифть
© kvartline

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар
© allsamovars

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра
© laa-podarkov

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель
© efarfor

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века.

В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор.

Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

© platkiЯркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево
© livemaster

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста

© mirberestiШемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник
© oldtula

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

© orenshalПлатки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Источник: https://yarodom.livejournal.com/1033913.html

Хохломская роспись: что такое хохлома, история, технология

Информация о народном ремесле. Промысел - это что? Что такое народные промыслы

Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым восхищаются далеко за пределами России.

Хохломская роспись стала одним из брендов своей страны, вознеся художественное декорирование деревянных изделий на высочайший уровень.

О том, как появилась хохлома, как она развивалась и чем живет в сегодняшние дни, с какими именами связан расцвет промысла, а также о секретах технологии традиционной хохломской росписи вы узнаете из этой статьи.

История промысла

Появилось это художественное направление в 17 веке, в Нижегородском округе. Поволжское село Хохлома прославилось на столетья вперед, и именно развивающийся там промысел росписи деревянной посуды принес славу небольшому поселению.

Мастера Поволожья и до появления хохломы занимались декоративной обработкой дерева: резьбой, например, в определенном смысле ставшей предтечей росписи.

Известна эта местность и иконописцами, потому есть предположение, что золотистый цвет хохломской деревянной посуды – заимствование способа золочения рам у иконописцев.

Возможно, знаменитому промыслу была бы уготована более скромная судьба, но удачное расположение региона способствовало, как сказали бы сегодня, эффективному маркетингу. На ярмарки в Поволжье собиралось так много людей, что слава об отливающих золотом расписных изделиях понеслась далеко за пределы Нижегородчины.

Хохлома XIX век

Но начинали хохломские умельцы не с тех нарядных изделий, которые мы сегодня ассоциируем с хохломой. Серебряный порошок, что при обработке превращался в золотой, стоил слишком дорого.

Потому сначала им выполнялась только окантовка посуды. И лишь в 19 веке из олова научились делать тот самый золотистый фон, дешевизна такого способа привела к появлению той самой узнаваемой хохломской посуды.

Народное творчество могло быть забыто в ходе научно-технического прогресса, пришедшего на стык веков: заводские товары стоили прилично дешевле, потому изготовление расписной посуды перестало иметь коммерческий смысл.

И лишь в 20-х годах прошлого века промысел пережил ренессанс: появились профессиональные школы, мастера стали выставлять свои труды на международных выставках, и что такое хохлома, узнал мир именно в те годы.

Люди, имена которых ассоциируются с хохломской росписью:

  • Красильниковы – династия выдающихся хохломичей, в которой пять поколений занималось народным промыслом. А.В. Красильников написал книгу «Золотая хохлома», настоящую энциклопедию ремесла, уникальный с точки зрения истории искусства труд.
  • Георгий Матвеев – основал школу хохломской росписи в Семенове. Георгий Петрович в течение долгих лет собирал произведения народных умельцев, которые впоследствии приобрели статус музея кустарно-художественных промыслов. Интересно, что художественной обработке дерева Матвеев научился в Холмогорах, будучи арестованным за революционную деятельность.
  • Степан Веселов – уже в 5 лет расписал первую ложку, а работы семилетнего мальчика отец уже продавал на ярмарке. Работы именитого мастера присутствуют в собраниях многих музеев. Военные ранения могли помешать продолжению его творческого пути, но рабочую руку не ранило, и в 50-е годы Степан Павлович вернулся к хохломе. Поклонники промысла узнают и чтят веселовское травное письмо.

Династия Гущиных, семья Лушиных – в истории развития хохломы такая семейственность не редкость. Возникновение новых династий может продолжить старинный промысел, дать ему возможность пережить еще несколько витков популярности.

В 60-е годы прошлого века артель «Хохломская роспись» трансформируется в крупную фабрику с тем же названием. На базе фабрики открывается творческая лаборатория, в 90-х годах там открывается цех по изготовлению матрешки, мастерская миниатюрной живописи, а в 2004 году на фабрике появляется участок живописи.

5 лет назад город Семенов обрел статус столицы Золотой хохломы, и в том же году стартовало одноименное международное фестивальное движение.

Сегодня на фабрике активно производятся стильные аксессуары с уже легендарными элементами хохломы. Мотивы, узоры, цвета то и дело вдохновляют фешн-художников создавать коллекции с русским настроением.

Посуда, офисные принадлежности, новогодние сувениры, мебель, миниатюрные работы – список продукции, производимой сегодня в контексте росписи хохломы, впечатляюще длинный.

И к счастью, изделия, выполненные в узнаваемой технике, находят своих покупателей по всему миру.

Основные цвета

Парадокс народного промысла хохлома в том, что имея довольно скудный цветовой набор, художник умудрялся с его помощью делать узоры, точность и цветоподача которых безукоризненны.

Отличительный признак работ — золотистая основа. Золотым мог быть фон или ключевые элементы работы. Золотой цвет – это сама радость жизни, богатство и полнота.

Это цвет роскоши, которая всегда выглядит эффектно.

Другие два обязательных цвета хохломы – черный и красный. Белый цвет и охра стали лаконичным дополнением рисунков. Присутствовали в промысле и росписи на оранжевом, а также изумрудном, алом и бирюзовом фоне. Но они встречались реже и не имели такого спроса, как продукция с вышеобозначенными цветами.

Так или иначе, если вы решили попробовать себя в хохломе, в вашу цветовую палитру смело могут войти:

  • черный;
  • красный;
  • белый;
  • оранжевый;
  • отборный желтый;
  • зеленый;
  • коричневый;
  • голубой;
  • изумруд.

Но цветовой ряд – это не все особенности росписи. Есть у направления и другие хитрости, которые и принесли ему славу.

Разновидности росписи

Мастера направления используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть красная либо черная основа с золотым узором.

Верховой рисунок

Верховой рисунок предполагает 3 типа орнамента – «травная роспись», а также стилизации «под листок», «под ягодку», «пряник».

Орнаментальные варианты верховой росписи:

    • «Травная» — осока, белоус и луговик, вот главные элементы росписи. Она пишется завитками и различными мазками, колосками либо ягодками по золотому фону.
    • «Под листок», «под ягодку» — художники занимаются стилизацией растительных форм. От «травного» рисунка этот вид отличается более крупными мазками, что превращаются в овальные листья, а круглые ягодки ставятся кистевым тычком.
    • «Пряник» — так именуют геометрическую фигуру, вписываемую в квадрат либо ромб, в середине такой фигуры солнце. Особенность такого орнамента в кажущемся движении узоров.

Выполнение всех этих элементов требует навыка, который нужно тренировать снова и снова.

Фоновый рисунок

В этом случае стоит отметить два типа орнамента – «под фон» и «кудрина». «Под фон» представляет собой очень трудоемкий, искусный процесс, с которым мог совладать не всякий мастер. Обычно эти работы изготавливали для подарка, выполняли их на заказ и за очень высокую цену.

https://www.youtube.com/watch?v=jttRd-WLSHc

В «кудрине» доминирует не мазок, а контурная линия. Эта роспись напоминает ковер, золотистые кудреватые завитки формируют узорные листочки, цветки и плоды. Выглядит такое изображение очень эффектно, и трехцветия (красный, черный, золотой) вполне хватает для подобной выразительности.

Популярные мотивы и элементы росписи

Начиная учиться хохломе, вы, вероятно, сначала познакомитесь с травной росписью. И первое, что возьметесь рисовать, будут мотивы «под осоку». Это старинный, самый древний тип узора. Его мастер пишет мазками и завитками, маленькими ягодками и колосками. Из нескольких травинок умелец мог изобразить курочку, сидящей на ветке.

Рисунок «под ягодку», «под листок»

В верховом письме господствуют аккуратные мазки, благодаря которым композиция становится воздушной и легкой. Кажется, что изнутри она подсвечена золотистым сиянием.

Фоновое же письмо отличает изображение с контурными начертаниями: импровизации здесь быть не может, изначальная задумка мастера должна воплотиться точь-в-точь, без внесения новых мотивов и узоров в процессе.

Новичок начинает с «травной росписи», переходит к мотивам «под ягодку», «под листок», практикуется в «прянике» и «кудрине», учится писать «под фон». Чтобы овладеть каноничными мотивами и узорами, нужно немало времени и еще больше старания, усидчивости, готовности выполнять одно и то, повторять элементы прописей и т.д.

Этапы создания изделия с хохломской росписью

Первый этап – производство грубых деревянных брусков-заготовок. Интересно, что называют эту работу «бить баклуши». Потом мастер с этих заготовок снимет излишки древесины, придаст им форму. Так возникают красивые ковшики, ложки, чашки, шкатулки, тарелки. Неокрашенные изделия называют «бельем» либо основой.

Процесс изготовления изделия с хохломой:

  1. Покрытие глиной. Основу мастера покрывают очищенной жидкой глиной – «вапой». Она сохнет порядка 8 часов. Потом основу ожидает покрытие олифой, и этот этап очень важен, так как он влияет на качество будущей росписи.
  2. Обработка поверхности для придания нужного оттенка. Для получения серебристого оттенка тампоном из овечьей шкуры втирается алюминиевый порошок. Такой процесс называют лужением. Благодаря лужению изделия имеют бело-зеркальный блеск. А чтобы получить золотистый цвет, на деревянную заготовку наносят серебристо-оловянный порошок. Потом заготовку покрывают спецсоставом и обрабатывают в печи, чтобы на выходе она обрела медово-золотистый оттенок.
  3. С этого момента можно считать, что работа готова к росписи. В ход идут масляные краски. Самые востребованные цвета – красный и черный (киноварь и сажа), а вот зеленый, желтый и коричневый встречают реже.
  4. При «верховой» росписи рисунок ложится на серебристую основу. Так, мастер рисует криуль (главную линию), на нее «насаживают» разные элементы – от листочков до капелек.
  5. Роспись «под фон» подразумевает прорисовку контура орнамента, после чего фон закрашивают черным. Цветки и листочки остаются золотыми.
  6. Все работы художники расписывают строго вручную, потому точное повторение узора просто невозможно.
  7. Заключительный этап – покрытие готовой работы лаком. Это делают для того, чтобы она приобрела выгодный золотистый оттенок. Наносят лак не менее чем в 4 слоя, каждый слой сушат. Затем работа отправляется в печку для закаливания.
  8. Закаливание в печи. Температура 150 градусов, 3-4 часа – и на продукции образуется масляно-лаковая пленка, которая своим золотистым цветом ставит финальную точку в изготовлении хохломского изделия.

Со всеми этапами создания хохломы вы сможете познакомиться в данном видео.

На сегодняшний день в России существует два центра производства каноничных хохломских изделий – фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», что находятся в городе Семенове, а также село Семино, что в Ковернинском районе, известное предприятиями «Промысел» и «Хохломской художник». Но вникнуть в нюансы промысла, познакомиться непосредственно в работе со знаменитыми узорами, может каждый.

Роспись дерева под хохлому – интересное занятие для детей и взрослых, приятное и плодотворное знакомство с русской культурой. Творчество настолько увлекательно, что вслед за расписной ложкой появится и расписная доска, а затем шкатулка и т.д. Увлекательный художественный опыт гарантирован, убедитесь сами!

Pinterest

Источник: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/hohloma/narodnyj-promysel-hohloma-istoriya-vidy-rospisi.html

7 русских народных промыслов, которые дожили до наших дней

Информация о народном ремесле. Промысел - это что? Что такое народные промыслы

Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. Зато те, что сохранились, по-прежнему радуют глаз и душу. Скайсканер рассказывает, куда ехать, чтобы познакомиться с традиционными ремеслами, чему научиться на мастер-классах и где купить красивые и самобытные русские сувениры.

За глиняными игрушками — в Киров

Барыни, кавалеры, петухи с павлиньими хвостами, кони-свистульки, и все с яркой геометрической росписью по белому фону — дымковскую игрушку узнаешь с первого взгляда.

Возник промысел 4 века назад в слободе Дымково под Вяткой (нынешний Киров), где расписные глиняные фигурки делали к весеннему празднику Свистуньи. Над «дымкой» до сих пор работают вручную: лепят из красной глины, смешивая ее с мелким песком, сушат, обжигают, покрывают белилами и расписывают.

Орнамент кажется нарочито простым, но все узоры и цвета символичны: ромб — символ плодородия, круг — солнце, голубой — небо, зеленый — земля или пашня.

Больше всего дымковских игрушек собрано в Кировском художественном музее имени Васнецовых. В небольшом музее дымковской игрушки, тоже в Кирове, экспонатов поменьше.

Зато проводят интересные экскурсии, а на мастер-классах можно вылепить собственного всадника на коне или индюка с хвостом, как у павлина.

На третьем этаже в том же здании — фирменный магазин, откуда еще никому не удавалось унести ноги без пестрых сувениров.

Как добраться до Кирова: Из Москвы и Санкт-Петербурга — на поезде; из Казани, Уфы, Сыктывкара, Йошкар-Олы и других городов — на автобусе. А быстрее всего — на самолете сразу до Кирова.

За хохломой — в Семенов

Messir (Own work), CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons

Праздничная хохломская роспись вместе с балалайкой и матрешкой — самое русское, что у нас есть. Появилась она в XVII веке в Нижегородской губернии. Со всей округи мастера привозили свои изделия в большое село Хохлома — отсюда и название.

Сегодняшний центр промысла — город Семенов в 60 км от той самой Хохломы. На экскурсии по заводу «Хохломская роспись» показывают, как будущие ковши и сахарницы вытачивают на токарном станке или вырезают вручную.

Потом их грунтуют глиной, чтобы сделать похожими на глиняные горшки, покрывают олифой, лудят, а уже под конец — расписывают и обжигают. Для любителей все попробовать на себе проводят мастер-класс, на котором из-под ваших рук выйдут каноничные ягоды рябины и земляники.

Хорошее продолжение — тысяча и одно изделие из хохломы, от шахмат до подсвечников, в музее «Золотая хохлома» по соседству.

Как добраться до Семенова: автобусом или электричкой из Нижнего Новгорода, либо электричкой из Москвы с Курского вокзала.

Не пропустите: 10 отличных музеев России, в которых стоит побывать

За платками — в Павловский Посад

На Руси замужних женщин можно было узнать не только по обручальному кольцу, но и по орнаменту, цвету и фасону одежды и, главное, по головному убору: после свадьбы волосы полагалось прикрывать. Повойник, кичка, борушка — каких только головных уборов не было, но универсальной вещью всегда оставался платок. Его носили отдельно или с чем-то другим — например, с кокошником.

Платочная фабрика в селе Павлово появилась в 1795 году. Спустя полвека на ней выпустили первые шерстяные шали с набивным рисунком — те самые, что потом прославились далеко за пределами страны.

До 1970-х цветы и восточные узоры наносили деревянными резными формами, сотни раз прикладывая их к каждому платку. Сейчас печатают по сетчатому шаблону, но платки все так же хороши.

Весь путь, который промысел прошел за двести лет, представлен в музее при Павловопосадской платочной мануфактуре. Вдохновившись музейными красотами, держите путь в фирменный магазин в переулке Герцена.

Как добраться до Павловского Посада: из Москвы — электричкой с Курского вокзала, автобусом от метро «Партизанская» или на машине по Горьковскому шоссе.

За лаковой миниатюрой — в Палех

Jürg Vollmer, CC BY-SA 2.0

Сто лет назад никакой лаковой миниатюры в Ивановском крае не было, зато из-под кистей палехских мастеров выходили прекрасные иконы.

После революции с иконописью пришлось завязать, и художники придумали новый стиль миниатюрной живописи, основанный на иконописных традициях. Родоначальником стал Иван Голиков: в 1921 году он расписал свою первую шкатулку из папье-маше.

Через три года Голиков и еще шестеро художников открыли «Артель древней живописи» — так началась история палехской миниатюры.

Работы мэтров — иконы и лаковые миниатюры — собраны в музее палехского искусства. Шкатулки в местном магазине стоят по несколько тысяч рублей, но вещицы уникальны и созданы настоящими мастерами своего дела. А в маленьком доме-музее Голикова частично сохранилась обстановка, в которой создавались первые палехские шедевры.

Как добраться до Палеха: из Москвы в Ивановскую область можно добраться на автобусе с Щелковского автовокзала, а еще удобнее — на своей или прокатной машине.

Еще по теме: 12 необычных видов туризма

За подносами — в Жостово

Жостовская роспись будит нежные детские воспоминания. Еще бы, ведь это тот самый черный поднос с цветами, на который бабушка ставила чай с малиновым вареньем и пирогами.

В конце XVIII века бывший крепостной Филипп Вишняков открыл в деревне Жостово под Москвой мастерскую — сначала он делал лакированные шкатулки, табакерки, подносы и другую мелочь из папье-маше.

Через 30 лет его сын Осип, вдохновившись опытом уральских мастеров, вместо бумажных подносов стал выпускать металлические, и новинка пошла на ура.

В современной деревне Жостово даже номера домов пишут на подносах, но семейных мастерских осталось мало. Основное производство — на фабрике, где каждый поднос по-прежнему расписывают вручную.

В маленьком фабричном музее художники прямо на глазах у экскурсантов кладут подносы на колени и безо всяких эскизов выводят сочные и яркие букеты. Желающих учат изображать розы, тюльпаны и георгины самостоятельно.

Расписанный вами поднос через неделю-другую можно будет забрать в жостовском магазине в ГУМе.

Как добраться до Жостова: из Москвы — электричкой от Ярославского вокзала до Мытищ и дальше на маршрутке, либо сразу на автобусе от станции метро «Медведково».

За прорезной берестой — в Великий Устюг

Из бересты чего только на Руси не делали! Большими берестяными листами изолировали дома от сырости. Берестой оборачивали рукоятки ножей. Из нее плели кузова, которые носили на лямках за спиной, и корзинки. Писали на ней расписки и купчие.

Из бересты была сделана половина домашней утвари, детские игрушки, колыбель и даже обувь — вспомните лапти. Постепенно сложились центры берестяного промысла со своими приемами и особенностями.

В Шемогодской волости с конца XVII-начала XVIII века делают прорезную бересту: шкатулки и кузовки укутывают нежным кружевом, под которым красиво просвечивает нижний слой.

Знакомиться с шемогодским промыслом езжайте в Великий Устюг, где в музее-заповеднике хранятся изделия знаменитых мастеров. Там же проводят занятия по резьбе и росписи по бересте.

Есть свои мастерицы и в резиденции Деда Мороза, где за один мастер-класс вы успеете попрактиковаться и с берестой и с соломенными куклами.

Если хотите привезти домой сувениры, присмотритесь к сундучкам, туескам, вазам и тарелкам из бересты, которые в Великом Устюге где только не продаются.

Как добраться до Великого Устюга: Из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Вологды, Архангельска, Череповца — поездом до станций Ядриха или Котлас. На автобусе из Кирова, Вологды, Архангельска. Либо на самолете прямо в Великий Устюг.

За пряниками — в Тулу

Пряники — как книги: в стародавние времена их лепили вручную, а потом стали печатать с помощью деревянных досок.

Позже появились пряники, которые вырезали формой или ножом из раскатанного теста, но самыми любимыми все равно оставались печатные. Без медового лакомства на Руси не обходились ни одни именины, ни одна свадьба и ярмарка.

Чтобы спровадить засидевшихся гостей, хозяева тоже вручали им пряники, они назывались разгонными.

Печатные пряники из Тулы известны с XVII века. Если вам претит идея покупать тульские сладости в супермаркете возле дома, отправляйтесь на их родину.

При фабрике «Старая Тула», открытой в 1881 году, есть скромный музей, визит в который нужно бронировать хотя бы за две недели. Заглянуть за кулисы таинства можно на маленькой фабрике «Медовые традиции».

После экскурсии выдают скалки и фартуки и показывают, как сделать правильный пряник самому. Сладкий результат можно съесть на обратном пути или привезти в подарок друзьям.

Как добраться до Тулы: из Москвы — на маршрутке или автобусе; электричкой с Курского вокзала; на машине по Новокаширскому или Симферопольскому шоссе.

Источник: https://www.skyscanner.ru/news/russkie-narodnye-promysly-kotorye-zhivy-do-sikh-por

Народные промыслы России

Информация о народном ремесле. Промысел - это что? Что такое народные промыслы

Ольга Языкова
Народные промыслы России

ТЕМА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Задачи:

1. Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись)

2. Развивать образное мышление.

3. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: Слайд-шоу «Народные промыслы», картинки с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов.

Ход занятия:

I.Вступительная беседа

– Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т. д.)

Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Во многих семьях можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира.

Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу.

Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.

– Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.

– На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно, вы даже знаете как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент).

– Давайте попробуем разобраться.

II.Основная часть

Просмотр презентации «Народные промыслы России»

1) Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

2) Городецкая роспись

Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

3) Гжельская роспись

Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

4) Хохлома

Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

5)Жостовская роспись

Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

III. – А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел, воспитатель вывешивает карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи).

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Красно-алые бутоны

В изумрудах листьев тонут.

Незабудки и пионы

Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе

И букет, в ночи горящий,

Птица-жар, что весть приносит.

Есть поднос, плоды дарящий.

Физминутка «Мы весёлые матрёшки»

IV. Творческая работа

– А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку-раскраску с определённым видом росписи, а вы выполните работу.

Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам посмотреть видеоролик о народных промыслах России.

Просмотр видеоролика.

Сядем рядком, посидим ладком.

Спинки ровные, прямые,

Мы – ребята удалые.

И я с вами поработаю.

Включу музыку народную,

Она в работе помогает

И настроение поднимает.

V. Итог:

– О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?

– А закончить наш разговор я хочу пословицей:

«НЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО ДОРОГО И БЛЕСТИТ,

А ТО ДОРОГО, ЧТО РУКАМИ МАСТЕРА СОЗДАНО”.

– Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?

– Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

Выставка детских работ.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/narodnye-promysly-rosi.html

Хохлома

Художник: Мила Лосенко

Русский народный промысел хохлома отсчитывает свою историю с XVII века. Он зародился в селе Хохлома, которое распологалось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось много старообрядческих монастырей.

Например, Шарпанский и Оленевский скиты. При монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуду. Посуду эту надо было потом расписывать. Хохломские мастера использовали для этого сочные яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

Золотистый цвет изготавливается интересным способом:

  1. На посуду кладется серебряный оловянный порошок.
  2. Ее покрывают лаком.
  3. Три-четыре раза обрабатывают в печи.

Таким образом образуется этот неповторимый золотой оттенок.

Гжель

Художник: Мила Лосенко

Гжель относится к изделиям, изготовленным из керамики. В городе с одноименным названием уже с с XVII века производили керамику и фарфор.

Этот город тоже считался центром жизни староверов, но расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Главными цветами гжели стали белый и синий, но частные мастера позволяли себе некоторые вольности. Например, могли добавить и золотой. Классиками гжельской росписи стали знаменитые художники:

  • Азарова,
  • Денисов,
  • Неплюев,
  • Федоровская,
  • Олейников,
  • Царегородцев,
  • Подгорная,
  • Гаранин,
  • Симонов.

Их работы известны во всем мире.

Обвинская роспись

Художник: Мила Лосенко

Обвинская роспись — это декоративно-прикладное искусство Урала. Самый самобытный народный промысел Прикамья полюбился тем, кто любит яркие цвета и сложные орнаменты. Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках.

Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно.

Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века.

Гуслицкая роспись

Художник: Мила Лосенко

Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась.

Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам.

Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания. Миниатюры, выполненные гуслицкой росписью, всегда готовились только вручную.

Гжельская майолика

Художник: Мила Лосенко

В эпоху Петра I в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Поставить его на поток удалось лишь в середине XVIII века.

Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с традиционной синей росписью. Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики.

Ракульская роспись

Художник: Мила Лосенко

Ракульская роспись зародилась в Красноборском крае Архангельской области. Центром промысла стала деревня Ульяновская.

Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы.

Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез.

Онежская роспись

Художник: Мила Лосенко

Онежская или Олонецкая роспись зародилась у нижнего течении реки Онеги. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Тип росписи появился в XVIII веке.

Липецкая роспись

Художник: Мила Лосенко

Липецкая роспись — народный промысел России из Липецкого края. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.

Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.

Пижемская роспись

Художник: Мила Лосенко

О Пижемской росписи известно с XVII века. Выполнялась она обычно акварелью — красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные росписи со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где основа — это четкая геометрия, выполненная черной краской, которую делали из сажи со смолой лиственницы. Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это Пижемская роспись.

Петербургская роспись

Художник: Мила Лосенко

Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна.

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи.

Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.

Источник: https://www.pravmir.ru/narodnye-promysly-rossii/

Что такое:: народные художественные промыслы

Информация о народном ремесле. Промысел - это что? Что такое народные промыслы

29 января 2013, 11:47

Народные художественные промыслы – это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Хохломская роспись

Это старинный русский народный промысел, который зародился в Заволжье в конце 17 – начале 18 веков в селе Хохлома.

Хохломская роспись бывает нескольких типов: красной, черной, зеленой красками на золотистом фоне и наоборот, когда золотые узоры расположены на цветом фоне.

На деревянных ложках, ковшах, мисках талантливые мастера рисуют самобытные орнаменты: листья берез, кленов, рядом с которым алеют спелые ягоды калины и рябины и все это “рассыпается” по золотому ковру. 

Жостовская роспись

Это лаковая роспись подносов. Главный мотив росписи – цветы, а точнее – целый цветочный букет, который красуется на черном или красном фоне. Особой отличительной чертой жостовской росписи является то, что художник пишет не с натуры, а импровизирует, включает свою фантазию. 

Зародилась роспись в подмосковной деревне Жостово, где сначала делали лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки из папье-маше. Однако действительно мировую известность жостовские мастера обрели благодаря красивым расписным подносам.

Жостовская живопись может даже светиться и переливаться, если художник использует перламутровые кусочки и накладывает их прямо на поднос. Расписывают подносы масляными красками мягкими беличьими кисточками. В процессе работы мастер держит поднос на колене и, когда необходимо, его поворачивает.

Рука с кистью при этом опирается на деревянную планку, которая лежит поперек подноса. Рисунок появляется путем нанесения быстрых и точных мазков. Каждый жостовский поднос – уникальная авторская вещь.

Ростовская финифть

Зарождение этого художественного промысла произошло в 18 веке. Финифтью украшали оклады икон, на медных пластинках рисовали иконы. Финифть была деталью одежды священнослужителей, церковной утвари, украшала обложки-оклады рукописных икон.

Что такое финифть? Это вид искусства, в котором используется сочетание эмали и металла. Часто финифть соседствует с золотом, самоцветами, шитьем, ажурными узорами.

Изначально на рисунках изображали исключительно сюжеты из Священного Писания, но позже стали делать женские украшения, на которых расцветали пышные цветочные букеты, красовались яркие фольклорные сюжеты. Предметы, украшенные ростовской финифтью, приобретают красочность, яркость, уникальность.

Наносится рисунок специальными огнеупорными красками, которые до обжига имеют обычный серый оттенок, и лишь позже становятся разноцветными

Палехская лаковая живопись

На Владимиро-Суздальской земле есть село Палех, рядом с которым протекает речка Палешка. Жители этого села славились своим талантом и мастерством иконописи. Палехские художники расписывали церкви, храмы по всей России.

Однако со временем это мастерство оказалось никому не нужным, Палех становился забытым, вымирал. Новое веяние в село принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше. Сюжеты выбирались различные: богатыри, парусники в синем море, девица, заточенная в башне.

В этой росписи сочетаются лучшие русские традиции и народный фольклор.

Русская матрешка

Матрешка – это не просто изделие народного промысла, это настоящий символ России, любимый сувенир иностранцев, побывавших в нашей стране. Матрешка делается из дерева и с помощью красок “одевается” в русский народный костюм. Также матрешек можно расписывать в разных стилях: “гжель”, “хохлома”, “палех”, “жостово”.

Дымковская игрушка

На Вятской земле в слободе Дымково мастера лепили из обычной красной глины посуду и игрушки-свистульки, которые позже обжигали в печи и раскрашивали.

Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России. Мастера с помощью глины воплощают в жизнь любые сюжеты.

Но не только людей лепят дымковские мастера, о животных тоже не забывают: индюки, петухи, утки с утятами, барашки и многие другие.

Волшебная гжель

Гжельская керамика – это высокохудожественные изделия народного промысла. При росписи используется кобальт, который и дает рисунку характерный яркий синий цвет. Таким образом расписывались практически любые керамические предметы: от посуды до декоративных статуэток. Характерные мотивы гжели – большие цветы, листья,  травы.

Вологодское кружево

Любовались ли Вы хоть раз морозными узорами на оконном стекле? Если да, значит можете себе представить, как красиво вологодское кружево: ажурные узоры, сказочная красота. Дорогие кружева украшали одежду бояр и даже царей.

Сейчас кружева плетутся, как и в старину, с помощью деревянных коклюшек, а в специальный валик втыкают булавки, вокруг которых обвиваются нити.

Однако известны не только вологодские, но и кукарские кружева, которые плетутся на Вятской земле. 

Плетение из бересты

Изготавливали предметы из бересты, наверное, практически во всех российских губерниях. Лапти, плетеные короба, корзинки, шкатулки, детские игрушки – все это плели из бересты.

Бересту собирают в самом начале лета, когда сок прекращает свое движение по стволу дерева.

Собранную бересту чистят, режут на полоски, из которых потом и получаются: обувь, плетенки для хранения крупы и вещей, сумочки и много других полезных предметов.

Источник: https://www.ikirov.ru/news/19442-chto-takoe-narodnye-hudozhestvennye-promysly

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий