Именительный и винительный падежи имен существительных. Как отличить винительный падеж от родительного

Именительный и винительный падежи имён существительных. Русский язык. 4 класс. Конспект урока

Именительный и винительный падежи имен существительных. Как отличить винительный падеж от родительного

Класс: 4.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Образовательные: совершенствовать умения учащихся распознавать существительные в именительном и винительном падежах.
  2. Развивающие: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
  3. Воспитательные: создать условия для развития умений работать в группе, умении вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

Задачи урока: Создать условия для знакомства учащихся с алгоритмом распознавания именительного и винительного падежей имен существительных.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Звенит веселый колокольчик. Забавы все свои оставь. Гостей нам нужно поприветствовать,

И у столов красиво встать.

Если вы готовы работать, откройте ладошки новым знаниям, улыбнитесь друг другу и всем окружающим и произнесем нашу волшебную фразу «Я хочу много знать».

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять,

Ну и грамотно писать.

В тетрадях у кого «5», аплодисменты.

Запишите число, классная работа. На полях изобразите своё настроение. Кому вы бы хотели передать (подарить) своё хорошее настроение?

2. Словарная работа

Разгадывание кроссворда (на карточках). Фронтальная работа.

  1. Антоним слову безобразный (прекрасный)
  2. Мера веса (килограмм)
  3. Где вы живете? Что вы назвали? (адрес)
  4. Однокоренное слово шоссейный, шоссейка (шоссе)
  5. Синоним слова «золотистый», янтарный цвет (жёлтый)

Что объединяет записанные слова? Если возникли трудности, сомнения, обратитесь к словарю.

Проверка. Оценка на полях.

– Какое новое слово вы видите по вертикали? ПАДЕЖ

– Запишите его в тетрадь.

– Назовите глухие согласные звуки [ п ] , [ ш ]

– Чем они отличаются? [ ш – всегда твердый ]

– Как проверить согласный звук на конце слова?

– Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.

– Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ

– Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? (форма слова, однокоренное слово).

Падеж – словоизменительная категория имени (лексическое значение [одна из категорий имени существительного])

– Что вы знаете о существительном?

Постоянные признаки:

  • одушевленное, неодушевленное;
  • собственное, нарицательное;
  • имеют род.

Непостоянные признаки: изменяется по числам, падежам;

– Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете? Помогите придворным и определите падеж слова солнце в этих предложениях.

Взошло яркое солнце.
Туча закрыла солнце.

– Почему оказались разные падежи?

– Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?

(Как отличить?)

Давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока.

(Именительный и винительный падеж имен существительных.)

– Что мы уже знаем по данной теме?

Я – Именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю,  С собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

А я – винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятерки» я ловлю. Кого позвать, во что играть, Готов ребятам подсказать Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них готов прожить.

– Что вы узнаете на сегодняшнем уроке?

– Самое главное сегодня на уроке научиться распознавать именительный и винительный падежи имен существительных?

Поворот судьбы удивительный: Изучаем мы падеж именительный, И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

4. Работа по теме урока

– Предлагаю вам поработать самостоятельно в группе и найти ответ на главный вопрос нашего урока: как отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа. Обсудите это в группе и составьте алгоритм.

Работа в группе.

– Если будет трудно, то поднимите руку.

Алгоритм как отличить именительный падеж от винительного

  1. Найди в предложении имя существительное (оно обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
  2. Определи, каким членом предложения является имя существительное (главным или второстепенным).
  3. Если это подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже.

– Расскажите, как же отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа.

– Как вы, используя свой алгоритм, смогли определить падеж слова солнце в наших предложениях.

– Сравните ваши ответы с выводом учебника. Стр. 81.

5. Работа по учебнику

– Авторы учебника предложили свою памятку, чем они похожи, чем отличаются?

– А я вам хочу предложить такое стихотворение

Что? – вопрос двух падежей Различить ты их сумей. Именительный падеж – это подлежащее, А в винительном – обстоятельство или дополнение

Разберешься, если знаешь члены предложения.

– Как вы думаете, где пригодятся эти знания?

ФИЗМИНУТКА

На зарядку солнышко приглашает вас Из-за парт вставайте по команде раз!

А теперь, не зевай, веселее повторяй!

– Ребята, предлагаю вам посмотреть задания учебника.

– Как вы думаете, какие упражнения нам помогут лучше научиться распознавать именительный и винительный падежи.

– Да, действительно, эти упражнения помогут. Выполните одно на выбор.

Работа по учебнику.

Прочитайте задание и объясните, какое задание будете выполнять.

– Расскажите, как отличить именительный падеж от винительного?

– Зачем выполняли это упражнение?

– Что вам помогало распознавать падежи?

Оцените свою работу на полях.

Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.

– Ребята, а на что же похожи одуванчики?

– Когда эти цветы распускаются?

– Значит, они радуются солнышку.

– Но радуются солнцу не только одуванчики, но и вся природа

Предлагаю поработать с текстом. Текст не совсем обычный, в нем есть ошибки в определении падежей.

6. Закрепление

Выпишите предложения, в которых были допущены ошибки и исправьте их.

– С какой целью выполняли это задание?

Взаимопроверка.

Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга, а для этого предлагаю правильно выполненное задание.

Поставьте оценку на полях.

Я потом проверю, насколько вы были внимательны.

– Какие знания пригодились, чтобы правильно выполнить эту работу?

7. Контроль знаний

Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного. Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.

Тест

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

Н. Кто? Что? О. Кем? Чем?
П. Кого? Что? Р. Кого? Чего?

II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А в, на, через Я. без предлогов
В. к, по Г. у, из, до, около

III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А подлежащим Б. сказуемым
Т. второстепенным членом 

 
IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении
Уронило солнце лучик золотой.

А И.п. Б. Р.п.
В. Т.п. ь. В.п.

Поставьте оценку на полях. (Если ответили верно, прочтите слово «пять»)

8. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Как вы думаете, научились ли вы различать именительный и винительный падежи имен существительных? Покажите это на шкале знаний.

Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи имен существительных, но вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

Поставьте оценку себе за урок, сравните, пожалуйста, желаемую с реальной. Я тоже оценила вашу работу на сегодняшнем уроке.

9. Рефлексия

Покажите свое настроение от работы на уроке в тетради на полях.

Домашнее задание.

Предлагаю задание на выбор. Составить с любым из слов 2 предложения так, чтобы в одном предложении существительное стояло в И.п., в другом – в В.п. (ветер, голос, море)

Спасибо за урок.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/imenitelnyy-i-vinitelnyy-padezhi-imen-suschestvitelnyh-russkiy-yazyk/

Как отличить именительный падеж от винительного

Именительный и винительный падежи имен существительных. Как отличить винительный падеж от родительного

Слова в винительном падеже нередко совпадают с формой в именительном или родительном. Особенно это касается существительных, обозначающих неодушевленные предметы 2-го и 3-го склонения. Как отличить именительный падеж от винительного падежа? Определиться можно, запомнив ряд простых правил.

Падежи

Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет: как живой, так и неодушевленный. Соответственно, будет отвечать на «кто?», «что?». Все существительные изменяются по падежам. Всего их шесть:

  1. Именительный. Кто, что делает?
  2. Родительный. Нет кого, чего?
  3. Дательный. Отдам кому или чему?
  4. Винительный. Вижу кого, что?
  5. Творительный. Восхищаюсь кем, чем?
  6. Предложный? Пишу о ком, о чем?

Сами падежи по порядку легко запомнить по присказке: «Иван рубит дрова, Ваня топит печь». Каждое слово в ней начинается с первой буквы названия падежей. Но важнее запомнить падежные вопросы, так как именно с их помощью можно быстро и безошибочно определять, в том числе, именительный и винительный падеж.

Характеристика именительного падежа

Это начальная форма всех имен существительных. Он противопоставляется всем остальным пяти косвенным. Как различить именительный падеж от винительного? Главное здесь:

  1. Никогда не применяется вместе с предлогом.
  2. В предложении выступает или подлежащим, или именной частью сказуемого.

Чем отличается именительный от винительного падежа? Слова в именительном неизменно отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Это субъектная форма существительного: какой-либо деятель («мальчик нес сумку») или объект, на который направлено действие («дерево наконец-то полили»). Слова в такой форме – подлежащие.

Также существительное в именительном падеже может быть в определительной форме. Тут оно выступает в предложении именной частью сказуемого. «Мой друг – студент» («он есть студент»), «новое здание – фабрика» («это здание – есть фабрика»).

Второе существительное в именительном падеже выступает определяющим – характеристика первому. Оно дает подлежащему описание по его свойствам, качествам, признакам.

Однако существительное в именительном падеже никогда не описывает обстоятельства.

Более редкие, но встречающиеся в русском языке значения:

  1. Оценка кого-либо, чего-либо (как именная часть сказуемого): «мой отец – добряк», «этот работник –растяпа».
  2. Выражение временного признака, актуального в прошлом: «ее муж, тогда еще ребенок…»
  3. Информационно-восполняющее значение: «его назвали Олег», «она записана как учительница» (и для собственных, и для нарицательных имен). Чаще всего актуально в отношении географических названий: «потом его назвали Ленинград».

В именительный и винительный падежи ставятся не только существительные, но и местоимения, числительные, причастия и прилагательные.

Характеристика винительного падежа

Слово в винительном падеже отличается следующими характеристиками:

Обозначает переход какого-либо действия на предмет. «Я веду машину», «он открыл книгу», «школьница написала сочинение».

Передача каких-либо временных или пространственных характеристик. «Пройду еще километр», «каникулы будут длиться неделю», «увидел через два года».

Зависимость от наречия (самое редкое употребление). «Стыдно за тебя», «обидно за команду города», «радостно за друга».

Как различить именительный и винительный падежи? Слово во втором отвечает на вопросы:

  1. (Вижу) кого? Для одушевленных существительных.
  2. (Вижу) что? Для неодушевленных существительных.

Вместе со словом в винительном падеже чаще всего могут употребляться следующие предлоги (но нередко управление им в предложении проходит без них):

  1. «в»;
  2. «про»;
  3. «за»;
  4. «на»;
  5. «через».

Как определить: именительный или винительный падеж? Слова различных склонений имеют определенные окончания при постановке их в винительный падеж:

  1. Первое склонение: «-ю», «-у».
  2. Второе склонение: «-я», «-а».
  3. Третье склонение: нулевое окончание.

На основе характеристик падежей можно составить проверочные правила.

Проверка через вопрос

Как различить винительный и именительный падеж? Действенное школьное правило: постановка падежного вопроса:

  1. Именительный: кто, что? Примеры: (лежит что?) щепка, (играет кто?) пес, (разбилось что?) блюдо.
  2. Родительный: кого, чего? Примеры: (сегодня нет кого, чего?) щепки, пса, блюда.
  3. Винительный: кого, что? Примеры: (я не вижу кого, что?) щепку, пса, блюдо.

Небольшая путаница с самим винительным падежным вопросом: для одушевленных предметов он повторяет родительный, для неодушевленный – именительный.

Поэтому нужно запомнить проверяющий глагол, чтобы правильно его задать:

  1. Нет чего? Кого? Дерева, машины, леса, человека, предмета. Здесь слова стоят в родительном падеже.
  2. Виню что? Кого? Сына, обстоятельство, победу, сюжет. А здесь уже в винительном.

Запомнив проверку с одним из этих глаголов, можно легко отличить винительный от именительного.

Проверка через разбор предложения

Надо запомнить синтаксическое отличие винительного падежа от именительного. Подлежащим может выступать существительное только в именительном падеже. Оно чаще всего главный член в предложении. А вот слова в винительном – зависимые, второстепенные.

Как различать именительный и винительный падеж? Просто запомнить:

  • Подлежащее-существительное – только в именительном.
  • Словоформы в винительном не могут быть подлежащими.

Примеры применения правила:

«Мальчик впервые увидел лес». «Мальчик» — существительное в именительном падеже, это подлежащее. «Лес» — существительное в винительном, второстепенный член, дополнение.

Не лес увидел мальчика, а мальчик увидел лес.

«Мальчик увидел, что лес изменился с прошлого года». Что сделал мальчик? Увидел. Что сделал лес? Изменился. Оба существительных – два члена предложения, подлежащие, стоят

в именительном падеже.

Нужно запомнить, что подлежащее никогда не будет в винительном падеже.

Проверка через предлоги

Разница между именительным и винительным падежом видна, если обратить внимание на наличие предлогов. С именительным они никогда не употребляются. Только с косвенными падежами:

  1. «Цех построен по последнему слову техники». «Цех» в именительном падеже.
  2. «Я снова прохожу через цех». «Цех» в винительном падеже (с существительным употребляется предлог «через»).
  3. «Откуда-то выкатился мяч». «Мяч» — в именительном.
  4. «Дети устроили настоящую битву за мяч». «Мяч» в винительном падеже (употребляется с предлогом «за»).

Но такое правило не будет определяющим. Ведь слова в винительном падеже употребляются и без предлога: «Я увидел цех», «Ребенок отдал мне мяч». В таком случае их можно проверить, разобрав состав предложения или задав падежный вопрос.

Алгоритм проверок

Простой алгоритм «Чем отличается винительный падеж от именительного»:

  1. Задайте вопрос. Слово в именительном отвечает на: «кто, что делает?». Слово в винительном: «вижу что, кого?»
  2. Если слово употреблено в контексте предложения, сделайте его разбор. Подлежащее, главный член будет в именительном падеже, а дополнение, второстепенный член – в косвенном, каким и выступает винительный.
  3. Наличие предлогов перед словом. С существительными в именительном их нет. А со словоформами в винительном падеже употребляются предлоги: «через», «на», «в», «за».
  4. Сравнение характерных для склонения окончаний. Так, существительные 1 склонения в именительном падеже имеют окончание «-а», «-я». В винительном они изменяются на «-у», «-ю».

Но есть и исключения, для которых применение алгоритма затруднительно. Это разряд несклоняемых существительных: . Во всех формах они имеют одинаковое окончание, но как понять: именительный или винительный падеж? Определить его можно, только задав вопрос.

Источник: https://russkiy-pravilno.ru/kak-otlichit-imenitelnyj-padezh-ot-vinitelnogo/

Винительный и родительный падежи – как отличить, вопросы и правило употребления

Именительный и винительный падежи имен существительных. Как отличить винительный падеж от родительного

Родительный и винительный (от слова «вина», проверочное сущ. — «повинный») падежи используются для разных целей, причём первый применяют чаще. Это обусловлено тем, что он может выполнить больше функций. Конструкции с использованием р. п. составляют, когда нужно сделать следующее:

  1. Соотнести целое с частью: ветка сирени, литр молока, кусок торта, ложка дёгтя в бочке мёда, страница книги.
  2. Показать признак или характеристику предмета, подвести итог: результат исследования, итоги мероприятия, решение задачи.
  3. Сравнить объекты друг с другом: быстрее ветра, жарче солнца, слаще сахара, тверже камня, ярче звёзд.
  4. Показать, что объект принадлежит кому-либо или чему-либо: мех зайца, халат врача, колпак повара, диплом специалиста.
  5. Выразить влияние отрицающего глагола на существительное: не купили хлеба, не ест конфет, не пьёт чая. Примечание: иногда в подобных ситуациях может использоваться и винительный падеж (не получили зарплату).
  6. Передать намерение относительно объекта или удаление от него: выбросить из головы, убежать из дома, уйти от ссоры, отдалиться от родителей.

Распространённый случай, когда существительное ставят в р. п., — конструкция, где показано, что от исчисляемого или неисчисляемого объекта взяли часть. Примеры: 5 яблок, стакан воды, машина снега. Ситуаций, в которых применяют в. п., сравнительно меньше. Вот что можно сделать с его помощью:

  • Показать, что между объектами существует пространственная или временная связь: зайти в дом, уехать в город, прибыть на месяц, опоздать на неделю, зарядить на целый день.
  • Отобразить действия, совершаемые по отношению к объекту: листать книгу, рисовать дерево, считать доходы, смотреть телевизор, гладить кошку, хвалить сотрудника.
  • Выразить эмоцию, касающуюся человека, предмета или явления: страшно за урожай, обидно за брата, стыдно за поступок, больно за страну.

Есть несколько простых методов, позволяющих определить, какой падеж использован в предложении. Первый подход подразумевает несколько действий, выполняемых в таком порядке:

  1. Определяют, является ли объект одушевлённым или неодушевлённым.
  2. Подставляют вопрос, на который отвечает член предложения. Вопросительные конструкции лучше использовать парно, так как они разные по отношению к одушевлённым и неодушевлённым существительным.
  3. Подставляют вспомогательные слова «нет» и «вижу». Если подходит первое, значит, предложение составлено с применением родительного падежа, а когда второе, речь идёт о винительном.

Для некоторых слов этих способов может оказаться недостаточно. Например, в словосочетании «вижу ученика» существительное стоит в винительном падеже. Если же сказать «нет ученика», зависимое слово окажется в р. п. Обе формы одинаковы, значит, нужно подобрать другое существительное, подходящее по смыслу.

Подобная сложность возникает с одушевлёнными объектами мужского рода, которые относятся ко 2-му склонению. У них совпадают формы в. п. и и. п. Проще всего подобрать имя существительное 1-го склонения, которое в именительном падеже оканчиваются на «а» или «я», причём слово может быть как мужского, так и женского рода.

Примеры:

  • вижу ученицу — сумка ученицы;
  • вижу дядю — сумка дяди;
  • вижу папу — сумка папы.

Также бывает сложно узнать, в каком падеже находится неодушевлённый объект в случае его употребления во множественном числе. Пример: «работы учениц» и «знать учениц».

В первом словосочетании этой пары объект находится в родительном падеже, во втором — в винительном. Чтобы избежать путаницы и ошибок, можно подобрать слова, принадлежащие к 1-му склонению. Один из возможных вариантов: «ученики школ» и «знать школы».

Разница видна сразу, поэтому можно безошибочно определить, в каком из 2 случаев применяется тот или иной падеж.

Изучение в школе

В рамках школьной программы дети получают представление о падежах в начальных классах. В русском языке их 6, причём каждый характеризуется парой вопросов. Первый подставляется к одушевлённым существительным, второй — к неодушевлённым. Вот на какие вопросы отвечают падежи, с которыми возникает путаница:

  • именительный — «кто?», «что?»;
  • родительный — «кого?», «чего?»;
  • винительный — «кого?», «что?».

Помимо этого, для каждого падежа характерны определённые предлоги и зависимые слова. Задача учителя — объяснить детям, как можно научиться определять разницу между падежами в тех случаях, когда их формы совпадают.

Урок, посвящённый этой теме, проходит в несколько этапов. Сначала преподаватель определяет цели:

  • научиться распознавать падежи по предлогам, вопросам и окончаниям;
  • развить у учащихся орфографическую зоркость, наблюдательность и способность проводить сравнения;
  • помочь разобраться со сложными случаями.

Организационная часть включает разминку. Учитель просит написать в тетради несколько слов, отвечающих на вопрос. Пример: «Что можно увидеть в зимних узорах на стёклах?» Ученики перечисляют предметы, которые подскажет им фантазия. Важно проверить, чтобы они стояли в в. п. Затем преподаватель предлагает сравнить слова и подумать, что в них общего.

Следующая часть посвящена работе со словарным словом. Учитель пишет на доске буквы в любом порядке, а школьники составляют из них существительное, наречие или другую часть речи. Следующий этап — подбор однокоренных слов, изучение орфограммы. Затем урок переходит к основной части — изучению в. п. и р. п., сравнению их особенностей.

Винительный падеж выражает 2 основных значения — объектное и субъектное. В первой ситуации речь о состоянии предмета или действии, которое он совершает. Примеры:

  • ученики пишут контрольную;
  • старику жаль прошедшие годы;
  • мальчику жаль собаку.

Во втором случае подчёркивают, что действие совершается над предметом. Если объектное значение способно передавать мысль и в виде словосочетания, субъектное — только в составе предложения, например:

  • мальчика знобит;
  • награда воодушевила победителя;
  • человека осенило.

В предложениях существительные, поставленные в в. п., могут быть разными членами. Нередко они выступают в роли дополнений или обстоятельств. В зависимости от контекста, возможны такие варианты обстоятельств:

  • времени: «Встретиться в четверг».
  • стоимости: «Уплатить 100 рублей».
  • пространства: «Пробежать километр».
  • объекта: «Бросить сумку».
  • результата: «Построить дом».

Есть простой и безошибочный способ распознать, в каком из двух падежей находится слово. Нужно попробовать подставить к объекту «вижу» (кого? что?) или «нет» (кого? чего?). Если подходит первое, в конструкции применяется винительный падеж, второе — родительный.

Отличие именительного и винительного падежей

Существительные 2 и 3 склонения, поставленные в винительный и именительный падежи, в единственном числе имеют одинаковые формы. Аналогичная ситуация наблюдается и с некоторыми местоимениями. Из-за этого ученикам сложно различить падежи.

Чтобы не ошибаться, нужно запомнить простое правило: если существительное в предложении играет роль подлежащего, значит, оно стоит в и. п. Но когда слово является зависимым от другого члена, это указывает на в. п. или р. п., которые являются косвенными.

Примеры, как отличить винительный и именительный падежи:

  1. «Лес рубят — щепки летят». И. п., сущ. «лес» выступает в роли подлежащего.
  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери с собой еду, бери спички». В. п., сущ. «лес» выступает в роли дополнения.
  3. «Смотрю на лес и слышу трели соловья». в. п., сущ. является дополнением.

Ещё один способ распознавания — по наличию или отсутствию предлогов.

Если они есть, значит, речь идёт о винительном падеже, а когда их нет, нужно применять другие способы, например, подставить вопрос.

В словосочетании «пойти в лес» существительное стоит в винительном падеже. На первый взгляд, к нему подходит вопрос «куда?», но есть ещё один вариант — «во что?», который точно указывает на в. п.

Таким образом, поочерёдно применяя все предложенные способы, ученик сможет разобраться с любым сложным случаем. В школьной программе предусмотрены упражнения на различие винительного и родительного падежей. Таблица с отличиями, составленная учеником для себя, поможет на проверочной работе, поэтому её стоит сделать самостоятельно или скачать в готовом виде.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/kak-otlichit-roditelnyy-padezh-ot-vinitelnogo.html

Родительный и винительный падежи

Именительный и винительный падежи имен существительных. Как отличить винительный падеж от родительного

РУССКИЙ ЯЗЫК УРОК № 74 ДАТА: 21.12.18

Тема:. Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

Цели: развивать умения образовывать и правильно употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных множественного числа; учить различать одушевлённые имена существительные множественного числа в форме родительного и винительного падежей.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к.

– инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.

— установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке называют форму множественного числа имён существительных.)

Контрольный словарный диктант

Адрес, агроном, директор, билет, килограмм, костёр, телефон, пейзаж, портрет, путешествие, хлебороб, автомобиль.

    1. Обозначение, название места жительства. (Адрес — адреса.)

    2. Специалист, знающий законы земледелия. (Агроном — агрономы.)

    3. Тот, кто руководит школой. (Директор — директора.)

    4. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер — инженеры.)

    5. Единица массы, равная 1000 граммов. (Килограмм — килограммы.)

    6. Горящая куча дров, сучьев. (Костёр — костры.)

    7. Крупное морское судно. (Корабль — корабли.)

    8. Картина, изображающая природу. (Пейзаж — пейзажи.)

    9. Изображение человека на картине или фотографии. (Портрет — портреты.)

    10. Поездка по дальним странам, местностям. (Путешествие — путешествия.)

    11. Крестьянин, земледелец. (Хлебороб — хлеборобы.)

  1. Самоопределение к деятельности

  • Прочитайте словосочетания.

пара носков пара чулок

восемь килограммов много мест

корзина помидоров урожай яблок

  • Определите падеж и число имён существительных — зависимых слов, выделите в них окончания.

Что вы заметили существительные употреблены в форме родительного падежа множественного числа, но существительные в первом столбике имеют окончание -ов, а у существительных во втором столбике окончание нулевое.)

  • Как вы думаете, как определить, какое окончание надо употреблять? (Ответы детей.)
  • Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в родительном падеже, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных во множественном числе.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 263 (с. 137).

  • Прочитайте.
  • Что общего у этих слов? (Они стоят в форме множественного числа родительного падежа.)
  • Какие окончания имеют эти существительные? (Нулевые окончания.)
  • Можно ли их проверить? (Нет, эти формы слов надо запомнить.)

Упр. 264 (с. 137).

  • Прочитайте задание.
  • Как можно определить форму родительного падежа во множественном числе, если затрудняешься с ответом?
  • Найдите слово, форму которого вы не можете определить, в толковом словаре. (Например, слово яблоки.)
  • Прочитайте словарную статью. На что указывает первое условное обозначение? (Буква а — это окончание существительного в родительном падеже единственного числа.)
  • Как вы понимаете следующее условное обозначение? (Это форма слова во множественном числе, сначала в форме именительного, потом родительного падежа.)
  • Выполните задание к упражнению.

(Работа в парах. Учащиеся составляют словосочетания, при необходимости обращаются к словарю (можно использовать школьный словарик трудностей русского языка). Одна пара работает на откидной доске. Проверка, взаимооценка.)

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

Прочитайте предложения.

Охотники увидели зайцев.

В нашем лесу водится много зайцев.

Определите число и падеж существительного зайцев в каждом предложении.

Что вы заметили? (Слово зайцев имеет одинаковую форму и в винительном, и в родительном падеже.)

Почему? (Потому что одушевлённые существительные и в родительном, и в винительном падеже отвечают на один и тот же вопрос — кого?)

Как определить падеж в этом случае?

Чему ещё мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных множественного числа.)

Работа по учебнику

Упр. 265 (с. 138).

(Комментированное письмо.)

  • Сравните формы трёх падежей. В каких падежах окончания одинаковы?

— Как отличить существительные в именительном и винительном падежах? (Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим, а в винительном падеже — второстепенным членом.)

  • Как отличить существительные в родительном и винительном падежах? (Можно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе. Если окончание будет -у или -ю, то это винительный падеж, а если -ы или -и — это родительный падеж.)
  • Вспомните, какие предлоги употребляются с родительным падежом, а какие – с винительным. (В, на, через – предлоги винительного падежа; у, без, от — предлоги родительного падежа.)

Упр. 266 (с. 138).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик называет слова, указывает падеж, остальные проверяют.)

  • Как вы разобрали третье предложение?
  • Назовите части слова трескучий.

(Самооценка.)

Работа по учебнику

Упр. 267(с. 138).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)

  • Оцените свою работу на уроке.
  • Чему вы научились сегодня на уроке?
  • Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в родительном падеже?

Домашнее задание

Упр. 262 (с. 137).

Источник: https://infourok.ru/roditelniy-i-vinitelniy-padezhi-3971888.html

Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

Именительный и винительный падежи имен существительных. Как отличить винительный падеж от родительного

Привет, ребята!

Какие сейчас замечательные солнечные дни стоят. Недавно мы с Вирусом гуляли в лесу, и я записала свои впечатления о нашей прогулке. Ими я хочу поделиться и с вами.

Как-то морозным зимним днём мы гуляли в лесу. Там стояли укутанные снегом сосны, ели и дубы. На опушке леса в снегу барахтались тетерева и куропатки. А на деревьях, нахохлившись, сидели пестрокрылые свиристели с хохолками на головках.

Вдруг раздался выстрел охотника. С сосен, елей и дубов облетел снег. Не стало видно ни тетеревов, ни куропаток, ни даже свиристелей.

Грустные мы вернулись домой и всё вспоминали укутанные снегом сосны, ели и дубы. А ещё – чуть заметных в снегу тетеревов и куропаток. И, конечно, пестрокрылых свиристелей.

Ой, ребята! Вы обратили внимание на то, что в каждом абзаце моего рассказа повторяются одни и те же имена существительные? Неодушевлённые – сосны, ели, дубы, и одушевлённые – тетерева, куропатки и свиристели.

И все эти имена существительные стоят во множественном числе. Но ведь мы сейчас как раз знакомимся с темой «Изменение по падежам имён существительных во множественном числе».

Пожалуй, стоит определить падежи этих имён существительных в моих записях.

Сначала давайте определим падежи у неодушевлённых имён существительных.

В предложении «Там стояли укутанные снегом сосны, ели и дубы» имена существительные «сосны», «ели» и «дубы» отвечают на вопрос что? Сосны, ели и дубы что делали? Стояли.

Действие выполняют предметы, которые названы этими именами существительными. Значит слова «сосны», «ели» и «дубы» стоят в именительном падеже. Окончания у них -ы, -и.

Определяем падеж этих слов в предложении «С сосен, елей и дубов облетел весь снег». Облетел с чего? С сосен, елей и дубов.

Вопрос чего? указывает на то, что имена существительные стоят в родительном падеже. У слова «сосен» нулевое окончание у слова «елей» окончание -ей, а у слова «дубов» – окончание -ов.

А ещё я помню, что в родительном падеже могут встречаться и окончания -ев, -ёв.

Переходим к следующему предложению. «Грустные мы вернулись домой и всё вспоминали укутанные снегом сосны, ели и дубы». В этом предложении имена существительные «сосны», «ели», «дубы», как и в первом предложении, отвечают на вопрос что? и имеют такие же окончания. То есть они стоят в именительном падеже? Надо проверить.

В этом предложении говорится о нас. Кто? Мы. Это подлежащее. Мы что сделали? Вернулись. И ещё что делали? Вспоминали. «Вернулись» и «вспоминали» – это сказуемые. Вспоминали что? Сосны, ели и дубы. Это второстепенные члены предложения. Действие направлено на предметы, которые называют эти имена существительные.

Значит, здесь не именительный, а винительный падеж.

Вирус, ты что-то хочешь мне сказать?

Какой ты молодец! Ребята, он обратил внимание на то, что те имена существительные, у которых мы определяли падеж, относятся к разным склонениям. Слово «сосны» первого склонения. Ели – третьего склонения, дубы – второго склонения.

При этом все они – имена существительные неодушевлённые и в именительном, и в винительном падеже множественного числа отвечают на один и тот же вопрос что? и имеют одинаковые окончания – –ы, -и.

Хотя у некоторых имён существительных в этих падежах бывают и окончания -а, -я.

А теперь давайте определим падежи одушевлённых имён существительных, стоящих во множественном числе. В записках это слова «тетерева», «куропатки», «свиристели».

«На опушке леса в снегу барахтались тетерева и куропатки».

В этом предложении слова «тетерева» и «куропатки» отвечают на вопрос кто? и стоят в именительном падеже. В предложении «А на деревьях, нахохлившись, сидели пестрокрылые свиристели с хохолками на головках» слово «свиристели» тоже отвечает на вопрос кто? и стоит в именительном падеже.

Окончания у этих имён существительных -а, -и.

Определяем падеж у имён существительных в предложении «Не стало видно ни тетеревов, ни куропаток, ни даже свиристелей».

Не стало видно кого? Тетеревов, куропаток, свиристелей.

Вопрос кого? встречается как в родительном, так и в винительном падеже. Но я помню, как помочь себе в такой ситуации! Вместо этих слов подставлю имя существительное первого склонения в единственном числе. Слова «тетерева» и «свиристели» относятся ко второму склонению, а «куропатки» – к первому склонению. Вот его-то мы и возьмём, поставив в форму единственного числа.

Не стало видно кого? Куропатки. Окончание указывает на то, что это родительный падеж. Значит, в этом предложении имена существительные «тетеревов», «куропаток», «свиристелей» тоже стоят в родительном падеже. А какие у них окончания? В слове «тетеревов» окончание –ов, куропаток – нулевое окончание, свиристелей – окончание -ей.

А теперь перейдём к третьему абзацу. «Грустные мы вернулись домой и всё вспоминали укутанные снегом сосны, ели и дубы. А ещё – чуть заметных в снегу тетеревов и куропаток. И, конечно, пестрокрылых свиристелей».

Вспоминал кого?Тетеревов, куропаток, свиристелей.

И вновь вопрос кого? и те же окончания у имён существительных, что и в предыдущем предложении.

Опять вместо этих существительных подставлю слово «куропатка».

Вспоминал кого? Куропатку. Окончание указывает на то, что слово стоит в винительном падеже. Это значит, что слова «тетеревов», «куропаток» и «свиристелей» в этих предложениях стоят в винительном падеже.

Не расстраивайся, Вирус! Для того, чтобы тебе было легче, мы с тобой сейчас составим таблицу.

Посмотри, у одушевлённых имён существительных одинаковые вопросы и окончания в родительном и винительном падежах. Вопрос кого? и окончания нулевое, -ов, -ёв,

-ев, -ей.

А вот у неодушевлённых имён существительных одинаковые вопросы и окончания в именительном и винительном падежах. Вопрос что? и окончания -ы, -и, -а, -я.

Это (что?) косы, земли, столы, дни, леса, тополя, озёра, моря, тени.

Вижу (что?) косы, земли, столы, дни, леса, тополя, озёра, моря, тени.

Если же тебе необходимо определить падеж имени существительного, стоящего во множественном числе и отвечающего на вопросы что? или кого?, на помощь надо звать любое имя существительное первого склонения в единственном числе.

Сегодня нам помогала куропатка, на предыдущих уроках – коза и коса.

Ну что, Вирус, давай устроим соревнование, кто из нас быстрее справится с одним заданием: определить в фразеологизмах падежи имён существительных, стоящих во множественном числе. А профессор нас рассудит. Начнём?

Мышей не ловит, считать ворон, развесить уши, спать без задних ног, втирать очки, не хватать звёзд с небес, в подмётки не годится, крокодиловы слёзы. 

Ой, ребята! Вместо того, чтобы выполнять задание, Вирус стал записывать фразеологизмы в свой блокнот.

А я всё-таки определила падежи имён существительных, стоящих во множественном числе. И профессор их проверил. Вот посмотрите:

Заменяю именем существительным первого склонения. Не ловит кого? козу. Окончание -у. Слово «мышей» стоит в винительном падеже.

Считать ворон. Считать (кого?) козу. Винительный падеж.

Развесить уши. Развесить (что?) косу. Винительный падеж.

Спать без задних ног. Спать (без чего?) без косы. Родительный падеж.

Втирать очки. Втирать (что?) косу. Винительный падеж.

Не хватать звёзд с небес. Не хватать (чего?) косы (с чего?) с косы. Родительный падеж.

В подмётки не годится. Не годится (во что?) в косу. Винительный падеж.

Крокодиловы слёзы. (Что?) крокодилова коса. Именительный падеж.

Вот здорово! Я справилась! А теперь мы с Вирусом пойдём в библиотеку, возьмём словарь фразеологизмов и узнаем значения каждого из тех, которые сегодня записали.

Пока, ребята! До новых встреч!

Источник: https://videouroki.net/video/44-imenitelnyj-roditelnyj-i-vinitelnyj-padezhi-imyon-sushch-mn-ch.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий