Доклад: Элвин Тоффлер и его произведение Шок будущего. Apparat — Журнал о новом обществе

Доклад: Элвин Тоффлер и его произведение Шок будущего

Доклад: Элвин Тоффлер и его произведение Шок будущего. Apparat — Журнал о новом обществе

Министерство Высшего и среднего

специального образования

Национальный Университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека

Реферат

На тему: « Элвин Тоффлер и его произведение «Шок будущего».

Ташкент 2011 г.

План.

1. Введение

2. Биография и предпосылки к написанию книги «Шок будущего»

3. Основные идеи

4. Заключение

5. Список используемой литературы

Введение.

Взгляните на нас. Мы спешим, торопимся. Каждый наш день расписан по секундам. Мы теряемся в потоке хаотичной информации, забывая порой о простых вещах. Мы- информационное общество.

Но так ли это страшно, как это звучит в данном термине? Являемся ли мы рабами современных технологий? Или это неоъемлемый процесс и закономерное развитие общества? Что нас ждет в будущем? Бояться ли нам грядущих изменений или мы можем даже не заметить их наступления?

Вопросы о стремительном развитии социума, об их неизбежности и влиянии на нашу жизнь были подняты еще в 70-х годах прошлого века писателем, социологом и футурологом Элвином Тоффлером в его первом труде «Шок будущего», который стал мировым бестселлером. Связана ли популярность книги с новизной и актуальностью выдвинутыми в ней концепциями и можно ли уже спустя несколько десятилетий возводить данное произведение в ряд пророческим я попытаюсь разобраться далее.

Биография и предпосылки к написанию книги «Шок будущего»

Элвин Тоффлер является одним из наиболее популярных писателей и футурологов в современном мире. Он совместно с женой Хейди написал несколько произведений, посвященных происходящим в современном обществе изменениям. Его трилогия стала широко известной во всем мире благодаря своей актуальности и новизне выдвинутых в ней концепций.

Элвин Тоффлер родился 3 октября 1928 года накануне эпохи Великой депрессии. События, происходившие в этот период, в том числе экономические и социальные изменения сильно повлияли на взгляды и мировоззрения Тоффлера.

После окончания университета Тоффлер вместе со своей женой работали в тяжелой промышленности около пяти лет.

Позднее Тоффлер применил полученный опыт в своих работах, описывая природу труда и разницу между физическим и интеллектуальным трудом.

После периода работы в промышленности Тоффлер переводит свою деятельность на журналистику. С конца 50-х годов он работает корреспондентом в нескольких газетах, а в дальнейшем его назначают на пост заместителя редактора журнала «Fortune».

После занятий журналистикой Тоффлер посвящает себя научной деятельности и работает преподавателем в различных университета, а в дальнейшем получает звание профессора в Корнелльском Университете.

В настоящее время Элвин Тоффлер является заслуженным деятелем в области литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований и Американской ассоциации развития науки.

В конце 60-х годов компания IBM поручила Тоффлеру провести исследования о социальных последствиях, связанных с внедрением копьютерных технологий. В этот период и зарождаются основные идеи автора, которые впервые были высказаны в статье «Будущее как образ жизни».

В этой статье говорится о скорости будущих изменений, касающихся информационного прогресса общества. Идеи убыстрения скорости информационного прогресса в дальнейшем были разработаны в первом труде автора под названием «Шок будущего», в котором он вводит доселе неприменяемые термины и привносит новые идеи.

Книга становится бестселлером и завоевывает популярность во многих странах мира.

На мой взгляд популярность книги в первую очередь была связана с ее актуальность.

Выдвинутые Тоффлером идеи, которые будут рассмотрены далее, является на сегодняшний момент наиболее адекватными существующему развитию социума.

Во многом благодаря работе Тоффлера на промышленных предприятиях и его изучениям развития копьютеризации в обществе, он смог четко сформулировать и популяризировано донести свои идеи до масс.

На сегодняшний день Тоффлера можно назвать одним из самых популярных футурологов в мире. Читая рецензии читателей на его книгу, я земетила, что мнения людей сходятся в том, что написанное Тоффлером 40 лет назад, является в нынешнее время окружающей нас действительностью.

Основные идеи

Начиная читать книгу «Шок будущего», я поначалу была приятно удивлена простотой используемого в ней языка и приведением примеров, которые упрощали понимание той или иной мысли, но в дальнейшем мое мнение немного поменялось.

Складывалось ощущение, что автор в некотором плане плане пытается настолько четко донести идеи до читателей, что в какой-то момент начинаешь ждать после нескончаемого потока примеров и аналогий конечного вывода, но он начинает от тебя ускользать под лавиной популяризации и упрощения.

Но высказанная в книге «Шок будущего» концепция несет в себе главную мысль об убыстрении и неизбежности будущего и связанного с ним коллосальными изменениями.

В самом начале книги Тоффлер вводит понятие «шок будущего»: «…шок будущего — не отдаленная потенциальная опасность, а реальная болезнь, от которой уже страдает все возрастающее число людей.

Это психобиологическое состояние можно описать в медицинских и психиатрических терминах. Это — болезнь перемен.»

Шок будущего- это психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса.

Некоторые ченые все же полагают, что на самом деле шок будущего на данный момент следует называть шоком настоящего,поскольку шок вызван столкновением человека с изменениями, уже произошедшими в окружающей среде.

В первой части книги Тоффлер рассматривает развитие человечества с 800-м отрезком. Тоффлер пишет: «…было замечено, что если последние 50 000 лет существования человека разделить на отрезки жизни приблизительно в 62 года каждый, то окажется около 800 таких отрезков жизни.

Из этих 800 полных 650 прошли в пещерах. Только за последние 70 таких отрезков жизни стало возможным эффективно передавать информацию от одного поколения к другому благодаря письменности. Только в последние шесть отрезков жизни массы людей увидели печатное слово.

Только за последние четыре стало возможным измерить время с любой степенью точности. Только в последние два кто-то где-то использовал электрический двигатель.

И подавляющее большинство всех материальных благ, которыми мы пользуемся в повседневной жизни в настоящее время, были придуманы в течение настоящего, 800-го отрезка жизни».

И слова Тоффлера, написанные несколько десятилетий назад имеют дейстивительной отражение в современном обществе. Вспомните, ведь десятилетие назад мы и не понятие не имели, например, о DVD проигрывателях, а сегодняшнее наше существование мы и представить не можем без настолько необходимых нам бытовых вещей. И таких примеров в нашей жизни может быть множество.

Также в этом произведении Тоффлер впервые вводит концепции меняющих друг друга волн-типов общества.Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.

Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни.

Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Третью волну иначе можно назвать термином, который сейчас используется довольно часто уже в обиходном языке- «информационное общество».

Мы стали зависимы от информации как от чего-то необходимого нам ежедневно. Необходимостью стали газеты, журналы и конечно же интернет, который стал второй реальностью, заменяя многим их реальную жизнь. При этом мы можем наблюдать уменьшение, а иногда и полное отсутствие барьеров фильтрации при получении той или иной информации.

Сами того не задумываясь, мы начинаем принимать на веру все, что слышим и видим на экранах компьютеров и телевизоров. Наше общество стало заложником той информации, которую оно получает.

Человеку не важно, какую он получает информацию, а важно, чтобы он ее получал без перерывов, будь то известие о личной жизни какого-либо деятеля, либо новость о начале военных действий в какой-нибудь отдаленной африканской стране.

В произведении «Шок будущего» главным недостатком я считаю приведение настолько различных частей жизнедеятельности социума, что сведение таких явлений как смена систем образования, распад семьи, децентрализация политической власти, изменений стилей жизни, изобилие субкультур- невозможно свести к одному процессу.

На мой взгляд причин может быть большее количество и они все не могут быть результатом одного и то же процесса. Возникает ощущение, что любое трудно объяснимое явление Тоффлер связывает с его новизной в обществе, а не естественной закономерностью.

Но при этом нельзя не отметить заслуги Элвина Тоффлера в высказанных им идей и концепций.

Заключение.

Изменения, происходящие в нашем обществе, являются его неотъемлемой частью и закономерным процессом. Тоффлер говорит о неизбежности футурошока, но тем не менее на мой взгляд он преувеличивает его значимость. Да, обществу на определенном этапе пришлось столкнуться с неизбежностью изменений.

Но поколения сменили друг друга и на сегодняшний день мы видим другое поколение любдей, адаптировавшихся к существующим реалиям. Ребенок четырех лет воспринимает копьютерные технологии не как нечто неведомое, а как обиходную вещь не придавая ей такого значения как несколько десятилетий назад.

Прогнозы Тоффлера оказались во многом правыми, но он не учел того, что с какими бы технологиями не столкнулся человек, в его жизни всегда будут существовать такие вещи как любовь, честь, жадность, надежда. Времена меняются, технологии совершенствуются, темп жизни ускоряется, но стремление человека жить и умение приспосабливаться всегда будут принимать изменения как нечто естественное и закономерное.

Список используемой литературы.

1. Тоффлер, Элвин. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. — 560 c

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тоффлер,_Элвин

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Футурошок

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Постиндустриальное_общество

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-284234.html

Элвин Тоффлер – Шок будущего

Доклад: Элвин Тоффлер и его произведение Шок будущего. Apparat — Журнал о новом обществе

БОГ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЖЕНИЙ

Вы просыпаетесь утром и обнаруживаете, что мир, который долгие годы воспринимался как фон вашей жизни, переменился. Все, к чему вы привыкли, становится совсем иным. Причем в рекордные сроки, буквально ежесекундно.

Скажем, еще в прошлом году этот день считался великим праздником. Вы сидели у экрана и смотрели демонстрацию. Вам звонили друзья, почтальоны приносили открытки. Этот день все еще считается праздником. Однако никто не звонит, не поздравляет. Осталась одна проформа.

Зачем она? Вы идете в магазин и поражаетесь, как выросли цены.

Нет, можно привыкнуть, что этот день совсем не праздник, но такие цены… Кто мог предвидеть, что пучок лука… Или, допустим, баночка с вазелином… Пора бы, наверное, смириться, ведь впереди еще множество испытаний. Но душа не поспевает за переменами. Мир кажется враждебным и страшит непостижимым.

Звонит знакомая и рассказывает, что пигалица из их класса стала валютной проституткой. Вы долго обсуждаете этот вопрос и даже успеваете поинтересоваться, как здоровье ее такой благовоспитанной мамы. А тот, кто сидел с пигалицей за одной партой и мечтал стать академиком, теперь, оказывается, ходит в роскошной кожаной куртке. Он подрабатывает дворником…

Сместились все представления. Знакомая назвала дурой приятельницу, которая поступила в аспирантуру. Подземный переход оглушает вас звуками аккордеона. Вы замедляете шаг. Несколько месяцев назад вы видели этого музыканта на обложке модного иллюстрированного журнала… Вечером на экране появляется телевизионный ведущий и комментирует обвальное крушение рубля.

Шахтеры перекрывают железнодорожные магистрали. Учителя и профессора ищут работу в коммерческих ларьках. Говорят, что волка может поразить инфаркт, если пространство, на котором он обитает, вдруг окажется обуженным.

А что происходит с человеком, который вдруг узнает, что не может показаться в другом районе, где живут люди иной национальности? Разом изменились все ценности. Учитель подчас не знает, что он должен теперь рассказывать детям — времена изменились. Ученый поражен тем, что утратил общественный статус.

Рабочий еще недавно перспективного предприятия неожиданно оказался безработным. Красный директор, трижды орденоносный, все еще надеется, что все вернется на прежний курс. Однако надежды становится все меньше…

Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Специалист по атеизму носит православную бородку. Преподаватель научного коммунизма руководит кооперативом. Низвергаются святыни.

Девушка, поступившая на работу в фирму, неожиданно получает приглашение переспать с шефом. «С какой стати?» — спрашивает она. Ей отвечают: «Ты что, психованная?» Политические домашние распри оборачиваются кровавыми расправами.

Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.

Когда в начале 70–х годов в наших журналах появились отдельные отрывки из книги Элвина Тоффлера «Шок будущего», мы читали эти страницы как некий фантастический роман.

Нам, живущим в ритме застоя, в архаических социальных структурах, все это казалось далеким, хотя и заставляющим отдаться волнам воображения.

Почти тридцать лет прошло с тех пор, как вышла книга американского журналиста и социолога.

Нужна ли она нам сегодня, на пороге нового тысячелетия? Найдет ли она отклик в сердцах россиян? Наконец, сбылись ли прогнозы модного предсказателя? Ведь сам автор признавал, что его работа в потоке стремительных преображений тоже окажется устаревшей. Книга Тоффлера — продукт яркого социального воображения. Хотя автор постоянно ссылается на научные публикации, статистику, бытовые примеры, его работа раскрывает во многом мир фантазии, продуктивного заглядывания в будущее.

Тоффлер написал о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию.

Есть у этой болезни и свое название «футурошок» — «шок будущего». Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из–под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа.

Люди вымрут из–за того, что не выдержат психологических нагрузок.

Футурошок характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим. Еще до начала XXI в. миллионы обычных физически здоровых и психически нормальных людей внезапно столкнутся лицом к Лицу с будущим.

Смогут ли они приспособиться ко все более усиливающемуся давлению событий, знаний, науки, техники, различного рода информации? Не приведет ли это к серьезным социальным и психологическим последствиям? Неужели человечество только теперь столкнулось с этими проблемами? Разве только в нашей стране человек вытолкнут из привычной ниши? Средневековому человеку будущее виделось как таинственная и темная сила. Даже радостный день он воспринимал с тревогой: а вдруг эти утехи обернутся казнями на Страшном суде. Войны, эпидемии, голод воспринимались как признаки надвигающегося конца света. Фрески храмов, изображающие эпизоды Страшного суда, заставляли трепетать сердца верующих при одной мысли о том, что ждет их по ту сторону бытия, в загробном мире.

Пушкин сказал о своем герое: «И жить торопится, и чувствовать спешит». И в ту пору были люди, гоняющиеся за модой, жаждущие перемен, склонные ощутить мимолетность в своих чувствованиях. Но у поэта все–таки сквозит ирония, проступает дистанция.

Мир все–таки был прочным или, во всяком случае, казался таким. Гоняясь за новизной, люди все–таки жили в привычном окружении, в оковах предрассудков и привычном течении жизни. Однако в нашем столетии стали заметны поразительные преображения. Тоффлер показывает, что темпы перемен неслыханно возросли.

Мы теперь не можем даже представить, что произойдет, скажем, через пару лет.

Если бы несколько лет назад мне, профессору Института философии, сказали бы, что напротив нашего здания на месте бассейна вырастет храм Христа Спасителя или что останки последнего русского царя будут хоронить с участием президента нашей страны, я бы, несомненно, испытал шок…

В советские годы была такая эстрадная шутка. Конферансье говорит: «Я люблю эту женщину на всю жизнь, пропишите ее в моей квартире на три месяца».

Кто мог подумать, что спустя десятилетие Тоффлер будет всерьез обсуждать в своей книге идею временного брака как социологическую реальность.

Человек может прописать в своей квартире не одну жену, а целую череду: браки теперь не заключаются на небесах, не порождены любовью и вовсе не предполагают, что новобрачные станут жить вместе до конца своих дней.

По истечении многих веков, на пороге иного тысячелетия человечество, казалось бы, уже не должно страшиться своего будущего. Вооруженные новейшей техникой люди научились прогнозировать свою жизнь на несколько лет и даже десятилетий. Но вот беда — прогноз безрадостен. До дна исчерпаны кладовые земли. Нечем насыщать нашу прожорливую техническую цивилизацию.

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/261355-elvin-toffler-shok-budushchego.html

Metla

Доклад: Элвин Тоффлер и его произведение Шок будущего. Apparat — Журнал о новом обществе
Элвин Тоффлер. «Шок будущего».

1. Краткая биографическая справка.

Элвин (Олвин) Тоффлер (англ. Alvin Toffler; родился 3 октября 1928) — американский социолог и футуролог.Футуроло́гия — наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.— родился 4 октября 1928 г. В Нью-Йорке;— в 1949 г.

Закончил Нью-Йоркский университет;— в 1959-1961 гг. Заместитель редактора журнала «Fortune»;— в 1965-1967 гг. Работал преподавателем в Новой школе социальных исследований;— после выхода в свет книги «Future Shock» стал известным во всем мире автором и консультантом;— разработал понятие «Третьей волны», которое содержит основы для понимания происходящих в современном мире глобальных изменений.

Элвин Тоффлер родился накануне эпохи Великой депрессии, и опыт восприятия экономической стагнации и порождаемых ею случаев неравенства оказал на него сильнейшее воздействие. Поэтому в годы студенчества Элвин был одним из активистов левого движения. После окончания университета в 1949 г. Элвин и его жена Хейди работали на фабрике на производственной конвейерной линии.

По-видимому, их интерес к профсоюзной деятельности стимулировался не только левыми убеждениями, но также и желанием познакомиться с промышленными технологиями и их влиянием на повседневную жизнь людей. После завершения своих фабричных приключений Э. Тоффлер решил заняться журналистикой. В конце 1950-х гг. Он был вашингтонским корреспондентом нескольких газет, а с 1959 по 1961 г.

Занимал пост заместителя редактора журнала «Fortune». В течение этого периода интенсивной журналистской деятельности Э. И X. Тоффлеры писали статьи для самых разных изданий — от «Fortune» до «Playboy», а также для «Annals of the American Academy of Science». После занятий журналистикой Э. Тоффлер решил посвятить себя науке и с 1965 по 1970 г. Работал преподавателем в различных университетах.

Представления Э. Тоффлера о взаимосвязях технологии и социально-экономических изменений сформировались в 1960-е гг., когда компания IBM заказала ему статью о долгосрочных социальных и организационных последствиях внедрения компьютеров. Именно в этот период зародились некоторые из фундаментальных идей последующих работ ученого.

Впервые некоторые темы его исследований были намечены в статье «The future as a way of life» («Будущее как образ жизни»). Главными в ней были мысли Э. Тоффлера о том, что в будущем скорость изменений, по-видимому, должна нарастать и что результатом этого процесса станет глубокая дезориентация людей, не подготовленных к наступлению грядущих событий.

Для того чтобы описать ощущение страха, которое будут испытывать «застрявшие» в прошлом общества, Э, и X. Тоффлеры ввели специальное понятие «шока будущего». Книга Элвина Тоффлера «Future Shock» («Шок будущего») сразу стала международным бестселлером и с тех пор продолжает вызывать интерес многих читателей. В ней Э.

Тоффлер показал себя не только одним из выдающихся футурологов нашего времени, но и блестящим популяризатором идей об информационном обществе. Его научные заслуги были признаны во всем мире, а его сочинения получили многочисленные премии в таких странах, как Китай, Франция, Италия и США.

2.Основные работы.

A Future Shock (1970), в рус. Пер. Шок будущего (2001).The Eco-Spasm Report (1975).The Third Wave (1980), в рус. Пер. Третья волна (1999).Previews and Premises (1983).The Adaptive Corporation (1985).Power Shift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21st Century (1990), в рус. Пер. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века (2003).War and Anti-War: Survival at the Dawn of the 21st Century (1993, в соавторстве с Х. Тоффлер), в рус. Пер. Война и антивойна. Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века (2005).Creating a New Civilization: The Politics of the Third Wave (1995), в рус. Пер. “Создание новой цивилизации. Политика Третьей волны” (1996).

Revolutionary Wealth (2006), в рус. Пер. Революционное богатство (2007)

3. «Шок будущего» основные понятия и идеи.
Анализ работы.

«Эта книга о том, что происходит с людьми, когда на них обрушиваются перемены. Она о том, как мы адаптируемся – или не адаптируемся – к будущему». Э.Тоффлер.Впервые термин «Шок будушего» Тоффлер употребил в статье, опубликованной в «Horizon» в 1965 году, где говорилось о разрушительном стрессе и дезориентации, которые вызывают у индивидов слишком большие перемены, происходящие за короткое время.Цель: Целью данной книги, сам автор ставит: «помочь нам прийти к согласию с будущим – помочь нам справиться более эффективно как с личными, так и с социальными переменами.» «Цель этой книги – изменить понимание будущего.» Основные проблемы:Основной научный вклад Э. Тоффлера заключается в том, что он наглядно продемонстрировал широкому кругу читателей результаты процесса технологических изменений. Возможно, в большей степени, чем кто-либо другой, он преуспел в информировании деловых кругов о глубоком скрытом значении происходящих в последней трети XX в. непрерывных изменений. Именно его интуитивное понимание преобразующего влияния отрасли по производству знаний позволило на сравнительно раннем этапе выявить то, что впоследствии стало одной из самых значительных тенденций развития нашей эпохи. Еще в середине 1960-х г. Э. Тоффлер утверждал, что в экономике будущего главенствующая роль будет принадлежать информационным технологиям. Основываясь на своих догадках, он сделал вывод о том, что отныне технологические изменения будут происходить с качественно большей скоростью, чем в прошлом.Концепция, высказанная Э. Тоффлером в «Future Shock», выражала его видение общества, которое все более и более разрывалось на части преждевременно наступающим будущим. Его мысль о том, что темпы изменений оказываются слишком быстрыми для восприятия их обществом, отражал существовавшие в 1960-х гг. настроения. Ведь это было время, когда количество считавшихся само собой разумеющимися понятий постоянно уменьшалось. Э. Тоффлер доказывал, что связанные с индустриальной цивилизацией институты и системы ценностей становились объектами воздействия непреодолимых, обусловленных увеличением объема знаний сил изменений. Информационный взрыв создал внешнюю среду, в которой будущее становится практически неразличимым в настоящем. Быстротечность стала основной приметой нашей жизни и привела к коренному изменению всех ее сфер — от экономической до сугубо личной.В книге есть главы, посвященные так называемому модульному человеку, т.e. личность одноразового использования, Тоффлер говорит о том, «что со временем, отношения между людьми меняются, появляется присущая культурному, технологическому развитию – кратковременность, недолговечность. Макс Вебер указывал на факт, что отношения с соседями в больших городах более ограничены нежели в маленьких поселениях.»Автор указывает, что все сильнее развивается «недолговечность» в нашем обществе, в пристрастиях в еде, в технике, в методах обучения, в культурно-развлекательных мероприятиях и так далее. «Увеличение товаров одноразового использования – распространение одноразовой культуры – представляет собой реакцию на постоянно испытываемое давление… Еще один фактор радикально меняет характер отношения человека и вещи- прокатный переворот…»Отдельная глава посвящена недолговечности литературы, Тоффлер говорит : «книга, как и информация передаваемая ей становится быстро сменяющейся.»Я не совсем согласна с автором, ведь существует классическая литература, которая является основой литературного дела, основами воспитания, развития духовного, творческого и в целом, классические произведения, не надоедают и не приобретают статус недолговечного искусства, это вечные эталоны. Так же и в других видах искусства. Элвин Тоффлер высказывает мысль о том, что у каждого индивида есть своя мыслительная модель, и что в процессе изменений в мире, человек не успевает подстраиваться. Но жизнь и есть развитие, это необходимо для существования человека, конечно скорость изменений с каждым десятилетием возрастает, но по-моему мнению, это является неотъемлемой частью развития общества и жизни в целом. Автор, так же, обозначивает проблему освоения океанов, морей, говоря о том, что «более чем две четверти поверхности планеты покрыты океанами и только пять процентов морской территории хорошо изучено, что в ближайшие 50 лет…», на момент написания книги, «…огромные океанические богатства, такие как нефть, газ, уголь, алмазы, начнут завоевываться и эксплуатироваться.»5 Я считаю, что в этом нет ничего плохого, наоборот идет развитие. Уже в наше время появляется огромное количество организаций, занимающиеся нахождением и переработкой продуктов океана. Это несет собой новые знания, новые методы эксплуатирования ресурсов. И что не маловажно, подобного рода информация поступает в СМИ достаточно постепенно, подготавливая людей, хотя в интернет пространствах эта информация более доступна. Но каждый человек сам в праве решать что узнавать, а в чем оставаться в неведении. И не все исследователи приняли эту точку зрения. Так, выдающийся американский социолог Д. Белл считал эту мысль обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электричество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты,-чем в последующий период, якобы характеризующийся ускорением.Тоффлер пишет о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления : «самая очевидная из всех сил, грозящих семье разрушением в ближайшие десятилетия, – новая технология деторождения…если детей начнут выращивать в лабараториях, то что произойдет с самим понятием материнства? И что будет с представлениями женщины о себе, если от начала времен общество считало первейшей миссией женщин рождение и воспитание детей?» Так же Тоффлер говорит о проблеме «упрощения семьи», что в допромышленное время семья состояла из огромного количества людей «бабки, дядья, деды, тетки, двоюродные братья и сестры», но такие семьи не подходят для индустриального общества, тк оно требовало мобильности, что привело к «нуклеарной семье – компактная и состоящая только из родителей и детей…Однако супериндустриализая требует еще большец мобильности…поэтому можно ожидать, что в будущем многие останутся бездетными и семья приобретет самую простую форму : мужчина и женщина.»Так же основным вопросом «Шок будущего» Тоффлер ставит вопрос многообразия и «сверхвыбора»: «Максимальные возможности индивидуального выбора считаются демократическим идеалом. Но большинство людей пишущих…предсказывают мрачную картину будущего, в котором люди предстают как неразумные создания-потребители, окруженные стандартизированными товарами, получающие образование в стандартизированных школах…и вынужденные принимать стандартизированный образ жизни.» «Вся ирония в том, что люди будущего могут страдать не от отсуствия выбора, а от парализующего обилия выбора – сверхвыбора.» В этом Тоффлер оказался прав, на мой взгляд такие тенденции уже просматриваются в наши дни. Например, компания «Филипп Морис» на протяжении 21 года, продавала единтсвенную ведущую марку сигарет, а с 1954 года представила шесть новых марок в шестнадцати вариантах. «мы движемся к сверхвыбору – точке, в которой преимущества различия и индивидуализации будут уничтожены сложностью процесса принятия решений покупателем.»Так же стоит разобрать «Физический аспект» и «психологический аспект» шока будущего. «мы переживаем период столь же болезненный, как и та эпоха в эволюционной предыстории человечества, когда существа, обитающие в воде, стали существами наземными… Те кто смог приспособились; те кто не смог, либо продолжали развиваться на менее высоком уровне, либо исчезали…»Вообще изменение – это ориентированная реакция, т.е. комплексный процесс, в котором участвует весь организм, следовательно новость, некое изменение даже незначительное вызывает реакцию в организме человека, в его нервной системе. Так же шок будущего «поражает и психику…В то время, как тело разрушается под воздействием окружающей среды, перегруженный рассудок не способен принимать адекватные решения». Как пример Тоффлер приводит рост наркомании, вспышки вандализма, политика нигилизма и так далее.И как результат «шок будущего – это реакция на сверхвозбуждение…а при реакции на свервозбуждение показатель духовных и физических способностей падает».Но так как главной целью является желание помочь Тоффлера нам прийти к согласию с будущем, то необходимо проанализировать «стратегии выживания».1. Периодически сосредотачиваться на самих себе, изучать внутренние психологические и телесные реакции на изменения, отключаясь от окружающей среды. Это поможет замедлять и ускорять темпы развития сначала в «микросреде», а затем и более масштабно.2. Сознательно поддерживать «длительные отношения с различными элементами нашей филической среды». Тем самым не реагировать на новинки рынка, чтобы поддерживать связь с окружающими нас объектами.3. «Ситуативное группирование», предложил доктор Герберт Герджой. Это места встреч людей, которые проходят похожие жизненные изменения.4. Консультирование, справочные службы.5. Соблюдение различных ритуалов (праздники, карнавалы, открытки по случаю, годовщины).6. Создание и поддерживание уже существующих организаций по прогнозированию будущего и планирования.Как вывод Тоффлер говорит о том, что «мы не можем и не должны поворачивать выключатель технического прогресса…саморазвитие технологии – каждый шаг вперед облегчает не один, а много дополнительных шагов…все это создает психологическое загрязнение…одновременне с промышленным, загрязняющим наши небеса и моря…»

По мнению Элвина Тоффлера общество могло бы установить какие-то рамки и общие принципи продвижения технологии,например, когда присуствует серьезный риск, необходимо было бы выделять средства на исправление. И отсюда вытекает главные вопрос, который ставит концепция Шока будущего – это «Может ли человек жить в обществе, которое вышло из под контроля?»

Список использованной литературы:

1. Тоффлер, Элвин. Шок будущего

2. Интернет источник ru.wikipedia.org

3. Поппер К. «Открытое общество и его враги»

(с)Сообщение от Насти Шакировой

Источник: https://www.diary.ru/~dnevmetly/p143614877.htm?oam

Анализ произведения Э. Тоффлера

Доклад: Элвин Тоффлер и его произведение Шок будущего. Apparat — Журнал о новом обществе

Анализ произведения Э. Тоффлера «Шок будущего»

книга литература адаптация

Все в этом мире у нас ненадолго,

Любовь, печали, страданье и страх.

Все в этом мире у нас ненадолго, 

Луч тихой радости тоже погас.

Не будем строги к судьбе-плутовке,

Раз выпал жребий – бери, не трусь,

Наивно смотрится фетиш подковки,

Смешно и грустно мне. Да! Смех и грусть.

Все в этом мире у нас ненадолго…

М. Мон

Автор описывает работу над книгой, как некий прогноз на будущее, говорит о том, как меняется человеческая жизнь и её ценности.

О том, как перемены в человеческой, социальной жизни играет большую роль, и, если человек не сможет адаптироваться в этом скоростном, стихийном изменении, то все человечество обречено на массовый адаптационный срыв.

Тоффлер описывает время, в котором живет, и, основываясь на происходящем, рассуждает следующим образом: «Через три коротких десятилетия, отделяющих сегодняшний день от 21 века миллионы простых, психологически нормальных людей окажутся в резком конфликте с будущим». Т.е.

в любом случае, рано или поздно человечество окажется на грани того, что все его окружающее пространство будет вводить индивида в некую болезненную форму существования.

Это можно сравнить с организмом: при попадании в иную среду (из тепла в холод, из спокойного состояния в неспокойное), или при любых обстоятельствах, которые не привычны организму и воспринимаются как угроза, наступает вегетососудистый криз.

Он проявляется в том, что сосуды сужаются, возникает приступ необъяснимой паники, тяжело дышать, начинаются обильное потоотделение и т.д. в таком состоянии человек чувствует большую усталость и слабость, организм испытывает шок от происходящих изменений, к которому он был просто не готов находясь в «уютном гнездышке». В любом случае, этот шок будущего произойдет с каждым, с кем-то в большей степени, с кем-то в меньшей, один его и не заметит, а второй очень тяжело будет переживать, поэтому, лучше заранее себя подготовить и попытаться пережить, ведь все же знают: «Предупрежден, значит вооружен».

Прочитав работу американского философа, социолога и футуролога Элвина Тоффлера «Шок будущего», я начала задумываться о том, что все происходящее вокруг меня, моей семьи и остального моего окружения с точностью описаны в книге.

Вроде живешь и не замечаешь всего этого, как, раз, и наступает момент осмысливания всего пережитого.

Читая «Шок будущего» я погружаюсь в множество интересных фактов и событий, которые, как оказывается, происходят вокруг меня ежедневно.

Автор полностью раскрывает проблему одноразовости и однодневности, будь то вещи, люди, отношения или что иное. На примере бумажного свадебного платья мы видим эту проблему ясно.

Если раньше невеста очень долго и тщательно подбирала наряд для церемонии свадьбы, потом хранила этот наряд и, даже, передавала своей дочери для замужества, то сейчас современным красавицам предлагают бумажное свадебное платье.

Как говорится, спрос рождает предложение, значит такие платья сейчас актуальны, такие платья стоят не дорого, в придачу, продавец предлагает в дальнейшем из шлейфа сделать кухонные занавески, это очень удобно. Но с другой стороны, платье уже не ценится так как раньше, нет привязанности к этой вещи и передавать уже младшему поколению, к сожалению нечего.

Проблема одноразовости сопровождает нас по всем страницам произведения. Еще одним минусом можно считать потерю ценности к своему дому, к своей родине.

Современный мир предлагает нам множество услуг, мы можем в течении суток оказаться на другом конце планеты, с помощью интернета мы утратили то чувство, которое ощущаешь, когда ждешь письма от близкого тебе человека, но самое ужасное, мы потеряли дом.

Множество людей переезжает с места на место, меняют квартиры на дом, дома на квартиры и утрачивают ту любовь к своему жилищу, конечно не все, но рано или поздно, мне кажется, это станет нормальным для всех. Мне очень жаль этих людей.

У них, конечно есть крыша над головой, есть где переночевать или где провести выходные, но у них нет уже того тёплого и уютного очага что может согреть их в лютую зиму, нет того тёплого и уютного уголка, который будет им каменной стеной. Свой дом, свою крепость хозяйки пытаются превратить в прекрасный сказочный и уютный замок.

Ведь, когда мы делаем ремонт в своем доме мы пытаемся все сделать с большой аккуратностью, потому что здесь предстоит жить именно нам, в украшения комнат мы вкладываем столько нежности и любви, мы создаем такую «погоду» чтобы нам здесь всегда нравилось, и мы здесь отдыхали. Создаем уют и тепло родного дома. Автор описывает одну такую хозяйку, которая из-за частых переездов и частой смены работы мужа уже перестала украшать дом, она начала украшать свою машину. В данном случае, машина является чем-то постоянным, прижившимся и не меняющимся.

До недавнего времени, как отмечает автор, темп жизни изобразили в виде человека с ключом сзади, человека, который постоянно заведен, постоянно занят. Множество людей сейчас себя чувствуют этим персонажем.

Простые же люди, которые мало обращают внимания на технологические инновации все равно ощущают темп жизни, изменений в ней.

В настоящее время все человечество на земле можно разделить на три группы: первые – люди прошлого, которые живут охотой и собирательством, живут так, как когда-то жили наши предки, они составляют 70% населения.

Вторые – люди настоящего, живущие современной жизнью, более 25% населения. И третьи – люди будущего, которые уже сейчас живут в будущем. Их считают первопроходцами, они живут так, как многие другие будут жить только завтра. Эти люди богаче, более приспособлены к изменениям и более образованы.

Каждый человек и каждая социальная группа имеет свое собственное понимания длительности действий. Т.е., если вдруг, действие прекращается раньше, чем оно должно закончится, срабатывает небольшой «звоночек», т.к.

мы не привыкли к этому, для нас это уже нестандартная ситуация. В связи с тем, что психология и образование не могут понять этот принцип и подготовить общество к скоростным изменениям, начинают возникать проблемы.

Только понимающий и замечающий эту проблему человек может предвидеть любые последствия и сделать все возможное, чтобы смягчить «падение».

Люди настоящего и прошлого живут медленной временностью, как отмечает автор, их отношения длятся долго, а вот люди будущего живут уже большой временностью. Люди, вещи, ситуации просто проносятся мимо, и, в таком случае, создается опасность шока будущего

При взаимодействии между людьми возникает множество форм общения, автор отмечает, что влияние технологии на занятия людей позволяет предполагать, что тенденция к временным связям сохранится в дальнейшем.

Норман Энон отмечает, что в некоторых случаях возникает такая проблема, когда какая-либо специальность возникает только на определенное время, потом же её необходимость утрачивается. Так же возникают такие ситуации, когда работу одного человека уже начинает выполнять группа специалистов.

В цивилизованном мире возникла тенденция «человека напрокат» как необходимая составляющая. Если организации необходимо собрать крупный штат работников для временной занятости в кротчайшие сроки в этом ей поможет определенные фирмы, которые работают в этой отрасли.

Некоторым ведь на самом деле для одноразовой работы нет необходимости искать специалиста долгое время и нанимать его на постоянную работу.

В связи с тем, что люди имеют свойство заменяться друг другом человек адаптируется к новым связям, но, помимо этого человек может без каких-либо потерь и отказаться от другого, который ему не важен, не интересен или просто не нужен.

В таком случае, можно с точностью быть уверенным, что в дальнейшем все ценности людей друг в друге просто перестанут существовать. Некоторые люди, для создания новых связей прибегают к таким мерам, как поиск нового места работы.

«На самом деле большую часть социальной активности индивидов можно описать сегодня как поисковое поведение – неустанный процесс социального поиска, в ходе которого человек ищет новых друзей, чтобы заменить тех, кого уже нет, или тех, с кем утрачены общие интересы.

» При изменении окружения взрослого человека, затрагивается так же окружение и ребенка, со временем он к этому привыкает, и для него это является совершенно нормальным.

Возникают такие ситуации, когда преподаватель не получает необходимого удовлетворения от преподавания в связи с тем, что он утрачивает способность наблюдать за развитием ребенка, которого он обучал. Так же возникает и такая проблема, когда ребенка обучают одному и тому же предмету совершенно разные преподаватели, естественно, от таких перемен может произойти какой-либо сбой в понимании темы или же и вовсе сбой в развитии.

Очень многие люди говорят о том, что сейчас производятся некачественные вещи, которые не проживут долго. Оно и понятно, заводам выгоднее делать недолговечные изделия, ведь им через 2 года или через 10 лет необходимо будет так же зарабатывать и иметь прибыль, а если люди купят их товар, и он будет долговечен, то потом продаж будет намного меньше. Да возьмем, к примеру, автомобили.

Сейчас, при покупке подержанного иностранного автомобиля многие смотрят не на год его выпуска, а на двигатель и его характеристики. В настоящее время автомобили выпускаются с двигателями которые могут отъездить 600 000 км (шестисотники), раньше же выпускали так называемые миллионники, эти двигатели ценятся намного больше, т.к.

качество производства в года его выпуска было намного больше.

Когда я начала анализировать прочитанное я немного опечалилась, наше общество просто начало деградировать, я понимаю, что у моих детей будут уже совсем другие ценности и интересы, но все же, я попытаюсь привить им такие качества как ценность дома, людей, вещей, отношений, постараюсь научить их ценить все вокруг и надеюсь, что у меня это получится.

Конечно, в мире современных технологий все что нас окружает пытается сделать нашу жизнь легче и интереснее, но все же я из тех людей, которым приятно съездить на рыбалку и с некоторыми усилиями получить ту небольшую рыбёшку на ужин и радоваться своим небольшим успехам.

К сожалению, нам всем придется смириться с тем, что мир развивается быстрее нас, и в какой-то степени это очень даже хорошо. Если современная медицина найдет лекарство от многих смертельных болезней, то весь мир вздохнет с облегчением.

Можно жить и принимать мир такой, какой он есть, можно идти в ногу с трендом, успевать за новыми технологиями, но всегда стоит оставаться человеком. Человеком с большой буквы, с душой и ценностями.

Источник: https://studbooks.net/655365/literatura/analiz_proizvedeniya_e_tofflera_shok_buduschego_

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий