Дифференцирующий принцип русской орфографии примеры. Основные разделы и принципы русской орфографии

Русская орфография

Дифференцирующий принцип русской орфографии примеры. Основные разделы и принципы русской орфографии

Орфография, ее значение

Основной принцип русской орфографии

Фонетические описания

Традиционные написания

Слитные, полуслитные и раздельные написания

Прописные буквы

Дифференцирующие написания

Правила переноса слов

Орфография, ее значение

Орфография (от греч.

оrthos – правильный, прямой и  grapho –  пишу) или правописание – это система правил, регулирующих написание отдельных слов и их значимых частей, а также правил о слитных, полуслитных, раздельных и дифференцирующих написаниях, об употреблении прописных букв, о правилах переноса. Орфография требует соблюдения единых правил правописания всеми пишущими на русском языке. Соблюдение таких правил облегчает письменное общение. Орфографически неграмотное письмо затрудняет процесс чтения, а следовательно, и понимание текста.

Основной принцип русской орфографии

Каждая орфография опирается на те или иные принципы, среди которых выделяется основной принцип, определяющий характер данной орфографии.

Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип правописания. Это значит, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Например, корень сад- в словах

[са'ду] – [сат] – [сΛд]овник – [съд]овод

имеет разный фонетический облик, но орфографически он передается всегда в виде сад;

приставка от- в словах

[о'т]пуск – [о'д]был, [Λт]пустить

произносится по-разному, но орфографически она передается только как от-;

суффикс –ск– в словах

поль[ск]ий и де[ц]кий

произносится по-разному, но пишется всегда –ск-;

флексия –е- в Д.П. в слове сосне и деревне также произносится различно, но орфографически передается одинаково.

Нетрудно заметить, что единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами.

Поэтому основной принцип русской орфографии называют еще фонемным или морфофонематическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфем.

Как видно из примеров, морфологический принцип русской орфографии находит свое применение в написании как гласных, так и согласных букв. На основе этого принципа построено правило написания безударных гласных, согласно которому в безударном положении должна писаться та буква, которая обозначает гласный под ударением в той же морфеме.

На морфологическом принципе полностью основано правило правописания глухих-звонких согласных, по которому на письме передается тот согласный, какой произносится в данной морфеме в сильной позиции, то есть перед гласными, сонорными согласными и [в], [в'].

Отступления от основного принципа русской орфографии незначительны:

·        в одних случаях они объясняются сложностями самих языковых явлений (таковы, например, некоторые правила правописания безударных гласных, когда безударный звук позиционно меняется с разными ударными: заря – зори – зарево);

·        в других случаях отступления объясняются непоследовательностью в проведении самого морфологического принципа (таково, например, правило о различном написании –ецо и –ице в словах пальтецо и платьице, хотя под ударением здесь может быть только Е: пальте'ц).

Отступлением от морфологического принципа являются некоторые фонетические написания, принятые в русской орфографии.

Фонетические описания

Фонетические написания в русской орфографии связаны с правописанием З или С в приставках

без-, воз-, вз-, из-, раз-, роз-, низ-, чрез-, через-.

В этих приставках пишется З, если далее следует звонкий согласный, и пишется С, если далее следует глухой согласный:

бездомный – бесплодный, воздать – воспеть, избить – испить, разбить – растянуть, низвергнуть – ниспослать, чрезвычайно – чересполосица.

Подобные же фонетические написания обнаруживаются в отношении приставок

роз- (рос-) и раз- (рас-):

под ударением выступают роз- (рос-), а без ударения раз-(рас-):

ро'злив – разливать, ро'спись – расписка.

Традиционные написания

Наряду с морфологическими (фонемными) и фонетическими написаниями в русской орфографии есть и традиционные или этимологические написания: это такие написания, которые не имеют уже опоры в современных словообразовательных и формообразовательных отношениях или фонетической системе, а сохраняются лишь по традиции. Таково, например, написание буквы Г в окончаниях Р.п. ед. ч. прилагательных, причастий и неличных местоимений мужского и среднего рода:

молодого, моего,

которое сохраняется с тех далеких эпох, когда эти формы произносились с [г]. Этимологическими, никак не подтверждаемыми современными отношениями являются написания с так называемыми непроверяемыми безударными гласными А и О:

забор, забота, сапог, баран, собака

или с Е: железо,

Слитные, полуслитные и раздельные написания

Фонетические и традиционные написания имеют непосредственное отношение к основному принципу русской орфографии, являясь отступлениями от него. Слитные же, полуслитные и раздельные написания такого отношения к этому принципу не имеют и регулируются особыми правилами.

Русская орфография строится таким образом, что каждое самостоятельное слово пишется отдельно. Однако в языке постоянно идет процесс образования новых слов, причем это образование может быть связано с потерей двумя лексическим единицами своей самостоятельности и с превращением их в одно слово.

Такой процесс идет постепенно и медленно и находит свое отражение в орфографии в виде полуслитных и слитных написаний.

Полуслитные (через дефис) написания отражают незаконченность превращения двух лексических единиц в одно слово, тогда как слитные – завершенность этого процесса.

В орфографии закрепляются те слитные написания, в которых смысловое единство объединившихся лексических единиц находит свое структурное выражение : наличие соединительных гласных, одного ударения, одной системы флексий и т.д.

Современные правила о слитных и особенно полуслитных написаниях достаточно сложны и противоречивы в некоторых моментах (например, правописание сложных прилагательных).

Однако все же возможно выделить ряд правил, относящихся к разным частям речи и четко регламентирующих полуслитное или слитное написание.

Так, через дефис пишутся:

1)сложные слова, образуемые повторением одного и того же слова с разными приставками или корня с разными суффиксами:

чуть-чуть, еле-еле, маленький-маленький, жить-поживать, большой-пребольшой.

Сюда же примыкают сложные слова, образуемые соединением синонимов:

нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

2)полуслитно принято писать слова с иноязычными приставками:

экс-чемпион, вице-президент, обер-кондуктор.

3)специальные термины, в состав которых входят отдельные буквы алфавита и цифра или число:

ЗИЛ-150, ТУ-134, ИЛ-62

и некоторые другие образования.

Слитно всегда пишутся сложносокращенные слова:

колхоз, комсорг, партком, завхоз и др;

слова, первой частью которых выступают числительные:

семидневный, шестичасовой, двадцатитомный и др.

Прописные буквы

И точно также обстоит дело с правилами употребления прописных букв. Среди них есть четкие и устойчивые правила. Например, с прописной буквы всегда пишется первое слово текста или слово, начинающее новое предложение после точки; с прописной буквы пишутся

·        собственные имена (фамилии, имена и отчества людей; клички животных; индивидуальные прозвища; названия газет, журналов и др.),

·        названия астрономических и географических объектов (планет, звезд, рек, озер, гор и др.),

·        наименования высших государственных учреждений, орденов и др.

Однако вместе с тем в составных собственных именах и географических названиях, а также в ряде других случаев правила употребления прописных букв колеблются: в одних случаях все слова, входящие в такие составные образования, пишутся с прописной буквы, в других – только первое слово. Достаточно строгих правил в этом отношении еще не выработано.

Дифференцирующие написания

Дифференцирующие написания в русской орфографии незначительны, и их употребление регулируется частными правилами. К таким написаниям, например, относятся:

1)употребление буквы Ё в глаголе и буквы О в существительных, когда в произношении они не отличаются: поджог и поджёг;

2)употребление прописной и строчной букв для различения собственного и нарицательного существительного: Орел (город) и орел (птица);

сюда же относятся и такие написания, как кампания (посевная, подписная) и компания (круг людей), бал и балл, кобчик (птица) и копчик (часть тела);

4)написание Ь после шипящих в словах женского рода и отсутствие его в словах мужского рода: туш – тушь (наличие или отсутствие Ь указывает на грамматический род слова);

5)написание Ь после Ч в повелительном наклонении и в неопределенной форме глагола дифференцирует эти формы с существительными, у которых после Ч мягкий знак не пишется: плачь – плач, сечь и сеч (от сеча).

Правила переноса слов

Наконец, орфография регулирует правила переноса слов, основным из которых является правило переноса по слогам с учетом словообразовательной структуры слова.

Главное – это то, что слово переносится по слогам: ко-то-рый, ста-ру-ха.

Поэтому нельзя ни оставлять на строке, ни переносить на другую часть слова, не составляющую слога: вп-рок, ры-хл (эти слова вообще не могут переноситься).

Что касается учета словообразовательной структуры слова, то здесь надо иметь в виду нежелательность разбивки при переносе приставок или суффиксов: надо рас-тянуть, а не ра-стянуть, надо рус-ский, а не русс-кий.

Источник: http://kursk-kgpu.narod.ru/orfograf.htm

Дифференцирующий принцип

Дифференцирующий принцип русской орфографии примеры. Основные разделы и принципы русской орфографии

Принципы русской орфографии

Морфологический принцип правописания

1) Принцип орфографии, лежащий в основе русского письма и заключающийся в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, несмотря на различия в произношении (непозиционные чередования в морфемах передаются). Морфологический принцип работает при написании:

а) корней: дом (дом), домашний (д м)ашний, домовой (дъм)овой;

б) приставок: подписъ (пот)пись, подписать (път)писать;

в) суффиксов: домовый (-ов-), домовой (- в-); заботливый – молчаливый (в суффиксе -лив- всегда пишется и); звериный, куриный, соловьиный (в суффиксе -ин- всегда пишется одно н).

г) окончаний: на реке (-е) – на речке (-ь); стеной – мино(-ъ-)й; под окном – под неб(-ъ-)м; говорит – дышит (в первом слове окончание под ударением произносится четко, во втором – нечетко, однако и в этом случае в глаголе второго спряжения в форме третьего лица единственного числа нужно писать окончание -ит).

2) Принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям. Сюда относятся:

а) написания имен существительных женского рода с конечными шипящими: дочь, вещь, рожь, мышь.

Написание мягкого знака на конце этих слов имеет не фонетическое значение, а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные женского рода с конечными согласными (как нешипящими, так и шипящими) в одном типе 3-го склонения (ср. единство падежных форм у названных слов и таких, как новь, тетрадь, метель, тень, топь, гарь, кровать и т. д.);

б) написания инфинитива с конечным шипящим: беречь, стеречь, стричь, достичь.

И в этом случае мягкий знак не является знаком мягкости, а служит формальной приметой неопределенной формы глагола, и его написание создает графическое единообразие оформления инфинитива (ср.

наличие мягкого знака у основной массы глаголов в неопределенной форме: брать, верить, писать и т. д.);

в) написание формы повелительного наклонения с конечным шипящим: умножь, назначь, утешь.

Также и здесь написание мягкого знака служит целям морфологии: он выполняет роль графического показателя формы повелительного наклонения, чем создается единообразное внешнее оформление императива (ср.

написание мягкого знака у всех глаголов в форме повелительного наклонения с конечными мягкими согласными: исправь, откинь, отмерь, отбрось, отметь и т. д.).

Традиционный (исторический) принцип

К традиционному принципу относятся такие написания, которые являются пережитками прошлого и не могут быть обоснованы ни морфологически, ни фонетически. Сюда относятся:

1) написание буквы и после твердых шипящих ж и ш (жить, шить), которое объясняется тем, что в древнерусском языке звуки (ж) и (ш) были мягкими и написание сочетаний жи, ши соответствовало произношению;

2) написание мягкого знака после шипящих во втором лице единственного числа глаголов (читаешь, строишь), в наречиях (настежь, наотмашь, вскачь), в частицах (лишь, бишь, вишь, ишь), что объясняется наличием когда-то конечного гласного, впоследствии редуцировавшегося;

3) написание окончания родительного падежа единственного числа прилагательных -ого, произносящегося со звуком (в) на месте буквы г (большого, доброго и т. п.);

4) написание безударных гласных в таких словах, как корова, собака и др., не поддерживаемое современным литературным произношением, или в таких словах, как калач, паром, славяне и др., появившееся в результате развития аканья и закрепления его на письме;

5) написание непроизносимых согласных в существительных лестница, чувство.

Фонетический принцип

К фонетическому принципу относятся написания слов в соответствии с их произношением. Важнейшие фонетические написания:

1) написание приставок на з- и с-; без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз, чрез- (через-): безбрежный – бесплановый, возглавить – воскликнуть, взбежать – вскружить, избрать – испортить, низводить – нисходить, раздать – растерять, розвальни – россыпи, чрезмерный – чересполосный;

2) написание приставки раз- (рас-) – роз- (рос): разыскать – розыск, расписать – роспись;

3) написание ы вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный: безыдейный, подыскать, предыдущий, сыграть.

4) написание таких корней, как расти, наращение – рос, рост; заря, зарница – зори, зорька; скакать, скакун – заскок; блистать, блистательный – блеск, блещущий. Перечисленные и им подобные варианты, известные в орфографии, как корни с чередующимися гласными, возникли исторически, их правописание во многих случаях определяется традицией;

5) написание окончаний -ой (под ударением) и -ый/-ий (без ударения): дорогой – строгий, смешной – красный;

6) написание о или е после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных и прилагательных: межой – кожей; мечом – неучем; шалашом – макинтошем; свинцом – солнцем; о большом – о большем.

Дифференцирующий принцип

Дифференцирующие написания (от лат. differens — различающийся) – разные написания, служащие для различения на письме одинаково звучащих слов.

1) Поджог (имя существительное: совершить поджог) – поджёг (прошедшее время глагола: поджег мусор). Ср.: ожог – ожёг, пережог – пережёг;

2) Бал (танцевальный вечер) – балл (единица оценки);

3) Кампания (ряд мероприятий) – компания (группа лиц, общество);

4) Плач (существительное: плач ребенка) – плачь (форма повелительного наклонения глаголов: Не плачь, все можно исправить!);

5) Тушь (существительно женского рода: Мы чертим черной тушью) – туш (существительное мужского рода, означающее «короткое музыкальное приветствие»: Оркестр сыграл туш, и раздались аплодисменты).

Источник: https://poisk-ru.ru/s23780t2.html

Теория. Орфография. Принципы русской орфографии

Дифференцирующий принцип русской орфографии примеры. Основные разделы и принципы русской орфографии

Орфография

Орфография(от греч. ortos– прямой, правильный и grapho– пишу) – это система правил, устанавливающихединообразие написаний, обязательныхдля данного языка. Орфографией можноназвать также раздел науки о языке,изучающий правописание слов наопределенном этапе развития этогоязыка.

Современнаярусская орфография включает в себя пятьразделов:

1)передачу буквами фонемного составаслов;

2)слитные, раздельные и дефисные(полуслитные) написания;

3)употребление прописных и строчных букв;

4)способы переноса слов;

5)графические сокращения слов.

Правилапередачи звуковой стороны речи посредствомбуквенных обозначений могут строитьсяна различных принципах. Принципыорфографии – это основа, на которойбазируются написания слов и морфем приналичии выбора букв, предоставляемогографикой.

Орфограмма(от греч. ortos– прямой, правильный и grámma– буква) – это правильное написание,которое следует выбрать из ряда возможных.Например, в слове вокзалорфограммамиявляются буквы о(может быть написана буква а),к(может быть написана буква г),л(возможно написание лл).

С каждым из пяти разделов орфографиисвязаны определенные орфограммы. Так,например, во-первых, определенная буквав слове: шепот и шорох,предложитьи предлагатьи др.

, во-вторых, слитное, раздельное идефисное (полуслитное) написание слов:потихоньку,в обнимку, по-весеннему;в-третьих, прописная и строчная буквы:Родинаи родина;в-четвертых, перенос слов: се-страи сест-ра,на-броситьи над-ломить:в-пятых, графические сокращения: ит. д.

(и так далее), идр.(и другие), см.(смотри).

Русскоеписьмо, как и письмо большинства народовмира, является звуковым, то есть смыслречи в нем передается путем передачи звуковой стороны языка условно принятымиграфическими обозначениями – буквами.

Написьме звуки русского языка передаютсяпосредством определенного количествабукв, которые в совокупности образуют алфавит. Изучением букв, как известно,занимается графика. Орфографическиесистемы мира различаются в зависимостиот того, как они используют возможностиграфики.

Так, например, определенныетрудности могут возникать в том случае,когда в различных фонетических условияходна буква (в силу своей многозначности)обозначает различные звуки.

Такаяситуация может возникнуть при качественнойредукции (в слове рекибуква еобозначаетзвук [э], а в слове рекапосредством той же буквы еобозначается звук [иэ]),а также при оглушении согласных вабсолютном конце слова (в слове лугабуква гобозначаетзвук [г], а в слове лугта же буква гобозначает звук [к]). В таких случаяхвыбор букв определяется орфографическимиправилами. Таким образом, именноорфография регулирует написание тойили иной буквы, обозначающей фонему вслабой позиции.

Всовременном русском языке существуеттри принципа орфографии: морфологический(фонемный, фонематический, морфофонематический, фонемно-морфологический), фонетическийи исторический (этимологический, илитрадиционный).

Морфологическийпринцип является основным, ведущимпринципом русской орфографии.

По традицииэтот принцип называют морфологическим,хотя правильнее было бы назвать егоморфофонематическим, так как, во-первых,одни и те же буквы алфавита обозначаютфонему во всех ее видоизменениях,во-вторых, этот принцип обеспечиваетодинаковое написание морфем (приставки,корня, суффикса и окончания) внезависимости от их произношения, например,корень -мор- пишется одинаково, внезависимости от позиции, в словах мо́ре,морско׳й,моря́ки т. д.

Наморфологическом принципеосновываютсяследующие орфографические правила:

  1. написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: во׳дный – вода׳ – водяно́й – наводне́ние ; в служебных морфемах: о׳т-мель и от-бо́й, мудр-е׳ц и ста́р-ец, на стол-е׳ и на сту́л-е).

  2. написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук – лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);

  3. написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);

  4. написание приставок на согласный, исключая приставки на з (отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);

  5. употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);

  6. написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными (мостик – мост, но восьми – восьмой);

  7. написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.).

Фонетическийпринцип (или фонетические написания)заключается в том, что написание передаетзвучание слова, буквой в данном случаеобозначается не фонема, а звук. Фонетическиенаписания близки к фонетическийтранскрипции (как известно, транскрипция– это передача звучащей речи на письме).

Нафонетическом принципе основаны следующиенаписания:

  1. написание приставок, оканчивающихся на з (из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);

  2. написание буквы а в безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – ро́спись, расска׳зывать – ро׳ссказни, рассы׳пать – ро׳ссыпь);

  3. написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);

  4. написание буквы о в суффиксах –онок –онка после шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);

  5. написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, птицын, Куницын и т. п.);

  6. отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).

  7. Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать; отверстие – ср.: отверзать; калач – ср.: коло и др.).

Традиционный(исторический) принцип русской орфографиизаключается в том, что то или иноенаписание обусловлено законами языкана определенном этапе его историческогоразвития. В современном языке такиенаписания сохраняются по традиции.

Ктрадиционным (историческим) написаниямотносятся следующие:

1)написание слов (чаще заимствованных) снепроверяемыми безударными гласнымиа,о, е, и, я(сапоги,лаборатория, панорама, коллектив,обоняние, винегрет, дирижер, дефицит,интеллигент, смятение, месяц, заяц ит. д.);

2)написание корней с чередующимисягласными а/о,е/и(заря– озарение – зори; загар – загорать– пригарь; прикосновение – касаться; поклон – наклониться – склонение;предложение – прилагать – полог;растение – росток – вырасти – выращенный;проскакать – подскочить – скачок;собирать – соберу; удирать – удеру; блестеть – блистать; отпереть –отпирать, расстелить – расстилать;вытереть – вытиратьи др.);

3)написание букв и,епосле букв ж,ш иц(как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІУвека, а [ц]– до ХУІ века): шесть,жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель,целый, квалификация, цитата, цирк и др.

4)написание двойных согласных в корняхзаимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна,ассимиляцияи др.);

5)написание буквы гна месте звука [в] в окончаниях –ого,-егородительного падежа прилагательных ипричастий (сильного,синего, идущего идр.);

6)написание буквы ьпосле твердых шипящих ж,шв окончаниях глаголов 2-го лицаединственного числа в форме изъявительногонаклонения (идешь,смотришь, читаешь)и в формах повелительного наклонения(ешь,режь, намажь).Кроме того, по традиции пишется ьпослешипящих на конце наречий, за исключениемслов уж,замуж, невтерпеж(лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежьи др.);

7)написание слов с непроверяемыми гласнымив сочетаниях оро,оло(молоко,корова);

8)написание отдельных слов (рюкзак,асфальт, вокзали др.).

Дифференцирующие(различающиеся) написания объясняютправописание различных по смыслу слови словоформ, относящихся к омонимам.Именно благодаря наличию дифференцирующихнаписаний различаются омонимы, омоформы,омофоны.

Так, например, написание букваили опомогает понять, в каком значенииупотреблены слова кампания«событие, мероприятие» и компания(группа людей).

Значение омонимов можетразличаться написанием одиночной иудвоенной буквы: бал(праздничный вечер) и балл(оценка); написанием прописной и строчнойбукв: Роман(мужское имя) и роман(литературный жанр), Орел (город) и орел(птица)и т. п.

Кчислу дифференцирующих относятсяследующие написания:

1)наличие или отсутствие буквы ьу слов с основой на шипящий (наличие ьу слов женского рода: дочь,печь, рожь, мощь;отсутствие ьу слов мужского рода: страж, марш, плащ);

2)написание букв оили ёдля разграничения имен существительныхи глагольных словоформ (ожог,поджог– имена существительные и ожёг,поджёг– глаголы в форме прошедшего временимужского рода);

3)написание некоторых корней с чередующимисягласными, выбор которых определяетсясемантикой слова (ср.:макать перо в чернила – вымокнуть поддождем; подровнять (сделать ровным) –выравненный (сделанный равным);

4)написание приставок пре-,при-также зависит от семантики слова (ср.:предатьдруга – придать форму, преемник(последователь) – приемник (аппарат));

5)написание окончаний –ом,-ымв форме творительного падежа единственногочисла существительных на –ов,-ин,обозначающих фамилии людей и названиянаселенных пунктов (ср.: сСергеем Борисовым – с городом Борисовом);

6)написание ъ,ьзависит от расположения этих букв вслове (ср.:подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный– воробьи, вьюнок, льётся, скамья, наскамье);

7)некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которыхуточняются лексико-грамматическиезначения омонимичных слов (ср.:тоже(союз) – тоже(местоимение с частицей), оттого–наречие или часть союза, оттого –местоимение с предлогом и т. п.).

Несмотряна то, что общие правила для раздельногонаписания достаточны просты (отдельнодруг от друга пишутся слова в словосочетанияхи предложениях, а слитно – морфемы вслове), существует много случаев, когдатрудно сделать выбор: перед нами отдельныеслова или части слов, например:глубокоуважаемыйилиглубокоуважаемый,никакойилини какой,непогодаили непогодаи т. д.

Многиенаписания являются весьма противоречивыми,Так, до сих пор нет единого подхода кнаписанию наречий, и они пишутся тослитно, то через дефис, то раздельно(ср.: доверху– до отказа, потихоньку – по-весеннему).По-разному пишутся также существительныеи прилагательные одного и того же типа(ср.: блок-пункт– блокпост, народнохозяйственный –народно-демократическийи т. д.).

Источник: https://studfile.net/preview/6313221/

Принципы русской орфографии

Дифференцирующий принцип русской орфографии примеры. Основные разделы и принципы русской орфографии

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.

Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).

Русская орфография – это система правил написания слов.

Она состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;3) употребления прописных и строчных букв;4) перенос части слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения слов.


Разделы орфографии
– это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы..

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.

Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.

: [хл'иэба], [хл'ьбавос]; приставка под-  в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.

: [пътп'ил'ит'] [падб'ит']; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе – в книге, большого – великого, синего – моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.

Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся.

Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить – воскликнуть, избить – испить, низвергнуть – ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных оё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок – ножичек, парчовый – кочевой, свечой – тучей и т.п.

Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙПРИНЦИП, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину.

Так, написание гласных и, а, у после шипящих – это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов – раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой – взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/114-pri

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий