Что такое звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи? Фонема.звуки речи

Что такое звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи?

Что такое звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи? Фонема.звуки речи

Лингвистика имеет ряд разнообразных разделов. Каждый из них посвящен изучению определенного языкового уровня. Одним из базовых, которые проходят и в школе, и в университете на филологическом факультете, является фонетика, которая изучает звуки речи.

Фонетика

Фонетика – базовый раздел филологической науки, изучающий звуковой строй языка. В данном разделе рассматривают:

  1. Звуки, их классификацию и функционирование.
  2. Слоги и их классификацию.
  3. Ударение.
  4. Интонационное оформление слов.
  5. Звуки речи – это наименьшие неделимые языковые единицы. Звуки образуют слоги, из которых состоят слова.

Разделы фонетики

В классической фонетике выделяют следующие разделы:

  1. Акустика речи. Она уделяет внимание физическим признакам речи.
  2. Физиология речи, изучает работу артикуляционного аппарата во время произнесения звуков.
  3. Фонология – раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство общения, их функционирование.

Выделяются также и смежные разделы языкознания:

  1. Орфоэпия, изучающая нормы произношения.
  2. Орфография, благодаря которой учащиеся знакомятся с правописанием слов.
  3. Графика – раздел, рассматривающий состав русского алфавита. В нем детально рассматривается соотношение между звуками и их фиксацией на письме, история возникновения алфавита.

Классификация

Выделяют звуки речи гласные и согласные.

При произнесении гласных звуков струя выдыхаемого воздуха свободно проходит сквозь органы речи, не встречая преград. В результате произнесения согласных, наоборот, выдыхаемый воздух встречает преграду, которая образуется в результате полного или частичного смыкания органов речи.

В нашем языке на сегодняшний день выделяют 6 гласных звуков и 21 согласный. Отметим также, что гласные звуки бывают ударными или безударными, а согласные делятся на мягкие и твердые.

Акустические характеристики звуков

Все звуки речи обладают акустическими характеристиками. К ним относится:

  • Высота. Выражается в герц/сек. Чем больше значение, тем выше звук.
  • Сила или интенсивность, которая зависит от амплитуды колебания ых связок. Измеряется в децибелах.
  • Тембр зависит от основного тона и обертонов.
  • Длительность измеряется количеством времени, необходимого для произнесения звука. Данная характеристика напрямую связана с темпом речи.

Артикуляционные признаки

Для согласных выделяют четыре основных артикуляционных признака:

  1. Соотношение шума и голоса (сонанты, шумные звонкие, шумные глухие).
  2. По способу артикуляции: смычные (взрывные, аффрикаты, смычные), щелевые и смычно-щелевые (боковые, дрожащие).
  3. По активному органу, участвующему в образовании звука: губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные).
  4. По пассивному органу, участвующему в артикуляции: зубные, альвеолярные, палатальные, велярные.

Ударение

Ударение – это выделение в слове одного из компонентов – слога. Оформляется интонационно. Звук или слог, который находится в ударной позиции, произносится с большей силой и четкостью.

Проверить правильность ударения в слове можно с помощью орфоэпического словаря.

Фонетический разбор

Изучая звуки речи, школьники и студенты закрепляют свои знания с помощью фонетического разбора слов. Выполняется он следующим образом:

  1. Записывается слово согласно правилам орфографии.
  2. Слово делится на слоги.
  3. Далее в строку записывается транскрипция слова в квадратных скобках.
  4. Ставится ударение в слове.
  5. Все звуки, записанные в транскрипции, записываются в столбик. Напротив каждого из них записываются его артикуляционные характеристики.
  6. Считается количество букв и звуков в слове и записываются полученные значения.
  7. Считается количество слогов, дается их краткая характеристика.

Изучение в школе

Знакомство с фонетикой начинается еще в первом классе. Тогда детей учат различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, считать слоги. В пятом классе начинается более углубленное знакомство со звуками речи. Детям дается краткая артикуляционная характеристика звуков, они знакомятся с твердыми и мягкими согласными, учатся правильно выполнять фонетический разбор слова.

В десятом классе полученные ранее знания систематизируются и повторяются. В случае если имеется профильный уклон на изучение родного языка, знания о фонетике углубляются согласно разработанной ранее учителем программе.

Изучение в университете

Знакомство студентов-филологов с фонетикой начинается на первом курсе университета и длится в течении одного-двух семестров.

При этом один семестр посвящается изучению фонетики, то есть акустики и физиологии речи, второй – фонологии.

На протяжении курса студенты знакомятся с различными подходами в изучении звуков и фонем, учатся давать характеристику звукам, делать фонетический анализ. По окончании курса сдается экзамен.

В будущем полученные знания пригодятся при изучении диалектологии, графики и орфографии, орфоэпии.

Выводы

Звуки речи – это минимальные языковые единицы, изучаемые в лингвистике. Их изучением занимается наука фонетика. Знакомство со звуками начинается еще в первом классе с изучения основ. Знание фонетики – основа правильности речи, орфографической культуры человека.

Источник: https://FB.ru/article/283711/chto-takoe-zvuki-rechi-kak-nazyivaetsya-razdel-yazyikoznaniya-izuchayuschiy-zvuki-rechi

Краткий конспект по русскому языку на тему фонетика

Что такое звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи? Фонема.звуки речи
Не имеют пар по глухости-звонкости:

– 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’];

– 9 сонорных согласных: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й].

Не образуют пар по твёрдости-мягкости:

– 3 твёрдых согласных звука: [ж], [ш], [ц];

– 3 мягких согласных звука: [ч’], [щ’], [й].

2. Слог.

Слова делятся на слоги.

Слог – отрезок речи (звук или сочетание звуков), который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха: о-кно, те-традь, то-поль. Слог, как и звук, не выражает значения. Слог образует гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: рад – 1 слог, вью-га – 2 слога и т.д.

Типы слогов выделяются по начальным и конечным звукам:

1) открытый слог (оканчивается гласным звуком): кни-га, со-ро-ка.

2) закрытый слог (оканчивается согласным звуком): пол-день, яр-кий.

3) неприкрытый слог (начинается с гласного звука): а-ист.

4) прикрытый слог (начинается с согласного звука): до-ро-га, бе-лый.

3. Ударение.

Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога называется ударным; гласные находящиеся в безударных слогах, – безударные: докуме´нт; досу´г.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определённым по счёту слогом как, например, во французском языке, в котором ударение падает на последний слог, или в польском – на предпоследний: де´рево, победи´ть.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (бра´т, бра´та, бра´ту) или передвигаться с одного слога на другой (ли´ст, листа´, ли´стья). Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. В сложных словах есть дополнительное (побочное) ударение (`): желе`знодоро´жный, во`догря`зелече´бница.

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) не имеют ударения. Они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам: под горо´й, ко мне´, принеси´-ка.

Роль ударения в слове:

различает разные слова: му´ка – мука´, за´мок – замо´к;

различает некоторые формы разных слов: но´шу – ношу´, кру´жки – кружки´;

различает формы одного слова: сне´га – снега´, но´сите – носи´те.

4. Фонетическая транскрипция.

Существует специальная форма записи звучащей речи – фонетическая транскрипция.

Для точной передачи звуков [о] и [а] в первом предударном слоге после твёрдого согласного используется знак «ᴧ»: заря´ – з[ᴧ]ря; для записи в транскрипции звука [е] в первом предударном слоге после мягкого согласного – знак «» (и с призвуком э): лесной – л[]сной.

В фонетической транскрипции используются следующие условные знаки:

– звук, транскрибируемое слово или текст заключаются в квадратные скобки – [];

– [’] – обозначение мягкости согласного звука;

– [¯] – обозначение долготы звука;

– [´] – основное ударение;

– [͡ ] – знак для присоединения безударного слова к ударном.

В транскрипционной записи не используются заглавные буквы и знаки препинания.

5. Орфоэпия.

Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила литературного произношения.

Орфоэпические нормы по отношению к сочетанию согласных:

1)сочетания сж, зж произносится как долгий звук []: сжать – []ать, разжать –ра[]ать;

2) сочетание сш в произношении заменяется долгим звуком []: сшить – []ить;

3) на месте сочетаний тч, дч произносится долгий звук []: лётчик – лё[’]ик, переводчик – перево[’]ик;

4) сочетание тц и дц произносится как долгий []: братца – бра []а, молодца – моло[]а;

5) сочетание сч и зч в произношении заменяются звуком [’]: переписчик – перепи[’]ик, извозчик – изво[’]ик;

6) на месте сочетаний тс, тьс в глаголах произносится долгий []: кажется – каже[]а, садиться – сади[]а.

Произносите правильно: аге´нт, агроно´м, аре´ст, атле´т, боя´знь, бо´язно, без у´молку, втри´дорога, гренки´, гу´сеница, диало´г, ди´скант, диспансе´р, доце´нт, за´нял, заняла´, за´няло, за´няли, звони´т, инструме´нт, катало´г, киломе´тр, кли´мат, комба´йнер, магази´н, наскво´зь, на´спех, на´сухо, нача´ть, отложи´ть, парали´ч, перложи´ть, подо´шва, партфе´ль, предложи´ть, при´нял, приня´ла, при´няли, прируча´т, простыня´, проце´нт, проце´сс, по среда´м, свё´кла, си´нтаксис, сре´дства, углуби´ть, флюорогра´фия, щаве´ль.

Источник: https://infourok.ru/kratkiy-konspekt-po-russkomu-yaziku-na-temu-fonetika-3450382.html

Что это – звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи?

Что такое звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи? Фонема.звуки речи

Лингвистика имеет ряд разнообразных разделов. Каждый из них посвящен изучению определенного языкового уровня. Одним из базовых, которые проходят и в школе, и в университете на филологическом факультете, является фонетика, которая изучает звуки речи.

Слог

Изучает фонетика звуки речи и слоги.

Слог – минимальная смысловая единица. В речи слово делится именно на слоги с помощью пауз. Каждый слог состоит из словообразующего звука, зачастую гласного. Кроме того, в него может входить один или несколько неслогообразующих звуков, обычно согласных.

Выделяют следующие виды слогов:

  1. Открытый, который окачивается гласным.
  2. Закрытый, оканчивается согласным.
  3. Прикрытый – начинается с согласного.
  4. Неприкрытый – начинается с гласного.

Фонетика как раздел языкознания

Что такое звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи? Фонема.звуки речи

Борис Елена
Фонетика как раздел языкознания

1. Фонетические единицы русского языка.

2. Звуки русского языка

2.1 Гласные звуки

2.2 Согласные звуки

3. Словесное ударение

4. Слогоделение

3. Понятие фонетической позиции

4. Позиционная мена гласных и согласных звуков

5. Позиционные изменения гласных и согласных звуков

Современный русский язык – это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны.

Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения[в ].

В курсе современного русского языка представлен ряд разделов. Это лексика и фразеология, фонетика, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация.

Фонетика (от греч. phone) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.

Различают общую и частную, описательную и историческую фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой.

Описательная (синхроническая)фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая)фонетика изучает изменения фонетической системы, произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.

1. Фонетические единицы русского языка.

Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные (линейные) – звук, слог, фонетическое слово, речевой такт (синтагма, фраза – и суперсигментные (нелинейные) – ударение и интонация.

Фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением и характеризующийся интонацией незаконченности [ в].

Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Слог – часть такта, состоящего из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох.

Фонема – звуковая единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отожествления значимых единиц языка –слов и морфем.

Основная функция фонемы – смыслоразличительная. Основоположником фонологической теории русского языка является И. А.

Куртенэ, который в 70-х годах 20 века противопоставил понятие звука понятию фонемы [ р].

Звук образуется в результате речевой деятельности, деятельности речевого аппарата человека в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Звук – самая краткая звуковая единица в речи.

Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах:

1. акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи с точки зрения их физических характеристик: долготы, силы, высоты, тембра.

2. артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3. Фонологический (функциональный) аспект фонетики изучает собственно лингвистическую сторону звуков, т. е. их функцию в процессе коммуникации как знаков для образования различения слов.

4. перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

1. Экскурсия (приступ)– органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука

2. Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

3. Рекурсия (отступ)– возвращение органов в нейтральное положение или переход к артикуляции следующего звука [б].

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

2. Звуки русского языка.

Каждый звук образуется в результате деятельности речевого аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой.

Воздушная струя, идущая из легких, моделируется колебаниями ых связок, расположенных в гортани (ой источник, и препятствиями, создаваемыми органами речи в полости рта и носа (смыканием или сближением губ, языка и неба и др. – шумовой источник.

Акустические свойства (звуковой эффект) звуков зависят от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонатора.

2.1. Гласные звуки.

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через ые связки, состоящие главным образом из голоса (ого тона) при почти полном отсутствии шума. В основу по классификации гласных по их артикуляции кладется:

1) степень подъема спинки языка (способ образования): гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема [э], [о]; гласный нижнего подъема [а];

2) место подъема спинки языка (место образования): гласные переднего ряда: [и], [э];гласные среднего ряда: [ы], [а]; гласные заднего ряда: [у], [о].

3) участие или неучастие губ: гласные лабилизованные (огубленные [о], [у]; нелабилизованные (неогубленные): [а], [э],[и], [ы].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на широкие (акустически более звучные): [а]; средние (акустически средней звучности): [э], [о]; узкие (акустически менее звучные): [и], [ы], [у] [ р].

2.2 Согласные звуки.

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладутся следующие признаки. [р]

1) по участию шума и голоса,

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р']. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие.

Шумными звонкими согласными являются [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], ['], [з], [з'], [j], [], ['], [], [], образуемые шумом с участием голоса.

К шумным глухим согласным относятся: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], ['], [х], [х'], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса (см. § 62).

Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные.

Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные – средненёбными [j]; заднеязычные – задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат.

palatum – твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука.

Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее – твердыми.

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза – роса и роз – рос [рос – рос].

Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] – [п], [в] – [ф], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш], [г] – [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] [j] – внепарные звонкие, [х], [ц], [ч'] – внепарные глухие. [в].

3. Словесное ударение.

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово.

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук.

Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить).

Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган – орган) и отдельных форм различных слов (мою – мою, а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос – хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец – молодец).

Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т. д., или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т. д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите – купите, ноги – ноги и т. п.).

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

4. Слогоделение.

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания словуэ

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже – на стыке приставки и корня или предлога и слова.

Запись устной речи в полном соответствии с ее звучанием не может быть осуществлена обычным орфографическим письмом.

При орфографическом письме отсутствует полное соответствие между звуками и буквами, в графике отсутствуют знаки, необходимые для записи всех звуков устной речи.

Указанные затруднения устраняются особым видом письма, который называется фонетической транскрипцией.

Список литературы

1. Бондаренко Л. В. Фонетика современного русского языка. Спб., 1998

2. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной — 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. -12 изд., – М.: Айрис Пресс, 2013. -448 с.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/fonetika-kak-razdel-jazykoznanija.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий