Что такое мужская рифма в литературе. Значение мужская рифма в словаре литературоведческих терминов. Рифма и ее разновидности

РИФМА

Что такое мужская рифма в литературе. Значение мужская рифма в словаре литературоведческих терминов. Рифмаи ее разновидности

рифма; рифматӧм — (прил.)строка — строка без рифмы;кужана бӧрйыны рифмаяс — искусно подбирать рифмы

жuyak (-ğı), kafiyeСинонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

рифмаחָרוּז ז'* * *חרוזחריזהСинонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

Латинское – rhythmus.Греческое – rhythmos (размеренность, ритм, такт, соразмерность).Древнерусское «рифма» заимствовано из греческого языка, в котором

Из греч. “размеренность, ритм, такт; соразмерность”, подобно тому как нем. Reim “рифма” – из лат. rhythmus.

ри́фмаСинонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

РИФМА — звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, Он уважать се

Р́́ИФМА, см. Стихосложение.Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва “Сов. Энцикл.”; Гл. ред. Мануйл

Рифма ■ Никогда не согласуется со здравым смыслом.Синонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

рифма ж. Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении).

ж.rime fмужская рифма — rime masculineженская рифма — rime féminineбогатая рифма — rime richeговорить в рифму — parler en versСинонимы: ассонанс, вирш

РИФМА, -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге стиха). Женская рифма (с ударением на предпоследнем сло

р'ифма, -ыСинонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

РИФМА, -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (сударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением напред

ри́фма іменник жіночого роду

Рифма (“куст дрока”), место между Асирофом и Римнон-Фарецом, где израильтяне останавливались во время своего странствования по пустыне (Чис 33:19). Воз

рыфма, жен.мужская рифма — мужчынская рыфмаженская рифма — жаночая рыфмаперекрёстная рифма — крыжаваная рыфмадактилическая рифма — дактылічная рыфма

ри́фма, ри́фмы, ри́фмы, ри́фм, ри́фме, ри́фмам, ри́фму, ри́фмы, ри́фмой, ри́фмою, ри́фмами, ри́фме, ри́фмах (Источник: «Полная акцентуиров

Ж ədəb. qafiyə; глагольная рифма bax глагольный.

жrima fСинонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

однозвучие последних слогов с ударениемСр. Эхо, бессонная Нимфа, скиталась по брегу Пенея,Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.Нимфа плод понесла в

См. rima.Синонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

ж. Reim m рифмованный — gereimt.

ж. рифма, уйкаштык, ыр уйкаштыгы; мужская рифма эркек рифмасы (басымы акыркы муунга түшкөн рифма); женская рифма аял рифмасы (басымы акыркы муундун

rhymeСинонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

сущ.жен.рифма (сӑвӑ йӗркисен вӗҫӗсем пӗр пек янранй); подобрать рифму рифма туп

ұйқас, рифма (өлең жолдарының ұйқасы), ұйқастырып айту

韵 yùn, 韵脚 yùnjiǎoсказать в рифму – 押着韵说Синонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

греч. rhythmОs – мерность), комплекс звуков, повторяющийся в разных строках стихотворного текста в одной и той же позиции. Рифма помогает читателю ощут

(греч. rhythmos — соразмерность) — созвучное окончание стихотворных строк, в основе которого лежит совпадение последних ударных гласных звуков. Рифма и

ж. rima мужская / женская рифма — rima tronca / femminile заданные рифмы — rime obbligate сказать в рифму — dire in rima Итальяно-русский словарь.

рифма сущ.жен.неод. (13)ед.им.О, рифма!Пр3.слово и к тому же рифма пребогомерзкая: говяда.Пс6.ед.род.несчастию, никак не мог прибрать рифмы для лядунок

rim* * *жrímСинонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

Рыфма, мужская рифма — мужчынская рыфма женская рифма — жаночая рыфма перекрёстная рифма — крыжаваная рыфма дактилическая рифма — дактылічная рыфма

Шүлгийн холбоц, сүүл холбох, шүлэглэх

Ри́фмаkina (vi-), ujembe ед.;ри́фма сквозна́я (повторяющаяся в последней строке каждого четверостишия) — kibwagizo (vi-)

Она превращает прозу в стихи

ж. rime f мужская рифма — rime masculine женская рифма — rime féminine богатая рифма — rime riche говорить в рифму — parler en vers

складность, соразмерность, созвучие концов стихов или полустиший.

Заимств. в XVIII в. из греч. яз., где rhythmos «соразмерность» < «размеренность». Звук ф, а не т (ср. Федор и Теодор) на месте греч. th говорит о не

ри'фма, ри'фмы, ри'фмы, ри'фм, ри'фме, ри'фмам, ри'фму, ри'фмы, ри'фмой, ри'фмою, ри'фмами, ри'фме, ри'фмах

Миф Рам Раф Рим Риф Рифма Арифм Аир Фарм Фима Фира Фирма Фра Фри Риа Ирма Рами Мир

Начальная форма – Рифма, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил,  Когда не в шутку за|немог,  Он уважать себя заст|авил  И лучше выдумать

РИФМА(греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского язы

1) Орфографическая запись слова: рифма2) Ударение в слове: р`ифма3) Деление слова на слоги (перенос слова): рифма4) Фонетическая транскрипция слова риф

РИ́ФМА (от греч. ῥυθμός – плавность, соразмерность) – созвучие стихотв. строк, системат. повторяющееся на определ. месте стиха; играет фонетич., метр

(греч. «rhythmos» – стройность, соразмерность) – разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родс

рифма ри́фмаИз греч. ῥυθμός “размеренность, ритм, такт; соразмерность”, подобно тому как нем. Reim “рифма” – из лат. rhythmus.

Брать/ взять в рифму кого. Жарг. угол., мил. Проводить опознание по приметам; опознавать кого-л. Балдаев 1, 44; ББИ, 33, 43; ТСУЖ, 31.Синонимы: ассонан

    РИФМА «отмечает сходным звучанием слов определенное место (большей частью конец) в метрических и евфонических звукорядах». (Валерий Брюсов, «О рифм

рифма ж Reim m 1a мужская рифма männlicher ( stumpfer] Reim женская рифма weiblicher ( klingender] Reim дактилическая рифма gleitender ReimСинонимы: а

жReim mмужская рифма — männlicher ( stumpfer ) Reimженская рифма — weiblicher ( klingender ) Reimдактилическая рифма — gleitender ReimСинонимы: ассона

(от греч. rhythmos — соразмерность) — созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой.Рубрика: структура с

РИ´ФМА (от греч. ῥυθμός — соразмерность) — композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще — начиная с последне

ж.rima fсказать в рифму — decir en rima

– (от греч. rhythmos – складность – соразмерность), созвучие концовстихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы исвязывающее

Рифма- versus consonantes; homoeoteleuton, -i n; consonantia verba, similis vocum exitus us, terminationis identitas;

рифма эпифора, ассонанс, консонанс, созвучие

РИФМА (от греч. rhythmos – стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. под

Ударение в слове: р`ифмаУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: р`ифма

РИФМА (от греч . rhythmos – складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связыв

РИФМАиспользование сходно звучащих слов, как правило, на концах стихотворных строк, а также сами эти слова.Наиболее часто встречающийся вид рифмы – точ

(от греч. rhythmós — стройность, соразмерность)        созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. подчё

Риѳма (одвозвучіе послѣднихъ слоговъ съ удареніемъ).Ср. Эхо, безсонная Нимфа, скиталась по брегу Пенея,Фебъ, увидѣвъ ее, страстію къ ней воспылалъ.Ни

Р’ифма (растение) (Чис.33:18 ,19) — аналог. Алуш.Синонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

        В античной поэзии рифма была случайной. Ее значение возросло только в позднелат. христианской гимнографии. В Ср.-век. лат. поэзии Р. представле

(1 ж); мн. ри/фмы, Р. рифмСинонимы: ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора

корень – РИФМ; окончание – А; Основа слова: РИФМВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ – РИФМ; ⏰ – А; Слово Рифма содержит с

РИ́ФМА (от греч. rhythmós — плавность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Раз

РИФМА – звуковой повтор в конце ритмической единицы:«Мой дядя самых честных пр|авил,Когда не в шутку за|немог,Он уважать себя заст|авилИ лучше выдумать

Дочь нимфы Эхо и Феба. Ее преемницей “была сама Мнемозина” (“Рифма” -1830). Приложение: “Пушкин и поэзия”.

(от греческого rhythmos – складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и

РИФМА ж. греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коро

рифма, р′ифма, -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем с

Рифма – поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. Для русск. яз. характерным признаком Р. является совпад

рифма = ж. rhyme; мужская, женская рифма masculine, feminine rhyme.

рифма ж.rhyme мужская рифма — single / male / masculine rhyme женская рифма — double / female / feminine rhyme богатая, бедная рифма — strong, weak rhy

Рифма(место кустарника) (Чис.33:18 ,19) – один из станов Евреев во время их странствования на пути в землю Ханаанскую. Положение его неизвестно, впроче

РИФМА (от греческого rhythmos – складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их гра

РИФМА (от греч. rhythmos – складность – соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связыв

{rim:}1. rim en dikt utan rim–белый стих

рифма эпифора, ассонанс, консонанс, созвучие Словарь русских синонимов. рифма сущ., кол-во синонимов: 6 • ассонанс (2) • вирша (1) • консонанс (

РИФМА рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении – созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская

рифм||аж ἡ ρίμα, ἡ ὁμοιοκαταληξία.

(место кустарника) (Чис.33:18 ,19) – один из станов Евреев во время их странствования на пути в землю Ханаанскую. Положение его неизвестно, впрочем нек

-ы, ж.Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк.Перекрестная рифма. Глагольная ри

(евр. — “куст растений”, Числ., XXXIII, 18—19) — одно из мест остановки евреев в пустыне, предполагаемое между Асирофом и Римнон-Фарецем (ср. Числ., XX

является элементом поэтики в общем контексте ритмики, стиха и строфы, определяясь всеми особенностями звучания произведения (аллитерация, ассонанс, зву

(происхождение спорно: от греч. ρυθμός или древненемецк. rim, число) — созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время как в аллитерации (с

РИФМА (от греч . rhythmos – складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связыв

РИФМА (от греч. rhythmos – складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связыва

– рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. Противоположность рифме с в

– противоположность рифме с вклинением. Зонтика – экзотика, горе – двое, отвёртка – уборка, пусть – путь… Уж сколь

– см. Рифма с чередованием.

(перестановкой) – рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. Ксеро

Источник: //rus-literary-criticism.slovaronline.com/326-%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%B0

Виды рифмовки в стихотворении

Что такое мужская рифма в литературе. Значение мужская рифма в словаре литературоведческих терминов. Рифмаи ее разновидности

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения.

В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения.

Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.

Другие интересные статьи:

  • Спокойной ночи милый
  • Доброе утро любимый стихи

Виды рифм

Рифмы делятся по слоговому объему на:

  • женские – ударение направлено на предпоследний от конца слог;
  • мужские – ударение исключительно на последнем слоге;
  • дактилические – ударение падает на третий от конца слог;
  • гипердактилические – ударение на четвертом слоге от конца;
  • открытые – если рифма оканчивается гласным звуком;
  • закрытые – если она оканчивается согласным звуком.

Рифмы различаются по точности созвучий (характеру звучания):

  • богатые;
  • бедные;
  • приблизительные;
  • точные;
  • ассонансы;
  • тавтологические;
  • составные;
  • неравносложные;
  • диссонансы;
  • разноударные.

Рифмы делятся по положению в стихотворении:

  • внутренние;
  • начальные;
  • конечные.

Рифмы различаются по положению в строфе:

  • перекрестные;
  • смежные;
  • опоясанные или охватные.

В отношении кратности повторов рифмы делятся на:

  • тройные;
  • парные;
  • четверные;
  • многократные.

Знаете ли вы? Стихотворения без рифмы называются белыми, а с наличием неточных рифм – «рифмоидами».

Для рифмы существует несколько поэтических приемов и терминов:

  • Панторифма – это когда рифмуются между собой все слова в строке и в последующей за ней. К примеру: рифмуем первое, второе и третье слова двух строчек.
  • Сквозная рифма – это рифма, которая проходит через все стихотворение. К примеру: одна рифма в каждой строке.
  • Эхо-рифма – это вторая строчка, которая состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Примеры некоторых рифм

Мужская рифма, которая подразумевает ударение на самом последнем слоге. 
К примеру:
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Женская рифма, способная охватить те слова, чье ударение падает на предпоследний слог. 
К примеру:
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.


Дактилическая рифма, которая способна отвести нас еще дальше на один слог. Речь пойдет о третьем слоге с конца. 
К примеру:
К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики.
Гипердактилическая – это самая сложная рифма, которая на практике встречается достаточно редко.

Отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
К примеру:
Березу день расчесывает,
Березу день причесывает…
Точные и неточные рифмы.
Точную рифму сразу замечают и узнают, ею восхищаются и ее принимают. Звук точной рифмы стопроцентно совпадает и ничем не выделяются на слуху.

К примеру:
Я сегодня рано встала
И поэтому устала.
Все элементарно и предельно просто. Однако зачастую используются и неточные рифмы, в которых фонетическое созвучие лишь частично.

К примеру:
Мне сегодня вдруг не спится,
Я взяла тихонько спицы…
Казалось бы, улавливается что-то похожее, однако если составить транскрипцию, то можно увидеть, пусть и небольшое, но все же различие.
Однородная рифма относятся к одной и той же части речи. также это могут быть два имени существительных, два местоимения или два глагола.

К сожалению, по непонятным причинам, подобное сочетание не особо жалуют и почему-то считают крайне примитивным. 
К примеру:
Посмотри же на меня,
Хороша ль сегодня я?
Разнородная рифма подразумевает непосредственное сочетание глагола с именем существительным или же имени прилагательного с наречием и так далее.

Подобных сочетаний можно изобрести очень много. 
К примеру:
Ты принёс мне сегодня цветы,
Перейдем же с тобою на «ты»!
Составная рифма дополнительно задействует различные служебные части речи. Например, частицы и союзы.
К примеру:
Подойди-ка, подойди-ка,
Моя девица – гвоздика.


Тавтологическая рифма – это крайне примитивный прием, который, так или иначе, встречается в литературе. В таком случае полностью повторяется слово или же словоформа. Впрочем, если подобную рифму использовать с умом, то вполне возможно дойти и до степени шедевра.

 
К примеру:
Я тебя когда-то забыл,
Знаю я, что напрасно забыл…
Омонимическая рифма подразумевает под собой совпадение не только звучания, но и написания. При всем при этом слова имеют абсолютно различные значения. 
К примеру:
Наш с тобою крепкий брак
Выявил сегодня брак.


Каламбурная рифма совершенно не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно довольно схожи. Данная рифма строится исключительно на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. 
К примеру:
Не дойти никак до сада.


Вот такая вот досада!
Паронимическая рифма представляет собой сочетание слов, которые сходны по звучанию только частично. Их значения тоже различны, хотя и довольно близки. 
К примеру:
«Скоро вышлет ответ адресат», –
Уверял всё себя адресант.
Богатая рифма – это сочетание, в котором совпадает предударный согласный.

 
К примеру:
Оторвался лепесток –
Стал печальнее цветок.
Бедная рифма – это рифма, в которой согласуются только гласные и обязательно ударные звуки. 
К примеру:
Я выпил сегодня вино
И жить мне стало легко.
Банальные рифмы – это нечто такое: вечность-бесконечность, любовь-кровь.

Оригинальные рифмы частенько встречаются в наши дни, поскольку каждый поэт стремится превзойти не только других авторов, но и самого себя.
Макароническая рифма представляет собой сочетание слова русского языка с неким зарубежным. 
К примеру:
Неважно сколько тебе лет,
Если красишься Palette.
Абсолютная рифма включает в себя союз полностью одинаковых слов. Исключением может быть лишь ударный звук.
К примеру:
Пусть бушуют в доме грозы,
Пусть смакует сердце грёзы.
Графическая рифма – это бесполезное в поэзии явление, поскольку в ней сочетаются не звуки, а буквы. К примеру: точно – нарочно. 

Виды рифмовки

Смежная рифмовка

Это самый простой и распространенный способ. В нем рифмуются каждые две строчки. 
К примеру:
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.

Перекрёстная рифмовка

В данном случае первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой. 
К примеру:
Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая рифмовка

Сочетает в себе первую строчку с четвертой, а вторую с третьей. 
К примеру:
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.

Сплетенная рифмовка

Представляет собой самый сложный и запутанный случай. Сплетенная рифмовка встречается редко, но метко.

В строфе, состоящей из шести строк, мы сочетаем их в следующем порядке: первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой
К примеру:
Никто не заставлял тебя страдать,
Качаться, словно тонкая рябина
И плакать, будто всё прошло,
Ведь нам от жизни стоит брать,
То, что даётся прямо в спину,
И то, что нам с судьбой пришло.

Пожалуй, на этой рифмовке мы подошли к концу нашего теоретического и практического монолога. Не стоит забывать о том, что стихотворение – это все же произведение искусства, поэтому продумывайте его до мелочей. А рифма – это несомненно очень важная мелочь! Удачи!

Источник: //worldoftrucks.ru/vidy-rifmovki-v-stihotvorenii/

Примеры рифмы. Виды рифм. Виды рифмовки

Что такое мужская рифма в литературе. Значение мужская рифма в словаре литературоведческих терминов. Рифмаи ее разновидности

Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.

Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство.

Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы. Стихотворение плохое». Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма.

Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа. Для разного народа.

Кроме того, обратите внимание на стихотворные размеры в этой статье.

            Виды рифм

Собственно, для того чтобы добиться успеха в этой области, следует разузнать несколько теоретических моментов. Не лишним будет узнать и то, какие рифмы бывают. А классификаций у них предостаточно.

1. По расположению ударения.

  • подразумевает ударение на самом последнем слоге. Пример мужской рифмы:

Зима весёлая пришла

И много снега принесла.

Сразу оговоримся, что примеры рифм подобраны самые простые и без художественных изысков, дабы легче было понять суть дела.

  • как уже можно догадаться, охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):

Пусть счастье будет ярче света,

А радость станет жарче лета.

  • отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца. Пример дактилической рифмы:

К малышу сегодня в садике

Приходили вновь солдатики.

  • Наконец, самая сложная – это . Если уже сбились со счёта, то отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвёртом (пример гипердактилической рифмы):

Берёзу день расчёсывает,

Берёзу день причёсывает…

2. По фонетическому созвучию рифмы бывают точные и неточные. С точными всё понятно: их замечают и узнают сразу, ими восхищаются, их принимают. Звуки точных рифм совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются:

Я сегодня рано встала

И поэтому устала.

Всё предельно просто. Но часто используют и неточные рифмы, где фонетическое созвучие лишь частично.

Мне сегодня вдруг не спится,

Я взяла тихонько спицы…

Вроде бы и улавливается что-то схожее, но если составить транскрипцию, то мы увидим, пусть и небольшое, но различие.

3. Частеречная принадлежность. Если говорить более простым языком, то рифмы по принадлежности к той или иной части речи.

  • относятся к одной и той же части речи. Либо это два имени существительных, либо два местоимения, либо два глагола. Почему-то обычно подобное сочетание не особо жалуют, ибо его считают крайне примитивным. Пример однородной рифмы:

Посмотри же на меня,

Хороша ль сегодня я?

  • подразумевает сочетание глагола с именем существительным, имени прилагательного с наречием и прочее. Подобных компаний можно изобрести очень много. Пример разнородной рифмы:

Ты принёс мне сегодня цветы,

Перейдем же с тобою на «ты»!

  • задействуют ещё и различные служебные части речи. Например, союзы и частицы. Пример составной рифмы:

Подойди-ка, подойди-ка,

Моя девица – гвоздика.

4. Лексические признаки.

  • – это крайне банальный приём, но который, так или иначе, в литературе встречается. В этом случае повторяется полностью слово или словоформа. Впрочем, если такую рифму использовать с умом, то можно дойти и до степени шедевра. Пример тавтологической рифмы:

Я тебя когда-то забыл,

Знаю я, что напрасно забыл…

  • подразумевает совпадение не только звучания, но и написания. При этом слова имеют различные значения. Пример омонимической рифмы:

Наш с тобою крепкий брак

Выявил сегодня брак.

  • не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно очень похожи. Вот только рифма строится на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. Пример каламбурной рифмы:

Не дойти никак до сада.

Вот такая вот досада!

  • – это сочетание слов, сходных по звучанию лишь частично. Значения, естественно, у них тоже различны. Хотя и достаточно близки. Пример паронимической рифмы:

«Скоро вышлет ответ адресат», —

Уверял всё себя адресант.

5. По степени богатства. Фонетическому, разумеется.

  • – это сочетания, в которых совпадает предударный согласный. Пример богатой рифмы:

Оторвался лепесток —

Стал печальнее цветок.

  • – это рифмы, где согласуются лишь гласные звуки, которые ещё и обязательно ударные. Больше никакого сходства не замечается. Пример бедной рифмы:

Я выпил сегодня вино

И жить мне стало легко.

Согласить, на рифму похоже мало, однако она есть!

6. Степень новизны

  • . Несложно предположить, что это нечто в виде: любовь-кровь, вечность-бесконечность.
  • чаще всего встречаются в наши дни, когда каждый поэт стремится превзойти не только своих конкурентов, но и самого себя. Наверное, все помнят слова известной песни Жеки про любовь, которая находится в душе на ПМЖ. Как-то так.

Напоследок, остановимся на разных видах рифмах, которые не относятся к классическим классификациям, но имеют определённую ценность.

  • – сочетание слова русского языка с неким зарубежным. Пример макаронической рифмы:

Неважно сколько тебе лет,

Если красишься Palette.

  • – это союз полностью одинаковых слов. Исключение составляет только ударный звук. Пример абсолютной рифмы:

Пусть бушуют в доме грозы,

Пусть смакует сердце грёзы.

  • , на первый взгляд, — явление и вовсе в поэзии бесполезное, ведь сочетаются в ней не звуки, а буквы: точно – нарочно. Вроде бы и всё гладко. А теперь произнесите это вслух? Конечно, учитывая орфоэпические нормы.
  • оканчивается на гласный звук. Закрытая – на согласный.
  • используется в середине строк, особенно, если они длинные. Лишние гармоничные сочетания явно не помешают.
  • достаточно необычна, так как в этом случае рифмуются не последние слова в строке, а первые. Таким образом, тоже можно привлечь внимание читателя.

Конечно, это не весь перечень доступных рифм, но этого базового списка достаточно, чтобы иметь представление об устройстве стихотворения.

Виды рифмовки

Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный. Итак,

Смежная рифмовка

– способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:

Я тебя сегодня полюбила,

Я про горе прошлое забыла,

Я поверила сегодня в яркий свет,

Я нашла потерянный ответ.

Перекрёстная рифмовка

В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:

Мне недалеко уйти пришлось:

Я забыла собственное сердце.

Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,

Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая рифмовка

действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:

Я обошла давно весь свет.

Тебя ли я в нём потеряла?

Себя ли я тогда искала?

Я не могу найти ответ.

Сплетённая рифмовка

– это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:

Никто не заставлял тебя страдать,

Качаться, словно тонкая рябина

И плакать, будто всё прошло,

Ведь нам от жизни стоит брать,

То, что даётся прямо в спину,

И то, что нам с судьбой пришло.

Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.

Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Не забываем о том, что стихотворение – это всё-таки произведение искусства, поэтому продумывать его стоит до мелочей. А рифма – это очень и очень важная мелочь! Успехов!

Источник: //liter-rm.ru/primery-rifmy-vidy-rifm-vidy-rifmovki.html

Системы рифмовки

Что такое мужская рифма в литературе. Значение мужская рифма в словаре литературоведческих терминов. Рифмаи ее разновидности

Рифмаи ее разновидности

Рифма -повторение более и менее сходныхсочетаний звуков, связывающих окончаниядвух и более строк или симметричнорасположенных частей стихотворныхстрок. В русском классическом стихосложенииосновным признаком рифмы являетсясовпадение ударных гласных. Рифмаотмечает звуковым повтором окончаниястиха (клаузулы), подчеркивая междустрочнуюпаузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимостиот расположения ударений в рифмующихсясловах, рифма бывает: мужская, женская,дактилическая, гипердактилическая,точная и неточная.

Мужскаярифма

Мужская -рифма с ударением на последнем слоге встроке.

И море, и бурякачали наш челн;

Я, сонный,был предан всей прихоти волн.

Двебеспредельности были во мне,

И мнойсвоевольно играли оне.

Женскаярифма

Женская – сударением на предпоследнем слоге встроке.

Тихой ночью,поздним летом,

Как на небезвезды рдеют,

Как подсумрачным их светом

Нивы дремлющиезреют.

Дактилическаярифма

Дактилическая- с ударением на третьем от конца строкислоге, что повторяет схему дактиля – -__ (ударный, безударный, безударный), счем, собственно, и связано название этойрифмы.

Девочка вополе с дудочкой ивовой,

Зачем тыпоранила веточку вешнюю?

Плачет у губона утренней иволгой,

плачет всегорше и все безутешнее.

Гипердактилическаярифма

Гипердактилическая- с ударением на четвертом и последующихот конца строки слогах. Эта рифма напрактике встречается очень редко.Появилась она в произведениях устногофольклора, где размер как таковойпросматривается далеко не всегда.Четвертый слог от конца стиха – это нешутка! Ну, а пример такой рифмы звучиттак:

Леший бородупочесывает,

Палку сумрачнообтесывает.

В зависимостиот совпадения звуков различают рифмыточные и неточные.

Рифма точнаяи неточная

Рифма -повторение более и менее сходныхсочетаний звуков в окончаниях стихотворныхстрок или симметрично расположенныхчастей стихотворных строк; в русскомклассическом стихосложении основнымпризнаком рифмы является совпадениеударных гласных.

(О.С.Ахманова,Словарь лингвистических терминов, 1969)

ПочемуНезнайка был не прав, утверждая, что”палка – селедка” – тоже рифма?Потому, что он не знал, что на самом делерифмуются не звуки, а фонемы (звук -частная реализация фонемы) (Р.

Якобсон),которые обладают рядом различительныхпризнаков. И достаточно совпадениячасти этих признаков, чтобы сталовозможно рифменное звучание.

Чем меньшесовпадающих признаков фонемы, темотдаленнее, тем “хуже” созвучие.

Согласныефонемы различаются:

1) по местуобразования

2) по способуобразования

3) по участиюголоса и шума

4) по твердостии мягкости

5) по глухостии звонкости

Признакиэти, очевидно, неравноценны. Так, фонемаП совпадает с фонемой Б по всем признакам,кроме глухости-звонкости (П – глухая, Б- звонкая). Такое различие создает рифму”почти” точную: окоПы – осоБы. ФонемыП и Т различаются по месту образования(губная и переднеязычная). ОкоПе – осоТе- тоже воспринимается как рифменноезвучание, хотя и более отдаленное.

Первые трипризнака создают различия фонем болеесущественные, чем два последние. Можнообозначить различие фонем по трем первымпризнакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним – как одна. Фонемы,различающиеся на 1-2 у.е., созвучны.

Различия на 3 и более единиц на наш слухсозвучия не удерживают. Например: П и Гразличаются на три у.е. (место образования- на 2, глухость-звонкость – на 1). И окоПы- ноГи едва ли можно считать в наше времярифмой. Еще меньше – окоПы – роЗы, где Пи З отличаются на 4 у.е.

(место образования,способ образования).

Итак, отметимряды созвучных согласных. Это, преждевсего, пары твердых и мягких: Т – Т', К -К', С – С' и т..д., но к таким замещениямприбегают достаточно редко, так из трехпар рифм “откоС'е – роСы”, “откоСы- роСы” и “откоСы – роЗы” болеепредпочтительны второй и третий варианты.

Замещениеглухих-звонких, пожалуй, наиболееупотребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В(у боГа – глубоКо, изгиБах – лиПах, стрекоЗы- коСы, нароДа – налеТа).

Хорошоотзываются друг другу смычные (способобразования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два рядафрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога,но хорошо и часто сочетается с К.Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивныМ-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкиеварианты последних часто сочетаются сJ и В (России[россиJи] – сини – силе -красивы).

Итак, завершаянаш разговор о точной и неточной рифме,повторим, что точной рифма являетсятогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов,в основном совпадают. Точность рифмыувеличивается и от созвучия согласныхзвуков, непосредственно предшествующихпоследним ударным гласным в рифмующихсястихах. Неточная рифма основана насозвучии одного, реже – двух звуков.

Раньше вшкольном курсе литературы обязательноизучали основные способы рифмовки,чтобы дать знание о том разнообразииположения в строфе рифмующихся пар (иболее) слов, что должно быть подспорьемлюбому, хоть раз в жизни пишущему стихи.Но все забывается, и основная массаавторов как-то не спешит разнообразитьсвои строфы.

Смежная -рифмовка смежных стихов: первого совторым, третьего с четвертым (аабб)(одинаковыми буквами обозначаютсярифмующиеся друг с другом окончаниястихов).

Это наиболеераспространенная и очевидная системарифмовки. Этот способ подвластен дажедетям в детском саду и имеет преимуществов подборе рифм (ассоциативная парапоявляется в уме сразу же, она незабивается промежуточными строками).Такие строфы обладают большей динамикой,быстрейшим темпом прочтения.

Выткался наозере алый свет зари,

На бору созвонами плачут глухари.

Плачет где-тоиволга, схоронясь в дупло.

Только мнене плачется – на душе светло.

Следующийспособ – перекрестная рифмовка – пришелсяпо душе также большому количествупишущей публики.

Перекрестная- рифмовка первого стиха с третьим,второго – с четвертым (абаб)

Хоть схематакой рифмовки с виду как бы чуть сложнее,но она более гибка в ритмическом планеи позволяет лучше передать необходимоенастроение. Да и учатся такие стихипроще – первая пара строк как бы вытягиваетиз памяти вторую, рифмующуюся с ней пару(в то время, как при предыдущем способевсе распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозув начале мая,

Когда весеннийпервый гром,

Как бы резвясяи играя,

Грохочет внебе голубом.

Третий способ- кольцевая (в других источниках -опоясанная, охватная) – уже имеет меньшеепредставительство в общей массестихотворений.

Кольцевая(опоясанная, охватная) – первый стих – счетвертым, а второй – с третьим.(абба)

Такая схемаможет даваться начинающим несколькосложнее (первая строка как бы затираетсяпоследующей парой рифмующихся строк).

Глядел я,стоя над Невой,

КакИсаака-великана

Во мглеморозного тумана

Светилсякупол золотой.

И наконец,сплетенная рифма имеет множество схем.Это обще наименование сложных видоврифмовки, например: абвабв, абввба и др.

Вдали отсолнца и природы,

Вдали отсвета и искусства,

Вдали отжизни и любви

Мелькнуттвои младые годы,

Живыепомертвеют чувства,

Мечты развеютсятвои.

В заключениеполезно отметить, что не всегда следуеттак уж жестко, строго и догматичнопридерживаться неких канонических форми шаблонов, ведь, как и в любом видеискусства, в поэзии всегда есть местооригинальному. Но, все же, прежде чемкидаться в безудержное придумываниечего-то нового и не совсем изведанного,всегда не мешает удостовериться, чтоты все-таки знаком и с основными канонами.

Строфы

Строфа – отгреч. strophe – оборот, кружение. На порядкерасположения рифм в стихах основываетсятакая сложная ритмическая единицастихотворных произведений, как строфа.

Строфа – этогруппа стихов с определенным расположениемрифм, обычно повторяющимся в другихравных группах. В большинстве случаевстрофа являет собой законченноесинтаксическое целое.

Наиболеераспространенными видами строф вклассической поэзии прошлого были:четверостишия, октавы, терцины. Наименьшейиз строф является двустишие.

Существуюттакже строфы:

онегинские

балладные

одические

сонеты

лимерики

Четверостишия

Четверостишие(катрен) – наиболее распространенныйвид строфы, знакомый всем с раннегодетства. Популярен из-за обилия системрифмовки.

Октавы

Октавойназывается восьмистишная строфа, вкоторой рифмуется первый стих с третьими пятым, второй стих – с четвертым ишестым, седьмой стих – с восьмым.

Схема октавы:абабабвв

В шесть летон был ребенок очень милый

И даже, поребячеству, шалил;

В двенадцатьприобрел он вид унылый

И был хотяхорош, но как-то хил.

Инессагорделиво говорила,

Что метод внем натуру изменил:

Философ юный,несмотря на годы,

Был тих искромен, будто от природы.

Признатьсявам, доселе склонен я

Не доверятьтеориям Инессы.

С ее супругомбыли мы друзья;

Я знаю, оченьсложные эксцессы

Рождаетнеудачная семья,

Когда отец- характером повеса,

А маменькаханжа. Не без причин

В отца выходитсклонностями сын!

Источник: //studfile.net/preview/4391818/

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий