Что такое анафора в литературе определение. Для чего используется анафора и что это такое: конкретные примеры. Примеры анафоры из литературы

Анафора – что это такое? Примеры анафоры в стихотворениях

Что такое анафора в литературе определение. Для чего используется анафора и что это такое: конкретные примеры. Примеры анафоры из литературы

Анафора – это повторение одинаковых звуков, слов, выражений в начале разных отрезков речи. Например: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… (А.С. Пушкин); Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин – будет жить (В.В. Маяковский).

Повторение слов, звуков, выражений в конце смежных отрезков речи – это уже эпифора.

Анафора – стилистическая фигура, один из способов сделать речь более образной и выразительной (наряду с эпитетом, метафорой и другими приемами). В литературе задача анафоры – усилить эмоциональность и пафос произведения; также выделить наиболее важные мысли; объединить в целое различные компоненты; подчеркнуть категоричность высказывания.

Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.

Борис Пастернак. «Определение поэзии»

Слово происходит от древнегреческого ἀναφορά – восхождение, возвращение, вынесение вверх. Ударение ставится на второй слог: ана́фора.

Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.Например, в Библии: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

Любят анафору ораторы. Например, британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей речи после вступления Великобритании во Вторую мировую войну говорил:

Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…

Уинстон Черчилль

Чаще других анафору используют поэты. Некоторые виды анафоры возможны только в стихах – например, ритмическая или строфическая анафора.

В поэзии анафора известна с давних времен – вот стихи древнегреческого поэта V века до нашей эры Анакреона (перевод С. Лурье):

Нежный цвет его кудрей,
Золотых, как луч заката,
Золотых, как мед пчелиный,
Тех кудрей, что так чудесно
Оттеняли нежный стан.

Виды анафоры: звуковая, лексическая, синтаксическая

Звуковая (фоническая) анафора – это повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?

‎Афанасий Фет

Морфемная анафора – это повторение одних и тех же частей слов, слогов.

Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

М.Ю. Лермонтов, «Узник»

Лексическая (словесная) анафора – это повторение одних и тех же слов. Она встречается чаще всего. В этом случае анафора – разновидность лексического повтора.

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.

Владимир Высоцкий

Синтаксическая анафора – это повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Строфическая анафора – это повтор частей фразы в начале строф стихотворения.

Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.

Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.

И.А. Бродский. «В горах»

Различные типы анафор могут объединяться. Например, строфико-синтаксическая анафора – повторение одинаковых синтаксических конструкций в начале каждой строфы.

Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада…

Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной…

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони…

И.А. Бродский. «Рождественски романс»

Ритмическая анафора – это повторение ритма, пауз в параллельных отрезках речи. Например, в приведенном ниже стихотворении А.Фета ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах (источник – А.П. Квятковский, «Поэтический словарь»)

Свеча нагорела. Портреты в тени.Сидишь прилежно и скромно ты.Старушке зевнулось. По окнам огни

Прошли в те дальние комнаты.

Никак комара не прогонишь ты прочь,Поет и к свету все просится.Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,

Куда душа переносится…

Афанасий Фет

Источник: https://www.anews.com/p/110407603-anafora-chto-ehto-takoe-primery-anafory-v-stihotvoreniyah/

Анафора в литературе, виды и особенности

Что такое анафора в литературе определение. Для чего используется анафора и что это такое: конкретные примеры. Примеры анафоры из литературы

Средства выразительности – это приемы, которые делают литературу эмоциональнее, а устную речь богаче и красочнее.

Эти художественные тропы изучают еще в школе, но программа не дает полного понимания того, для чего они нужны и как работают. В число самых известных и легко запоминающихся средств входит анафора.

Это классический стилистический прием, который чаще всего встречается в лирических литературных произведениях и в поэзии.

Что такое анафора

По другому это средство художественной выразительности называют единоначатием. Заключается оно в разного рода повторениях в начале частей произведения, обычно полустиший, стихов или абзацев.

Определение, что такое анафора в литературе, данное в Словаре литературоведческих терминов Н. И. Рябковой, звучит так:

Стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей (звука, слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи.

Функции анафоры

Обычно примеры анафоры из художественной литературы можно встретить в стихотворениях, частушках, поэмах, песнях и других произведениях.

Именно этому литературному роду – поэзии – свойственны экспрессия, акцент на чувствах и переживаниях лирического героя. Изображение внутреннего мира происходит через языковые средства.

Анафора в литературе служит для усиления эмоциональной составляющей повествования и вносит в него элемент живости и энергичности. Например, в стихотворении А. С. Пушкина “Туча”:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В этом произведении интонационное и контекстное ударение падает на слово “одна” за счет его повторения, которое указывает на состояние внутреннего мира лирического героя. В данном стихотворении смысловой упор делается на то, что туча – единственный негативный фактор, что придает стиху экспрессивно-обвинительный окрас.

Примеры анафоры из литературы и не только

Анафора – это средство художественной выразительности, так что в научно-популярной литературе или официальных документах встречается она значительно реже, как и любое другой средство выразительности.

Более того, этот прием имеет слишком сильную эмоциональную окраску, неприемлемую для некоторых стилей.

Можно почерпнуть примеры анафоры из литературы,включая как поэзию, так и прозу, или из публичных речей или писем.

Например анафора использовалась в речи В. В. Путина для придания торжественности, убедительности и проникновенности его словам:

Нужно вместе с вами продолжить начатые преобразования. Чтобы в каждом городе, в каждом селе, на каждой улице, в каждом доме и в жизни каждого российского человека происходили перемены к лучшему.

Чтобы понаблюдать как меняется эмоциональная окраска, можно убрать ее из данного отрывка: “…в каждом городе, селе, на улице, в доме и в жизни российского человека происходили перемены к лучшему”. Без лексического повтора это перечисление теряет свой экспрессивный “вес” и акцент.

Пример анафоры в прозе присутствует, например, в статье академика Д. С. Лихачева:

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене помыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Здесь тоже идет усиление перечисления, акцент на важности каждого отдельно взятого примера, рассматриваемого в отрывке. Таким образом ситуации, которые упоминает автор, становятся не частью одной смысловой конструкции, а разными отрывками со своей собственной контекстной энергией, что заставляет читателя обращать отдельное внимание на каждую из них, а не на все вместе разом.

Самое обширное количество примеров единоначатия содержит поэзия. Именно в лирике экспрессия приходится к месту чаще, чем в других литературных родах. Пример анафоры в стихотворении А.С. Пушкина:

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой…

В конкретном примере анафора выражена глаголом “клянусь”. Сам по себе он несет торжественную коннотацию, повтор же усиливает ее.

Виды анафоры

Анафора бывает:

  • звуковой;
  • лексической;
  • синтаксической;
  • морфемной;
  • ритмической.

Звуковая анафора в литературе представляет собой повторение звука или группы звуков в начале абзаца, если это проза, или стиха, если это стихотворение, например в произведении Александра Блока “О, весна! без конца и без краю…”:

О, весна без конца и без краю

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Повторяются парные звуки [з] – [с], ассоциирующиеся с легким весенним бризом, что соответствует идее и контексту стихотворения.

Лексическая анафора – это повторение лексической единицы, целого слова или частицы. Этот вид самый распространенные и легче всего узнается читателем. Например, в стихотворении Сергея Есенина:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза…

Синтаксическая – это частный случай лексической анафоры, когда повторяются целые синтаксические конструкции, например предложения или части предложения, как в стихотворении Афанасия Фета:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер,

Только в мире и есть, что лучистый

Детский задумчивый взор.

Морфемная анафора в литературе подразумевает повторение какой-либо части слова – морфемы, например, у М. Ю. Лермонтова:

Черноглазую девицу,

Черногривого коня…

В данном случае повторяется корень “черно-“, объединяя “девицу” и “коня” в чертах.

Ритмическая анафора – это когда в начале стиха или строфы повторяется ритмический рисунок. Яркий тому пример в произведении Николая Гумилева:

Обворожает царицу

Необозримой Руси.

Данный вид анафоры используется только в поэзии, так как в прозе отсутствует ритм.

Анафора в английском языке

Единоначатие – универсальный стилистический прием и используется не только в России. Анафора в литературе на других языках также часто встречается, особенно в песнях, и носит те же функции, что и в русском.

My heart’s in the Highlands,

My heart is not here,

My heart’s in theHighlands,

А chasing the dear.

В данном отрывке используется лексический вид.

Этим приемом не пренебрегал и сам Уинстон Черчилль, активно используя его в своих речах и выступлениях. Также его применял и Мартин Лютер Кинг в своей знаменитой речи “У меня есть мечта”.

Источник: https://FB.ru/article/389812/anafora-v-literature-vidyi-i-osobennosti

Анафора – это… примеры из литературы – роль анафоры – эпифора

Что такое анафора в литературе определение. Для чего используется анафора и что это такое: конкретные примеры. Примеры анафоры из литературы

Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…”.

М. Ю. Лермонтов

Город пышный, город бедный…”.

А. С. Пушкин

Будешь счастлив, Калистратушка, будешь жить ты припеваючи!”.

Н. А. Некрасов

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья…”.

М. Ю. Лермонтов

Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины…”.

Ф. И. Тютчев

Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.

Анафора — один из видов лексического повтора (приём, когда в тексте повторяется слово, фраза или речевой оборот), наряду с эпифорой, анадиплосисом и симплокой.

В православии под анафорой подразумевается центральная, евхаристическая молитва. Т. е. такая молитва, которую читали при обряде освящения вина и хлеба. Анафору ещё называют вступительной молитвой.

Эпифора

Эпи́фора (от др. греч. epiphora — повторение; также эпистрофа) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз из предыдущей строки в следующем ряду.

Если анафора — это единоначатие, то эпифора — это концовка.

Видом эпифоры является рифма (повторяются последние звуки слов). Например:

“Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости…”.

А. С. Пушкин

“Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?”.

Н. В. Гоголь

“— Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны? -И сидели мы, выпятив груди…”.

А. Т. Твардовский

“Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…”.

В. Я. Брюсов

Симплока

Симпло́ка (от др. греч. συμπλοκή — сплетение) — стилистическая фигура, включает в себя и эпифору, и анафору. То есть в каждом ряду повторяется его начало и конец, середина может отличаться. Например:

Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла…”.

Русская народная песня

Я пришёл, открой мне ворота, откуда я вышел.
Я пришёл войти в те ворота, откуда я вышел…”.

В. Бутусов

Анадиплосис

Анади́плосис (от др. греч. ἀναδίπλωσις — сдвоенность) — повторение слова или нескольких слов предыдущей строки в начале следующей. Например:

“К нам вернулась она, молодая весна,
Молодая весна возвратилась!..”.

М. А. Лохвицкая

Для чего используется анафора?

В литературе используется для того, чтобы речь звучала более выразительно и эмоционально, для драматического эффекта.

В СМИ (т. е. публицистических текстах — газетах, статьях, репортажах, интервью и т. д.) используется:

  • если текст объёмный и параграфы большие — для того, чтобы читатель при чтении не потерял основную мысль, объект, о котором идёт речь;
  • анафора позволяет каждый раз добавлять новую информацию; повторение того, о чём шла речь ранее, позволяет журналистам более подробно рассказать о каком-то событии или человеке;
  • при использовании анафоры более чётко прослеживается логика говорящего.

Лексическая анафора

Повторяются одни и те же слова:

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…”.

С. А. Есенин

Звуковая анафора

В начале рядов повторяются сочетания звуков:

Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища…”.

А. С. Пушкин

Морфемная анафора

Повторяются одни и те же части слов или морфемы:

“Отворите мне темницу,Дайте мне сиянье дня,

Чёрноглазую девицу,

Чёрногривого коня!..”.

М. Ю. Лермонтов

Синтаксическая анафора

В тексте присутствуют одинаковые синтаксические конструкции:

И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — одинВсех бед моих виновник”.

Анна Ахматова

“Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери”.

Свадебная песня

Строфическая анафора

Повторяются одни и те же элементы в начале нескольких строк (строф):

Прославим, братья, сумерки свободы,Великий сумеречный год!В кипящие ночные водыОпущен грузный лес тенет.Восходишь ты в глухие годы —О солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,

Которое в слезах народный вождь берёт.Прославим власти сумрачное бремя,Ее невыносимый гнёт.B ком сердце есть — тот должен слышать, время,Как твой корабль ко дну идёт”.

О. Э. Мандельштам

Другими редкими видами анафоры являются ритмическая и паузная анафоры. Их применение связано с построением особой структуры стихотворения, использованием слов с определённым количеством слогов.

Анафора в “Слово о полку Игореве”

Если б ты о битвах наших днейПел, скача по мысленному древу;

Если б ты, взлетев под облака,

Нашу славу с дедовскою славойСочетал на долгие века,Чтоб прославить сына Святослава;

Если б ты Трояновой тропой

Средь полей помчался и курганов…”.

Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре…”.

Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,Не трещат сороки боле,

Только скачут по кустам”.

Слава князю Игорю,Буй-тур Всеволоду.Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!”.

Смотрите также значения Эпитет, Метафора и Оксюморон.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/anafora/

Значение анафоры в русском языке и литературе; определение, примеры

Что такое анафора в литературе определение. Для чего используется анафора и что это такое: конкретные примеры. Примеры анафоры из литературы

> Литература > Что такое анафора в литературе: определение, примеры

В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры (метафоры, эпитеты, аллегории, тропы и др.).

Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.

  • Анафора: значение
  • Анафора: википедия
  • Виды анафоры
  • Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора: значение

Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина:

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю… стройный вид…

Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.

Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает «вынесение вверх». К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина «Осень» используется анафора «уж», она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.

: история создания «Отцы и дети» Тургенева.

Анафора: википедия

Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).

Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках , синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.

Примеры:

  • «Люблю лебедей, Холодных и чистых… Люблю лебедей…» (Г. Серебряков).
  • «Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно ненавидя» (Ф. Достоевский ).
  • «Всё разнообразие, вся красота, вся прелесть, слагается из тени и света» (Л.Толстой ).

В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.

Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения.

В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник».

Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация; в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек»).

В прозаической речи она тесно связана с формами прощания и приветствия. Поэты и прозаики эти формы называют анафорическими; часто они проявляются в подражании народного значения и в произведениях писателей нового времени.

Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема.

Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе; ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы»; «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики» и т.п.).

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/chto-takoe-anafora-opredelenie-primery.html

Анафора – что это такое: ее примеры в русском языке, литературе и для чего она используется

Что такое анафора в литературе определение. Для чего используется анафора и что это такое: конкретные примеры. Примеры анафоры из литературы

Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль.

Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей.

В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.

Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:

  • гипербола;
  • градация;
  • антитеза;
  • оксюморон;
  • анафора;
  • параллелизм;
  • инверсия.

Обратить внимание! Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.

Виды анафоры и примеры

Выделяют следующие ее виды:

  1. При повторении одинаковых звуков в поэтической речи создаются звуковые анафоры. У Пушкина: «Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища.»
  2. Морфемные анафоры характеризуются повтором одних и тех же морфем или частей слов, как в «Узнике» М.Лермонтова: «Черноглазую девицу, / Черногривого коня!..»
  3. Писатели часто прибегают к употреблению лексических анафор в своих творениях, когда в начале ритмических строк, а также строф повторяются одни и те же слова. Такие повторы придают лиричность и эмоциональность, помогают донести до читателя основную мысль произведения, выделяют наиболее важные моменты в тексте. Например, «Прощай, мое солнце. / Прощай, моя совесть, / Прощай, моя молодость, милый сыночек.» (П.Антокольский)

В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии.

В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М.

Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.

Мастером применения стилистических фигур в поэзии считается А.Фет. В стихотворении «Только в мире и есть..» 4 предложения образуют одну строфу, каждая строка начинается фразой «Только в мире и есть…». В нем нет глаголов, состоит стихотворение только из сочетаний существительных с прилагательными (одно из них причастие).

В четырех двустишиях повторением через каждую строку громоздкой анафоры достигается прорисовка удивительно чистого, трогательного образа, чувствуется восторг поэта при виде красоты природы и милого создания.. В другом стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» каждая строфа, кроме первой, начинается словом «рассказать».

Такой лексический прием помогает донести до читателя чувство радости поэта, которым хочет поделиться автор при виде красоты окружающей природы.

Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный».

 Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя.

Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край, несмотря на бедность, является родным краем поэта.

Примеры анафоры в литературе 20 века

Поэт Б. Пастернак свое импрессионистическое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» создал под впечатлением и в порыве души, используя назывные и безличные предложения. В этой лирической миниатюре предложения соединены повторами «достать» (чернил и пролетку). Чувствуется легкость, сиюминутное впечатление от вида весеннего дня.

В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец.

Свеча у поэта – символ человеческой жизни.

В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.

Важно! Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.

В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.

У И. Бунина стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.

В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.

Вывод

С помощью анафоры художественная речь приобретает особую эмоциональность и изюминку. Применение этой фигуры позволяет авторам выражать свое отношение к высказываемой мысли, направлять внимание читателя на понимание сути.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/dlya-chego-ispolzuetsya-anafora-i-chto-eto-takoe-konkretnye-primery.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий