Буквы обозначающие безударные гласные звуки. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки — Гипермаркет знаний

Ударные и безударные гласные звуки

Буквы обозначающие безударные гласные звуки. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки — Гипермаркет знаний

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представления детей об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные б ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных в слове.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный, с опорой на заданный алгоритм научатся определять безударный и ударный гласные звуки в слове.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки «слон», «слоны», «мяч», «мячи», «стрела», «стрелы», карточки со словами «слон», «сл…ны», «мяч», «м…чи», «ст…ла», «стрелы»; индивидуальные карточки с текстом для творческой работы в парах.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос на вопросы рубрики «Проверь себя» (учебник, с. 62).

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. (В клеточки вписать слова: игла, нитки. Дополнить предложение словом иголки. У ёлки иголки колки.)

3. Актуализация знаний

— Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева. Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток —

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его озорника.

Этот невидимка говорит:

Силачом слыву недаром,

Выделяю слог ударом.

— О чём это стихотворение? (Об ударном слоге.)

Укажите ударный слог в словах.

Квартира, дом, друзья, цветы, торты.

Какой буквой обозначен ударный гласный звук в каждом слове? Какими буквами обозначены гласные звуки, на которые не падает ударение?

В каком слове ударение не ставится? Почему? (Ударение не ставится в слове дом, потому что это односложное слово.)

4. Целеполагание

— Тема нашего урока «Ударные и безударные гласные звуки».

Определите познавательную задачу урока. (Как обозначать буквой безударный гласный звук?)

Сегодня на уроке вы будете учиться определять безударный и ударный гласные звуки в слове, правильно писать буквы в безударных слогах.

5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа с учебником (с. 63, упр. 1)

— Прочитайте выразительно стихотворение И. Сурикова.

Постарайтесь определить тему текста.

Прочитайте слова с буквой ё.

Объясните, почему буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.

Спишите первое предложение в стихотворной форме. Обозначьте в словах ударение.

Назовите слова, в которых вы не поставили ударение. Обоснуйте свой ответ.

Знакомство с памяткой (учебник, с. 134)

Работа с учебником (с. 63, упр. 2)

— Пользуясь памяткой, постарайтесь объяснить, какой гласный звук в каждом слове ударный, а какой безударный.

Прочитайте рубрику «Сведения о языке».

Какие гласные называют ударными? (Ударные гласные — это гласные звуки в ударных словах.)

Какие гласные называют безударными? (Безударные гласные — это гласные звуки в безударных слогах.)

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 64, упр. 3)

— Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.

Написание каких слов в скороговорке отличается от их произношения?

Определите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.

Будьте внимательны: безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

Спишите скороговорку. Подчеркните букву, которая обозначает безударный звук.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

— Послушайте загадку. Доскажите словечко.

Два огромных страшных глаза,

Кругом вертит голову,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает… (Сова.)

Работа по учебнику (с. 64, упр. 4)

— Рассмотрите рисунки.

Спишите слово сова.

Поставьте в слове ударение. Назовите безударный гласный звук.

Обратите внимание, что произношение и написание слова сова отличаются.

Отгадайте следующую загадку. Доскажите словечко.

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (Совы.)

— Запишите отгадку. Поставьте ударение. Подчеркните букву, которая обозначает ударный гласный звук.

Прочитайте рубрику «Обрати внимание».

Постарайтесь сделать вывод. (Слово совы — это проверочное слово. Слово сова — это проверяемое слово.)

Подумайте, почему гласную букву в безударном слоге слова сова надо проверять?

Что для этого надо сделать?

Работа по учебнику (с. 65, упр. 5)

— Прочитайте пары слов.

Выполнение упражнения под руководством учителя.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа в парах.

— Прочитайте предложения.

Текст напечатан на индивидуальных карточках.

— Укажите порядок предложений, чтобы получился связный текст.

В двусложных словах поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

[ ] В цветках капли росы. [ ] У дома сад. [ ] Наша дача в лесу. [ ] В саду розы.

Заслушивание ответов учащихся.

6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Соотнесите слова с картинками.

Определите проверочные и проверяемые слова. Обоснуйте свой выбор.

— Вставьте пропущенные буквы.

7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. 33, упр. 21)

— Обозначьте ударение в словах.

Подчеркните в двусложных словах буквы, которыми обозначены безударные гласные.

8. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 33, упр. 22.

9. Подведение итогов урока

— В каких случаях надо проверять написание гласной буквы в слове?

Почему необходимо проверять безударные гласные?

Какой способ проверки безударной гласной вы узнали сегодня на уроке?

10. Рефлексия

— Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке я узнал…

Мне было интересно …

Я встретил трудности …

Мне удалось…

Теперь я знаю …

Источник: https://compendium.su/rus/1klass/23.html

1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении

Буквы обозначающие безударные гласные звуки. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки — Гипермаркет знаний

Как отмечалось (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы), в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:

которые обозначаются на письме 10 буквами:

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

  • Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
  • Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
  • Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
  • Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].
  • Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
  • Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.Дети [д’э́т’и], вес [в’э́с].
  • Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:

  • после [ж], [ш], [ц];Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].
  • в некоторых иноязычных словах;Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].
  • в некоторых сложносокращённых словах.

2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

  • Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

  • не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);Мил [м’и́л] – мила [м’ила́], жил [жы́л] – жила [жыла́], шут [шу́т] – (нет) шута [шута́].Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы]; В изгнании [в ызгна́н’ии].
  • изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

  • В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а], хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ].Мой [мо́j] – моя [мΛjа́] или [маjа́], дал [да́л] – дала [дΛла́] или [дала́].
  • В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и], хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] – [иэ].Ср.: взял [вз’а́л] – взяла [вз’иэла́] или [вз’ила́], нёс [н’о́с] – несла [н’иэсла́] или [н’исла́], бел [б’е́л] – бела [б’иэла́] или [б’ила́].
  • Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.
  • Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.
Итак, в I слабой позиции на месте [а], [о], [э] после твёрдых согласных звучит звук, близкий к [а] – [Λ], после мягких согласных – звук, близкий к [и] – [иэ].

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц]:

  • после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ыэ]);Жалеть [жыэл’э́т’], лошадей [лъшыэд’э́j], двадцати [двъцыэт’и́].
  • на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э], – [ыэ];Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].
  • после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] – [Λ], как и после других твёрдых согласных звуков.Шар [ша́р] – шары [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

  • Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.
  • В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.
  • В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)Например:после твёрдых согласных: домовой [дъмаво́j], рыба [ры́бъ], крыша [кры́шъ], целиком [цъл’ико́м];после мягких согласных: рядовой [р’ьдаво́j], поле [по́л’ь], часовщик [ч’ьсΛфщ’и́к].

7.Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о]. На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ], а звук, близкий к [а] – [Λ], как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

Огурец [Λгур’э́ц]; обезьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

1.Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.Сожаление – со-жа-ле́-ни-е.
2.Подчеркните двумя чертами ударный гласный.Со-жа-ле́-ни-е.Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:
  • либо один звук [э], [о], [а], [у] – после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е);
  • либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] – в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь. Явный – я́-вный, проявка – про-я́-вка, съёмка – съём-ка.
3.Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция.СоII-жаI-ле́-ниII-еII.Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении. СоII-жаI-ле́-ниII-еII – в заударном слоге ни звучит гласный [и].
4.Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а:
  • после твёрдых согласных – [Λ];
  • после мягких согласных – [иэ];
  • после ж, ш, ц может звучать [ыэ].

СоII-жаI-ле́-ниII-еII – в слоге жа звучит гласный [ыэ].Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а], то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [иэ].Объявился – оII-бъяI-ви́л-сяII – первый предударный слог бъяI будет звучать как [б’jиэ].

5.Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а:

  • после твёрдых согласных – [ъ];
  • после мягких согласных – [ъ];
  • в абсолютном начале слова на месте букв о и а – [Λ].

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а], то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь]. СоII-жаI-ле́-ниII-еII – слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; оII-бъяI-ви́л-сяII – о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].

 Упражнения к теме «1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/634-18_glasnye_zvuki_v_udarnom_i_bezudarnom_polozhenii.html

Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём. урок. Русский язык 1 Класс

Буквы обозначающие безударные гласные звуки. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки — Гипермаркет знаний

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду ?… 
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО. 

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.

Рис. 3 (Источник)

Рис. 4 (Источник)

Рис. 5 (Источник)

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цветы, сосна, мячи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением – ударные гласные – находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, – в слабой позиции. Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos – правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография – (от греческого слова: «ортос» – правильный, и «графо» – «пишут») – правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы – слышу И, что писать? И или Е ?

вода, трава – слышу А, что писать? А или О ?

мячи, ряды – слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод – в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон – в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море – моря, стол – столы, слон – слоны. Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят – найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки – к ? тята. Кошка – О, значит котята тоже О.

У тигра – т ? грята. Тигр – И, значит тигрята тоже И.

Вот слон . У него сл ? нята. Слон – О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг:  Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть – какие они?

2 шаг:  Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг:  Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Рис. 6. Проверка безударного гласного (Источник)Рис. 7. Проверка безударного гласного (Источник)

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

Рис. 8. Сова (Источник)

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки – сова или сава? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на совы, Теперь под ударением О, значит, напишем сова. Далее действуем так же.

Рис. 9. Клёст (Источник)

Рис. 10. Дрозд (Источник)

Рис. 11. Журавль (Источник)

Рис. 12. Грач (Источник)

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

Рис. 13. Воробей (Источник)

Рис. 14. Соловей (Источник)

Рис. 15. Ворона (Источник)

Рис. 16. Сорока (Источник)

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём, с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь (Источник)

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное – не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове – опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук Причиняет много мук. Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.

Рис. 18. Проверка безударного гласного (Источник)

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник). 
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник). 
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
  2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха – какая шапка? (м.ховая – Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая – А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная – Е).
  3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва – слово – О, зв.зда – звезды – Е, ш.ры – шар – А, б.льной – боль – О, ц.почка – цепь – Е.)
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/udarnye-i-bezudarnye-glasnye-zvuki-znakomstvo-s-orfograficheskim-slovaryom

Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные

Буквы обозначающие безударные гласные звуки. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки — Гипермаркет знаний

В русском языке все звуки делятся на гласные и согласные. Гласных всего шесть – это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги.

Бывают ударными и безударными. Гласные звуки – ударные и безударные имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе.

Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я – йа, ю – йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями – обозначают мягкость согласного звука в письме.

Ударные гласные звуки

Ударным называется гласный звук, выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул – слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

Безударные гласные звуки – что это?

Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

Безударный гласный звукчастонаходится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше – тем сильнее редукция.

Например, в слове “колобок” ударным является последний звук «о» – в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении.

Его длительность в данном случае минимальна.

Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая).

Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы».

Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, проверочных слов, их происхождения и т. д.

Непроверяемые гласные в корнях

Самый сложный с точки зрения правописания случай – это безударные гласные звукив непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

Проверяемые гласные в корнях слов

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав однокоренное слово, где на корень падает ударение.

Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора – горный, вода – водный, дожди – дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке – великое множество.

  • Примечание: В том случае, когда в корне слова стоит буква, обозначающая ударный слог «йо» («ё»), в безударном варианте она сменится на «е». Например: мёртвый – мертвец, клёны – кленовый, расстёгнутый – расстегнуть.

Правописание корней в словах разного происхождения

Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

Чередование безударных «а» и «о» в корнях

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях родственных слов. Один из вариантов чередования – «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

  • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
  • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
  • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» – «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
  • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» – «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение – полог.
  • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
  • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй – в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
  • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.

Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а».

Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует – «е».

Примеры: побираться – заберет; прижигание – выжегшая; расстилается – стелить; блистательная – блестящий; замирать – замереть; оттирать – оттереть; отдирать – отдерет; отпирать – отпереть; почитать – вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

Примечание:

  • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
  • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

Чередование буквы “а” (“я”) с буквосочетанием “им” (“ин”) в корнях

Буква “а” (“я”) чередуется в корнях с буквосочетанием “им” (“ин”) в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать – принято, начинать – начато.

Гласные звуки – ударные и безударные – есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней – только малая часть большого айсберга.

Источник: https://FB.ru/article/196984/bezudarnyie-glasnyie-zvuki-v-kornyah-glasnyie-zvuki-udarnyie-i-bezudarnyie

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные

Буквы обозначающие безударные гласные звуки. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки — Гипермаркет знаний

Конспект урока по русскому языку.

4 класс специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Непочатых Елена Николаевна

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.

Цели:

1.Обучающая: развитие орфографической зоркости, систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;

2. Развивающая: развивать и корригировать память, внимание, фонематический слух, речь;

3.Воспитывающая: воспитывать аккуратность, старательность, доброжелательное отношение в коллективе.

Оборудование: презентация, карточки со словами, схема предложения, звёздочки, жетоны, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Орг. момент

Ребята, к нам на урок пришли гости. Поприветствуем гостей. Создадим себе хорошее настроение. Каждый из вас подумает о чём-нибудь приятном. Проговорите про себя: « Я чувствую себя хорошо-хорошо». И на такой хорошей нотке начнём наш урок.

За хорошую работу вы будете получать жетон, и в конце урока мы сможем узнать, кто лучше всех работал.

Нужно подготовить наши органы речи. Сделаем дыхательную и артикуляционную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика.

Упражнение « Именинный пирог» Слайд 2.

Сделать глубокий вдох носом, постараться задуть короткими выдохами, как можно больше свечек на именинном пироге.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Вкусное варенье» Слайд 3.

Высунуть широкий язык, облизнуть верхнюю губу и язык убрать вглубь рта.

4. Проговаривание фразы: «Скоро Новый год!»

5.Сообщение темы урока.

– Мы должны определить тему нашего урока. (Доска закрыта)

На доске вы видите буквы: у а е и е

д р н

– Назовите 1 строчку.

– Какие это звуки?

– Назовите 2 строчку. Какие это звуки?

– Теперь из этих букв мы составим слово.

– Какое слово получилось? (Ударение)

– Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Чтение темы на доске)

Мы сегодня будем говорить об ударении, учиться различать в словах ударный и безударный слог

6. Пальчиковая гимнастика.

Разомнём наши пальчики для работы.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог.

Потянули….

Покрутили…

Постучали…

И открыли!

Слушаем инструктаж, слушаем внимательно и выполняем то, о чём я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу.

С чистотой я дружу.

На «отлично» напишу.

Запишем число. Классная работа. (Лучшая тетрадь)

7. Минутка чистописания.

– Вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква Мм. (Показ на доске)

Напишите сначала две буквы, сравните их с образцом, верно ли написано у вас и допишите аккуратно и правильно до конца строки. Не забывайте о наклоне и ширине букв, о правильной посадке.

Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

Соединение буквы м с другими буквами. Прочитайте. Запишите.

ма ом ме ми му мы

Какое соединение?

8. Работа над новой темой

1) Беседа об ударении.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспомним о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения, оно тотчас теряет свой ритмический пульс и смысл.

– Как найти ударение в слове? (Ударный слог произносится с большей силой и длительностью в голосе)

– А знаете, что бывает, если неправильно поставить ударение?

– Давайте попробуем проставить ударение в слове замок. Ударение стоит на последнем слоге мо. Вдруг ударение перепрыгнуло с последнего слога на первый. Получилось замок.

Кружки-кружки, стрелки-стрелки

– Написание слов одинаково, а значение разное.

– От чего это зависит?

– От постановки ударения.

Вывод: от того, как вы поставите ударение, будет зависеть значение слова.

2) Словарная работа.

Сегодня мы будем работать над новым словарным словом.

Но прежде отгадайте загадку:

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, –

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин И заходим в…

Что это?

Магазин. Записать слово в тетрадь. Проставить ударение. Определить ударную и безударную гласную. Выполнить звукобуквенный анализ.

Составьте предложение со словом магазин по схеме.

___ овощном ____ ____ ______, _____ и ____.

3) Выполнение задания. Учащиеся выполняют на доске.

Прочтите слова:

Парта, доска, пенал, ручка, тетрадь, книга.

– Как назовём общим словом все предметы?

Выполним задание:

Сначала нужно проставить ударение в словах, где оно стоит на первом слоге, а потом в словах, где оно стоит на втором слоге.

Проверка: показ смайлика.

9. Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

10.Продолжение работы по теме.

– Продолжаем работать по нашей теме.

2) Задание.

В словах проставьте ударение правильно.

Листья, земля, арбуз, трава, машина, человек, берег, молоток.

Записать в тетрадь, подчеркнуть безударную гласную.

Помощь: Соколова В.- записывает слова с проставленным ударением.

Самопроверка.

11. Работа с учебником. Упражнение стр.78 упр.9

– Прочитайте задание к упражнению.

(Один ученик читает вслух. Объяснение задания).

– Над какими словами нужно поставить знак ударения?

– Как ударение изменило слово?

– Запишите предложения в тетрадь.

Помощь: Соколовой В.- запись одного предложения.

12. Гимнастика для глаз.

13. Дифференцированная работа по группам.

1 группа.Вставьте в слова пропущенные буквы. Проставь ударение.

Тр.вка зелен.ет,

С.лнышко блест. т.

Л.сточка с в.сною

В сени к нам лет.т.

2 группа. Проставить ударение в выделенных словах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

3группа. Проверить, правильно ли проставлено ударение в словах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

(Проверка)

14. Работа на интерактивной доске. Выполнение задания по обучающей программе «Игры и задачи, 1-4 классы»

15. Подведение итога урока.

Что вы сегодня нового узнали ? Что было легко? Что понравилось? Что было трудно?

Оценки.( Подсчёт жетонов). Д/З.стр.80.Упр.13

16.Рефлексия.

Отгадайте загадку.

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чтобы наука не была для нас ночью, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конверте. ( Они разного цвета) Уходя, прикрепите соответствующую звёздочку к доске.

1. Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – жёлтую.

2. Если иногда были трудности, не совсем понравилась работа – фиолетовую.

3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – серую.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/tiema-udarieniie-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий