Биологическое и социальное в человеке. Биологические и социальные факторы развития

1.4 Биологическое и социальное в человеке

Биологическое и социальное в человеке. Биологические и социальные факторы развития

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

Гипотезы о происхождении человека

  • Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
  • Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
  • Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
  • Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности. 1
  • Катастрофизм. Система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.
  • Телеологизм. Философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. 2

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле

Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.

Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. 3

Биологические особенности человека:

  • прямостояние и прямохождение (некоторые животные, например, обезьяны, так же способны передвигаться на двух конечностях, но им гораздо удобнее использовать все четыре лапы в процессе движения);
  • отсутствие плотного волосяного покрова (с природной точки зрения человек самое уязвимое живое существо: что наша тонкая кожа по сравнению со шкурой животного?!);
  • развитая кисть руки (строение наших пальцев наделяет нас способностью к мелкой моторике. Обезьяну, с лёгкостью чистящую банан, научить вышивать не удастся);
  • крупный объём головного мозга (ну да, конечно, у слона он крупнее, но в пропорции к телу, его мозг занимает всего 0,1% от общей массы слона, в то время как у человека мозг занимает около 2% в соотношении к телу);
  • наличие органов речи (собака, например, всё понимает, а сказать не может. Всё потому что нёбо, язык, зубы и гортань у неё имеют совершенно неудобное для членораздельной речи строение). 4

Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. 5

Социальные особенности человека:

  • наличие речи (ни одно животное не имеет столь развитого языка, и не одного, как человек. Даже “речь” попугая – лишь подражание человеческой речи, но не она сама);
  • наличие сознания (особого рода отражения реальности через собственные ощущения, чувства, мысли и слова);
  • наличие мышления (способности рационально или разумно воспринимать действительность, делать выводы на основе предложенных данных);
  • создание культуры (искусственной среды обитания);
  • изготовление и использование орудий труда;
  • потребность в творческой деятельности (не просто свить гнездо для птенцов, или вырыть берлогу для зимнего сна, а выразить себя в плодах своей деятельности и, возможно, оставить что-то после себя своим потомкам). 6

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

  • натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;
  • социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. 7

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало). 8

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/chelovek_i_obshhestvo/14_biologicheskoe_i_sotsialnoe_v_cheloveke.html

Биологические и социальные факторы в развитии человека

Биологическое и социальное в человеке. Биологические и социальные факторы развития

Базовые понятия:человек, личность, индивид, индивидуальность, раз­витие, формирование, социализация, воспитание, наследственность, среда, общение.,

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и прак­тики является проблема личности, ее развития, формирования и социали­зации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривает­ся многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания.

Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным по­нятиям по теме. Такими понятиями являются человек, личность, индивид, индивидуальность.

Какой смысл вкладывается в каждое из них?

Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред­ставляющее собой единство физического и духовного, природного и со­циального, наследственного и приобретенного.

А кого мы можем считать личностью, индивидом? Что такое индиви­дуальность?

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт обще­ственного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающе­гося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характе­ристик.

Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность уна­следованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психи­ческих особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмо­циональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребно­стях и способностях человека.

Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.

Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, пе­дагогике понятия развитие, формирование исоциализация личности.

Что же понимают под развитием?

Прежде всего следует отметить, что развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное раз­витие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).

В философской, психологической, педагогической литературе даются раз­ные дефиниции этому понятию. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, пе­реход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, ког­да речь идет о каком-либо изменении — прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качествен­ные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пище­варение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование па­мяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение зна­ний, интеллектуальный рост) изменениями.

Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, дли­тельный, противоречивый процесс, детерминированный множеством фак­торов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом.

Показателями развития личности являются качественные измене­ния в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру.

Ре­зультат развития — становление человека как биологического вида и со­циального существа.

Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психи­ческое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное — термин формирование.

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исклю­чительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятель­ности.

При этом развитие не сводится к простому накоплению коли­чественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему.

Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качест­венные преобразования физических, психических и духовных характерис­тик личности.

Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социаль­ного в развитии человека и формировании его как личности.

Представители биологической концепции, считая личность сугубо природ­ным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему:

  • человек — сугубо природное существо;
  • духовные свойства личности имеют биологическую основу;
  • развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;
  • воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естест­венного развития.

Представители социологической концепции считают:

— человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые со­ставляют его ближайшее окружение;

  • среда является определяющим фактором формирования личности;
  • воспитание призвано корректировать характер влияния среды;
  • чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляют­ся у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разру­шения, половые и т. п.

Представители биосоциальной концепции считают:

  • человек — существо и биологическое и социальное;
  • психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;
  • направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организован­ных воздействий социальной среды.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора.

Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интен­сивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств.

Так, смелость, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание, может доходить до безрассудства. Важно видеть степень выраженности качества.

Послушание, например, может быть пока­зателем пассивного исполнения требований, безразличия; чрезмерная веж­ливость — граничить с подхалимством, а непоседливость — свидетельство­вать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

На основе различных концепций развития личности формируются пе­дагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и фор­мы воспитания и обучения.

В последнее время в педагогике, кроме понятий развитие, формирование личности, широкое распространение получило понятие социализация лично­сти.

Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней.

Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному об­ществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных свя­зей и социального опыта.

Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаи­модействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализа­ция осуществляется в процессе воспитания.

Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения со­циализации.

Источник: https://studopedia.net/6_58707_biologicheskie-i-sotsialnie-faktori-v-razvitii-cheloveka.html

Взаимосвязь биологического и социального в личности

Биологическое и социальное в человеке. Биологические и социальные факторы развития

Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке является одной из фундаментальных и в некотором роде универсальных проблем современной научной мысли, так как она находит отражение почти во всех дисциплинах, исследующих человека.

На протяжении развития психологической мысли предлагались различные концепции, отражающие соотношение биологического и социального в человеке. Нередко в рамках данной дихотомии человеческой организации рассматривалось и понятие психического. Возможно выделение нескольких групп концепций, которые по-разному исследуют взаимосвязь названных понятий.

Преобладание биологического

В русле биологизаторских концепций психические и социальные свойства человека рассматриваются в качестве линейных функций развития организма.

В данных концепциях утверждается, что большая часть особенностей психических процессов и состояний человека, социальные функции и роли заложены биологически, и их развитие подчиняется лишь законам биологии, причем тем, которые были открыты и сформулированы в процессе изучения животных и имеют мало общего с особенностями человека. Нередко в биологизаторских концепциях применяется закон рекапитуляции, в соответствии с которым лишь биологическими особенностями обусловлена эволюция человека, никакие социальные факторы на нее не влияли. До крайности данная концепция была доведена утверждением о том, что психического и социального как самостоятельных явлений не существует, их можно трактовать с применением биологических (в большинстве физиологических) законов.

Биологизаторские концепции активно распространялись среди физиологов. Например, их сторонником был И. П. Павлов.

Преобладание социального

В рамках социологизаторских концепций, которые также основаны на идее рекапитуляции, но уже с иной точки зрения, утверждается, что все биологические качества второстепенны, выступают лишь фоном в процессе социализации личности.

В процессе социальных отношений у человека развиваются, а затем передаются по наследству предпосылки к установлению и использованию социальных контактов.

Все достижения социального проявляются в процессе непрекращающегося развития человека.

Отрицание значимости как биологического, так и социального

Отдельно необходимо отметить концепции, согласно которым развитие человека не подчиняется ни биологическим, ни социальным законам, а является предопределенным какими-либо сторонними факторами.

При данном рассмотрении тело человека – лишь вместилище, а социальное окружение незначимо.

В большей степени данная концепция отражена в работах авторов, утверждающих божественное происхождение человека и его психики.

Равенство биологического и социального

В настоящее время предлагается множество психологических концепций, согласно которым личность является не только субъектом общественной системы и не только биологическим организмом, ее можно рассматривать как специфическое интегративное образование, которое в равной мере объединяет:

  • биологические особенности индивида (как представителя человеческого вида);
  • социальные функции и роли личности (как субъекта социальных отношений и деятельности) (см. рис. 1).

Взаимозависимость биологического и социального

В русле современного междисциплинарного подхода получила широкое распространение теория гармонизирующей эволюции, представителями которой был предложен основной фактор биологической эволюции – воздействие социальных потребностей человека. В процессе отбора мутаций и их рекомбинаций происходило постепенное преобразование генетической программы, с течением времени все больше удовлетворяющей потребности общественных отношений, частью которых становился человек.

Таким образом, можно говорить о постепенно нарастающей социализации биологических свойств человека.

Как известно, животные предки человека обладали лишь биологической сущностью. Процесс их гармонизирующей эволюции был проявлением единства биологического и социального.

Под воздействием зарождавшихся социальных потребностей биологическая эволюция начала кардинально менять свое направление, в результате чего к моменту появления вида homo sapiens сформировалась сложнейшая генетическая программа, которая свойственна лишь данному виду. Эта программа может быть названа социализированной.

На основании данной генетической программы в молекулярных структурах ДНК отразилась объективная необходимость развития сложного мозга; руки, способной к разного рода сложным манипуляциям; прямохождения; анатомических особенностей гортани, которые позволяют пользоваться членораздельной речью; особенно чувствительных сенсорных органов зрения и слуха и многого другого, что относится к морфофизиологическим особенностям человека.

Биологическое в человеке имеет особое значение во всех процессах его жизнедеятельности. Даже являясь общественным существом, человек не утрачивает своей биологической составляющей, которую можно рассматривать как особую предпосылку развития надбиологических свойств. В процессе онтогенеза (индивидуального развития) человек отражает обобщенные черты развития своего рода. Так, в период времени от зачатия до появления на свет в человеке хоть и заложена социализированная генетическая программа, все же он в большей степени является биологическим существом, подчиняясь, главным образом, только законам биологии. После рождения биологические предпосылки в организационной структуре человека становятся основой для развития сознания, мышления и языка. Данный период развития ребенка представляет собой преобразование его биологической сущности в социальную, когда внешнее (социальная программа) становится внутренним, претерпевая изменения благодаря интеллекту и чувственно-эмоциональной сфере человека. Таким образом, можно наблюдать процесс становления личности как индивидуализированной совокупности социальных связей и отношений.

Значение генетической программы человека нельзя преуменьшать, однако произошли определенные изменения в ее роли: в ходе биологической эволюции данная программа приобрела особые свойства, которые обеспечивают готовность новорожденного к предстоящему развитию в условиях социума.

Эту готовность можно назвать универсальной, так как это типологическое свойство всех представителей человечества. На современном этапе развития каждый человек благодаря биологическим особенностям мозга способен развивать сознание и, соответственно, основанную на нем способность к членораздельной речи.

Универсальность такой готовности наглядно можно представить на примере языка. Как уже указано, сознание и речь формируются почти у каждого ребенка, однако как таковые они не отражены в структурах ДНК, а появляются лишь в процессе общения.

На универсализм человеческих предпосылок к речи указывает и тот факт, что ребенок может овладеть любым языком, который слышит после рождения. В качестве другой важнейшей особенности мозга предстает его неспециализированность.

На основе существующих комплексов, своеобразных ансамблей постоянно взаимодействующих нейронов, которые служат как материальная база познания и деятельности, человек формирует в своем сознании и применяет поведении огромное множество социально ориентированных программ.

Можно сделать вывод: целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого, чувственного существа, основана на динамике взаимодействия социального и биологического.

Взаимодействие социального и биологического в человеке основано на том принципе, что более простая форма движения материи (в данном случае – биологически эволюционная) явилась основой для возникновения высшей, более сложной формы, в данном случае – общественной.

Общественная форма движения несводима к биологической, однако в целостной системе человека между ними налицо неразрывная связь, взаимодействие и единство.

Социальная сущность человека возникла на гребне биологической эволюции. Общественное содержание человека с его трудовыми способностями и социальными потребностями – это новое свойство, не известное остальной природе. Труд, интеллект, человеческие эмоции и воля – все это возникает прежде всего как отражение человеком исторически сложившихся общественных отношений.

Для каждого человека как представителя поколения действует стихийно сложившаяся социальная программа, в которой находят свое отражение состояние материальной и духовной культуры, тип общественных отношений, уровень развития производительных сил, а также те конкретные материальные и идеальные взаимоотношения, посредством которых формируется это поколение. Социальная программа вещественно представлена технологией, произведениями искусства, архитектурой и множеством других «очеловеченных» предметов. Она выражена в знаковых системах – научной и художественной литературе, живописи и через разнообразные взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Социализация биологии человека пронизывает всю его жизнь. В этой связи следует указать на методологическую необоснованность дуализма в подходе к проблеме биосоциального. Изучение человека на стыке биологического и социального – одна из важных проблем науки. Многое в этой области еще не изучено.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/vzaimosvyaz_biologicheskogo_i_socialnogo_v_lichnosti/

Биологическое и социальное в человеке – свойства, признаки и факторы развития

Биологическое и социальное в человеке. Биологические и социальные факторы развития

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие. 

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя. 

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе. 

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития. 

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.


Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья. 

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

  • особая структура мозга и строение черепа;

  • умение прямо стоять и ходить;

  • отсутствие плотного шерстяного покрова;

  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

  • логическое и аналитическое мышление;

  • потребность в социальном взаимодействии;

  • культурное и духовное развитие;

  • умение строить и создавать инструменты для труда;

  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития. 

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.


Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью. 

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/biologicheskoe-i-sotsialnoe-v-cheloveke.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий