Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат. Артикуляционная характеристика гласных и согласных

Артикуляционная характеристика звуков речи

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат. Артикуляционная характеристика гласных и согласных

Понятие об артикуляции

Артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звуков речи.

В речевом потоке нет четкого деления артикуляции звука на три фразы; рекурсия предшествующего звука может приспосабливаться к экскурсии последующего и наоборот; при этом количество звуков определяется количеством выдержек.

Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей

I. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека.

II. Речевой аппарат – это совокупность органов речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полость носа, надгортанник, маленький язычок, нёбо, язык, зубы, губы).

Все названные выше органы обладают биологическими функциями: это органы дыхания, приема и переработки пищи, обоняния, вкуса. Применение этих органов для образования звуков речи – вторичная, общественная функция.

Воздушная струя может встречать преграду сначала в гортани в виде сдвинутых и напряженных ых связок, при этом колебание ых связок образует тон, а может и не встречать преграды в гортани, если ые связки раздвинуты, при этом тон не образуется. Следующая преграда возможна в ротовой полости, при этом образуется шум; в случае отсутствия преграды в ротовой полости шум не образуется.

Классификация звуков в зависимости от наличия-отсутствия преграды в гортани и в ротовой полости:

Звуки Преграды
в гортани (голос) в ротовой полости (шум)
Гласные Сонорные согласные Шумные звонкие согласные Шумные глухие согласные + + + – – + + +

Классификация звуков речи.
Основные фонетические процессы

Гласные и согласные, их акустические и артикуляционные различия

I. Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Хар-ки Звуки Состоят из Воздушная струя
Гласные голоса: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] не встречает препятствие
Согласные шума: [к], [п], [с],[т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [ш’]; голоса и шума: [б], [в], [г], [д], [ж],[з], [л], [м], [н], [р] встречает препятствие

II. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Такое различие основывается на акустических и артикуляционных признаках.

Акустическое различие между гласными и согласными определяется наличием тона и шума.

Акустическое различие между гласными и согласными:

Акустическое различие Звуки Характеризуются

Гласные Тоном, то есть музыкальным, гармоническим звуком, являющимся результатом периодических колебаний ых связок при прохождении через гортань воздушной струи
Согласные шумом, то есть немузыкальным, негармоническим звуком, являющимся результатом преодоления воздушной струей преграды в ротовой полости

Акустическая характеристика звуков предполагает распределение звуков по степени сонорности (звучности). Гласные определяются только тонами, шумы в них не присутствуют; сонорные согласные характеризуются преобладанием тонов над шумами; звонкие шумные согласные содержат тоны и шумы; глухие шумные согласные имеют только шумы.

Крайние точки по сонорности представляют звуки [а] и [п].

Расположение звуков но степени убывания сонорности, звучности:

Гласные [а], [э], [о], [и], [у]
Сонорные согласные [м], [н], [л], [р] [м’], [н’], [л’], [р’]
Звонкие шумные длительные [в], [з], [ж] [в’], [з’], [ж’]
Звонкие шумные мгновенные [о], [д], [г] [о’], [д’], [г’],
Глухие шумные длительные [ф], [с], [ш], [х] [ф’], [с’], [ш’], [х’]
Глухие шумные мгновенные [п], [т], [к] [п’], [т’], [к’]

Артикуляционное различие между гласными и согласными минимально определяется наличием-отсутствием преграды в ротовой полости, максимально – 1) локализацией напряженности; 2) силой воздушной струи; 3) наличием-отсутствием преграды в ротовой полости; 4) наличием-
отсутствием голоса; 5) участием ротового и носового резонаторов.

Минимальное артикуляционное различие
между гласными и согласными

Артикуляционное различие Звуки Наличие-отсутствие преграды в ротовой полости
Гласные Преграда отсутствует, воздушная струя проходит свободно
Согласные Преграда есть, воздушная струи преодолевает эту преграду

Максимальное артикуляционное различие
между гласными и согласными

Артикуляционное различие     Звуки Локализация напряженности Сила воздушной струи Наличие-отсутствие преграды в ротовой полости Наличие-отсутствие голоса Участие ротового и носового резонаторов
Гласные Мускульная напряженность распространена по всей ротовой полости Слабая воздушная струя Отсутствуют преграды Наличие голоса Участие ротового резонатора
Согласные Мускульная напряженность сосредоточена в месте преграды Сильная воздушная струя Наличие преграды Отсутствие (для глухих) или наличие (для звонких) голоса Участие ротового или носового резонатора

В.А. Богородицкий предложил артикуляционное различение гласных и согласных по тому, на что направлена артикуляция: на раскрытие или закрытие рта[10].

< >

Проверить эту закономерность можно, если усилить интенсивность артикуляции. Ртораскрывание осуществляется при помощи мышц, идущих от нижней челюсти к подъязычной кости, а ртосмыкание – посредством жевательных мышц, расположенных между обеими челюстями.

Звуки [ј] и [i] в программе по русскому языку для средней школы до 1969 года назывались «полугласными»[11], сейчас эти звуки обычно считают согласными, при этом принимают во внимание их неслогообразующий характер; следует, однако, иметь в виду, что звук [i] гораздо более звучный, чем [ј].

Противопоставление гласных и согласных в фонетической системе современного русского языка достаточно глубоко. Тем не менее не все лингвисты признают возможным разделение звуков на гласные и согласные. У Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы и его последователей, представителей ленинградской фонологической школы (М.И.

Матусевич и др.), стирается различие между гласными и согласными. Ф.

де Соссюр это объясняет распределением звуков речи но «растворам» без учета определяющего различия между гласными и согласными; в работах же представителей ленинградской фонологической школы это связано с предпочтением акустической характеристики звуков.

Артикуляционная классификация гласных

I. В русском литературном языке шесть гласных звуков: [и], [э], [ы], [а], [о], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

Классификация гласных звуков производится но работе губ и языка.

Таблица артикуляционной классификации гласных

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы У
Средний э о
Нижний а

Звук [и] после твердого согласного или на стыке слов заменяется звуком [ы].

II. Гласные звуки характеризуются наличием музыкального тона, голоса, образующегося за счет ритмических колебаний ых связок в гортани. Различие между гласными определяется объемом и формой резонаторов, полостей глотки и рта, которые изменяются при различном положении губ, языка и нижней челюсти.

Артикуляционная классификация гласных звуков производится по следующим признакам:

1) позиция по отношению к ударению (гласный ударный, гласный первого предударного слога, остальных безударных с логов);

2) способ образования, положение языка но вертикали, подъем (верхний, средний, нижний);

3) место образования, положение языка по горизонтали, ряд (передний, средний, задний);

4) наличие-отсутствие лабиализации, огубленности (лабиализованный, нелабиализованный);

5) качество гласного, связанное с аккомодацией (напряженность, закрытость или продвижение в переднюю зону образования в начале, в конце, на всем протяжении артикуляции).

Таблица артикуляционной классификации гласных.
Ударные гласные


Подъём Ряд

Источник: https://infopedia.su/10x55a.html

Артикуляционная характеристика звуков русского языка (гласных, согласных)

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат. Артикуляционная характеристика гласных и согласных

Артикуляционная фонетика.

Артикуляционная фонетика изучает анатомо – физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии).

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка – это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

Всё, что ниже гортани

Гортань

Всё, что выше гортани

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от ых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.

Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии).

В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

2. гортань (преобразование воздушного потока);

3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от ых связок до губ называется речевым трактом.

Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

· гласные переднего ряда – и, э

· гласные среднего ряда – ы, а

2.по подъему – движение языка по вертикали:

· нижнего подъема – а

· среднего подъема – э, о

· верхнего подъема – и, ы, у

3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

· лабиализованные – о, у

· нелабиализованные – все остальные

Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

1. по участию голоса и шума

· сонорные (голос преобладает над шумом):

[р] [л] [м] [н] [j]

[р,] [л,] [м,] [н,]

· шумные

звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

[б,] [в,] [г,] [д,] [з,]

глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

[п,] [т,] [к,] [с,]

2. по месту образования:

Согласные:

· губные

Ø губно-губные [б] [п] [м]

[б,] [п,] [м,]

Ø губно-зубные [в] [ф]

[в,] [ф,]

· язычные

Ø переднеязычные:

– зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

[д,] [т,] [з,] [с,] [л,] [н,] [ц,]

– небные [ж] [ш] [р] [ч]

[ж,] [ш,] [р,] [ч,]

Ø среднеязычные [j]

Ø заднеязычные [г] [к] [х]

[г,] [к,] [х,]

3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

· смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

[б,] [п,] [д,] [т,] [г,] [к,]

При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

· аффрикаты [ц] [ч]

Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

· дрожащие (вибранты)[р]

[р,]

Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

· смычно-проходные

Ø боковые [л]

[л,]

Ø носовые [м] [н]

[м,] [н,]

Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

· щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

[ф,] [в,] [з,] [с,] [ж,] [ш,] [х,]

При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

4. по отношению к палатализации

Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

[б,] [в,] [г,] [д,] [з,] [к,] [л,] [м,] [н,] [п,] [р,] [с,] [т,] [х,]

Непарные мягкие:[j] [ч,] [ш,]

Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]

Источник: https://studopedia.su/17_89542_artikulyatsionnaya-harakteristika-zvukov-russkogo-yazika-glasnih-soglasnih.html

9. Речевой аппарат. Артикуляционная классификация гласных

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат. Артикуляционная характеристика гласных и согласных

Речевой аппарат–это органы человеческого организма, приспособленные для воспроизведения и восприятия звуковой речи.

Речевой аппарат человека образуют такие органы: легкие, трахея, бронхи, гортань с ыми связками, ротовая полость, носовая полость, язык, зубы, губы, твердое и мягкое небо, альвеолы.

Органыы речи делятся на активные и пассивные. Активные – подвижны (язык, губы, язычок). Пас. – неподвижны.

Работа речевых органов направленная на образование звука наз. артикуляцей.

Артикуляция включает 3 фазы: экскурсия(подготовка речевого аппарата к произношению звука), выдержка(сохранение положения необходимого для произношения звука) и рекурсия(переход органов речи в спокойное состояние). Совокупность артик.

навыков, необходимых для произношения звуков того или иного языка – артик. база языка. Перенос базы одного языка на произношение звуков другого языка создает акцент.

Глагные классиф. по работе языка и губ. За місцем творення голосні звуки поділяються на голосні переднього ряду ([и], [и укр], [і]), голосні заднього ряду ([а укр], [ы каз], [у]), среднего ряда (ы рус).

В залежності від ступеня підняття язика, тобто від його руху у вертикальній площині, розрізняють голосні низького ([а укр рус]), середнього ([э], [о]) і високого підняття ([і], [и], [у]). За участю губ голосні поділяються на огублені ([о], [у]) і неогублені ([і], [и], [е], [а]).

Залежно від місця наголосу в слові голосні звуки можуть бути наголошеними і ненаголошеними. В нек. языках есть носовые и неносовые гласные.

10. Артикуляционная классификация согласных

Основанием классификации согласных служат 4 основных артикуляционных признака: место образования, способ образования, работа ых связок, активный речевой орган.

Классификация согласных по месту образования учитывает, движениями каких активных органов (и какого их участка) создается преграда на пути воздушной потока, идущего из гортани, через полость рта и носа. По этому признаку согласные делятся на губные, зубные/межзубные, альвеолярные, передненебные, средненебные, задненебные, заязычные.

Губные. При их образовании преграда создается сближением нижней губы с верхней губой ([п], [б], [м], [п'J, [б'J, Гм']) или верхними зубами ([ф], [в],[ф'], [в']). Соответствующие звуки получили название губно-губных, или билабиальных , и губно-зубных, или лабиодентальных .

Зубные. При их образовании преграда создается сближением языка (его передней части и кончика) с зубами. (например зубные([з], [с], [д], [т]), межзубные [th]).

Альвеолярные([d],[t],[n],[l]) образуются между языком и нёбом,области альвеол.

Передненебные (ж, ш, р) образуются при соприкосновении кончика языка и передней части твердого неба.

Средненебные (j, ç)образуемые между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом.

Задненебные (г, к, х) образуемые поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) нёбу или к задней части твердого нёба.

Гортанные. Образуются в гортани при работе ых связок и представляют собой шум, возникающий при прохождении воздушной струи через ую щель.(например англ. [h])

Увулярные (ʀ фр.) согласные, при образовании которых нёбная занавеска вместе с язычком примыкает или приближается к задней части спинки языка.

Фарингальные (г укр.) образуемые сужением прохода воздуха в полости глотки в результате сближения корня языка с задней стенкой зева.

На деление согласных по способу образования, зависит положение органов речи, создающих преграду. Делятся на четыре типа — смычные, щелевые, смычно-щелевые и смычно-проходные.

Смычные. При их образовании органы речи смыкаются и закрывают проход воздушной струе. К ним относятся[д], [т], [б], [п], [к], [г], [d], [t], [р] и др.

Щелевые. При их образовании органы речи не смыкаются а образуют, сблизившись, очень узкую щель, через нее с трением проходит воздушная струя, возникает- шум (с примесью голоса или без него), который мы и воспринимаем как согласные звуки: [в], [ф], [ж], [ш], [щ], [x], [v], [f] и др.

Смычно-щелевые. При их образовании вначале происходит смычка, раскрываемая не взрывом, а переходящая незаметно для говорящего и слушателя в щель; артикуляция этих звуков «сливает» начальные элементы артикуляции смычных с артикуляцией щелевых; звук получается сложным по артикуляционному строению; так, [ц] можно представить себе образованным путем слияния [т] и [с] и т. д.

Смычно-проходные. При их образовании одни органы речи образуют смычку, а другие — проход для воздушной струи. Это такие согласные, как [м],[н],[л],англ.[n],[l].

По активному органу речи. Переднеязычные (д, т, з, с, л,н), среднеязычные (j), заднеязычные (г, к, х), губные (б, п, м, в, ф). По работе ых связок: сонорные (р, л, н, j, м), шумные ( звонкие – б, в, г, д, ж, thглухие – к, п, т, ш, щ,th)ю

Источник: https://studfile.net/preview/2426253/page:4/

VI. ФОНЕТИКА

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат. Артикуляционная характеристика гласных и согласных

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка.

Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.
В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика.

Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации. Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки.

Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности (характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках. Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом, между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства: фонология – это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает функции, которые звуки речи, фонемы.

В кругу остальных языковедческих единиц – грамматики, лексикологии – фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует прежде всего с грамматикой.

Это взаимодействие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя.

Например, определенные виды чередований оказываются морфологизованными, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем. (ср. в русском языке: будить – бужу, водить – вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechen-sprach, stechen-stach. Подобные морфологизованные чередования звуков изучаются возникшей на стыке фонетики и морфологии дисциплиной, называемой морфонологией. Как для фонетики, так и для синтаксиса весьма существенны правила фразовой интонации конкретных языков, так как каждое конкретное предложение характеризуется определенным интонационным оформлением. Поэтому данные, полученные в собственно интонологических исследованиях, находят самое непосредственное применение в работах по описательному синтаксису.

2. Общие сведения из аккустики

С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия. Акустика различает в звуке следующие признаки: 1.

Высоту, что зависит от частоты колебания. 2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний. 3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени. 4.

Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков.

3. Устройство речевого аппарата человека

Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.

К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: ые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть.

Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция звука речи

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи – артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка – это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

О соотношении звуков и букв

Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков от букв, с помощью которых эти звуки изображаются.

Еще великие основоположники сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия – Ф. Бопп (1791 – 1867), Раск (1787 – 1832), Востоков (1791 – 1864) – часто смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность различия между ними.

И только во второй половине позапрошлого столетия разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее эти понятия соотносимы.

Однозначного соответствия между звуком и буквой нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет собой обозначение звуков на письме.

Классификация звуков

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных – консонантизм.

4. Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом. 2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования. 3.

При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

5. Классификация гласных звуков

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.

Гласные переднего ряда – и э; среднего ряда – ы ; заднего ряда у о а.

Вертикально гласные различаются по подъему – то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема – верхний, средний и нижний.

В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема – э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы – о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия – а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда. Назализация.

В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое.

Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

6. Классификация согласных звуков

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.
Шумный – сонорный.

В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации ых связок.
Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления.

Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель.

В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare – “тереть”, так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи).

В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч – из взрывного т и щелевого ш.

Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках. По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.

Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи – языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.

Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в. Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум – твердое небо). Палатализация, или мягкость – это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных – это яркая особенность русской фонетики.

Источник: https://tsput.ru/res/lang/yazykozn/jaz_zn_6.htm

Вопрос 20. артикуляционная характеристика звуков речи. Работа речевого аппарата

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат. Артикуляционная характеристика гласных и согласных

Артикуляция– скоординированная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. В результате изучения в артикуляционном аспекте все органы речи делятся на :

Активные( губы –labium, язык –передняя часть, средняя ч., задняя ч.,Маленький язычок или uvula, ые связки) Пассивные ( верхние зубы, альвеолы, твердое небо или palatum, мягкое небо или velum)

Звук характеризуется совокупностью движений всего речевого аппарата.

Артикуляция звука является процессом. Различают 3 фазы артикуляции:

1. Экскурсия– органы речи готовятся к произнесению звука. *при произнесении звонких согласных выдвигаются ые связки

2. Выдержка– сохранение положения органов речи для произнесения звука.

3. Рекурсия– возвращение органов речи в прежнее положение или подготовка к произнесению следующего звука.

Работа речевого аппарата обусловлена анатомо-физическим аспектом изучения звукового состава языка, т.е. с точки зрения «механизмов» образования и восприятия звуков.

Из дыхательного аппарата воздушная струя под действием сокращающихся ребер, которые давят на диафрагму и заставляют её подниматься, тем самым она давит на легкие, они сокращаются, воздушная струя выталкивается и через трохею и бронхи поступает в гортань. В гортани располагаются ые связки.

Голосовые связки – мускульные волокна, которые натянуты вертикально, горизонтально и диагонально, такое расположение дает возможность гол., связкам влиять на характеристику звуков.

Гортань состоит из нескольких хрящей 1ый перстневидный, 2ой щитовидный (состоит из 2х частей(щитов) они соединены углом и этот стык соединения направлен вперед. Между ними натянуты мускульные пленки – ые связки.)Как только воздушная струя выходит из гортани, она попадает в полость глотки.

Из глотки воздушная струя устремляется в ротовой резонатор. На границе ротового резонатора находится небная занавеска. Если она поднята, то воздушная струя легко проходит в ротовую полость, если опущена, то в носовую полость.

Вопрос 21. Принципы классификации звуков речи. Классификация гласных.

Существует 2 типа звуков речи: гласные и согласные

В русском языке 41 СГЛ, 6 ГЛ

Совокупность гласных образует вокализм

Совокупность согласных образует консонантизм

Гласные и согласные различаются: Функционально, артикуляционно, акустически.

Основное различие- роль в слогообразовании. * согл. в слогообразовании яв-ся сонантом(от лат. sono-звучу пою) , гласн. в слогообразовании яв-ся консонантом . Артикуляционные различие ГЛ и СГЛ в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.

Образование гласных: речевой канал открыт, напряжен весь произносительный аппарат, воздушная струя не встречает на своем пути преграды.Образование согласных:Напряжение локализовано, в месте образования преграды сильная воздушная струя преодолевает преграды в фокусе образования СГЛ, взрывая ее или проходя через щель.

Шумы составляют характеристику СГЛ.

Классификация гласных

Основание классификации- ряд и подъем языка, работа губ, назализация, напряжение и долгота.

Ряд определяется по части яыка, к-я приподнимается. =>3 типа ГЛ: передние, средние, задние

Подъемопределяется степенью приподнятости языка при образовании ГЛ. => 3 типа подъема:

верхний(ГЛ наз-ся узкими) , средний(средние ГЛ) ,нижний(широкие ГЛ)

Участие губГЛ делятся на губные( лабиализованные, огубленные), негубные

Вопрос 22. Классификация СГЛ

1. По доле возникновения шума, тона: СГЛ делятся на шумные и сонорные.

Сонорные: р,л,м,н,й

2. По месту образования преграды СГЛ делятся на губные и язычные.

Губные согласные:

1. губно-губные м,н,п,б

Губно-зубные в,ф

 3.межзубные согл th (в русском нет)

Язычные согласные переднеязычные – с,т,д/среднеязычные й, средненеюные г’,х’/ заднеязычные – г,к,х.

Переднеязычные имеют классификации в зависимости от того с каким органом взаимодействует язык –

Зубные (з,с)

Альвеолярные согл

Небные согл (ш,ж)

3. По способу образования:

Все согласные делятся в зависимости от того, как преодолевают преграды в ротовой полости. Если преграда преодолеваемая в ротовой полости образует взрыв, то такие согласные – взрывные.

Смычно-взрывные Б,Л,К,Г,Д,Т.

Смычно щелевые (аффрикаты)– в начале ротовой полости возникает плотная смыка, но эта смычка резко не размыкается а переходит в щель – С,Ч

Фрикативные (щелевые) согл – при их образовании нет плотной смычки а заранее подготавливается нашими органами щель в которую приникает воздушная струя.

Сонорные согл могут быть смычно проходными М,Н

Звук Р – смычно дрожащий.

Звук Л – смычно боковой. Воздушная струя обтекает преграду по бокам.

Смягчение– палатализация, процесс смягчения

при палатализации согл., средняя часть языка приподнимается к тв., небу, отсюда меняется форма ротового резонатора, это приводит к повышению на пол тона звука.

Веляризация (отвердение) – задняя часть спинки языка поднимается к небной занавеске и твердые согласные имеют более низкий тембр. К дополнительной артикуляции так же относят – нозализацию, фаринголизацию(напряжение стенок глотки), ларинголизацию(сужение в области гортани)

4. По работе ых связок согласные делятся на звонкие и глухие:

– при произнесении Зв., согл – ые связки вибрируют(з)

– при произнесении глухих согласных ые связки не вибрируют (с)

всегда звонкий и всегда мягкий согл й

всегда глухой и мягкий ч

Всегда твердый и глухой с

Источник: https://studopedia.net/3_81153_vopros--artikulyatsionnaya-harakteristika-zvukov-rechi-rabota-rechevogo-apparata.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий