Алгоритм раздачи лекарственных средств детям. Раздача лекарств для внутреннего применения

Раздача лекарственных средств пациентам в отделении

Алгоритм раздачи лекарственных средств детям. Раздача лекарств для внутреннего применения

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Раздача лекарственных средств пациентам

Эффективность энтеральной лекарственной терапии в ЛПУ во многом зависит от принятой методики раздачи лекарственных средств.

Оптимальной методикой раздачи лекарственных средств в стационаре является прием лекарства в присутствии медсестры.

Запомните!

Прежде чем дать лекарственное средство:

· Внимательно прочитайте лист назначения;

· Убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;

· Проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

· Проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

· Будьте особенно внимательны в случае пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получившими одинаковые лекарственные средства.

· Информируйте пациента, чем нужно запивать лекарственное средство.

· Пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Аптеками лекарственные вещества отпускаются в отделения только в

оригинальной заводской или аптечной упаковке!

Запас лекарственных средств в отделениях не должен превышать

трехдневного объема!

Цель: Обеспечить своевременный прием лекарственных препаратов пациентами.

Показания: Является самым удобным способом введения лекарственных средств, при

различных заболеваниях человека.

Противопоказания:1.Категорический отказ пациента от приема лекарств.

2.Аллергические реакции.

3.Неукратимая рвота.

4.Бессознательное состояние пациента.

Оснащение:

Для рук мед.сестры:1. Жидкое мыло.

2. Вода.

3. Салфетки.

4. Перчатки.

Для раздачи лекарств:1. Сестринские листы назначений.

2. Мензурки, ложки.

3. Пипетки.

4. Ноницы.

5. Передвижной столик

6. Графин с водой.

7. Чистый лист бумаги.

Техника выполнения:

1. Медсестра моет руки с мылом и одевает перчатки.

2. Перед раздачей лекарственных средств пациенту, медсестре необходимо сосредоточиться,

быть внимательной, собранной!

3. При раздаче лекарства необходимо внимательно сверить с листом назначений:

а) название на этикетке (без этикетки нельзя давать!).

б) дозу.

в) обратить внимание на срок годности, внешний вид лекарственного препарата.

г) жидкие лекарства взболтать, посмотреть на свет.

4. Медсестра следит, за тем, чтобы пациенты принимали лекарственные средства в ее

присутствии, объясняя правила приема(за исключением средств, применяемых во время еды).

до еды принимаются лекарства при заболевании желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), их

принимают за 15 минут до приема пищи; Пример: альмогель, и т.д.

во время еды-лекарства, улучшающие пищеварение; Пример: фестал, панзинорм, сок

желудочный натуральный и т.д. Пример: препараты железа, ацетилсалициловая кислота,

раствор кальция хлорида и т.д.

после еды – раздражающие слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта,

лекарственные средства принимают за 15 минут после приема пищи;

-натощак –принимаются лекарственные средства за 20-60 минут до еды(противоглистные,

слабительные)утром до завтрака.

5. Внутрь принимают таблетки, порошки, капсулы, драже. Для того их нужно поместить на

корень языка и проглотить, запивая ½ стаканом воды.

Микстуры, отвары налить в мензурки; спиртовые настойки, экстракты и другие препараты,

дозирующиеся в каплях, отмеряют пипеткой или капельницей вмонтированной в пробку капают

в мензурку и добавляют немного воды.

6. Под язык принимаются лекарства для быстрого всасывания – валидол, нитроглицерин- в виде

таблеток, капсул или растворов: таблетку положить под язык до полного растворения, при этом

разговаривать пациенту нельзя, растворы наносят на небольшие кусочки сахара до полного

растворения или кусочек хлеба кладут под язык на 10-15 мин; капсулу предлагают больному

раздавить зубами. Сердечные средства должны находиться на тумбочке у пациента постоянно.

7. Снотворные должны быть приняты пациентами за 30 минут до сна (если одновременно

назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного).

8. Порошоквысыпают на корень языка больного и дают запить водой или разводят

предварительно его в воде.

9. Медсестра не имеет права назначать, отменять или заменять лекарства.

10. При приеме внутрь вновь назначенного лекарства медсестре необходимо

наблюдать за пациентом для своевременного выявления возможных

побочных реакций или осложнений.

Примечание:

Обо всех побочных реакциях на прием лекарств, а также об отказе пациента от приема лекарств немедленно сообщить врачу.

1. Лекарства раздражающие ЖКТ запивать молоком, киселем.

2. Сульфаниламидные препараты запивать щелочным питьем ( боржоми, 0,5ч. л натрия

гидрокарбоната на 200 мл воды).

3. Аспирин-растолочь, растворить в 100 мл воды и принять после еды.

4. Тетрациклин – нельзя запивать молоком, т.к. от этого образуются нерастворимые соединения.

5. Препараты железа – не измельчать, а при секреторной недостаточности

запивать желудочным соком. Из пищевых продуктов исключаются дубильные вещества, чай,

кофе, молочные продукты.

Возможные проблемы пациента при приёме лекарственных препаратов:

Отказ от приема препарата в данной форме.

Чувство дискомфорта после приёма препарата.

Негативное отношение пациента к приёму лекарственных средств.

Чувство страха.

Стеснительность.

Необоснованный отказ от приема лекарственных средств.

Источник: https://studopedia.su/5_3667_razdacha-lekarstvennih-sredstv-patsientam-v-otdelenii.html

Раздача лекарственных препаратов для энтерального применения

Алгоритм раздачи лекарственных средств детям. Раздача лекарств для внутреннего применения

Цель:обеспечение пациента своевременнымлечением.

Показания:назначение врача.

Противопоказания:индивидуальная непереносимостьлекарственного препарата. Неэффективностьпри оказании неотложной помощи.

Оснащение:журнал назначений, лекарственныепрепараты, передвижной столик, мензурки,графин с питьевой водой, ножницы.

Алгоритмманипуляции

Последовательность действийОбоснование
  1. Поставить на передвижной столик необходимое оснащение для проведения манипуляции.
Эффективность выполнения манипуляции.
Инфекционная безопасность.
  1. Внимательно прочитать в журнале ФИО пациента и назначение.
Обеспечение правильного выполнения назначений.
  1. Найти лекарственное средство, проверить его название, срок годности, дозу и способ введения. Соответствие этикетки препарата назначению врача.
Соблюдение принципа безопасного и эффективного лечения.
  1. Дать пациенту лекарственное средство непосредственно у постели.

Примечание. Предоставить пациенту необходимую информацию: название препарата, цель приёма лекарства, как, когда и как долго принимать препарат, имеет ли значение пропуск приёма и как в этом случае поступить, как распознать побочные эффекты, взаимодействие лекарства с другими лекарствами, пищей и алкоголем.

Создание максимального комфорта пациенту.Право пациента на информацию.
  1. Убедиться в том, что пациент принял лекарство.
Эффективность выполнения манипуляции.
  1. Разложить лекарственные средства согласно правилам хранения.
  1. Мензурки замочить в дез. растворе.
Инфекционная безопасность.
Инфекционная безопасность.
  1. Сделать отметки о выполнении манипуляции.
Контроль выполнения манипуляции.

Данныйалгоритм обеспечивает следующиепреимущества:

  • контроль приема медикаментов пациентом;
  • исключение ошибок при раздаче лекарственных средств;
  • достоверную информацию пациенту о назначенном ему лекарственномсредстве.

Внекоторых лечебных отделениях с цельюэкономии времени медсе­стрыраскладывают лекарственные средствазаранее на одни сутки в специальныелотки, разделенные наячейки. Вкаждой ячейке указаны Ф.И.О. пациента иномер палаты. Медсест­раразносит лекарственные средствапациентам по палатам, контролируя ихприем.

Манипуляция

Применение суппозитория

Цель:лечебный процесс.

Показания:приневозможности и нецелесообразностипероральноговведения препаратов (при рвоте, нарушенииглотания, поражении слизистойоболочки желудка, бессознательномсостоянии пациента); при необходимостиместного действия препарата. Назначениеврача.

Противопоказания:кровотечениеиз прямой кишки.

Оснащение:перчатки, суппозитории (свечи), ножницы,салфетки, лоток, ширма, ёмкость сдезраствором.

Алгоритмманипуляции

Последовательность действийОбоснование
  1. Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.
Эффективность выполнения манипуляции.
  1. Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.
Право пациента на информацию.
  1. Отгородить пациента ширмой.
Эмоциональная безопасность пациента.
  1. Помочь пациенту принять правильное положение: на боку, ноги согнуты в коленях.
Эффективность выполнения манипуляции.
  1. Обработать руки, надеть перчатки.
Инфекционная безопасность.
  1. Вскрыть упаковку, не извлекая из него суппозитория. В правую руку взять свечу (рис. 1).
Эффективность выполнения манипуляции.
  1. Раздвинуть левой рукой ягодицы пациента, а правой ввести свечу узким концом в анальное отверстие на глубину 2-3 см за наружный сфинктер так, чтобы оболочка осталась в руке. Оболочку свечи положить в лоток для отработанного материала.
  1. Обработать салфеткой область ануса. Салфетку в лоток для отработанного материала.
  1. Снять перчатки в лоток для отработанного материала. Обработать руки.
Инфекционная безопасность.
  1. Помочь пациенту принять удобное положение и напомнить, что он должен полежать 20-30 минут.
Создание максимального комфорта пациенту. Эффективность выполнения манипуляции.
  1. Надеть перчатки, провести дезинфекцию отработанного материала. После снять перчатки, обработать руки.
Инфекционная безопасность.
  1. Сделать отметку о выполнении назначения.
Контроль выполнения манипуляции.

Примечание:1) суппозитории становятся жидкими притемпературе тела, поэтому вскрывать ихнеобходимо непосредственно передвведением;

2)перед введением суппозиторий общеговоздействия на организм необходимоопорожнить кишечник или сделатьочистительную клизму.

Рис.1

Наружноеприменение лекарственных средств: накожу, на слизистые.

Манипуляция

Источник: https://studfile.net/preview/1715424/page:3/

Манипуляция № 80 «Раздача лекарственных препаратов для энтерального применения»

Алгоритм раздачи лекарственных средств детям. Раздача лекарств для внутреннего применения

Цель:обеспечение пациента своевременнымлечением.

Показания:назначение врача.

Противопоказания:индивидуальная непереносимостьлекарственного препарата. Неэффективностьпри оказании неотложной помощи. Оснащение:журнал назначений, лекарственныепрепараты, передвижной столик, мензурки,графин с питьевой водой, ножницы.

Алгоритмманипуляции

ЭтапыОбоснование
1.Подготовка к манипуляции.
  1. Поставить на передвижной столик необходимое оснащение для проведения манипуляции.
Эффективность выполнения манипуляции.
Инфекционная безопасность.
II. Выполнение манипуляции.
  1. Внимательно прочитать в журнале ФИО пациента и назначение.
Обеспечение правильного выполнения назначений.
  1. Найти лекарственное средство, проверить его название, срок годности, дозу и способ введения. Соответствие этикетки препарата назначению врача.
Соблюдение принципа безопасного и эффективного лечения.
  1. Дать пациенту лекарственное средство непосредственно у постели.

Примечание. Предоставить пациенту необходимую информацию: название препарата, цель приёма лекарства, как, когда и как долго принимать препарат, имеет ли значение пропуск приёма и как в этом случае поступить, как распознать побочные эффекты, взаимодействие лекарства с другими лекарствами, пищей и алкоголем.

Создание максимального комфорта пациенту.Право пациента на информацию.
  1. Убедиться в том, что пациент принял лекарство.
Эффективность выполнения манипуляции.
III. Окончание манипуляции.

  1. Разложить лекарственные средства согласно правилам хранения.
  1. Мензурки замочить в дез. растворе.
Инфекционная безопасность.
Инфекционная безопасность.
  1. Сделать отметки о выполнении манипуляции.
Контроль выполнения манипуляции.

Данный алгоритмобеспечивает следующие преимущества:

  • контроль приема медикаментов пациентом;
  • исключение ошибок при раздаче лекарственных средств;
  • достоверную информацию пациенту о назначенном ему лекарственном средстве.

Внекоторых лечебных отделениях с цельюэкономии времени медсе­стрыраскладывают лекарственные средствазаранее на одни сутки в специальныелотки, разделенные наячейки. Вкаждой ячейке указаны Ф.И.О. пациента иномер палаты. Медсест­раразносит лекарственные средствапациентам по палатам, контролируя ихприем.

Манипуляция № 81 «Применение суппозитория»

Цель:лечебный процесс.

Показания:приневозможности и нецелесообразностипероральноговведения препаратов (при рвоте, нарушенииглотания, поражении слизистойоболочки желудка, бессознательномсостоянии пациента); при необходимостиместного действия препарата. Назначениеврача.

Противопоказания:кровотечениеиз прямой кишки.

Оснащение:перчатки, суппозитории (свечи), ножницы,салфетки, лоток, ширма, ёмкость сдезраствором.

Алгоритмманипуляции:

ЭтапыОбоснование
1.Подготовка к манипуляции.
  1. Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции.
Эффективность выполнения манипуляции.
  1. Сообщить пациенту информацию о ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента.
Право пациента на информацию.
II. Выполнение манипуляции.
  1. Отгородить пациента ширмой.
Эмоциональная безопасность пациента.
  1. Помочь пациенту принять правильное положение: на боку, ноги согнуты в коленях.
Эффективность выполнения манипуляции.
  1. Обработать руки, надеть перчатки.
Инфекционная безопасность.
  1. Вскрыть упаковку, не извлекая из него суппозитория. В правую руку взять свечу (рис. 1).
Эффективность выполнения манипуляции.
  1. Раздвинуть левой рукой ягодицы пациента, а правой ввести свечу узким концом в анальное отверстие на глубину 2-3 см за наружный сфинктер так, чтобы оболочка осталась в руке. Оболочку свечи положить в лоток для отработанного материала.
  1. Обработать салфеткой область ануса. Салфетку в лоток для отработанного материала.
  1. Снять перчатки в лоток для отработанного материала. Обработать руки.
Инфекционная безопасность.
  1. Помочь пациенту принять удобное положение и напомнить, что он должен полежать 20-30 минут.
Создание максимального комфорта пациенту. Эффективность выполнения манипуляции.
III. Окончание манипуляции.
  1. Надеть перчатки, провести дезинфекцию отработанного материала. После снять перчатки, обработать руки.
Инфекционная безопасность.
  1. Сделать отметку о выполнении назначения.
Контроль выполнения манипуляции.

Примечание:

1)суппозитории становятся жидкими притемпературе тела, поэтому вскрывать ихнеобходимо непосредственно передвведением;

2)перед введением суппозиторий общеговоздействия на организм необходимоопорожнить кишечник или сделатьочистительную клизму.

Источник: https://studfile.net/preview/6187629/page:70/

Этика раздачи медикаментов больным детям

Алгоритм раздачи лекарственных средств детям. Раздача лекарств для внутреннего применения
: 28.03.2016

Техника дачи лекарств детям различного возраста имеет свои особенности.

В отличие от взрослых больных, дети не всегда отчетливо представляют необходимость приема «невкусных» таблеток и микстур и нередко уклоняются от их употребления, могут их выбросить или надежно спрятать и тем самым нарушить курс лечения.

В таких случаях отсутствие эффекта от проводимой терапии врач относит за счет нерационально подобранных лекарств, заменяет их другими, более сильнодействующими.

Период госпитализации затягивается, а запоздалое лечение нередко влечет за собой осложнения заболевания.

Кроме того, внезапная «отмена» таких препаратов, как глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), может вызвать так называемый синдром отмены, который характеризуется возобновлением всех симптомов болезни и более тяжелыми последствиями вплоть до развития коллаптоидкого состояния, опасного для жизни (падение артериального давления, недостаточность сердечной деятельности).

Во избежание этого обычно отмена лекарственного препарата осуществляется медленно, в течение нескольких дней.

Особенно важно контролировать прием глкокортикоидных препаратов при некоторых заболеваниях (болезни соединительной ткани, болезни почек и др.), когда их назначают в больших дозах (по б—10 таблеток в сутки).

В случае необходимости их отмены дозу препарата уменьшают постепенно, в течение нескольких месяцев.

Медицинской сестре следует лично проследить за приемом этих лекарств больным ребенком, строго соблюдая подобранные врачом дозы препарата.

В детском отделении должна быть четко отработана, и строго соблюдаться процедура и порядок раздачи лекарств.

Это поможет избежать досадных ошибок, которые возникают при плохо организованном процессе раздачи лекарств больным.

Порядок начинается со шкафа, где хранятся медикаменты. На верхней полочке обычно ставят лекарства для внутреннего употребления (с белыми этикетками):

  • бутылочки с микстурами — одну за другой в один ряд
  • затем капли
  • далее порошки в пакетиках и коробках.

На второй полке хранят:

  • наружные средства: спирт, йод, перекись водорода, скипидар;
  • затем капли глазные, для носа, ушные;
  • рядом с ними ставят мази;
  • далее отдельно — средства для подкожного введения;
  • около мазей — присыпки и порошки, тут же — пластырь и горчичники.

На третьей полке в больших бутылках хранят дезинфицирующие растворы, а также запасной материал, вощеную бумагу, бинты и вату. Ядовитые и сильнодействующие лекарства (списков «А» и «Б») должны храниться под замком.

Из всех способов введения лекарств в педиатрической практике самым распространенным является прием лекарств (порошки, таблетки, микстуры, капли, настои и отвары лекарственных растений) внутрь.

Этот путь введения самый естественный, безболезненный и удобный для больных.

Медсестры должны помнить, что:

  • детям раннего возраста (до 3 лет) микстура обычно дается чайными ложками (4—5 мл);
  • детям дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет) — десертными (8—10 мл);
  • детям среднего и старшего школьного возраста и подросткам (от 10 лет и старше) — столовыми ложками (15— 20 мл).

Твердые лекарственные вещества могут вводиться внутрь в виде мелкодисперсных порошков, которые, благодаря измельченности, контактируют с большой поверхностью слизистой оболочки желудка, что облегчает их растворение и всасывание.

Детям младшего возраста не следует назначать пилюли, таблетки, гранулы, капсулы: ребенок не может их проглотить или глотает с большим трудом, иногда они могут попасть в дыхательные пути.

Известен случай, когда медсестра при раздаче лекарств положила порошки и таблетки на прикроватную тумбочку, не объяснив матери, как их следует давать больной. У двухлетней девочки во время насильственного введения матерью медикаментов произошла аспирация таблетки, в результате чего наступила асфиксия со смертельным исходом.

При раздаче медикаментов медсестра пользуется листом назначения. В нем есть специальная графа с указанием лекарств, назначаемых внутрь. Медсестра должна уточнить порядок назначения лекарств конкретному больному с учетом приема пищи.

Этика раздачи лекарств является важным составным элементом лечения больных детей. Для успешного выполнения назначений врача при пероральном приеме лекарств наряду с профессиональной грамотностью, четкостью в работе большое значение имеет особый подход к каждому ребенку.

Благоприятное впечатление у больных создают внешний опрятный вид палатной сестры, порядок на столике для раздачи медикаментов с лекарствами, обязательная термическая обработка посуды, из которой больные принимают лекарства (мензурки, ложки, пипетки).

Руки у медсестры должны быть всегда чистыми. При раздаче лекарств необходимо исключать волевые приемы. Это достигается путем спокойного ласкового обращения с больным ребенком, применением в некоторых случаях элементов игры, в других — предварительных бесед об эффективности данных медикаментов.

Особое внимание требуется от медицинской сестры при выполнении назначений тяжело и длительно болеющим детям, которые очень часто проявляют негативизм к лечению и отказываются от приема лекарств.

Медицинская сестра не должна при этом проявлять поспешности. Нужно уметь уговорить ребенка принять лекарства, отвлечь его внимание беседой на другие темы (о школе, игрушках, фильмах, книгах и т. д.).

При всем многообразии проводимых в стационарах диагностических и лечебных процедур незыблемой остается главная функциональная обязанность и цель медицинских работников — лечить не пораженный орган, не болезнь или безликого больного, а ребенка, страдающего определенным заболеванием, с присущими только ему особенностями, что создает неповторимость и своеобразие клинической картины.

В этой связи необходимо помнить, что у больного ребенка легко возникают неврологические и неврозоподобные расстройства психической деятельности, усугубляющие течение соматической болезни и затрудняющие ее лечение.

Во время раздачи лекарств медицинская сестра может заметить ряд отклонений в психике ребенка:

  • категорический отказ от приема лекарств и выполнения других назначений,
  • явления аггравации (преувеличения) симптомов болезни или, наоборот,
  • диссимуляции (их утаивания).

В подобных случаях медицинская сестра может использовать метод психотерапевтического потенцирования, то есть усиления действия медикаментов с помощью прямого и скрытого внушения.

Например, для ребенка дошкольного возраста психотерапевтическое потенцирование и формирование позитивной психологической установки на лечение можно провести в следующей игровой манере: задать ему вопрос:

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Ты хочешь быть летчиком? (космонавтом, футболистом)» и добавить: «Для этого нужно быть сильным и крепким. Выздороветь тебе помогут вот эти таблетки, они твои друзья».

Детям постарше рекомендуется давать более объективную информацию о целенаправленном действии лекарств. Например: «Эта микстура успокаивает кашель; разжижает мокроту, чтобы было легче дышать».

Во время раздачи лекарств медицинской сестре необходимо применять индивидуальный подход к каждому больному и с помощью продуманного психологического воздействия (например, игровой психотерапии) преодолевать затруднения, связанные с приемом лекарств.

При выполнении назначений не следует отвлекать сестру другими делами, не должно быть суетливости, очереди у столика, шума.

На прием медикаментов сестра должна приглашать ребенка по имени, ласковым, спокойным голосом, при этом следует подбодрить его, успокоить и обязательно убедиться, что лекарство принято.

Приведем пример из практики.

Из районной больницы в областную был доставлен больной Н., 14 лет, с диагнозом: ревматоидный артрит, суставно-висцеральная форма, активная стадия.

Состояние мальчика при поступлении было тяжелым: высокая температура тела, отсутствие аппетита, опухание суставов. Из-за боли в суставах он не мог ходить и сидеть.

Больному назначили комплексное медикаментозное противовоспалительное (в том числе гормональное) лечение, другие виды терапии. В первые дни заболевания лекарства вводили внутримышечно.

За короткое время был достигнут хороший эффект: нормализовалась температура, уменьшилась боль и восстановились движения в суставах, повысился эмоциональный тонус.

После достижения клинического эффекта был назначен преднизолон внутрь с постепенным уменьшением его дозы. Медицинская сестра не контролировала прием препарата, надеясь на сознательность мальчика.

Воспользовавшись отсутствием контроля, он перестал принимать лекарство по утрам, то есть самовольно отменил утреннюю (самую большую) дозу преднизолона; его состояние ухудшилось — появился отек суставов, повысилась температура тела до 38° С и пр.

Палатная медицинская сестра заметила на тумбочке больного сложенные таблетки, и он ей признался в самовольном изменении приема препарата. Узнав о нарушениях допущенных в лечении больного, врач назначил глюкокортикоидный препарат в инъекциях.

За короткое время состояние Н. вновь улучшилось, позднее стабилизировалось. После проведения курса лечения в стационаре Н. был выписан для продолжения лечения в амбулаторных условиях.

Этот пример подтверждает важность соблюдения назначений врача, контроля за приемом лекарств внутрь детьми любого возраста, в том числе и подростками.

У некоторых больных после приема микстуры или таблеток может возникнуть рвота. В этих случаях сестра должна успокоить, отвлечь ребенка, напоить его чаем или кипяченой водой, и через некоторое время снова дать лекарство. В случаях упорной рвоты сестра обязана доложить об этом лечащему врачу.

Раздача медикаментов обычно производится по индивидуальным листам назначений в палатах.

Предварительно медицинская сестра в спокойной обстановке (во время тихого часа или ночного сна) раскладывает в индивидуальные пакеты или ячейки порошки, таблетки, капсулы, а непосредственно перед входом в палату наливает в мензурки микстуры и капли и раздает их каждому больному, при этом строго следит за приемом лекарств в ее присутствии.

Медикаменты группы «А» следует подготавливать отдельно от всех лекарств.

Начинающая медицинская сестра должна в течение определенного времени поработать с опытными сестрами и овладеть методикой и навыком перорального введения лекарств больным детям.

Обычно микстуру дают с ложечки. Капли разводят в воде и тоже дают с ложечки Порошки и таблетки предварительно разводят или размешивают в воде.

Чтобы ребенок не поперхнулся, лекарство нужно давать за несколько приемов. Не рекомендуется смешивать его с пищей.

В таких случаях после нескольких приемов (особенно насильственных) у ребенка может выработаться отрицательная условно-рефлекторная реакция на кормление и даже появиться анорексия — отвращение к тому виду пищи, к которому добавляли лекарство, обладающее неприятным вкусом или запахом.

Лекарство с неприятным вкусом (горькое, соленое, кислое) дети отталкивают, нередко выплевывают. В этих случаях следует смешивать его с сиропом или сладким чаем.

При сопротивлении ребенка необходимо второму лицу придержать его за руки, зажать ему нос, опрокинуть ложечку с лекарством в рот и держать ее до тех пор, пока ребенок не проглотит лекарство. Совсем маленьким детям следует выливать в рот не все лекарство сразу, а в несколько приемов.

Большинство лекарств нельзя смешивать перед употреблением, особенно заготавливать впрок. При неправильной комбинации препаратов могут возникнуть изменения фармакологического действия и даже образоваться ядовитые соединения.

Медицинская сестра должна всегда помнить, что лекарство лечит, но оно является для ребенка и ксенобиотиком, то есть чужеродным для его организма веществом, способным оказать токсическое влияние на функционально незрелые печень и почки, нервную систему.

Любые лекарства, если забыть об их побочных свойствах, могут вызвать у ребенка лекарственную аллергию, ухудшение течения болезни.

Уместно вспомнить, что более 25 столетий назад Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» предостерег от причинения больному «всякого вреда и несправедливости».

Это деонтологическое требование приобрело еще большее нравственное и профессиональное значение в наше время, когда чрезмерно расширился арсенал лекарственных средств, биопрепаратов, увеличилось число людей с аллергической предрасположенностью, повысилась степень риска лекарственных осложнений.

«Не вреди» — древняя медицинская заповедь продолжает оставаться актуальной, несмотря на огромные достижения современной медицины.

Итак, выполнение врачебных назначений в детской больнице является непростой задачей и требует от медицинской сестры специальных знаний фармакотерапии, предельного внимания к назначению возрастных доз лекарств, определенной настороженности при их приеме, соблюдения этики раздачи медикаментов и деонтологии в общении с больными детьми.

Все эти задачи успешно решаются, если у медицинской сестры выработано чувство глубокой ответственности за свои действия, если она проявляет постоянный живой интерес к судьбе ребенка, стремление помочь и облегчить его страдание, если во все, что делает медицинская сестра, она вкладывает частицу своей души.

Совершенно справедливо писал В.В. Вересаев: «Можно обладать громадными распознавательными талантами, уметь улавливать тонкие детали своих назначений и все это остается бесплодным, если нет способности покорять и подчинять себе душу больного».

НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ:

Алкалоиды (растворы солей алкалоидов) – с основаниями, белковыми и дубильными веществами, концентрированными растворами бромидов, йодистыми солями, солями тяжелых металлов, марганцовокислым калием.

Ацетилсалициловую кислоту, диуретики – с кислотами, основаниями, солями железа.

Белковые вещества – с алкалоидами, дубильными веществами, спиртами, солями тяжелых металлов, кислотами.

Вазелиновое масло – со спиртом.

Глицерин – с эфиром, хлороформом.

Гликозиды – с основаниями, кислотами, йодом, солями тяжелых металлов.

Камфорный спирт, хлороформ, эфир – с водой.

Кислоты – с хлоралгидратом, тимолом, салолом, резорцином.

Соли металлов (соли тяжелых металлов) – с бромистыми, йодистыми солями, основаниями, кислотами, дубильными веществами, гликозидами.

Источник: http://xn----7sbbnedsaspp4bidbq2d6j.xn--p1ai/pediatr/15-etika-razdachi-medikamentov-bolnym-detyam.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий