Афазия как лечить. Виды и причины афазий. Из-за чего при инсульте возникает афазия

Афазия

Афазия как лечить. Виды и причины афазий. Из-за чего при инсульте возникает афазия

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь.

Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции.

При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Афазия

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга: энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача – преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции

Афазия как лечить. Виды и причины афазий. Из-за чего при инсульте возникает афазия

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия и ее разновидности

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение ых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий.

Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит).

Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов.

За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой.

Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная.

При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору.

Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная)Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывистоРечь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация)Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматикаСинтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звукиПациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушеноДефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Дисфазия у детей

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства.

После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно.

Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы.

Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента.

Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речиМетодика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/motornaya-afaziya-prichiny-simptomy-i-lechenie/

Чем характеризуется афазия после инсульта и как правильно преодолеть последствия подобной патологии

Афазия как лечить. Виды и причины афазий. Из-за чего при инсульте возникает афазия

Речь человека предполагает не только знание отдельных слов, но также и умение их дифференцировать, составлять из них фразы и предложения. Большинство из перечисленных способностей обеспечивает левое полушарие  в мозге. В настоящее время афазия после инсульта встречается очень часто. При этом наблюдается частичная или полная утрата возможности говорить.

Инсульт является патологией, которая с каждым годом поражает всё более молодое население во всем мире. Возникает болезнь  из-за ослабления сосудов и увеличения артериального давления — геморрагический инсульт. Ишемический инсульт развивается по причине закупорки сосуда тромбом или сужения сосуда спазмом.

Если у человека уже случился инсульт, то никто уже не сосредотачивает свой внимание на его причине. Важнее — направить все силы и возможности на восстановление психической и физической работы организма. Один из психических процессов, страдающий при инсульте — это речь.

Если случился инсульт афазия, то восстановление занимает долгое время и требует от больного и его родных терпения. Своевременное оказание помощи помогает достигнуть хороших результатов. Важно организовывать логопедические упражнения уже с первых недель после приступа.

Это самый благоприятный период для восстановления утраченных функций речи.

Характеристики возникновения афазии после инсульта

Афазия формируется при поражении головного мозга человека различного характера. Прежде всего, к факторам, обуславливающим развитие афазии, относятся инсульты.

Нарушение кровотока в некоторых участках головного мозга соотносится с разрывом или закупоркой сосудов. Чаще всего именно ишемический инсульт является причиной проявления у человека афазии. Тип и форма афазии будет зависеть от локализации повреждения.

К особенностям афазии после инсульта можно отнести следующие:

  1. Забывание слов начинается ещё до момента самого приступа.
  2. Постинсультная афазия в первые минуты после приступа проявляется очень сильно, так как нарушается функционирование всего мозга.
  3. У трети пациентов развивается тотальная афазия, то есть полная невозможность речевой деятельности.

Возможные форм афазии после инсульта

Сенсорная форма. На первых этапах развития данная форма характеризуется полной утратой понимания речи, а речь окружающих воспринимается больным, как непонятный поток звуков. При этом нет явных нарушений двигательной активности. Кроме того происходит подмена точного восприятия слова.

Это важно! Помимо сенсорной или моторной форм может развиваться семантическая и амнестическая афазия — пациенты довольно хорошо и свободно говорят и неплохо воспринимают речь окружающих. При этом затрудняется восприятие поговорок или пословиц, а также сложных конструкций речи.

Логопедическая работа при развитии патологии

В самом начале получения травмы логопед должен производить растормаживание функций, основываясь на речевые стереотипы. Производится проверки реакции пациента на слабые раздражители слуха, например, на шепот или на тихий голос. Работа прогрессирует от легких задач к сложным задачам.

Важно помнить, что речевая нагрузка должна оставаться разной — это зависит от формы патологии и от степени нарушения речевой деятельности. Первое занятие должны быть простым в каждом конкретном случае, но степень ложность должна постоянно повышаться.

На первых этапах лечение афазии после инсульта заключается в использовании материала, который имеет какое-либо эмоциональное или смысловое содержание для пациента. Запрещается в начале восстановительного периода проводить работу с отдельными словами вне контекста.

Это важно! По возможности логопед должен вести диалог, создавая такие условия, при которых пациент обязательно примет участие в этом диалоге.

Стойкий положительный эффект дают занятия музыкотерапией. При затруднии выбора окончания предложения, специалист может предложить прослушать и спеть любимые знакомые песни.

Во время пения он сначала размыто, но потом всё четче начинает произносить слова.

При возникновении сенсорной формы афазии используются наглядные материалы. Пациенту показывают картинку, предлагают нарисовать её самостоятельно, а затем называют слово, обозначающее нарисованный предмет. Любые действия должны комментироваться логопедом.

Восстановительное обучение при афазии будет длиться в зависимости от индивидуальных возможностей пациента. В среднем оно занимает 7 — 15 минут в день. Спустя два месяца время можно увеличить до получаса. Также необходимо контролировать речевые нагрузки на слух, так как посторонние звуки утомляют пострадавшего.

Если в первые недели после инсульта не была проведена логопедическая помощь, то нарушения могут приобрести устойчивый характер. В такой ситуации для восстановления речи более серьезную работу с пациентом проводит афазиолог.

Прогнозы восстановления речи и оказание психологической поддержки

После проведения диагностики и установления типа афазии потребуется незамедлительно начинать логопедические занятия. Для воодушевления родственников и самого больного следует отметить, что почти 30% пострадавших быстро идут на поправку и выписываются из стационара уже без каких-либо нарушений.

Пациенты, которые даже после проведения занятий, выписываются с серьезными повреждениями, при последующей постоянной помощи специалиста также получают возможность полноценного восстановления речи и преодоления речевых недостатков.

Очень важно, чтобы сотрудники стационара и родственники пациента старались поддерживать в нем оптимистический настрой. Не стоит высказываться при нем о возможной инвалидности и т.п. После инсульта пациенты становятся очень восприимчивыми в эмоциональном отношении.

Проведение и организация занятий в домашних условиях

Реализация самостоятельных занятий с человеком после инсульта должна проводиться только после получения разрешения специалиста или по его показаниям. Важно не нанести вред, то есть — не дать слишком большую речевую нагрузку или непосильные упражнения, не нарушить оптимистический настрой на выздоровление.

Родственникам пациента зачастую просто не хватает терпения, потому что они хотят как можно скорее услышать нормальную речь, поэтому отсутствие успеха при выполнении упражнений сильно разочаровывает их — это видно по их жестам и мимике.

Если больной замечает подобную реакцию, то также утрачивает позитивный настрой, и впоследствии будет отказываться от новых занятий и упражнений.

В связи с этим, запрещается присутствие близких и родных больного при проведении логопедических занятий с ним.

Важно четко соблюдать все перечисленные правила, потому что они во много раз увеличивают шансы на достижение положительных результатов и преодоление заболевания, что так важно для пострадавшего и его близких.

Источник: http://VashNevrolog.ru/narusheniya-nervnoj-sistemy/chem-xarakterizuetsya-afaziya-posle-insulta-i-kak-pravilno-preodolet-posledstviya-podobnoj-patologii.html

Афазия и её виды

Афазия как лечить. Виды и причины афазий. Из-за чего при инсульте возникает афазия

Речь — это психическая функция человека, которая представляет собой процесс общения посредством языка. Нарушения речи изучают многие дисциплины, нейропсихология же исследует разные формы патологии речи, которые возникают при локальных поражениях головного мозга.

Афазии – это системные нарушения всех видов речи (сюда относится не только высказывание, но и понимание чужой речи). Это нарушения уже сформировавшейся речи, которые возникают при поражениях левого полушария головного мозга.

То есть в большинстве случаев афазии возникают у взрослых людей, у детей они возможны только при поражении мозга после того, как речь уже сформировалась. Как правило, афазии возникают у 90% правшей и 9% левшей.

Мужчины ими страдают чаще, чем женщины (Например, в результате сосудистой патологии афазии возникают в 60% у мужчин и лишь в 8-12% у женщин).

Почему возникают афазии?

Афазии могут появляться по различным причинам, например из-за сосудистой патологии (инсульты, инфаркты, нарушение мозгового кровообращения), при черепно-мозговых травмах и опухолях. 

Какие виды афазии бывают и как их выявляют?

  • При сенсорной афазии (поражение задней трети верхней височной извилины только левого полушария) у человека нарушается фонематический слух, то есть он не различает мягкость и твердость звуков (например «пыл» и «пыль»), не улавливает звонкость и глухость букв, а также не понимает ударность слов. На понимание речи особенно влияет темп. При сенсорной афазии больной не узнает не только отдельные звуки, но и целые слова. Он также не может подобрать нужное слово (обычно это существительное), не видит разницу между «б-п», «ц-з», «к-г-х», для него эти буквы звучат одинаково (то есть он не может различить, например забор – собор – запор или голос — колос — холост). Кроме того, для сенсорной афазии характерна «словесная окрошка», когда больной произносит непонятный набор слов или же звуков, в его речь изобилует литеральными и вербальными парафазиями. Наблюдается и отсутствие связи между звучанием и значением слов. Итогом нарушаются чтение и письмо. В тяжёлых случаях понимание речи на слух затруднено, больной не может выполнить инструкцию, которую даёт ему нейропсихолог. Когда человек с сенсорной афазией слушает собеседника, он обращает особое внимание на мимику, жесты и интонацию, которые помогают ему уловить суть.

Как проверяют?

Для диагностики сенсорной афазии человеку показывают специальную карточку из нейропсихологического альбома, называют громко и чётко слова, обозначающие изображения на картинке и просят показать нужный объект. Больные с сенсорной афазией путают «коса» и «коза», «бочка» и «почка», «миска» и «мишка». 

Из нейропсихологического альбома Лурии

  • При оптико-мнестической афазии(поражение задне-нижних отделов височной доли, 21 и 37 полей по Бродману) больные называют предметы по их признакам и функциям (Например, больной не произносит слово «стакан», а лишь обозначает, что «это то, из чего пьют» или вместо слова «стул» говорит «это то, на чём сидят»). Речь больного звучит примерно так: Я проснулся, пошел в комнату, в которой моются, почистил то, чем едят, а дальше пошёл туда, где готовят. При этой форме афазии ориентация в пространстве сохранна, чтение возможно, а письмо нарушено (аграфия). Рисунок доступен лишь в форме копирования, нарисовать что-то по памяти больной не может.

Как проверяют?

Используют всё тот же нейропсихологический альбом Лурии, показывают различные картинки, просят назвать изображённые предметы. Больной затрудняется называть необходимое слово, заменяет его другим.

Также во время обследования нейропсихолог может попросить обследуемого нарисовать курицу, больной с оптико-мнестической афазией изображает её с хвостом петуха (это происходит по причине замены слова).

Из нейропсихологического альбома Лурии

  • Для акустико-мнестической афазии (поражение средних и задних отделов височной области, 21 поле по Бродману) характерна скудная речь с пропусками слов. Помимо этого сужается восприятие на слух, нарушается память, больной не может удержать в памяти только что услышанную информацию (повторяет не больше 2-3 слов из 10). Это приводит к трудностям понимания развёрнутой речи. Также для этой формы афазии свойственны и вербальные парафазии, и алексия, иногда больной может прочитать текст, но воспроизвести его через 1-2 минуты — нет. Отмечается словесная реминисценция, это явление, при котором человек лучшее воспроизводит материал через несколько часов, чем сразу после предъявления.

Как проверяют?

В нейропсихологическом альбоме просят показать три предмета, но больной показывает лишь один-два, так как у него резко снижена оперативная память. 

  • Афферентная моторная афазия (АМА) (поражение нижних отделов теменной доли) отличается тем, что больной путает буквы, которые близки друг к другу по местопорождению («д-н-л», «к-г-х»). При АМА возникают замены букв (например, вместо слова «слон», больной произносит «снол» или «слод», слово «халат произносит как «хадат»), причём больной помнит правильные слова, но не может их произнести. Словарный запас не ограничен, но, как правило, назвать количество букв в слове и дополнить пропущенные буквы не получается. Также страдает и произношение, больной не может артикулировать, производит беспорядочные движения языком и губами, чтобы произнести тот или иной звук, но, как правило, всё равно произносит неправильный звук. Даже гласные звуки обычно недоступны для произнесения. При лёгкой степени АМА больные могут повторить услышанную речь, но зачастую и повторная речь грубо нарушена. Чаще всего самостоятельное составление фраз затруднено, но обычно всегда остаётся способность произнести «да» и «нет». Темп речи замедлен, а интонация утрирована. Письмо нарушено, больной может написать лишь свое ФИО, так как этот навык у него доведёт до автоматизма. В письме наблюдаются ошибки (перестановки и/или пропуски букв). Чтение вслух также нарушено, больной застревает на проблемных буквах, ищет положение языка для их произнесения. Но чтение про себя доступно и сохранно.
  • При семантической афазии (поражение зоны ТПО, теменные, третичные отделы) страдает понимание предлогов (особенно обозначающих пространство), суффиксов, родительного падежа, степеней сравнения, временных и пространственных конструкций, речевых инверсий, наречий. Словарный запас у больных достаточный, по отдельности они понимают каждое слово. Темп письмменной и устрой речи замедленный, наблюдаются затруднения в подборе подходящего слова. Чтение и письмо вызывают затруднения из-за непонимания грамматических конструкций языка, но всё остаются доступными. При лёгкой семантической афазии больной может написать изложение, сочинение на заданную тему. Также наблюдается акалькулия (нарушение счёта), нарушения наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса.

Как проверяют?

Для диагностики семантической афазии больного просят объяснить, например разницу между такими предложениями: брат отца / отец брата. 

Также больному трудно понять разницу между «учитель» и «учительница» из-за непонимания суффиксов.

Предлагают решить задачу на степени сравнения:  

Из нейропсихологического альбома Лурии

Также затруднительно человеку с семантической афазией понять хронологию событий. Например, Перед завтраком я зашел к другу. Что было раньше, завтрак или визит к другу? 

Кроме того, больные путаются в пространственных конструкциях: Земля освещается Солнцем / Солнце освещает Землю. 

Также для проверки понимания предлогов просят посмотреть на карточку и показать называемые картинки: бочонок на ящике, бочонок заящиком и т.д.

Из нейропсихологического альбома Лурии

  • При эфферентной моторной афазии (ЭМА) (поражение вторичных полей коры нижних отделов премоторной коры) больному для произнесения слов нужно время, чтобы переключиться с одного положения губ на другое. Для ЭМА характерна разорванная, скандированная речь, когда больной говорит, как по слогам (хо-ро-ша-я по-го-да), то есть не хватает плавности произнесения слова. Наблюдается множество неконтролируемых штампов (в тяжелых случаях появляется мат). Также отмечаются и персеверации в устной речи. Человек с ЭМА испытывает невероятные трудности в произнесении скороговорок. Наблюдается глагольная слабость, то есть  дефицит и/или пропуск глаголов, не правильная постановка сказуемого в предложении, употребление инфинитивов вместе личных форм. Также нередки и нестыковки в окончаниях существительных, неправильное употребление рода, числа и времени. При ЭМА чтение и письмо грубо нарушены. Под диктовку больной пишет, постоянно заменяя буквы, пропуская гласные и согласные. При грубой форме ЭМА свободная (спонтанная) речь очень бедна, она состоит лишь из называния предметов и явлений. При этом интонация однообразная, отмечаются ошибки в ударении. Повторная речь оказывается лучше спонтанной, но она также наполнена застреваниями на определённых звуках.

Как проверяют?

Просят повторить буквосочетания «би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-бо». Человек с ЭМА повторяет на уровне штампа лишь то, что усвоил.

  • При динамической афазии (поражение премоторных отделов) речь очень бедная, у больного нет активности и инициативы. Составление фразы и развернутый ответ вызывают немалые трудности. У таких пациентов обычно страдает монолог. Диалог частично доступен, но отмечается эхолалия, то есть больной повторяет только что услышанное слово или фразу (Нейропсихолог: — Вы сегодня хорошо спали? Пациент: — Хорошо спали. Нейропсихолог: — Ваша семья приезжала? Пациент: — Семья приезжала). Несмотря на достаточный словарный запас, спонтанная речь практически отсутствует, она наполнена штампами разговорного характера, интонация однообразная. При динамической афазии больной может повторить отдельные существительные и показать 1-2 предмета на картинке, но назвать глаголы не может. Подбадривание и подсказки со стороны психолога не помогают пациенту выполнить задания. Письмо от себя практически невозможно, при списывании и письме под диктовку сложных фраз наблюдаются искажения. Больной динамической афазией может читать, но пересказать материал не в состоянии, он может прочесть простые слова, но чтение фраз искажается. 

Как проверяют?

Во время диалога этот вид афазии заметен сразу. Иногда для проверки просят перечислить, например семь красных предметов. Больной называет «помидор» и больше не может ничего придумать. 

Источник: https://medpsy.world/2019/04/04/%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B5%D1%91-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B/

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий