5 сложноподчиненных предложений с синтаксическим разбором. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

Синтаксический разбор сложного предложения

5 сложноподчиненных предложений с синтаксическим разбором. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

Порядок разбора сложного предложения

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

3.Дать общую характеристику всего предложения.

4.Описать каждую часть отдельно.

Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

План разбора сложного предложения

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).

Образцы разбора сложносочинённого предложения

[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

[ = ], и [ – = ].

* – выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть – односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

[ = ], но [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть – односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

[ = – ], и [ = – ], и [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть – двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена.

[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

[ – = ], и [ – = ], и [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части – двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ – = и = ], (как = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная,  осложнена однородными членами; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = – ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть – придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ – = ], (которую = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[   , (когда = ),  = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ – = и = ], (что = – ), ( = – ) и ( – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть – главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части – придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ – = ], (как  , (на котором – = ),  – =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ – придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ – = , (пока – = ), и = ], (что – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

Образцы разбора бессоюзного сложного предложения

[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

[ – = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

[ – = ] — [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

[ – = ] : [ – = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

(Когда – = ), [ – = ],  и [ – ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть – придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть – двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

[ ], [- = ], [- = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

[ – = ], а [- = ], (что и  -, и  –   —   –  = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

[ = ] : [- = ], а [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть – односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

[ = – ], [ – = ], (потому что – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть – придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

[     , (когда – = ) и ( – = ),  – = и = ] : [  – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть – главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части – придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

Источник: http://ruslita.ru/13-glavnaya/619-sintaksicheskij-razbor-slozhnogo-predlozheniya

Конспект урока по русскому языку

5 сложноподчиненных предложений с синтаксическим разбором. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 120 города Донецка»

Конспект урока на тему

«Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения»

подготовила

учитель русского языка и

литературы

Буянская Л. Н.

Тема урока: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Цели: повторить изученный материал о сложном предложении, его видах, закрепить основные признаки и особенности ССП и СПП, обратить внимание на строение данных синтаксических структур и их употребление в речи, сравнить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения, научить определять тип предложений, выделять смысловые отрезки сложного предложения, отличать сложносочинённое от других видов предложений, обратить внимание на постановку знаков препинания в ССП, научить составлять предложения заданной конструкции, делать полный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения;

развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки сравнительного анализа и частично-поисковой познавательной деятельности, память и внимание, культуру речи и коммуникативные умения, вырабатывать навыки работы в коллективе и индивидуально, умение сотрудничать и оценивать собственную работу;

воспитывать любовь к родному языку, внимательное и уважительное отношение к предмету, стремление к речевому самосовершенствованию, умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Методы: поисковый; репродуктивный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: презентация, схемы, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дерзай, твори, вперёд иди,

Ныряй в научные пучины.

И не споткнись на полпути,

Ведь впереди – твои вершины.

2. Объявление темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы повторим типы сложных предложений. Вспомним, как отличать простое предложение от сложного, ССП – от СПП, поговорим об их особенностях, о расстановке знаков препинания. Будем делать полный синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

3. Актуализация опорных знаний.

– Проведем небольшую лингвистическую разминку, повторим правила правописания.

– Из ряда слов выпишите только имена существительные:

Прик…сновение, иниц…атива, кто-то, пол(тарелки), настежь, ничто, девятнадцать, девч…нка.

– Из ряда слов выпишите только имена прилагательные

Размягчённый, бескорыс…ный, никакой, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый), пятый, исчезающий.

– Из ряда слов выпишите только наречия:

Кто-либо, даже, обжечься, невтерпёж…,(в)пятых, (кое)как, рассказывая, (по)дружески.

– Проверим, что у нас получилось:

Прик…сновение, иниц…атива, (пол)тарелки, девч…нка

Бе…корыс…ный, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый)

Невтерпёж…, (в)пятых, (кое)как, (по)дружески

– Объясните правописание полученных слов, назовите орфограмму, приведите примеры подобного написания.

– Попробуем составить словосочетания с данными словами. Используя записанные слова и добавляя свои, составьте словосочетания со связью согласование, управление и примыкание.

Найдите лишнюю конструкцию среди прочих.

Незабываемое путешествие

Поделись с другом

Я счастлив

По-летнему жарко

Острые скалы

В течение месяца

Рассказ о себе

Призыв к сплочению

Изобразительное искусство

Деталь интерьера

Уникальное произведение

Творческое вдохновение

4. Закрепление полученных знаний.

– Чем отличается предложение от словосочетания?

– Какие типы предложений выделяют по количеству грамматических основ?

– Какое предложение называется сложным?

Дополните начало предложения так, чтобы оно осталось простым или стало сложным.

Ярко- багровое пламя отбрасывало гигантские тени на деревья и …

Перестройте предложения так, чтобы простое стало сложным, а сложное – простым.

«Слово о полку Игореве» – уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей.

Я долго глядел в тёмно-синюю глубину неба, она была переполнена созвездиями.

– На какие группы делятся сложные предложения?

– Сложносочинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу и связаны сочинительными союзами.

– Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Выделяются главная часть и придаточная, между ними можно поставить вопрос.

– Бессоюзным предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой только посредством интонации.

– Давайте сравним предложения:

Поезд пришёл – пассажиры заторопились к выходу.

Поезд пришёл, и пассажиры заторопились к выходу.

Когда поезд пришёл, пассажиры заторопились к выходу.

– Что между ними общего? (Это сложные предложения).

– Чем они отличаются? (смысловыми отношениями между частями, союзами, типом связи).

Давайте заполним сравнительную таблицу ССП и СПП.

ССПСПП
1. Части предложения равноправны по смыслу.2. Сочинительная связь.3. Средства связи – сочинительные союзы.1. Одна часть по смыслу подчинена другой.2. Подчинительная связь.3. Средства связи – подчинительные союзы или союзные слова.

5. Выполнение практических заданий на закрепление материала.

– Вставьте начало утверждений:

1. …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительной связью. (СПП)

2. …это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. (БСП)

3. …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. (ПП)

4. …это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений (СП)

5. …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. (ССП)

Определите тип сложных предложений (работа с сигнальными карточками)

1. В лесу стало тихо: замолкли птичьи голоса. (БСП)

2. Молодежь разъехалась, и деревня опустела. (ССП)

3. Я вышел на террасу, и зимний холодок пронизал меня насквозь. (ССП)

4. Волчонок смело шагнул вперёд и, визжа от страха, вошёл в тёмную пещеру. (ПП)

5. Воздух так чист, что видна каждая ветка. (СПП)

6. Каштанка не помнила, как она попала на незнакомый тротуар. (СПП)

7. Мне показалось, будто в комнате запахло цветами. (СПП).

8.В маленьком доме всю ночь горел свет и бегали люди (ССП)

9. Когда мы возвратились, было уже темно. (СПП)

10. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий. (БСП)

11. У самой воды росли голубоглазые незабудки и красный клевер (ПП)

12. Звонко стучат топоры в лесу, жужжат быстрые пилы. (БСП)

13. Сани были пустые, а гости уже стояли в горнице. (ССП)

14. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (СПП)

15. Установилась лётная погода, и экспедиция отправилась в Арктику. (ССП)

16. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. (СПП)

17. На дворе ярко светило солнце, но было холодно. (ССП)

Игра «Согласен/не согласен» (физминутка)

1. ССП всегда состоят из двух простых предложений (-)

2. В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных (+)

3. Простые предложения в составе ССП равноправны (+)

4. Придаточное предложение с главным в ССП связано подчинительной или сочинительной связью (-)

5. В роли средств связи в ССП выступают подчинительные союзы (-)

6. В ССП всегда ставится запятая между его частями (-)

7. Придаточное предложение в СПП может стоять только после главного (-)

8. В простом предложении может быть одна или две грамматические основы (-)

9. Союзы а,но, да относятся к сочинительным (+)

10. Сложные союзные предложения делятся на ССП и СПП (+)

– Когда в ССП не ставится запятая?

1) Знак не нужен, когда у двух частей СПП, соединённых одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, есть общий компонент, коим может оказаться:

  • второстепенный член (чаще обстоятельство): В дни моей молодости зимы были мягче и люди добрее. Только что калитку кто-то открыл или она сама открылась от ветра.
  • частица: Лишь петух пропел да собака залаяла.
  • вводная конструкция (слово, словосочетание, предложение): Словом, гром гремел и молнии сверкали. 

2) Знак не нужен, когда обе части СПП представляют собой предложения одного типа:

  • вопросительные по цели высказывания: Где пройдёт конференция и кто её будет вести? Ты сам вернёшь книгу или я должен сделать это за тебя?
  • побудительные по цели высказывания (здесь часто есть и общая частица): Пусть для всех за земле ласково светит солнце и не вздрагивают от разрывов снарядов дети!
  • восклицательные по окраске эмоциональной: Как черно сегодня ночное небо и как ярко горят на нём звёзды!
  • безличные: С крыш капало и вокруг пахло прелью. Не праздновать врагам победу и не топтать их солдатам нашей земли!

– Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:

  • Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк. Я спешу туда ж – а там уже весь город.

  • Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):

Ещё напор – и враг бежит. Ещё год, два – и старость….

– В каких из перечисленных предложений нужна запятая?

1. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно. 

2. На улице жара, а цыплятам холодно.

3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 

4. Тело было слабо, и в глазах ощущалась тупая боль. 

5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла

6. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

7. Подпустить врага и огонь дать по команде! 

8. Как он смешон и как глупы его выходки!

9. Весь сад, согретый солнцем, ожил, и капли росы засверкали на листьях.

– Изменить предложения так, что в них исчезла или появилась запятая.

  • Как и предсказывали синоптики, подул пронизывающий ветер и небо быстро затянули тучи.
  • Ранним утром солнце залило лучами всю мою комнату и всё в ней стало нежно-золотистым.
  • Мы спугнули несколько пар журавлей, и они с печальным криком полетели дальше.

Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

Ответ: (1-В, 2-Д, 3-А, 4-Б, 5-Г). 5-Г (ПП лишнее)

   1. И нищий наездник таится в ущелье А. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступил вечер Б. какие несёт истребление лесов.

3. В ясный день вы увидите в лесу В. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Невозможно перечислить бедствия Г. и прогреть землю

5.Солнце ещё не успело подняться Д. и я почувствовал страшную усталость.

– Сделать полный синтаксический разбор ССП

У самого леса вытянулся целый островок молодых осин, а дальше белой стеной начинали подниматься берёзки, но не могли они оттенить мрачную зелень старых елей.

6. Работа с учебником.

– Стр. 47-49. Упражнение № 75 – устно определить типы предложений, письменно сделать разбор одного из них.

7. Подведение итогов урока.

– В чем своеобразие ССП? Когда в ССП не ставится запятая? Что понравилось на сегодняшнем уроке?

8. Домашнее задание.

Выполнить упражнение № 76 на стр. 49

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_sintaksichieskii_i_punktuatsionnyi_razbor_slo

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

5 сложноподчиненных предложений с синтаксическим разбором. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений
Одним из видов лингвистических разборов, которые необходимы каждому школьнику, является синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Разберем особенности этого вида разбора.

Сложносочиненное предложение состоит из двух или более равноправных частей, которые соединены с помощью сочинительного союза.

Если какие-то части соединены не сочинительным союзом (а подчинительным или же без помощи союза вообще), то такое предложение нельзя назвать сложносочиненным; это предложение с разными видами связи.

Каждая из частей сложносочинённого предложения имеет свою грамматическую основу. Она может быть как односоставной, так и двусоставной.

В частях могут присутствовать или отсутствовать второстепенные члены.

Каждая из частей может быть чем-то осложнена (однородными или обособленными членами, вводными словами и т.д.)

Все это необходимо отразить в разборе.

Выполняя разбор сложного предложения, надо помнить, что необходимо сообщить информацию и о предложении в целом, и о каждой из его частей.

Сначала дается общая характеристика всего предложения, а потом – характеристика каждой из его частей по порядку.

Чтобы легче было давать характеристику, обычно рекомендуется сначала подчеркнуть члены предложения и графически обозначить союзы, соединяющие части сложносочиненного (чаще всего союз обводят овалом).

Затем дается характеристика.

И в конце составляется схема.

Схема необходима при разборе: она лаконично иллюстрирует структуру предложения.

Итак, сначала надо подчеркнуть члены предложения. Начинаем с главных членов (лучше найти их во всех частях сразу, а затем обозначить союзы: это позволит оценить структуру предложения).

Подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое – двумя.

Сочинительные союзы надо обвести овалом.

Затем можно подчеркнуть второстепенные члены:

  • дополнение – пунктиром;
  • определение – волнистой линией;
  • обстоятельство – “точка-тире”.

Чтобы не ошибиться в определении того, каким членом предложения является то или иное слово, необходимо ставить вопрос от того слова, к которому оно относится.

При подробном разборе надо также определить и надписать части речи, которыми выражены члены предложения. При устном разборе обычно достаточно их назвать. Например, сказать: “Подлежащее ЗИМА выражено существительным”.

Если в предложении имеется определение, выраженное причастным оборотом, или обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, оборот подписывается полностью, слова внутри него не разбираются как части речи.

Затем мы даем характеристику (обычно она записывается после предложения в скобках), указывая

  • какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • какое оно по интонации (восклицательное или невосклицательное);
  • далее пишем “сложносочиненное”, иногда сразу же указывают количество частей.

Затем каждая из частей разбирается отдельно. Про каждую необходимо указать следующее:

  • односоставная или двусоставная (если односоставная, то вид);
  • распространенная или нераспространённая;
  • указать, если эта часть неполная;
  • указать, если эта часть осложнена.

То же самое делают для второй части и так далее.

Каждый раз речь идет только об одной части, а не обо всех; например, если в первой части имеется обращение, не надо упоминать об этом, характеризуя вторую часть.

Наконец, необходимо составить схему. Напомним, что все части сложносочиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а союз ставится между ними. При подробном разборе просят в скобках графически обозначать грамматическую основу: одна линия и две линии, или только одна, или только две, если часть односоставная; сами слова писать не надо.

Разберем предложение

“Михаил хотел посетить еще музей, расположенный на окраине города, но было поздно, и мы, к счастью, уговорили брата перенести экскурсию на другой день”.

Итак, сначала мы подчеркиваем грамматические основы и ищем союзы. Мы видим, что в предложении три грамматические основы (Михаил хотел посетить, было поздно, мы уговорили) и два сочинительных союза: но, и.

Подчеркиваем второстепенные члены. Надписываем части речи. Над обособленным определением, выраженным причастным оборотом, пишем просто “прич.об.”

Вот что у нас получилось.

сущ. глаг. част. сущ. прич.об. сущ. сущ. глаг. кат.сост. мест.

Михаил хотел посетить еще музей, расположенный на окраине города, но было поздно, и мы, к

глаг. сущ. глаг. сущ. мест. сущ.

счастью, уговорили брата перенести экскурсию на другой день.

Теперь даем характеристику.

(Повеств., невоскл., сложносочин. из трех частей; первая часть двусост., распростр., осложнена обособл. опред.; вторая часть односост., нераспр.; третья часть двусост., распростр., осложнена вводным словом).

Составляем схему.

[ ], но [ ], и [ ].

Не следует путать сложносочиненное предложение с предложениями с разными видами связи. Чтобы не ошибиться, надо найти союзы, связывающие части сложного, и убедиться, что они есть везде и они сочинительные.

При разборе сложносочиненного предложения необходимо подчеркнуть все члены предложения и надписать части речи. Характеристика дается сначала общая, а потом по каждой части по отдельности.

В конце составляется схема; скобки квадратные, союз между скобками.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 192.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sintaksicheskiy-razbor-slozhnosochinennogo-predlozheniya-primery.html

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

5 сложноподчиненных предложений с синтаксическим разбором. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

·                   Сегодня мы вспомним всё, что мы знаем о сложносочинённых предложениях.

·                   Будем выполнять синтаксический разбор сложносочинённых предложений.

·                   И узнаем, как выполняется пунктуационный разбор сложносочинённых предложений.

А что вообще такое сложносочинённое предложение? Мы помним, что это − сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией.

Сегодня я предлагаю изучать схему синтаксического разбора сложносочиненного предложения методом дедукции. Да-да, прямо как знаменитый сыщик. Наш путь изучения будет немного похож на пазл. А попутно мы будем повторять всю необходимую нам информацию.  

Для начала возьмем какое-нибудь предложение.

Прозвенел звонок, и урок начался.

Что нас заинтересует прежде всего? Конечно, самая общая информация: нужно же выяснить, какое перед нами предложение.

Значит, первое, что мы сделаем – это охарактеризуем всё сложное предложение. Назовем его вид по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Ведь именно с этих характеристик мы обычно и начинаем анализировать любое предложение.

Предложения бывают:

По цели высказывания − повествовательные, вопросительные, побудительные.

По эмоциональной окрашенности – восклицательные и невосклицательные.

И наше предложение повествовательное, потому что в нем рассказывается о событиях. И невосклицательное, потому что нет восклицания.

Какой бы еще элементарный вопрос задать? О, ведь наше предложение – сложное! Интересно было бы увидеть, из чего это сложное предложение состоит.

На втором этапе нашего разбора нужно обозначить предикативные части сложного предложения, выделить их основы.

Отметим первую часть и выделим в ней грамматическую основу: Прозвенел звонок. Отметим вторую часть и выделим грамматическую основу: Урок начался.

Но ведь части в сложном предложении должны чем-то соединяться.

Следующим нашим шагом будет определение типа связи между частями сложного предложения.

В зависимости от типа связи сложные предложения делятся на бессоюзные – в таком случае части в них связаны только интонацией. И союзные – части связаны союзами и интонацией. Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.  

Бывают также предложения с разными видами связи.

Мы видим, что в нашем предложении части соединяются союзом и и интонацией. Значит, связь союзная.

На схеме мы тоже обозначаем союз.

Но если мы обозначили союз, то сразу же возникает вопрос: а что это за союз? Теперь нам нужно определить его разновидность.

Союзы бывают соединительные – это союзы и, да в значении и, ни… ни, тоже, также.

Противительные – а, но,да в значении но, же, однако, зато, не только… но и.

И разделительные – или, либолибо, то… то,не то… не то, то ли… то ли.

Разумеется, союз и относится к соединительным. И это будет указано в нашем разборе.

А если союз соединительный, то какую функцию он выполняет? Ведь он наверняка служит для установления определенных отношений. Значит, нам нужно определить смысловые отношения между частями нашего сложносочинённого предложения.

 Соединительные союзы в сложносочинённом предложении выражают одновременность, последовательность, причину.

Противительные могут выражать сопоставление и противопоставление. А разделительные – взаимоисключение и чередование.

В нашем предложении одновременно прозвенел звонок и начался урок. Поэтому между частями возникают отношения одновременности.

Теперь, когда мы всё сказали о сложном предложении, осталось охарактеризовать его части. То есть, выполнить синтаксический разбор каждой части сложного предложения.

Характеристики наших частей будут похожи. Первое предложение – повествовательное, невосклицательное, нераспространённое и неосложненное. И второе предложение – повествовательное, невосклицательное, нераспространенное и неосложненное.

В обоих предложениях подлежащее выражено существительным, а сказуемое – глаголом.

Итак, части нашего пазла мы рассмотрели. Теперь нужно собрать картинку воедино.

Катя испекла пирог, а Вера заварила чай.

Пример письменного разбора:

Пример устного разбора:

Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа – Катя испекла, во втором – Вера заварила. Связь между предложениями союзная. Средство связи – противительный союз а. Смысловые отношения сопоставления. Следовательно, это предложение сложносочинённое.

Поговорим теперь о пунктуационном разборе сложносочиненных предложений.

А теперь охарактеризуем знаки препинания в нашем предложении Прозвенел звонок, и урок начался.

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением (Прозвенел звонок) и вторым (Урок начался) перед союзом и ставится запятая – знак разделения между простыми предложениями в сложносочинённом.

Посмотрите на образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения на примере предложения «Катя испекла пирог, а Вера заварила чай».

Образец письменного разбора:

Образец письменного разбора:

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением (Катя испекла пирог) и вторым (Вера заварила чай) перед союзом а ставится запятая – знак разделения между простыми предложениями в сложносочинённом.

Что же нам требуется запомнить?

А теперь подведём итоги. И для синтаксического, и для пунктуационного разбора сложносочиненного предложения нам нужно сделать следующее:

Первое – обозначить части сложносочиненного предложения.

Второе – подчеркнуть основы.

Третье – обозначить союз.

Четвертое – начертить схему предложения.

Для синтаксического разбора нам еще понадобится:

·                   Охарактеризовать всё сложносочинённое предложение

·                   Назвать тип связи.

·                   Обозначить союз и определить его разновидность.

·                   Обозначить отношения между частями.

·                   После этого выполнить разбор каждой части.

Для пунктуационного разбора нам нужно:

·                   Охарактеризовать знак в конце сложносочиненного предложения и назвать причину, по которой он там стоит.

·                   Охарактеризовать знак или знаки между частями сложносочиненного предложения. Назвать функцию каждого знака.

Источник: https://videouroki.net/video/15-sintaksichieskii-i-punktuatsionnyi-razbor-slozhnosochiniennykh-priedlozhienii.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий