3 4 государственные думы кратко. Законодательная деятельность III Государственной Думы

Третья государственная дума (1907-1912): общая характеристика и особенности деятельности

3 4 государственные думы кратко. Законодательная деятельность III Государственной Думы

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Третья государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и её состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 – октябристы и близкие им группы, 108 – кадеты и сочувствующие, 13 – трудовики и 20 социал-демократы. Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н.А.Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А.И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912-1917). Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XX век. М.: АСТ, 2001г. С. 126 – 127.3 июня 1907 г. одновременно с указом о роспуске Думы Второго созыва было опубликовано новое Положение о выборах в Думу (новый избирательный закон), согласно которому была созвана новая Дума. Роспуск Второй Государственной думы и издание нового избирательного закона вошли в историю под названием «Третьеиюньского переворота».Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом: он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905г. и Основных законов 1906г., согласно которым ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной думы. За решением созвать новую Думу стояла сложная борьба и колебания в «верхах», обусловленные страхом перед народом. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991. С. 25.Новый избирательный закон расширил права помещиков и крупной буржуазии, которые получили две трети общего числа выборщиков; рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Было резко сокращено представительство народов некоторых национальных окраин: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на две: первую составляли крупные собственники, вторую — мелкая буржуазия и городская интеллигенция. В Думе действовало около 30-ти комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Выборы членов комиссий производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.
дума государственный российский столыпинТабл.1. Численность фракций в Третьей Гос.думе (1907-1912гг)
ФракцииЧисло депутатовI сессияЧисло депутатовV сессия
Крайне правые (русские националисты)9175
Правые4951
Правые центристы (октябристы)148120
Прогрессисты2536
Кадеты5353
Польское коло1111
Мусульманская группа89
Польско-литовско-белорусская группа77
Трудовики1411
Социал-демократы913
Беспартийные2623

Сессии: 1-я – 1 ноября 1907 — 18 июня 1908 года; 2-я — 15 октября 1908 – 2 июня 1909 года; 3-я – 10 октября 1909 – 17 июня 1910 года; 4-я — 15 октября 1910 — 13 мая 1911 года; 5-я — 15 октября 1911 — 9 июня 1912 года.

Первая сессия Третьей Государственной думы прошла в атмосфере спокойной работы, взаимопонимания с правительством.

Отдельные попытки левых и кадетов разжечь конфликты по некоторым малозначительным поводам окончились неудачей, так как большинство не хотело конфронтации с властью.

Среди основных законопроектов, принятых Думой, были законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

После гибели Столыпина в 1911 г. начались разногласия между депутатами Государственной Думы. Ряд законопроектов был приостановлен. Многие высказывались за то, чтобы распустить Думу. Начался парламентский кризис, который продолжался целый год. Осенью 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной Думы.

В целом, III Государственную Думу можно смело назвать “Столыпинской”. Полностью зависимая от правительства, она конечно же не могла всецело отражать интересы народов России. Являясь “марионеткой” Столыпина она лишь создавала видимость демократического парламентаризма, действуя лишь в интересах императора, что естественно было выгодно царизму.

Однако, продолжительность ее полномочий говорит, что Россия не могла обойтись без парламента.

П.А. Столыпин, бывший предводитель дворянства и губернатор, претендент в российские Бисмарки, «новый человек», как его окрестила помещичье-буржуазная контрреволюция, подготовил себя к этой роли все своей предшествующей деятельностью. А.Я. Аверх. Царизм и третьеиюньская система. _ М.: Наука, 1966. С. 27.

Третья Государственная дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора Николая II, в июне 1912 г.

Источник: //studwood.ru/663963/pravo/tretya_gosudarstvennaya_duma_1907_1912_obschaya_harakteristika_osobennosti_deyatelnosti

Третья Государственная Дума 1 января 1907 – 1 января 1912

3 4 государственные думы кратко. Законодательная деятельность III Государственной Думы

«ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ»

Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона (с юридической точки зрения это означало государственный переворот). Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П.Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 означал завершение российской революции 1905–1907.

В Манифесте о роспуске Государственной Думы 3 июня 1907 сказано: «… Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства.

Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила неопреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступления и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий. Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия

Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти.

Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудил Нас указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907…»

Энциклопедия «Кругосвет»

//krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html?page=0,6#part-5

НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЫБОРОВ

Глава первая

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст. 1. Выборы в Государственную думу производятся:

1) по губерниям и областям, указанным в статьях 2-4 сего Положения, и

2) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Варшаве, Киеву, Лодзи, Одессе и Риге.

Ст. 2. Выборы в Государственную думу от губерний, управляемых по общему учреждению, а равно от губерний Тобольской и Томской, от области Войска Донского и от городов: С.-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и Риги производятся на основаниях, указанных в статьях 6 и следующих сего Положения.

Ст. 3. Выборы в Государственную думу от губерний и городов Царства Польского, от губерний Енисейской и Иркутской, а равно от православного населения Люблинской и Седлецкой губерний и от казаков Уральского казачьего войска, производится на основаниях, указанных в Положении о выборах в Государственную думу, изд. 1906 г. (Свода зак. т. I, ч. II).

Примечание: Отдельные выборы члена Государственной думы от города Иркутска не производятся. Лица, владевшие избирательным цензом по городу Иркутску, образуют общий съезд городских избирателей совместно с городскими избирателями Иркутского уезда; число выборщиков от съездов Иркутской губернии определяется приложенным к сей статье расписанием.

Ст. 4. Выборы в Государственную думу по областям и губерниям Кавказского края, по областям Амурской, Приморской и Забайкальской, а равно от русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, производятся на основании особых, приложенных у сего правил.

Ст. 5. Число членов Государственной думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.

Из «Положений о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года» (Именной высочайший указ правительствующему сенату от 3 июня 1907 г.)

//www.runivers.ru/doc/d2.php?SECTION_ID=6776&CENTER_ELEMENT_ID=147282&PORTAL_ID=7138

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТРЕТЬЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Из мемуаров П.Н. Милюкова

Первая русская революция закончилась государственным переворотом 3 июня 1907 года: изданием нового избирательного “закона”, который мы, кадеты, не хотели называть “законом”, а называли “положением”. Но провести логически это различие не было, однако, возможности: здесь не было грани.

Если гранью считать манифест 17 октября, то “положением”, а не “законом”, были уже, в сущности, “основные законы”, изданные перед самым созывом Первой Думы: это уже был первый “государственный переворот”. Тогда и теперь победили силы старого порядка: неограниченная монархия и поместное дворянство.

Тогда и теперь их победа была неполная, и борьба между старым, отживавшим правом и зародышами нового продолжалась и теперь, только к одной узде над народным представительством прибавлялась другая: классовой избирательный закон. Но и это было, опять, только перемирие, а не мир.

Настоящие победители шли гораздо дальше: они стремились к полной реставрации…

По положению 3 июня выборы оставались многостепенными, но количество выборщиков, посылавших депутатов в Государственную Думу на последней ступени, в губернских съездах было так распределено между различными социальными группами, чтобы дать перевес поместному дворянству.

Так, с прибавкой из городов, были проведены в Думу 154 октябриста (из 442). Чтобы составить свое большинство, правительство своим непосредственным влиянием выделило из правых группу в 70 человек “умеренно-правых”. Составилось неустойчивое большинство в 224.

К ним пришлось присоединить менее связанных “националистов” (26) и уже совсем необузданных черносотенцев (50).

Так создана была группа в 300 членов, готовых подчиняться велениям правительства и оправдывавших двойную кличку Третьей Думы: “барская” и “лакейская” Дума.

Как видим, большинство это было искусственно создано и далеко не однородно.

Если Гучков мог сказать, в первых же заседаниях Думы, что “тот государственный переворот, который совершен был нашим монархом, является установлением конституционного строя”, то его обязательный союзник Балашов, лидер “умеренно-правых”, тут же возразил: “Мы конституции не признаем и не подразумеваем под словами: “обновленный государственный строй”…

Не было, однако, в этой Думе единства и в рядах побежденных, – хотя бы в той степени, в какой, с грехом пополам, оно все же сохранялось в двух первых Думах. Там мы могли считать, что в борьбе с самодержавием была побеждена вся “прогрессивная” Россия.

Но теперь мы знали, что побежденных был не один, а двое. Если мы боролись против самодержавного права за конституционное право, то мы не могли не сознавать, что против нас стоял в этой борьбе еще один противник – революционное право.

И мы не могли, по убеждению и по совести, не считать, что самое слово “право” принадлежит нам одним. “Право” и “закон” теперь оставались нашей специальной целью борьбы, несмотря ни на что. “Революция” сошла со сцены, но – навсегда ли? Ее представители стояли тут же, рядом.

Могли ли мы считать их своими союзниками? Нашими союзниками, хотя бы и временными, они себя не считали. Их цели, их тактика были и оставались другие. После тяжелых уроков первых двух Дум с этим нельзя было не сообразоваться.

Я говорил, что уже во Второй Думе конституционно-демократическая партия совершенно эмансипировалась от тех отношений “дружбы-вражды”, которыми она считала себя связанной в Первой Думе. В Третьей Думе разъединение пошло еще дальше.

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА И ПРАВИТЕЛЬСТВО СТОЛЫПИНА

В I сессию было налажено в общем успешное взаимодействие правительства Столыпина и III Думы. Однако в отдельных случаях Дума не соглашалась с министрами. Между Столыпиным и октябристами появилась трещина из-за оппозиционных выступлений и аний последних.

В частности, в январе 1908 октябристы проали за желательность проекта о пересмотре бюджетных правил, в апреле – против бронирования штатов МПС и за обследование ж.д.

думской комиссией, в апреле – мае критиковали деятельность МВД (Гучков в газетном интервью заявил, что действия властей «носят все следы дореформенной эпохи»), в мае проали против военно-морской программы.

Начиная со II сессии (15.10.1908-2.6.1909) Столыпин совещался с депутатами не левее октябристов о рассматривавшихся в Думе проектах. Переизбираемая часть президиума Думы (в составе октябристов и националиста) был избран большинством от правых до кадетов. 20.10.

1908 Дума голосами всех фракций против октябристов решила рассматривать крестьянскую реформу (уже действующую на основании 87-й ст.

Основных законов) раньше преобразования местного суда (в результате этого решения и мировой войны оно было введено в действие лишь в 10 губ.).

Реформа крестьянского землевладения (после согласительной процедуры с Гос.

советом в 1910 стала законом) прошла правооктябристским, а ее наиболее радикальные положения (о признании перешедшими к подворному владению общин, не проводивших переделы 24 года (отклонено Советом по требованию Столыпина) и о замене общинной собственности личной (а не семейной)) – центристским большинством с польскими фракциями. Были изданы законы о повышении содержания офицерам (против крайне левых), усилении наказаний за конокрадство (по инициативе крестьянской группы, против части левых), создании Камчатской обл. и Сахалинского губернаторства, а также Саратовского ун-та (против части правых) и школьно-строительного фонда (против части правых или единогласно). В конце 1908 были внесены в Думу проекты волостного и поселкового самоуправления. Столыпин планировал форсировать проведение первого, но фактически отказался от этих планов.

При рассмотрении проектов о смене исповедания, старообрядческих общинах и отмене ограничений для снявших духовных сан (внесены МВД, против последнего возражал тов. обер-прокурора Синода А.П. Рогович) октябристы восстановили положения, от которых правительство отказалось под давлением Синода.

Проекты по этим вопросам были приняты левооктябристским большинством (всеми фракциями от октябристов до эсдеков), также как и проект о введении условного осуждения (при воздержании эсдеков с частью национально-правого крыла). Впоследствии они были формально или фактически отклонены Гос. советом (см. конфессиональные вопросы). Столыпин в качестве министра вн.

дел взял обратно для получения заключения Синода проект об отношениях гос-ва к различным исповеданиям…

Политические позиции Столыпина за время сессии значительно ослабли. В феврале 1909 В.М. Пуришкевич заявил об оппозиции правых правительству как выступающему за конституционный строй. Весной Столыпин потерпел тяжелое политическое поражение в деле о Морского генштаба штатах, после чего стал постепенно отказываться от реформаторских планов (в частности, в вероисповедном и волостном вопросах).

В правительственной политике стали усиливаться консервативные черты. В мае 1909 был внесен проект создания Холмской губ. (см. Холмский вопрос), хотя раньше его предполагалось приурочить к введению в Польше самоуправления. Столыпин поддержал предложение правой группы Гос.

совета о введении выборов в Совет от западных губерний от национальных курий, но отказался от него под давлением октябристов…

После досрочной отставки пред. Хомякова Столыпин 4.3.1910 обратился к пред. ЦК и фракции союза 17 октября А.И. Гучкову с письмом следующего содержания: «Хотел Вам сказать, что председателем Государственной думы для пользы дела должен быть Ал[ександр] Ив[анович] Гучков».

Он также был избран центристским большинством (голосами октябристов, националистов и прогрессистов против правых при воздержании кадетов и уклонении от выборов трудовиков и эсдеков). В своей вступительной речи Гучков выступил за укрепление конституционной монархии и потребовал проведения различных реформ.

Он заявил: «Мы часто жалуемся на различные внешние препятствия, тормозящие нашу работу или искажающие ее конечные результаты… С ними нам приходится считаться, а может, придется и сосчитаться». В виду имелся Гос. совет. Очевидно, Гучков получил от Столыпина обещание путем новых назначений или иным способом добиться от Гос.

совета одобрения думских реформ: трудно предположить, что Гучков рассчитывал сам добиться от Николая II давления на верхнюю палату или блефовал.

Основным законодательным итогом сессии стала одобрение октябристско-кадетским большинством (с частью националистов) реформы местного суда, предусматривавшей упразднение волостных судов, лишение земских начальников судебной власти и восстановление выборного мирового суда.

Правооктябристским большинством был издан закон о праве законодательных палат империи издавать по важным вопросам законы, распространяющиеся на Финляндию.

Были одобрены проекты о землеустройстве (развивал крестьянскую реформу, принят правоцентристским большинством, после согласительной процедуры с Гос.

советом в 1911 стал законом), и создании западного земства (правоцентристским большинством без части правых и октябристов, отдельные положения – октябристско-кадетским большинством). При рассмотрении этих проектов единство октябристов, националистов и правительства в общем сохранялось…

Конституционный кризис 1911 привел к фактическому разрыву Думы со Столыпиным (в т.ч.

к отставке Гучкова), расколу русской национальной фракции (единственной продолжавшей поддерживать правительство), а также к ухудшению отношений октябристов и националистов.

С этого времени координация действий думского большинства и правительства окончательно прекращается. При рассмотрении бюджета МВД оратор фракции союза 17 октября С.И. Шидловский резко критиковал правительственную политику.

Источник: //histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/trietia-gosudarstviennaia-duma

Законодательная деятельность III Государственной Думы – Российская Империя – история государства Российского

3 4 государственные думы кратко. Законодательная деятельность III Государственной Думы

III Государственная Дума оказалась единственной из дореволюционных созывов высшего народного представительства, проработавшей весь отпущенный ей пятилетний срок и в относительно нормальных условиях. Именно начиная с III Думы, можно говорить о Государственной Думе как о действенном органе законодательной власти.

За 5 лет своего существования III Дума проделала огромную работу: было рассмотрено более 2,5 тысяч правительственных законопроектов, разработано 205 собственных законодательных предположений, составлено и обсуждено 157 запросов правительству и т.д. Правда, подавляющую часть рассмотренных законопроектов составляли мелкие, несущественные запросы ведомств, касавшиеся главным образом штатов и бюджетов отдельных учреждений. Но вместе с тем Дума приняла и ряд важных законов, существенным образом повлиявших на весь ход социально-экономического и политического развития страны. Важным достижением Думы третьего созыва стала нормализация бюджетного процесса. Россия получила утверждаемую по закону роспись доходов и расходов. Бюджетные права Думы были утверждены Николаем II 6 марта 1906 года. Право это было не безусловное, так как значительная часть государственного бюджета была “забронирована” от обсуждения народным представительством. Все попытки депутатов добиться пересмотра правил 6 марта 1906 года, ограничивавших бюджетные права Думы, оказались безуспешными. Одним из важнейших итогов работы III Думы стало принятие закона о местном суде, для принятия которого в трех чтениях потребовалось 22 заседания. Сфера социального законодательства III Думы была достаточно узка. Однако принятые ею законы имели весьма существенные последствия. Прежде всего, следует отметить законодательство о крестьянском землевладении и землепользовании (законы 14 июня 1910 года и 29 мая 1911 года). Правительство решительно отвергло любые попытки покушения на частновладельческие земли и предложило решение аграрного вопроса на путях интенсификации сельскохозяйственного производства и, прежде всего, – крестьянского хозяйства. Проекты, внесенные П.А.Столыпиным и А.В.Кривошеиным, главноуправляющим ведомством землеустройства и земледелия, предусматривали создание частного крестьянского землевладения и насаждение индивидуальных крестьянских хозяйств (отрубов и хуторов) путем поощрения выхода крестьян из общины и даже некоторого административного давления на них в этом плане. И, наконец, важным итогом деятельности III Думы в социальной сфере стали страховые законы по обеспечению рабочих в случаях травматизма и болезней, изданные 23 июля 1912 года. Представляя на обсуждение законопроект о страховании рабочих от несчастных случаев, в ходе которого затронут был фактически весь круг необходимого рабочего законодательства, председатель комиссии барон Е.Е.Тизенгаузен отметил “первостепенное экономическое, общественное и государственное значение” решения рабочего вопроса. Среди вопросов, вызвавших ожесточенные споры, оказался вопрос о сущности государственного строя России после издания Манифеста 17 октября и принятия новой редакции Основных законов. Почву для различных толкований сущности государственного устройства России давала противоречивость и нечеткость формулировок ряда важных статей Основных законов, которые должны были определять характер взаимоотношений верховной, распорядительной и законодательной властей. Из серии законопроектов в области осуществления гражданских и политических свобод, провозглашенных Манифестом 17 октября, – свободы слова, совести, печати, союзов и собраний, неприкосновенности личности, – именно последний породил наиболее острые прения. Проект этот был внесен правительством еще во II Думу, и для его обсуждения была создана специальная комиссия, которой руководили правые. Обсуждение проекта показало, каково было состояние прав человека в России, какое важное значение имеет оно для всех сфер жизни страны, в том числе для развития экономики, но законопроект так и не вышел из стадии обсуждения. Еще один важнейший пакет законопроектов – вероисповедальных, призванных реализовать принципы свободы совести, обещанных Манифестом 17 октября 1905 года, так и не вышел за пределы народного представительства. Законопроект, касающийся тех, кто добровольно сложил с себя сан, не стал законом, т.к. Николай II отказался его подписать (единственный случай за время работы III Думы). Внесенный Министерством внутренних дел законопроект о волостном управлении обсуждался депутатами долго и тщательно. Однако принятый Думой законопроект так и не прошел через Государственный Совет за время существования Думы третьего созыва. Государственная Дума третьего созыва приняла ряд законопроектов, которые не стали законами, но показали нацеленность народного представительства на реформы: об изменении и дополнении некоторых статей Уставов об акцизных сборах, о введении всеобщего начального образования в России. Некоторые законодательные инициативы самой Думы были явными политическими жестами отдельных партий. Несмотря на броские названия и радикальное содержание, эти законопроекты не имели шансов стать законами.

Третья Дума завершила долгий процесс разработки и принятия важнейших актов, регламентирующих ее деятельность. Прежде всего, это Наказ Государственной Думы, который начал действовать с 9 октября 1909 года. Кроме Наказа Дума приняла положение о собственной канцелярии.

Электронная книга “ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ” Стенограммы заседаний и другие документы; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания “Кодекс”; ООО “Агора АйТи”; Базы данных компании “Консультант Плюс”;

ООО “НПП “Гарант-Сервис”.

Источник: //www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/gosudarstvennaya-duma-ri/gduma-ri-3-sozyva/40-zakonodatelnaya-deyatelnost-iii-gosudarstvennoj-dumy.html

Деятельность I-IV Государственных дум

3 4 государственные думы кратко. Законодательная деятельность III Государственной Думы

Парламентаризм – тип государственного устройства, при котором в структуре органов власти учреждается постоянно действующий, избираемый населением парламент, принимающий законы.

По сравнению со странами Западной Европы (в Англии в 1265 г., во Франции в 1302 г.) в России парламент появился очень поздно, и лишь под давлением революции 1905-1907 гг. 17 октября 1905 г.

Николай II подписал манифест, в котором обещал созвать законодательную Государственную думу.

Открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Выборы в нее были не всеобщими.

Избирательного права были лишены женщины, солдаты, матросы, учащиеся, батраки.

Каждое сословие имело свои нормы представительства: голос 1 помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков.

Выборы были не прямые: для крестьян – четырехступенчатые, для рабочих – трехступенчатые, для дворян и буржуазии – двухступенчатые. Был введен возрастной ценз (25 лет), а для горожан – еще и высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии.

Депутаты Государственной думы избирались на 5 лет. Дума созывалась указами царя. Фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой, был преобразован Госсовет. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответственно только перед ним.

Император мог распустить Думу и назначить новые выборы. Тем не менее, некоторое ограничение самодержавия было достигнуто, так как Государственная дума получила право законодательной инициативы, новые законы не могли быть приняты без ее участия.

Дума обладала правом направлять правительству запросы, выражать ему свое недоверие и утверждать государственный бюджет.

Среди депутатов I Государственной думы было 34% кадетов, 23% трудовиков (фракция, близкая к эсерам и выражавшая интересы крестьянства), 14% октябристов, 4% меньшевиков. Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали.

Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев. Намерения депутатов оказались слишком радикальными, поэтому 9 июля 1906 г. I Государственная дума, проработав 72 дня, была распущена Николаем II.

II Государственная дума (20 февраля – 3 июня 1907 г.) оказалась еще левее (оппозиционнее), чем первая. Из 542 депутатов 222 (43%) принадлежало к революционным партиям (социал-демократам, эсерам, трудовикам и др.). Представительство кадетов сократилось до 19%.

Больше стало правых (консерваторов) – в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Вторая Дума успела проработать только 102 дня и тоже была распущена. 3 июня 1907 г.

одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной думы был опубликован новый избирательный закон, предоставивший преимущества на выборах помещикам и крупной буржуазии.

III Государственная дума (1907-1912), избранная на основе нового закона, оказалась намного консервативнее предшествующих, а потому проработала весь отведенный ей срок.

По новому закону о выборах один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 – мелкой городской буржуазии, 260 – крестьян и 543 – рабочих. Число депутатов от национальных районов сократилось втрое. Избирательного права были лишены 8 млн.

жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Состав III Государственной думы оказался следующим:

– правые – черносотенцы (32%);

– центр – октябристы (33%);

– левые – кадеты (12%), социал-демократы (4%), трудовики (3%) и национальные партии (6%).

Ни одна из фракций не получила большинства. Результаты ания зависели от того, куда качнется «центр». Если вправо, то образовывалось «правооктябристское» большинство, поддерживавшее правительство. Если влево, то создавалось «кадетско-октябристское» большинство, готовое к реформам либерально-демократического характера.

Так сложился механизм «октябристского маятника», позволявшего правительству проводить нужную ему линию, лавируя между «правыми» и «левыми», то усиливая репрессии, то проводя реформы. В целом III Государственная дума была угодливой и преданной самодержавию. Председателями Думы были октябристы: Н.А. Хомяков (1907-1910); А.И. Гучков (1910-1911); М.

В. Родзянко (1911-1912).

Выборы в IV Государственную думу (1912-1917) незначительно изменили ее состав. Были сохранены два большинства – правооктябристское и октябристско-кадетское.

В это же время оформилась новая партия – прогрессистов, которая выступала за конституционно-монархический строй, расширение прав Государственной думы и ответственность министров перед ней.

Появление этой партии было шагом к объединению всех либеральных сил страны. Председателем Думы стал октябрист М.В. Родзянко.

В августе 1915 г. на собрании Государственной думы был создан Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть представителей национальных партий. Фактическим руководителем этого блока стал П.Н. Милюков. В условиях нарастающего общенационального кризиса в 1916 г. был поставлен вопрос о полной ответственности министров перед Думой.

В феврале 1917 г. активизировались революционные выступления. Государственная дума потребовала отставки бездарных министров, создания «правительства доверия». 26 февраля после разгона демонстрации царское правительство объявило о роспуске Думы. Но уже утром 27 февраля царское правительство было низложено, революция победила.

27 февраля был образован Временный комитет членов Государственной думы. Совместно с Петроградским Советом 2 марта 1917 г. он сформировал Временное правительство, в которое вошло несколько депутатов. 6 октября 1917 г.

в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание Временное правительство приняло решение о роспуске Думы, но окончательно она была упразднена декретом Совнаркома от 18 декабря 1917 г. Эпоха парламентаризма закончилась.

Предыдущая42434445464748495051525354555657Следующая

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 4380; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: //helpiks.org/5-77140.html

Партийный состав 1-4 государственных дум – Школьная История

3 4 государственные думы кратко. Законодательная деятельность III Государственной Думы

02.06.2019

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы – 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18.

Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами.

Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду.

Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г.

глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) – открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) – 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. – изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы:

1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос: о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой.

Вывод: третьеиюньская система – второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) – председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник:

I – IV Государственные Думы России – Мои статьи – Каталог статей – Персональный сайт Риттера В.Я

ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское
законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 27 апреля по 8 июля 1906 (просуществовала
72 дня).

Государственная дума была учреждена царским Манифестом 17 октября1905, который определил функции Думы как совещательную и надзорную: никакойзакон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой;депутатам Госдумы органами исполнительной власти должна была быть обеспечена

возможность действительного участия в надзоре за исполнением законодательства.

Состав Думы. Всего избрано 499
депутатов.

На выборах в Первую Государственную думу убедительную победуодержали кадеты (170 депутатов = 34%), кроме них, в состав думы вошли 100представителей крестьянства (трудовиков = 23%), 15 социал-демократов(меньшевиков = 4%), 70 автономистов (представителей национальных окраин), 30умеренных и правых (правых представляли октябристы = 14%) и 100 беспартийныхдепутатов. Большевики бойкотировали выборы в Думу, считая единственноправильным направлением развития революционный путь. Поэтому никакихкомпромиссов у большевиков с первым парламентом в истории России быть не могло.

Черносотенцы в Думу не прошли.

Торжественноеоткрытие заседания Думы состоялось 27 апреля в Тронном зале Зимнего дворца в Петербурге.

Председателем Думы был избран один из
лидеров кадетов профессор Московского университета, правовед С. А. Муромцев
.

Дума
предложила программу демократизации России.

Она предусматривала: введениеответственности министров перед Думой; гарантию всех гражданских свобод;установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы;удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни иполную политическую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило

его противостояние с Думой.

Центральнымвопросом на заседаниях Первой думы стал аграрный вопрос. Были выдвинуты три

проекта: 1) от партии кадетов (записка
42-х) 8 марта 1906 г.

—  Создание «государственного земельного

фонда» из казённых, монастырских, удельных и части помещичьих земель.

Однакокадеты рекомендовали не трогать рентабельные помещичьи хозяйства. Изымаемуючасть помещичьих земель они предлагали выкупать у владельцев «по справедливой

оценке» за счёт государства.

Кадеты предлагали отчуждать в принудительномпорядке те помещичьи земли, которые обрабатывались на основеполукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальнуюаренду. Кроме того по их проекту подлежали отчуждению государственные

(казённые), кабинетные и монастырские земли.

Вся земля переходила вгосударственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею направах частной собственности. Земельные комитеты, по мнению кадетов, должнысостоять на 1/3 из крестьян, на 1/3 из помещиков и на 1/3 – из представителей

власти; 2) от трудовиков (Проект 104-х)
19 мая 1906 г.

— а) Создание общенародного земельного фонда из казённых, монастырских,удельных и отчуждаемых всех частновладельческих земель, превышающих трудовуюнорму. Трудовики допускали выкуп, хотя некоторые из них считали, что земля

должна перейти крестьянам бесплатно.

Вреальности функции Думы были очень ограничены, только царь мог утверждатьзаконы, только он обладал правом в любой момент распустить думу, что и сделал,обосновав свое решение с помощью обтекаемой формулировки «за уклонение в

вопросы, не входящие в компетенцию Думы».

     После роспуска Первой Государственной Думы182 депутата выехали в Выборг и обратились к народу с «выборгским воззванием»:«Ни копейки в казну, ни одного солдата в армию пока не будет восстановленаработа Думы!». После возвращения из Финляндии в Россию каждый из подписавшихвоззвание получил по 3 месяца тюрьмы и лишился права когда-либо быть куда-либо

избранным.

ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское
законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 20 февраля по 2 июня 1907 (102 дня).

Всостав Второй Госдумы вошли: Всего 518 депутатов. 104 трудовика, 98 кадетов ( =19%), 65 социал-демократов, 37 эсеров, 22 монархиста (= 10%), 32 октябриста иумеренных депутатов, 76 автономистов, 17 казаков, 16 энесов (народных

социалистов), 50 беспартийных. Председателем
был избран один из лидеров кадетов, Ф. А. Головин.

В Думебыл образован Левый блок (трудовики + эсеры + социал-демократы), составивший

222 депутатских места (43% от всех мест в думе).

Каки в Первой Государственной думе, центральным вопросом Второй Госдумы былаграрный вопрос. Кадеты, обоснованно опасаясь очередного роспуска Думы,пытались блокироваться с трудовиками и автономистами. Свои же требования по

принудительному отчуждению помещичьих земель они свели до минимума.

Ониотказались от своего требования создать государственный земельный фонд. Онипредлагали выкупить часть земли у помещиков и передать её крестьянам, поделиврасходы между ними и государством (повторение выкупов земли как при

освобождении крестьян от крепостной зависимости).

Эсеры по-прежнему выступализа социализацию земли, социал-демократы, среди которых были и большевики, — заее национализацию. Потребовали полной конфискации помещичьих земель и создания

местных комитетов для её распределения между крестьянами.

Трудовики вновьвыдвинули проект безвозмездного отчуждения всех частновладельческих земель ираспределения их по «трудовой норме». Вторая дума, повторяя судьбу первой,неизбежно приближалась к собственному роспуску. Предлогом для разгона Думыстало сфабрикованное обвинение социал-демократической фракции в военном

заговоре.

Роспуск Думы 3 июня 1907 и издание нового избирательного закона,значительно урезавшего права граждан, вошел в историю под названием

«Третьеиюньского переворота».

   Обвиняя социал-демократов в подготовкегосударственного переворота, на самом деле, правительство осуществилопереворот. Опубликование нового избирательного закона 3 июня 1907 г. явилось прямымнарушением статьи 86 «Основных законов Российской империи», по которой никакойновый закон не мог быть принят без одобрения Государственным советом и

Государственной думой.

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское
законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912
(единственная Дума, проработавшая полный пятилетний срок).

Дляпроведения реформ правительству П. А. Столыпина была необходима более правая

Дума.

По новому избирательному закону от 3 июня 1907 значительно урезалисьправа целых категорий граждан: число представителей от крестьянства сокращалосьв 2 раза, от рабочих — в 2,5 раза, от Польши и Кавказа — в 3 раза, народыСибири и Средней Азии вообще потеряли право голоса в Думе. Помещики, напротив,значительно расширили свои права, по новому закону голос помещика приравнивался

к голосам четырех крупных предпринимателей, 260 крестьян, 543 рабочих.

Всостав Третьей думы вошли: 136 октябристов (=33%), 90 националистов, 53 кадета(= 12%), 51 монархист , 39 мирнообновленцев и прогрессистов, 26 депутатов отнациональных групп, 19 социал-демократов (= 4,2 %), 15 беспартийных, 13трудовиков (= 3%). Третья дума оказалась долгожителем: она просуществовала пять

лет — весь отведенный ей срок.

Источник: //dmitrschool04.ru/drugoe/partijnyj-sostav-1-4-gosudarstvennyh-dum.html

Деятельность III Государственной Думы (1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г.)

3 4 государственные думы кратко. Законодательная деятельность III Государственной Думы

Деятельность II Государственной думы (20 февраля – 3 июня 1907 г.).

Выборы во II Думу проходили в начале 1907 г. на основе старого избирательного закона, поэтому ситуация во II Государственной думе в общих чертах напомнила ситуацию в I Государственной думе.

В Думу было избрано 518 депутатов, из них: 223 принадлежали к левым партиям: 66 социал-демократов, 37 эсеров, 104 трудовика, 16 народных социалистов. Остальные места распределились следующим образом: 99 мест получили кадеты, 44 – октябристы. 10 – крайне правые. Председателем II Государственной думы был избран земский деятель, кадет Ф.А. Головин. Эта Дума проработала 102 дня.

II Дума начала работу в феврале 1907 г. По-прежнему аграрный вопрос оставался центральным. Свой аграрный законопроект трудовики сохранили в старом виде. Кадеты теперь считали, что меньшее количество помещичьей земли должно перейти к крестьянам.

Если по их проекту в I Думе за землю помещиков должно было платить государство, то по проекту во II Думе половину расходов должны были возместить крестьяне. Конфронтация между Думой и правительством продолжала сохраняться. Тогда правительство повело наступление на Думу. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы премьер-министр П.А.

Столыпин выступил с заявлением, что в его распоряжении имеются документы о причастности ряда депутатов социал-демократической фракции к антиправительственному заговору. Премьер-министр потребовал от Думы лишить депутатской неприкосновенности и привлечь к следствию 65 депутатов этой фракции, а для 16 из них дать санкцию на немедленный арест.

Фракция кадетов предложила срочно создать специальную думскую комиссию для выяснения этого вопроса. Не дожидаясь решения думской комиссии в ночь на 3 июня 1907 г. власти арестовали 16 депутатов социал-демократической фракции. Они были преданы суду, признаны виновными. Часть из них была приговорена к каторжным работам, другие – к ссылке на поселение.

Документы о причастности социал-демократов к антиправительственному заговору позже оказались сфабрикованной охранным отделением фальшивкой.

3 июня 1907 г. был опубликован Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении системы выборов. События 3 июня 1907 г. были названы «третьеиюньским государственным переворотом», так как был нарушен Манифест 17 октября 1905 г., согласно которому новый закон не мог последовать без одобрения Думы.

Деятельность III Государственной думы связана с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина. Именно он создал такой механизм выборов, благодаря которому основные политические силы получили примерно равное количество , и III Государственная дума проработала весь положенный ей срок, принимая решения не в угоду отдельных группировок, а во благо всего общества.

По новому избирательному закону право участвовать в выборах получило не более 15 % населения, при этом количество выборщиков от крестьян сокращалось вдвое, а от помещиков и крупной буржуазии – увеличивалось. Отныне 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 – городской мелкой буржуазии, 260 крестьян и 543 – рабочих.

Было резко сокращено представительство национальных окраин (от Кавказа – 10 вместо 29, от Польши – 14 вместо 37). Сокращалось общее число депутатов Думы с 524 до 442. Правые (черносотенцы) получили 144 депутатских места, центр (октябристы) – 148 , левые (кадеты, социал-демократы, трудовики, националисты) – 150 мест.

В III Государственной думе в центре оказалась фракция октябристов: её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений.

При ании проправительственных проектов фракция октябристов ала вместе с фракциями правых и националистов, а при ании проектов реформ буржуазного характера октябристы блокировались с кадетами и примыкавшими к ним фракциям. Так в III Государственной думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству П.А.

Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми. Председателями III Государственной думы были: Н.А. Хомяков (до марта 1910 г.), А.И. Гучков (март 1910 – март 1911 г.), М.В. Родзянко (март 1911 г. – 9 июня 1912 г. – до конца полномочий).

Время работы III Думы представляло собой период поисков компромисса между правительством и депутатами, между традиционными методами управления и новыми условиями политической жизни. За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Они затрагивали различные стороны экономической и общественной жизни государства, но главным вопросом по-прежнему оставался аграрный.

Значительное внимание депутаты Думы уделяли рабочему и национальному вопросам, подробно обсуждалась политика правительства при ежегодном рассмотрении государственного бюджета. Страна узнавала о работе Думы из газет и журналов, в которых печатались стенографические отчеты. Депутаты вносили запросы правительству по поводу каких-либо чрезвычайных происшествиях.

В таком случае тот или иной министр обязан был явиться в Думу и ответить на запрос. Публикация запроса и ответа на него в печати давала возможность читателям понять, насколько законны и выгодны были действия администрации. Широкую известность прибрели имена тех депутатов, которые чаще других поднимались на думскую трибуну.

Дума утверждала государственный бюджет, но важнейшие рычаги власти по-прежнему оставались в руках царя.

III Государственная дума завершила свою работу в 1912 г. В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу по старому избирательному закону.

В Думу были избраны 438 депутатов: правые получили 184 голоса, центр (октябристы) -99 , левые (кадеты, националисты, прогрессисты и др.) – 155 . Партийный состав Думы почти не изменился, но она стала «левее» по занимаемой позиции при решении большинства вопросов.

Председателем IV Государственной думы стал М.В. Родзянко. Он занимал этот пост в течение всего срока её работы.

Вступление России в первую мировую войну вызвало большой патриотический подъём, и оппозиционные настроения в Думе несколько поутихли. Все партии, кроме большевиков, поддержали правительство. Но поражения России на фронтах первой мировой войны, стачки рабочих, выступления крестьян вызвали новое оживление оппозиционных настроений.

Дума постепенно превращалось в фактор внутриполитической нестабильности в России. Политика правительства стала подвергаться критике как слева, так и справа. Правые требовали от властей ужесточения репрессий, применения телесных наказаний, введения в стране чрезвычайного положения; левые – немедленного решения аграрного вопроса, рабочего, национального.

В 1915 г. часть депутатов Государственной думы (кадеты, октябристы, представители националистических партий) и Государственного совета образовали Прогрессивный блок. Они требовали от царя создания правительства, обладающего доверием общества и ответственностью перед Думой.

Недоверие и подозрительность все больше определяли отношения между правительством, царем и Думой. Ситуация в отношениях царя и Думы усугублялась также тем, что в это время определённым влиянием на царскую семью пользовался «старец» Г.Е. Распутин, имевший в обществе репутацию пьяницы, распутника, финансового махинатора.

В обществе упорно распространялись слухи, что Россией правит малограмотный мужик вместе с немкой-царицей. Авторитет царя, монархии в обществе падал.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: //studopedia.ru/1_36677_deyatelnost-III-gosudarstvennoy-dumi--noyabrya-----iyunya--g.html

Мед-Центр Здоровье
Добавить комментарий